В. Будущее Израиля (Гл. 11)
11:1 Что же можно сказать о будущем Израиля? Правда ли, что, как учат некоторые, Бог окончательно отказался от израильского народа и теперь его место заняла Церковь и на нее перенесены все обетования Бога Израилю? (Печально замечать, что многие, присваивающие благословения Израиля Церкви, с удовольствием оставляют ему предсказанные проклятия.)
Глава 11 Римлянам полностью развенчивает такой подход к пониманию Библии. Павел открывает следующую тему вопросом: «Неужели Бог отверг весь народ Свой?» То есть неужели отвержен каждый израильтянин? Никак! Дело в том, что хотя Бог и отверг Свой народ, о чем недвусмысленно говорится в 11:15, это не значит, что Он отказался от каждого. Сам Павел служит примером того, что Бог не отверг всех без исключения. Ведь он же израильтянин, от семени Авраамова и из колена Вениаминова. Его притязания называться иудеем неопровержимы.
11:2 Таким образом, мы должны понимать первую половину этого стиха так: «Не отверг Бог всего народа Своего, который Он наперед знал». Эти слова напоминают времена Илии, когда практически весь народ начал поклоняться идолам. Ситуация была настолько ужасна, что Илия в молитве обвинял, а не защищал свой народ перед Богом.
11:3 Он напомнил Господу о том, как израильтяне заставили замолчать Божьих пророков, то есть убили их, и о том, как разрушили Божьи жертвенники. Казалось, что у Бога остался один голос Илии, но и его жизнь была в серьезной опасности.
11:4 На самом же деле ситуация была не столь мрачна, как представлял ее себе Илия. Бог напомнил пророку, что соблюл Себе семь тысяч человек, которые твердо противостояли всему народу, преклонявшему колени перед Ваалом.
11:5 Что было верно тогда, верно и сейчас: Бог никогда не остается без свидетелей. У Него всегда есть в запасе верный остаток, избранный Им Самим по Его же благодати.
11:6 Бог избрал Себе этот остаток не по делам входящих в него людей, но лишь по Своему высшему изволению — по благодати. Эти два принципа — дела и благодать — взаимоисключающие.
Подарок нельзя заслужить. Бесплатное не может быть куплено. Незаслуженное невозможно заработать. К счастью, Божий выбор основан на благодати, а не на делах, так как в противном случае никто бы не был избран.
11:7 Итак, Израиль не сумел достичь праведности, так как искал ее в своих делах, а не в искупительной жертве Христа. Избранному же Богом остатку праведность вменилась по вере в Господа Иисуса. То, от чего страдал Израиль, можно назвать ниспосланной за грех слепотой. Отказавшись принять Мессию, они утратили способность и желание принять Его.
11:8 Именно это и предсказывал ВЗ (Ис 29:10; Втор 29:4). Бог предал их состоянию усыпления, в котором они стали нечувствительны к духовной реальности. Из-за отказа взирать на Господа Иисуса как на своего Мессию и Спасителя они утратили способность видеть Его. Из-за отказа слышать Божьи призывы они были ввержены в духовную глухоту. И это ужасное наказание продолжается до сего дня.
11:9 Давид также описывает Божий суд над Израилем. В Псалме 68:23−24 он описывает отверженного Спасителя, Который просит Бога обратить их трапезу в сеть и тенета. Под трапезой здесь подразумеваются все те привилегии, которые человек получает во Христе. То, что должно было служить благословением, обернулось для Израиля проклятием.
11:10 В том же Псалме страдающий Спаситель умоляет Бога позволить глазам их помрачиться и хребту их согнуться от старости или тяжкой работы.
11:11 Здесь Павел задает следующий вопрос: «Неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть?» Нам необходимо понять, говорится ли здесь об окончательном падении навечно. Преткнулись ли они так, что, упав, уже никогда не смогут подняться? Апостол решительно отвергает это предположение. Бог хочет восстановления.
