Д. Жертвенник на восточной стороне Иордана (Гл. 22)
22:1−9 Когда закончился раздел земли на западной стороне реки Иордан, Иисус Навин позволил коленам Рувима, Гада, и половине колена Манассии вернуться на свою территорию на восточной стороне Иордана согласно первоначальной договоренности. Он также сказал им забрать с собой свою часть добычи, приобретенной в тех сражениях, в которых они участвовали.
Прошло уже более семи лет с тех пор, как они оставили своих любимых для того, чтобы сражаться с Хананеями. Они стойко переносили боевые тяжести, пока не завладели землей. Мы также призваны своим Главнокомандующим переносить трудности и подвизаться добрым подвигом веры, чтобы приблизить Царство Божье на земле (1Тим 6:12; 2Тим 2:3).
Приносить такого рода жертву не легко, но она является важной составляющей жизни, которая угодна Богу. Люди с горячим рвением в наши дни востребованы на поле сражения.
«Нужно ли мне уноситься в небеса на цветочном ложе легкой жизни, Пока другие сражались за награду, и плыли через море крови? Конечно, я должен сражаться, если хочу править; придай мне храбрости, Господь;
Я перенесу все трудности, вытерплю боль, с поддержкой Твоего Слова». Исаак Ваттс
22:10−11 По дороге домой эти мужчины решили установить жертвенник на берегу реки Иордан. Услышав об этом, другие девять с половиной колен пришли в негодование. Они боялись, что этот жертвенник будет соперничать с тем, что был установлен в Силоме. Они также боялись того, что он в будущем превратится в идолопоклоннический жертвенник, и что Бог накажет за это всю нацию.
22:12−20 До провозглашения войны коленам на восточной стороне Иордана, Израильтяне направили им делегацию, чтобы с ними побеседовать и предложить им землю на западной стороне Иордана, если они посчитают свою собственную территорию нечистой (ст. 19).
Разговаривая с людьми, соорудившими жертвенник, Финеес и другие вспоминают, как Израиль пострадал из-за греха в Фегоре (ст. 17; см. также Чис 25) и пригрешения Ахана (ст. 20; см. также гл. 7).
Они воспринимали этот жертвенник как еще одну угрозу их благосостоянию; что и вызвало такую острую реакцию с их стороны. Они, как нация узнали, что грех оскверняет весь лагерь, и что Бог возлагает на весь народ ответственность за поведение отдельных личностей.
22:21−29 Затем мужи Рувима, Гада и половины колена Манассии поясняют, что это не был жертвенник для всесожжений. Это просто был памятный жертвенник в свидетельство будущим поколениям о том, что колена по восточную сторону Иордана являлись на самом деле частью Израильской нации.
22:30−34 Остальные колена были удовлетворены таким объяснением, и войны удалось избежать. Восточные племена назвали этот жертвенник «Свидетель» в ознаменование того, что он был свидетельством среди колен по обе стороны Иордана того, что Господь — истинный Бог.
комментарии МакДональда на книгу Иисуса Навина, 22 глава