15:1−12 Границы Иуды описаны в стихах 1−12. В наше время очертить их с точностью не представляется возможным. В связи с этим у многих может возникнуть вопрос, зачем все эти подробности изложены в Библии. Ответ конечно же состоит в том, что все эти подробности представляются важными в глазах Бога. Они богодухновенны и полезны, полны ценных духовных уроков.
15:13−20 В 14 стихе записан захват Халевом Хеврона. Он предложил свою дочь Ахсу любому, кто захватит Кириаф-Сефер (Давир) (ст. 16). Племянник Халева, Гофониил, захватил город и получил невесту (ст. 17). Позже он стал первым судьей Израиля (Суд 3:9). Ахса убедила Гофониила попросить у ее отца поле (ст. 18). Ее слова «ты дал мне землю полуденную» свидетельствуют о том, что Гофониил это сделал и получил поле. Затем Ахса попросила верхние и нижние источники, чтобы поливать эту землю.
Некоторые города, такие как Давир и Хеврон, пришлось завоевывать несколько раз из-за партизанского противостояния Хананеев (см. пояснения к 10 главе). Также стоит заострить внимание на том, что существовало несколько городов с одинаковым названием (напр.,
Давир).
15:21−63 Города, расположенные на территории Иуды, перечислены в стихах 21−63. Некоторые из этих городов должны быть нам знакомы из нашего изучения патриархов: Хеврон (ст. 54) (также называемый Кириаф-Арба и Мамре) был известен Аврааму, Исааку и Иакову (Быт 13:18; Быт 35:27), и они все были там захоронены (Быт 23:17−20). Вероятно поэтому он был так дорог Халеву, обладавшему духовной проницательностью. Вирсавия (ст. 28) означает «колодец клятвы», патриархи проводили много времени в этом городе. Это было место обновления, восстановления и отдыха (Быт 21:31; Быт 26:33; Быт 46:1). Иерусалим (ст. 63) удерживался Иевусеями. Только во время правления Давида их наконец-то вытеснили из Иерусалима (2Цар 5:6−7).
Эти города стали для Иуды богатым наследием и послужили мощным стимулом к укреплению их веры. Бог Авраама, Исаака и Иакова находился среди их детей для того, чтобы исполнить Свое давнее обетование.
Пересчитав города, перечисленные в стихах 21−32, мы обнаружим, что там их тридцать восемь, хотя в 32-м стихе говорится, что их только двадцать девять. Девять из этих городов принадлежали Симеону, чей удел находился внутри границ Иуды (19:1−9). Поэтому остается двадцать девять городов, которые принадлежали Иуде. Подобная проблема с числами встречается в стихах 33−36, где перечислено пятнадцать городов, но возможно Гедера и Гедерофаим — это названия одного и того же города, таким образом в общем получается четырнадцать городов, упомянутых в стихе 36.
Обратите особое внимание на последний стих. Верхняя часть города, гора Сион, не была занята до времени правления Давида. Нижняя часть города Иерусалим, была занята Иудой (Суд 1:8), а впоследствии захвачена Иевусеями (Суд 1:21). Упоминается, что Иерусалим принадлежал как Вениамину (18:28), так и Иуде; он находился на границе, разделявшей эти два колена.
комментарии МакДональда на книгу Иисуса Навина, 15 глава