6:1 Здесь содержится прекрасное замечание о том, как христиане должны относиться к согрешающим верующим. Конечно, это резко противоречит закону, который призывал на преступника осуждение. Впасть в какое согрешение — это скорее единожды совершить грех, а не грешить постоянно. С таким человеком должны иметь дело духовные христиане. Плотский христианин своим жестким, холодным отношением может принести больше вреда, чем пользы. Да и грешник едва ли примет увещание от того, кто сам не имеет общения с Господом. Этот стих поднимает интересный вопрос. Если человек истинно духовен, признает ли он это? Ведь истинно духовные люди лучше всех понимают свои недостатки. Кто же тогда будет заниматься восстановлением, если это дело причисляет человека к духовным? Не будет ли это свидетельствовать о недостатке скромности? Ответ таков: истинно духовный человек никогда не будет хвалиться своим состоянием. Его сердце, мягкое сердце пастыря, внушит ему желание восстановить грешника. Он будет поступать не в духе гордости и превосходства, а в духе кротости, помня о том, что он тоже может быть искушенным.
6:2 Бремена — это неудачи, искушения и испытания. Вместо того, чтобы стоять на расстоянии и критиковать, мы должны встать на сторону брата, у которого проблемы или горе, и помочь всем, чем только можем.
Закон Христов включает в себя все заповеди Господа Иисуса, которые Он дал Своему народу в НЗ. Его можно кратко изложить в одной заповеди: «...да любите друг друга» (Ин 13:34; 15:12). Мы исполняем ее, когда носим бремена друг друга. Закон Христов совсем не такой, как закон Моисеев. Тот обещал жизнь за послушание, но не давал никакой силы быть послушными и мог производить послушание лишь под страхом наказания. Закон Христов, напротив, — это любовные наставления тем, кто уже имеет жизнь. Верующим дана способность исполнять его предписания силой Святого Духа, и движет ими любовь к Христу.
6:3 Мы все сделаны из одного и того же праха. Видя, как грешит наш брат, мы должны помнить, что на его месте могли быть и мы сами. Для христианина комплекс превосходства — это самообман. Конечно, мы никогда не должны думать, что носить бремена других — ниже нашего достоинства.
6:4 Похоже, это предостережение против привычки сравнивать себя с другими и находить причины для удовлетворенности. Апостол указывает, что в день Суда Христова спросят лично с каждого из нас и не будут сравнивать с другими. Поэтому мы должны обращать внимание на себя, чтобы радоваться своему делу, а не неудачам других.
6:5 В стихе 2 Павел учит, что мы должны разделять скорби, страдания и проблемы друг друга в этой, нынешней жизни. В стихе 5 основная мысль заключается в том, что каждому из нас придется понести свое бремя ответственности перед судилищем Христовым.
6:6 Верующие ответственны за поддержку своих учителей-христиан. Делиться всяким добром означает делиться с ними материальным и поддерживать их молитвой и благочестивой заинтересованностью.
6:7 Хотя многие могут не замечать нашего пренебрежения служителями Божьими, Он видит это и дает соответственный урожай. Мы пожнем то, что посеяли, но в большем количестве. Когда земледелец посеет пшеницу, он пожинает тоже пшеницу — иногда в тридцать, иногда в шестьдесят или в сто раз больше, чем посеял. Скоуфилд замечает, что «Дух говорит здесь не грешникам об их грехах, а святым об их низости».
Конечно же, в более широком смысле верно, что «оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его» (Иов 4:8) и что те, которые «сеяли ветер ...пожнут бурю» (Ос 8:7). Историк Дж. Э. Фрауд отмечал: «Можно сказать, что история явственно повторяет один и только один урок: мир каким-то образом построен на нравственных основаниях, и в конечном итоге добрым бывает хорошо, а злым приходится плохо». (J. A. Froude, более полных данных нет.)
6:8 Хотя в общем смысле и верно, что мы пожинаем посеянное, стоит заметить, что это напоминание следует за увещанием о христианском пожертвовании. В этой связи можно увидеть, что посев в плоть свою означает трату денег на себя, ради своего удовольствия и удобства. Посев в дух — это использование денег в интересах Бога.