Божий план состоит в том, что из-за их падения спасение будет даровано язычникам, что возбудит ревность в Израиле. Эта ревность необходима для того, чтобы впоследствии вновь привести израильский народ к Богу.
Павел не отрицает падение Израиля. Более того, самой фразой «от их падения спасение язычникам» он признает факт падения (также и в следующем стихе: «Если же падение их богатство миру...»). Но при этом Павел настаивает на том, что Бог отвернулся от Израиля не навсегда.
11:12 За отказ от Евангелия израильский народ был отстранен, и Благая Весть перешла к язычникам. Именно в этом смысле падение иудеев принесло богатство миру, и утрата Израиля стала приобретением для язычников. Но если все это так, то тем большее богатство благословений для мира принесет восстановление Израиля! Когда в конце великой скорби Израиль обратится к Богу, он станет благословением для всех народов.
11:13 Здесь (11:13−24) Павел обращается к язычникам. Некоторые считают, что это адресовано римским христианам из язычников, но само содержание отрывка подразумевает более широкое применение — вообще всех язычников. Если рассматривать эти стихи именно с этой точки зрения, то многие слова Павла становятся понятнее. Он пишет не о верующих, так как в противном случае стих 22 говорил бы об отсечении Церкви, что не согласуется с Писанием.
Так как Павел совершал служение Апостола язычников, то считал вполне естественным разговаривать с ними откровенно. Этим самым он стремился лишь исполнить свое поручение.
11:14 Апостол использовал любые средства, чтобы пробудить ревность в своих сродниках и получить возможность спасти хоть некоторых из них. И он, и мы понимаем, что сами, конечно же, не можем спасти никого. Но Бог спасения настолько тесно связан со Своими представителями, что позволяет им называть своими те дела, которые может совершать лишь Он один.
11:15 Здесь Павел другими словами пересказывает мысль стиха 12. Когда Израиль, избранный народ, был отвержен Богом, язычники заняли более привилегированное положение перед Богом и, образно говоря, получили примирение. Но когда в Тысячелетнем Царстве Христа Израиль восстановит свое положение, для всего мира это станет как бы новым рождением или воскресением.
Проиллюстрировать эти слова можно на примере Ионы, представителя израильского народа. Когда Иону во время бури выбросили из лодки, остальные люди на корабле были спасены. А когда он был восстановлен и проповедовал в Ниневии, спасение получил весь языческий город. Итак, временное отвержение Израиля привело к тому, что Благую Весть приняла сравнительно небольшая группа язычников. Но когда Израиль будет восстановлен, бесчисленное множество язычников будет принято в Царство Божье.
11:16 В этом стихе Павел использует два сравнения. Первое — с начатком и целым, а второе — с корнем и ветвями. Слова «начаток» и «целое» относятся к тесту, и эта связь становится понятна из Чисел (15:19−21). Мы читаем, что начаток теста должен быть особо отделен для возношения Господу, чтобы из него можно было приготовить все остальное тесто. В нашем случае начатком является Авраам. Он был свят, то есть особо отделен для Господа. Значит, это же распространялось и на все его избранное потомство. Все они точно так же особо отделены для привилегированного положения перед Богом. Второе сравнение связано с корнем и ветвями. Если особо отделить корень, то ветви также будут отделены. Авраам был корнем, то есть первым, кого Бог выделил из всего человечества для создания нового народа, отличающегося от остальных. И если был особо выделен Авраам, то это распространяется и на всех его потомков по избранной линии.
11:17 Апостол продолжает сравнение с корнем и ветвями. Отломившиеся ветви олицетворяют неверующую часть двенадцати колен Израилевых. За то, что они отвергли Мессию, Бог лишил их привилегированного положения избранного народа. Но отломились лишь некоторые из ветвей. Остаток народа, включая самого Павла, принял Господа. Под дикой маслиной подразумеваются все язычники, рассматриваемые как единый народ. Они были привиты к маслине и стали сопричастниками ее корня и соков. Сейчас язычники находятся в том почетном положении, которое изначально было предоставлено Израилю и даже доныне сохранилось за верующим остатком. Для понимания этого сравнения необходимо помнить, что стволом этой маслины является не Израиль, а проходящая через столетия линия Божьих избранников. Если бы ствол олицетворял Израиля, то создавалась бы невразумительная картина израильского народа, отломившегося от Израиля, а затем снова к Израилю же привитого.
