Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


1-е послание Иоанна | 4 глава

Комментарии МакДональда


VII. ПОТРЕБНОСТЬ РАЗЛИЧАТЬ МЕЖДУ ИСТИНОЙ И ЗАБЛУЖДЕНИЕМ (4:1−6)

4:1 Упоминание о Святом Духе напоминает Иоанну о том, что сегодня в этом мире есть другие духи, о которых следует предупредить детей Божьих. Здесь он предостерегает верующих не доверять всякому духу. Слово «дух», вероятно, относится прежде всего к учителям, но не только исключительно к ним. Если человек говорит о Библии, Боге и Иисусе, это еще не значит, что он — истинное дитя Божье. Мы должны испытывать духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Они утверждают, что приняли христианство, но в целом преподают другое евангелие.

4:2 Иоанн предлагает практические критерии для проверки людей. Учителя можно проверить таким вопросом: «Что вы думаете о Христе?»

Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. Это не просто признание исторического факта, что Иисус был рожден в мир в человеческом теле, а скорее исповедание того, что живая Личность, Иисус Христос, пришел во плоти.

Такое вероисповедание признает Иисуса как воплощенного Христа и говорит о преклонении перед Ним как перед Господом нашей жизни. Услышав, что человек свидетельствует о Господе Иисусе как истинном Христе Божьем, вы будете знать, что он говорит от Духа Божьего. Дух Божий призывает людей признать Иисуса Христа как Господа и вверить Ему свою жизнь. Дух Святой всегда прославляет Иисуса.

4:3 А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога. (В греческом критическом тексте опущено «что» и «Христа, пришедшего во плоти».) Именно так вы можете обнаружить лжеучителей. Они не исповедуют Иисуса, описанного в предыдущем стихе. Но это дух антихриста, о котором говорили пророки и который уже есть в мире. Сегодня многие говорят об Иисусе приемлемые вещи, но не признают Его как воплощенного Бога. Они говорят, что Христос «божественен», но Он — не Бог.

4:4 Смиренные верующие способны победить этих лжеучителей, потому что имеют в себе Духа Святого, и это позволяет им обнаружить заблуждения и отказаться их слушать.

4:5 Лжеучителя — от мира, и потому источником всего, что они говорят, есть мирское. Мир — начало всего, чему они учат, и поэтому он слушает их. Это напоминает нам о том, что одобрение мира не может быть оценочным критерием истинности учения. Если человек стремится к популярности, ему следует говорить лишь то, что говорит мир, но если он хочет быть преданным Богу, то неизбежно будет сталкиваться с неодобрением мира.

4:6 В этом стихе Иоанн говорит как представитель апостолов: «Мы от Бога; знающий Бога слушает нас». Это означает, что все, действительно рожденные от Бога, примут учение апостолов, изложенное в НЗ. Напротив, те, кто не от Бога, отказываются от свидетельств НЗ или же стремятся добавить к нему что-то или фальсифицировать его.

VIII. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРЕБЫВАЮЩИХ В ХРИСТИАНСКОМ ОБЩЕНИИ (4:7 — 5:20)

А. Любовь (4:7−21)

4:7−8 Здесь Иоанн подводит итог теме братской любви. Он подчеркивает, что любовь — это обязанность, согласующаяся с природой Божьей. Как было упомянуто выше, Иоанн думает не о любви, которая обычна среди людей, но о той любви детей Божьих, которая обитает в рожденных свыше. Любовь от Бога по своему происхождению, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Здесь не сказано, что Бог любит. Это истинно, но Иоанн подчеркивает, что Бог есть любовь. Любовь — Его природа.

Любовь не в буквальном смысле, но любовь, источник которой находится в Нем. Слова «Бог есть любовь» достойны провозглашения на всех языках земли и на небесах. Г. С. Барретт называет их «...самыми великими словами, когда-либо произнесенными человеком, самыми великими словами во всей Библии... Невозможно даже на мгновение представить все то, что означают эти слова; ибо ни человеческий, ни искусственный интеллект ни сейчас, ни когда-либо не поймет их непостижимое значение; но мы можем благоговейно сказать, что эти слова о Боге содержат ключ ко всем Божьим делам и путям... к тайне мироздания... к искуплению... и самой сущности Бога». (G. S. Barrett, The First Epistle General of St. John, pp. 170−173.)