Делающие первое пожинают уже здесь, на земле, урожай разочарования и потерь, поскольку, становясь старше, узнают, что плоть, для удовольствий которой они жили, ветшает и умирает. А в веке грядущем они теряют вечную награду. А те, кто сеет в дух, от духа пожнут жизнь вечную. В Библии говорится о вечной жизни в двух смыслах: 1) это то, чем уже обладает каждый верующий (Ин 3:36). 2) Это то, что верующий получит в конце своей земной жизни (Рим 6:22). Сеющие в дух наслаждаются вечной жизнью сейчас и здесь в том смысле, в котором это не свойственно остальным христианам. Они тоже пожнут награды за верность, когда придут в свой небесный дом.
6:9 Чтобы ни у кого не опускались руки, Павел напоминает своим читателям, что награда будет непременно, хотя и не сразу. Пшеничное поле не жнут через день после посева. Так же и в духовной сфере: награды несомненно последуют за верным посевом — в свое время.
6:10 Свои по вере — это все спасенные, независимо от различий в конфессиях или разделений. Наша доброта не должна ограничиваться кругом верующих, но по отношению к ним она должна проявляться по-особому.
Наша цель должна быть не отрицательной — сделать поменьше вреда, а положительной — сделать побольше добра. Об этом сжато сказал Джон Уэсли: «Делай столько добра, сколько сможешь, всеми способами, какими сможешь, всем людям, которым сможешь, все время, пока можешь».
Г. Заключение (6:11−18)
6:11 Видите, как много написал я вам своею рукою. (В переводе «Благая Весть» и других: «Смотрите, какими крупными буквами пишу я вам это послание собственной рукой».) Вместо того чтобы диктовать помощнику, как он обычно это делал, Павел написал письмо самостоятельно. Большие буквы, которыми он писал, могут указывать на глубину чувств, с которыми он боролся с законниками, и на то, сколь серьезной он считал ошибку иудаистов. Или же это может значить, что у Павла было плохое зрение, как многие и считают на основании этого и других отрывков. Мы полагаем, что правильна именно такая точка зрения.
6:12 Иудаисты хотели хвалиться по плоти, собирая большие группы последователей. Они могли это делать, настаивая на обрезании. Люди часто довольно-таки охотно исполняют ритуалы и церемонии, если только от них не требуют изменить свои привычки. Сегодня привычное дело — организовать большую церковную общину, снизив требования. Павел насквозь видит неискренность этих лжеучителей и обвиняет их в том, что они стараются избежать гонений за крест Христов.
6:13 Иудаистов не особенно интересовало соблюдение закона. На самом деле они искали легкий путь обращать других, чтобы иметь возможность похвалиться длинным списком последователей. Бойс говорит: «Это была попытка убедить других в том, что само по себе было несостоятельно; ибо даже обрезанные не могли соблюдать закон».
6:14 Для Павла поводом хвалиться была не человеческая плоть, а крест Господа нашего Иисуса Христа. На этом кресте мир умер для Павла, а Павел — для мира. Когда человек спасен, мир прощается с ним, а он прощается с миром. Он испорчен с точки зрения мира, потому что его больше не интересуют преходящие мирские удовольствия; мир для него утратил свою привлекательность, потому что он нашел Того, Кто полностью удовлетворяет. Финдли говорит: «Он не может поверить в мир, не может им гордиться, не может его более почитать.
Мир лишается своей славы и силы и не может уже зачаровывать его или управлять им». Таким образом, крест — это великий барьер, разделительная линия между миром и чадом Божьим.
6:15 Хотя на первый взгляд может показаться, что это не так, данный стих представляет собой одно из самых важных во всем Послании мест, излагающих христианскую истину.
Обрезание — это внешнее соблюдение правила, ритуал. Иудейские учителя ставили все в зависимость от исполнения этого обряда. Обрезание было основанием иудаизма. Павел одним росчерком пера отметает его прочь: обрезание — ничто. Ни ритуал, ни иудаизм, ни законничество ничего не значат. Затем Павел добавляет: «ни необрезание». Есть те, кто гордится собой из-за того, что не участвовал в ритуале. Все их церковное служение представляет собой бунт против обрядов. В этом тоже нет никакой ценности.