Также нужно понимать, что дикой маслиной названа не Церковь, а все языческие народы. В противном случае складывалось бы впечатление, что истинные верующие отломились от Божьей благодати. Павел же ясно показал, что это невозможно (Рим 8:38−39). Утверждая, что ствол олицетворяет линию Божьих избранных, что же мы понимаем под этой «линией»? Бог решил выделить конкретных людей, которые займут особое положение рядом с Ним. Они будут отделены от остального мира и получат определенные привилегии. Они будут пользоваться статусом «избранного народа». И в каждом отрезке истории у Бога есть Свои люди.
Первым это положение занял израильский народ. Он был древним избранным Божьим народом на земле.
Отказавшись от Мессии, некоторые из этих ветвей отломились и утратили положение «любимого сына». На их место были привиты язычники. Вместе с верующими иудеями они стали причастниками корня и сока. Корнем назван Авраам, с которого началась эта линия. Соки же маслины олицетворяют ее плодоношение, то есть богатый урожай маслин и получаемое из них оливковое масло. Здесь под соком подразумеваются благословения, текущие по стволу маслины.
11:18 Но при этом язычники не должны превозноситься своей святостью перед иудеями или хвалиться своим превосходством. Любое подобное хвастовство показывает полное непонимание своего призвания. Не они сами, а их поместили в благословенное положение.
11:19 Павел предугадывает следующее утверждение воображаемого язычника: «Иудейские ветви отломились для того, чтобы я и многие другие могли привиться на их место».
11:20 Апостол признает, что это высказывание отчасти верно. Иудейские ветви отломились, а языческие привились. Но это произошло из-за неверия Израиля, а не благодаря каким-то правам язычников на благоволение Божье. Язычники были привиты как народ в результате их веры.
Кажется, что выражение «держишься верою» относится к истинно верующим. Но здесь может быть и другой смысл. Очевидно, что этими словами Павел показывает превосходство веры язычников над верой израильтян. Например, Иисус сказал сотнику, который был язычником: «...и в Израиле не нашел Я такой веры» (Лк 7:9). Также и Павел объявил римским иудеям: «...да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат» (Деян 28:28). Заметьте: «они и услышат». Сегодня языческие народы гораздо более восприимчивы к Благой Вести, чем Израиль. И в этом смысле «держаться» — антоним «отпадению». Израиль отпал от своего привилегированного места, и на это самое место привились язычники. Но пусть тот, кто стоит, не забывает о возможности падения. Язычникам следует не исполняться гордыней, а бояться.
11:21 Если Бог смог отломить природные ветви от избранного дерева, то нет никакого основания считать, что при тех же условиях Он пощадит ветви дикой маслины.
11:22 Итак, в этой притче о масличном дереве нам открываются две противоположные стороны Божьего характера — Его благость и Его строгость. Его строгость проявилась в том, что Он лишил Израиль статуса любимого народа. А Его благость видна в обращении к Благой Вести язычников (см. Деян 13:46; 18:6). Но Его благость нельзя рассматривать как нечто заслуженное; ведь язычники точно так же могут быть отсечены, если не сохранят свою открытость Евангелию, о которой говорил Спаситель во время Своего земного служения (Мф 8:10; Лк 7:9).
Необходимо еще раз напомнить, что Павел здесь говорит не о Церкви и не об отдельных верующих. Он имеет в виду язычников вообще. Ничто не сможет отделить Тело Христа от Главы, и ничто не сможет отсечь верующего от любви Божьей, а вот языческие народы вполне могут утратить свое нынешнее привилегированное положение.