4:9−10 В следующих стихах описаны проявления Божьей любви в трех временах. В прошлом она была явлена нам, грешникам, в том, что Он отдал в дар единородного Сына Своего (4:9−11).

В настоящем она проявляется к нам, святым, в том, что Он пребывает в нас (4:12−16). В будущем она проявится к нам в том, что Он дарует нам дерзновение в день суда.

Прежде всего Бог явил Свою любовь к нам, как к грешникам. Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. Он послал Его в умилостивление за грехи наши. (Умилостивление означает искупление греха через жертву. В оригинале слово происходит от греческого «место милости». Британец С. Х. Додд успешно провел крестовый поход против этого слова (и доктрины), и таким образом в большинстве современных английских переводов Библии это слово заменено.) Мы были мертвы и нуждались в жизни, мы были виновны и нуждались в умилостивлении. Выражение «единородного Сына Своего» содержит в себе идею особых отношений, в которых никакой другой сын не смог бы участвовать. Эти отношения делают любовь Божью столь замечательной, что Он посылает Своего особенного Сына в мир, чтобы мы могли жить через Него. Божья любовь открылась нам не потому, что мы прежде возлюбили Его.

Как раз наоборот; в действительности мы были Его врагами и ненавидели Его. Другими словами, Он любил нас не потому, что мы любили Его, а несмотря на наш ожесточенный антагонизм. И как Он проявил Свою любовь? Послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Умилостивление означает удовлетворение, или урегулирование вопроса греха.

Некоторые либералы любят рассуждать о любви Божьей в отрыве от искупительной жертвы Христа. Здесь же Иоанн объединяет оба явления, не находя в них ни малейшего противоречия. Денни комментирует:

«Обратите внимание на потрясающий парадокс этого стиха, который состоит в том, что Бог одновременно и любит, и гневается и Его любовь предусматривает умилостивление, предотвращающее гнев против нас. Вместо того чтобы искать противоречие между любовью и умилостивлением, апостол не выдвигает никакой другой идеи любви к кому-либо, кроме идеи умилостивления». (James R. Denney, The Death of Christ, 2d. ed.,

 . 276. Первая часть цитаты взята, очевидно, из более раннего издания.)

4:11 Теперь Иоанн заставляет нас задуматься об уроке, который преподает нам эта безграничная любовь: «Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга». Здесь слово «если» не выражает сомнения, оно используется в значении «поскольку», «так как». Поскольку Бог излил Свою любовь на тех, кто теперь является Его народом, то и мы должны любить тех, кто вместе с нами входит в Его благословенную семью.

4:12−13 В настоящее время любовь Божья проявляется к нам в том, что пребывает в нас. Апостол говорит: «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас». В Ев. от Иоанна 1:18 читаем: «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил».

Здесь мы видим, что невидимый Бог явил Себя миру через Господа Иисуса Христа. Слова «Бога никто никогда не видел» повторяются и в Послании Иоанна. Но теперь Бог являет Себя миру не через Христа, поскольку Тот возвратился на небеса и восседает теперь по правую руку от Бога. Сейчас Бог являет Себя миру через верующих.

Как это замечательно, что нам предстоит быть Божьим ответом на потребность людей видеть Его! И когда мы любим друг друга, то любовь Его совершенна есть в нас, то есть Божья любовь к нам достигла цели. Мы живем не для того, чтобы быть конечным пунктом благословений Божьих, но чтобы быть всего лишь каналами. Божья любовь дана нам не для личного накопления, но чтобы она истекала через нас к другим. Любовь друг к другу служит доказательством того, что мы пребываем в Нем и Он в нас, что мы — соучастники Духа Его. Представим только, как это чудесно, что Он пребывает в нас, а мы — в Нем!