В действительности для Бога важна новая тварь. Он хочет видеть преображенную жизнь. Финдли пишет: «Истинное христианство то, которое превращает плохих в хороших, которое преображает рабов греха в сынов Божьих». Все люди находятся в одном из двух состояний. Рожденные в мир, они грешны, беспомощны и осуждены. Все их усилия спасти себя или помочь Богу спасти их, стараясь совершать добрые дела и быть хорошими, — тщетны и не изменяют их. Новая тварь, или новое создание, возглавляется воскресшим Христом и включает в себя всех, кто искуплен от греха и получил в Нем новую жизнь. Поскольку новое создание все во Христе от начала до конца, оно исключает любую возможность снискать благоволение Божье тем, что ты сам хороший или поступаешь хорошо. Святая жизнь появляется не тогда, когда человек исполняет ритуалы, а когда он подчиняется Христу и позволяет Ему жить Своей жизнью в верующем. Новая тварь — это не улучшение старого или дополнение к нему, а нечто совершенно иное.
6:16 О каком правиле говорит здесь Павел? Это правило нового создания. Он призывает двойное благословение мира и милости на тех, кто судит об учении, отвечая на вопрос: «Является ли это частью нового создания?», и кто отрицает все, что таковым не является. И Израилю Божьему. Многие считают, что здесь имеется в виду Церковь. Однако Израиль Божий — это те евреи по рождению, которые приняли Господа Иисуса как Мессию. Те, кто жил под законом, не имели ни мира, ни благодати, но и то и другое стало их частью в новом творении.
6:17 Павла, когда-то бывшего рабом закона, освободил из рабства Господь Иисус. Теперь Павел — раб Господень по собственной воле. Точно так же, как рабы носили на своем теле клеймо хозяина, так и у Павла на теле язвы Господа Иисуса. Что это за язвы? Это шрамы от ран, нанесенных руками его гонителей. Здесь он говорит: «Не позволяйте никому пытаться предъявить на меня права. Не говорите мне о клейме обрезания, которое означает рабство закона. На мне клеймо моего нового Хозяина, Иисуса Христа».
6:18 Скоро апостол отложит перо. Но до этого он должен закончить письмо, добавив одно слово. Что же это будет за слово? БЛАГОДАТЬ — слово, которое так характерно для его благовествования. Благодать, а не закон. С этой темы он начал (1:3), ею же он и заканчивает. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.
ЗАКОННИЧЕСТВО
Завершая изучение Послания к Галатам, можно сделать вывод, что Павел нанес такое сокрушительное поражение учителям законничества, что этот вопрос больше никогда не будет беспокоить Церковь. Но история и опыт доказывают противоположное. Законничество стало столь важной частью христианства, что большинство считает, что оно является таковым изначально.
Да, законники все еще с нами. Как еще можно назвать тех, кто именует себя служителем Христа и учит, например, что конфирмация, крещение или членство в церкви необходимы для спасения; что закон — это правило жизни для верующего; что нас спасает вера, а сохраняют спасение дела? Что это, если не иудаизм, привнесенный в христианство, когда от нас требуют принять назначенное людьми священство с его отличительными одеяниями, здания, выстроенные по образцу храма, с их резными алтарями и сложными ритуалами, и церковный календарь с великопостным периодом, праздниками и постами?
Разве это не галатская ересь, когда верующих предупреждают, что они должны соблюдать субботу, если хотят в конечном счете спастись? Современные проповедники законничества совершают чудовищные посягательства на тех, кто исповедует веру во Христа, а потому каждого верующего надо предупредить об их учении и дать наставления о том, как им отвечать.
Пророки субботы обычно начинают с проповеди спасения верой в Иисуса Христа. Они используют любимые евангелические гимны, чтобы завлечь несведущих, и, как кажется, очень большое значение придают Писанию.
Но вскоре они подчиняют своих последователей закону Моисееву, в особенности подчеркивая заповедь о субботе (суббота — день седьмой).
Как они смеют это делать в свете ясного учения Павла о том, что христианин мертв для закона? Как они могут обойти ясно сказанное в Послании к Галатам? Ответ в том, что они разграничивают нравственный закон и церемониальный. Нравственный закон — это Десять заповедей. Церемониальный закон — это другие установления, данные Богом, такие как правила, касающиеся нечистой пищи, проказы, приношений Богу и т. д.
Нравственный закон, говорят они, никогда не отменяли. Это выражение вечной истины Божьей. Заниматься идолослужением, совершить убийство или прелюбодеяние — всегда будет против закона Божьего. Однако Христос положил конец церемониальному закону. Поэтому, заключают они, когда Павел учит, что христианин мертв для закона, он говорит о церемониальном законе, а не о Десяти заповедях.