11:23 Отпадение Израиля не будет длиться вечно. Если они оставят свое национальное неверие, то у Бога не останется никаких причин держать их не на своем месте. Бог не сможет не вернуть их обратно.
11:24 На самом деле восстановление Израиля в его изначальном положении будет гораздо более естественным процессом, нежели прививка на это место язычников. Народ Израиля — самые первые ветви на дереве Божьей милости, и поэтому он назван природными ветвями. Языческие же ветви взяты от дикой маслины. То что ветви дикой маслины привились к хорошему садовому дереву — неестественный процесс, или, как пишет Павел, не по природе. Если же родные ветви привьются на свое место, это будет вполне нормальным явлением.
11:25 В этом стихе апостол рассказывает нам, что будущее восстановление Израиля не только возможно, но и точно произойдет. Этим самым Павел открывает тайну — истину, которая никому ранее не была известна и которую человек своим умом понять не может. Поэтому верующие из язычников не должны мечтать, или воображать, что очень мудры, презрительно посматривая на иудеев. Тайна же сия заключается в следующем: ожесточение произошло в Израиле отчасти.
Оно повлияло не на всю нацию, а лишь на неверующую часть. Это ожесточение временное, так как оно продлится лишь до тех пор, пока не наберется полное число язычников. Под «полным числом язычников» подразумевается время, когда к Церкви примкнет последний ее член и завершенное Тело Христово будет восхищено на небеса. Следует различать полное число язычников и времена язычников (Лк 21:24). Время полного числа язычников соответствует времени восхищения Церкви. Времена же язычников обозначают период их господства над иудеями, начиная с Вавилонского плена (2Пар 36:1−21) и заканчивая вторым пришествием Христа для правления на земле.
11:26 И хотя после восхищения ожесточенность и слепота Израиля будет снята, это не значит, что все до единого израильтяне спасутся. Иудеи обратятся во времена великой скорби, но весь избранный остаток не получит спасения до тех пор, пока Христос не придет на землю как Царь царей и Господь господствующих.
Говоря о спасении всего Израиля, Павел имеет в виду лишь весь верующий Израиль. Неверующая же часть будет истреблена при втором пришествии Христа (Зах 13:8−9). Только тот, кто говорит: «Благословен грядущий во имя Господне!» — сможет войти в Царство.
Это же имел в виду Исаия, когда писал об Избавителе, Который придет на Сион и изгладит преступления Иакова (Ис 59:20). Заметьте, что здесь говорится о приходе Христа на Сион, а не в Вифлеем, то есть речь идет о Его втором пришествии.
11:27 В Книге Иеремии (31:33−34) сказано о тех же временах, что и у Исаии (27:9), то есть о том, как Бог снимет с народа грехи, заключив с ним новый завет.
11:28 Итак, подводя итог нынешнему положению Израиля, мы можем сказать, что в отношении к благовестию они враги ради вас. Они враги в смысле отвержения, отпадения, отчуждения от Божьей милости ради того, чтобы Евангелие распространилось среди язычников.
Но это лишь половина общей картины. В отношении к избранию они возлюбленные Божьи ради отцов, то есть Авраама, Исаака и Иакова.
11:29 Причина, по которой они до сих пор остаются возлюбленными, заключается в том, что Бог никогда не отменяет Свои дары и призвание. Он не отбирает подарки и не нарушает обещания. Он дал Израилю особые привилегии, перечисленные в 9:4−5. Он призвал Израиль быть Его избранным народом (Ис 48:12), отделенным от любой другой нации. И ничто не может изменить Божьих решений.
11:30 Когда-то язычники были непокорным, непослушным народом, но после того как Израиль отверг Мессию и Евангелие спасения, Бог обратил помилование к ним.
11:31 Некая похожая последовательность событий произойдет и в будущем. За непослушанием Израиля последует помилование, когда в израильтянах проснется ревность из-за благосклонности Бога к язычникам.