4:14 Теперь Иоанн присоединяет свидетельство группы апостолов: «И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру». Это великое провозглашение Божественной любви в действии. Слова «Отец послал Сына» описывают безграничные возможности дела Христа. В. Е. Вайн писал, что «возможности Его служения были столь же безграничны, как и человеколюбие, и только нераскаянность и неверие людей ограничили их и свели к фактическому результату». (W. Е. Vine, The Epistles of John,

 . 85.)

4:15 Благословение, сопровождаемое присутствием Самого Бога, является привилегией всех, кто признает, что Иисус есть Сын Божий. Опять же, это не просто признание как плод рассудка, а признание своей преданности Господу Иисусу Христу. Нет более близких отношений, чем пребывание человека в Боге, а Бога — в нем. Нам трудно наглядно представить такие отношения, но мы могли бы сравнить их с кочергой в огне, губкой в воде или воздушным шаром в воздухе. В каждом случае объект находится в среде, и среда находится в объекте.

4:16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Бог есть любовь, и эта любовь должна найти объект. Особый объект любви Божьей — группа тех, кто рожден для семьи Божьей. Если я должен быть в общении с Богом, то должен любить и тех, кого Он любит.

4:17 Любовь до того совершенства достигает в нас. Не наша любовь стала совершенной, но любовь Божья стала совершенной в нас. Теперь Иоанн вместе с нами заглядывает в будущее, когда мы предстанем перед Господом.

Предстанем ли мы с дерзновением и уверенностью или съежимся от ужаса? Ответ таков: мы будем иметь дерзновение и уверенность, потому что совершенная любовь уладила вопрос греха раз и навсегда. Причина нашей уверенности в грядущем дне изложена в словах: «...потому что поступаем в мире сем, как Он». В настоящее время Господь Иисус восседает на небесах, и суд полностью зависит от Него. Однажды Он пришел в мир и перенес страдания и наказание, которое мы заслужили за свои грехи. Но Он совершил дело искупления, и теперь никогда вопрос греха не будет поднят вновь. Как поступает Он, так поступаем в этом мире и мы. Наши грехи были осуждены на Голгофском кресте, и мы можем с уверенностью петь:

Смерть и суд — позади меня,
Милость и слава — передо мной;
Все волны моря обрушились на Иисуса,
Там они утратили свою огромную мощь.

(Дж. А. Тренч)

Суд обрушился на Него, следовательно, мы теперь находимся вне осуждения.

4:18 Мы пришли познать любовь Божью, поэтому не боимся погибели. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх. Именно Его совершенная любовь изгоняет страх. Я уверен в любви Господней, во-первых, потому, что ради меня Он послал на смерть Своего Сына. Во-вторых, я знаю, что Он любит меня, потому что пребывает во мне в данный момент.

В-третьих, я могу с уверенностью и без страха смотреть в будущее. Верно, что в страхе есть мучение и боящийся не совершенен в любви. Любовь Божья не может действовать в жизни тех, кто Его боится. Они никогда не придут к Нему с раскаянием и не получат прощение грехов.

4:19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. (В греческом критическом тексте опущено слово «Его».) Мы будем любить Его по единственной причине — Он прежде возлюбил нас. Десять заповедей требуют, чтобы человек любил Бога и своего ближнего. Но закон не мог дать эту любовь. Как тогда Бог смог бы получить ту любовь, которую требовала Его праведность?

Он решил проблему, послав Сына Своего, чтобы Тот умер за нас. Такая замечательная любовь притягивает наши сердца к Нему в благодарность за сделанное Им. Мы говорим: «Ты пролил Кровь и умер за меня; отныне я буду жить для Тебя».

4:20 Иоанн подчеркивает тщетность попыток любить Бога, если в то же самое время мы ненавидим брата.

Чем ближе спицы к центру колеса, тем они ближе друг к другу. Таким образом, чем ближе мы к Господу, тем больше мы любим наших братьев христиан. Фактически мы любим Господа не намного больше, чем самого смиренного из Его последователей. Иоанн доказывает, что невозможно любить Бога, Которого мы не видим, если мы не любим наших братьев, которых видим.

4:21 Апостол завершает главу повторением заповеди, которую мы имеем от Него: чтобы любящий Бога любил и брата своего.

комментарии МакДональда на 1-е послание Иоанна, 4 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.