Поскольку нравственный закон все еще действителен, христиане обязаны чтить его, настаивают они. Это означает, что они обязаны чтить субботу и не должны в этот день делать никакой работы. Они утверждают, что один из пап Римско-католической церкви приказал изменить день празднования с субботы на воскресенье, что было грубым нарушением Писания.
Эти рассуждения звучат очень здраво и привлекательно. Однако у них есть одна замечательная черта, которая их осуждает: они полностью противоречат Слову Божьему! Обратите внимание вот на что:
1. В 2 Коринфянам 3:7−11 о Десяти заповедях ясно сказано, что для верующего в Христа они преходящи. В стихе 7 закон назван «служением смертоносным буквам, начертанным на камнях». Это может означать только нравственный, а не церемониальный закон. Только Десять заповедей были начертаны на камне перстом Божьим (Исх 31:18). В стихе 11 мы читаем, что служение смерти хотя и славно, но преходяще. Трудно найти что-нибудь более решительное. Суббота не может притязать на власть над христианами.
2. Ни одному язычнику никогда не было сказано соблюдать субботу. Закон был дан одним только иудеям (Исх 31:13). Хотя Сам Бог отдыхал в день седьмой, Он никому не приказывал делать это, пока не дал закон детям Израиля.
3. Христиане перешли от празднования субботы к празднованию воскресенья (в некоторых странах это первый, а не седьмой день недели) не по декрету какого-либо папы.
Мы специально выделили день Господень для поклонения и служения, потому что Господь Иисус воскрес в этот день из мертвых в доказательство того, что дело искупления было завершено (Ин 20:1).
Кроме того, в этот день первые последователи Христа собирались, чтобы преломить хлеб в воспоминание смерти Господа (Деян 20:7), и именно этот день Бог указал христианам для того, чтобы они откладывали часть того, чем наделил их Господь (1Кор 16:1−2). Далее, Дух Святой также был послан с небес на землю в первый день недели.
Христиане «соблюдают» день Господень не как средство достичь святости или из страха наказания. Они отделяют этот день, с любовью посвящая его Тому, Кто отдал Себя за них.
4. Павел не разграничивает нравственный и церемониальный законы. Он скорее настаивает на том, что закон — единое целое и что прокляты те, кто старается посредством его добиться праведности, а в то же время не могут исполнять его полностью.
5. Девять из Десяти заповедей повторяются в НЗ как нравственные наставления детям Божьим. Они связаны с тем, что неизменно правильно или неправильно. Единственная заповедь, которая выпущена — закон субботы. Соблюдение выходного дня не является само по себе правильным или неправильным. Христианам не дается наставлений соблюдать субботу. Скорее Писание ясно утверждает, что христианина нельзя осуждать за то, что он ее не соблюдает (Кол 2:16).
6. В ВЗ несоблюдение субботы наказывалось смертью (Исх 35:2). Но настаивающие на том, что верующие должны соблюдать субботу сегодня, не наказывают преступающих этот закон. Таким образом, они бесчестят закон и подрывают его авторитет, не настаивая на исполнении его требований. По сути, они говорят: «Это закон Божий, и вы должны соблюдать его, но если вы его нарушите, ничего страшного».
7. Христос, а не закон — вот правило жизни для верующего. Мы должны жить так же, как и Он. Этот стандарт выше, чем установленный законом. Святой Дух дает нам силу жить святой жизнью. Мы хотим жить святой жизнью потому, что любим Христа. Праведность, которой требует закон, исполняется теми, кто живет не по плоти, но по Духу (Рим 8:4).
Таким образом, учение о том, что верующий должен соблюдать день субботний, прямо противоречит Писанию и является просто «иным благовествованием», которое Бог проклинает (Гал 1:7.9).
Пусть каждому Бог даст мудрость распознать порочное учение законничества, в какой бы форме оно ни представало! Не будем же никогда искать оправдания и освящения в церемониях или человеческих усилиях, но во всякой нужде будем полностью полагаться только на Господа Иисуса Христа. Будем же всегда помнить, что законничество — это оскорбление Бога, потому что оно подменяет Реальность — тенью, Христа — ритуалами.
комментарии МакДональда на послание к Галатам, 6 глава