Некоторые считают, что Израиль обратится вследствие проявления к нему милости со стороны языческих народов, но мы знаем, что это не так. Восстановление Израиля произойдет при втором пришествии Господа Иисуса (см. 11:26−27).
11:32 Когда читаешь этот стих первый раз, складывается впечатление, что и иудеев, и язычников Бог заранее обрек на неверие и что-либо изменить было невозможно. Но здесь говорится не об этом. Они сами избрали неверие. В этом же стихе сказано, что Бог, не найдя веры ни в иудеях, ни в язычниках, заключил их в то состояние, из которого нет никакого выхода, кроме предложенного Самим Богом.
Всеобщее же непослушание дало место всеобъемлющему помилованию как иудеев, так и язычников. Но, конечно же, речь здесь не идет о всеобщем спасении. Бог проявил милость к язычникам и еще проявит к иудеям, но этот факт не гарантирует спасение каждого. Здесь говорится лишь о милости к народам. Джордж Вильямс пишет:
«Бог испытал как еврейский, так и языческие народы; и так как ни тот, ни другие не прошли это испытание, Он связал их в неверии, чтобы они, лишенные всяких заслуг и утратившие всякое притязание и всякое право на Божью благосклонность, могли получить Его помилование по неисследимому богатству Его благодати». (George Williams, The Student's Commentary on the Holy Scriptures, p. 871.)
11:33 Заключительное славословие распространено на все Послание, все открытые в нем чудные дела Божьи. Павел разъяснил тот прекрасный план спасения, по которому Бог может оправдывать нечестивых грешников, не идя на компромисс со Своей справедливостью. Он также показал, что Христос принес больше славы Богу и благословений людям, чем потерял Адам в своем грехопадении. Павел описал, как Божья благодать изменяет жизнь человека, чего не может сделать закон. Он проследил всю последовательность — от Божьего предузнания до прославления и развил доктрину о предопределении и свободе выбора. И, наконец, апостол доказал справедливость и гармонию Божьего плана в истории Израиля и других народов. Теперь лучшим заключительным словом будут лишь возгласы славословия и гимны хвалы.
О, бездна богатства и премудрости и ведения Божьего! Богатства Божьи! Бог воистину богат милостью, любовью, благодатью, верностью, силой и благостью. Премудрость Божья! Его мудрость бесконечна, неисследима, несравненна и неуязвима.
Ведение Божье! «Бог всезнающ, — пишет Артур У. Пинк. — Он знает все-все возможное, все происходящее, все события и всех существ прошлого, будущего и настоящего». (Arthur W. Pink, The Attributes of God, p. 13.)
Его решения непостижимы, так как никто из смертных не способен осознать их глубину. Его пути творения, истории, искупления и провидения лежат выше нашего ограниченного ума.
11:34 Ни одно из сотворенных существ не может познать ум Господень, если Он Сам не откроет ему. И даже после этого мы видим все как будто сквозь неясное, тусклое стекло (1Кор 13:12). Никто не способен давать Богу советы; Он не нуждается в нашем мнении, так как все равно в нем нет для Него пользы (см. Ис 40:13).
11:35 Никто не может сказать, что Бог ему что-либо должен (см. Иов 41:3). Какой из наших даров может обязать Вечного расплатиться за него?
11:36 Всевышний независим. Он источник всего доброго, Он хранит и поддерживает жизнь всей вселенной, все было сотворено для Него. Все существует лишь для Его славы. Да будет так! Ему слава во веки! Аминь.
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: ЖИЗНЬ В СОГЛАСИИ С БЛАГОЙ ВЕСТЬЮ (Гл. 12−16)
Оставшаяся часть Послания к Римлянам посвящена ответу на вопрос, как проявляется оправдание благодатью в повседневной жизни верующего.
Здесь Павел рассматривает наши обязанности по отношению к другим верующим, к обществу, к нашим врагам, к правительству и к нашим немощным братьям.
комментарии МакДональда на послание к Римлянам, 11 глава