IV. ПРЕДСКАЗАНИЕ О ПОЯВЛЕНИИ НАГЛЫХ РУГАТЕЛЕЙ (Гл. 3)
3:1 От рассуждения о лжеучителях в главе 2 Петр переходит к теме о появлении в последние дни наглых ругателей. В этом Послании, как и в предыдущем, он прежде просит своих читателей оставаться верными Библии.
3:2 Они должны помнить предсказания святых пророков, реченные в ВЗ; они должны помнить учение Господа, переданное через апостолов: оно сохранено в НЗ. Библия — единственный истинный гарант в дни отступления.
3:3 Общее свидетельство пророков и апостолов предостерегало, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям. Христианам нужно помнить об этом. Их не должны приводить в замешательство высокомерные и богохульные возражения этих людей. В них они должны видеть определенный признак того, что приближается конец века. Эти насмешники поступают по собственным своим похотям. Отвергнув знание о Боге, они безбоязненно потворствуют своим похотям. Они защищают вседозволенность и полностью игнорируют любое выдвинутое осуждение.
3:4 Прежде всего, они глумятся над пришествием Христа. Их позиция: «Где обетование пришествия Его?» — означает: «Где исполнение обещания?» Но что они подразумевают под Его пришествием?
Подразумевают ли они пришествие Христа за Его святыми, которые будут взяты живыми на небо (1Фес 4:13−18)?
Сомнительно, что эти наглые ругатели знают что-то об этом первом периоде возвращения Господа.
Имеют ли они в виду пришествие Христа со Своими святыми для основания всемирного Царства (1Фес 3:13)? Возможно, это могло бы входить в их размышления.
Но из оставшейся части стиха становится ясно, что они думают о заключительном Божьем суде над землей или о том, что обычно называют концом мира. Они думают об уничтожении небес и земли огнем в конце Тысячелетнего Царства.
В действительности они говорят: «Вы, христиане, угрожаете нам, предупреждая об ужасном суде над миром. Вы говорите, что Бог собирается вмешаться в историю, наказать зло и уничтожить землю. Все это ерунда. Нам нечего бояться. Мы можем жить, как нам хочется. Нет никакого подтверждения тому, что Бог когда-либо вмешивался в историю; почему мы должны верить, что Он когда-нибудь сделает это?»
Их вывод основан на легкомысленной гипотезе: «Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же». Они говорят, что природа постоянно подчиняется неизменным законам, что не бывает никаких сверхъестественных вмешательств, что всему есть естественное объяснение.
Они верят в закон единообразия, или униформизм. Этот закон гласит, что в прошлом действовали те же силы и с той же интенсивностью, что и в настоящее время, и что знания этих процессов достаточно для того, чтобы объяснить все происшедшие изменения.
Между законом униформизма и обычными теориями эволюции есть жизненно важная связь. Теория эволюционного развития живых организмов от более простых видов к сложным опирается на гипотезу, согласно которой условия обитания должны быть довольно однородными. Если же земля переживала катаклизмы и катастрофы, то некоторые из предположений Дарвина об эволюции ошибочны.
3:5 Наглые ругатели преднамеренно игнорируют один факт — потоп. Однажды Бог уже вмешался в дела людей, и цель Его вмешательства была вполне определенной — наказать зло. Если это случилось однажды, то может случиться вновь. Эти люди заслуживают обвинения в умышленной неосведомленности. Они гордятся своим всезнанием. Они утверждают, что объективны в рассуждениях. Они хвастаются тем, что твердо придерживаются принципов научного исследования. Но дело в том, что они преднамеренно игнорируют действительный исторический факт — потоп. Им следует пройти курс геологии! Ибо они намеренно забывают, что в начале словом Божьим небеса и земля составлены из воды и водою... и они погибли. Небеса и земля были сотворены словом Божьим; Он сказал, и они были устроены (Евр 11:3). Петр говорит, что земля была составлена из воды и водою. Мы признаем, что в этом утверждении кроются такие глубины, которые мы не в силах постигнуть полностью. Из Бытие 1:2 мы знаем, что однажды лицо земли было покрыто водою. Затем в стихе 6 мы читаем, что Бог сотворил свод небесный, или пространство, отделяющее воду на земле от тумана или облаков над землей.
Отсюда мы можем предположить, что землю покрывала толстая пелена пара, в котором не могла поддерживаться жизнь. Небесный свод обеспечил чистую атмосферу, в которой мы можем дышать. В Бытие 1:9 сказано, что континенты были отделены от океанов; этот факт, возможно, упомянут в словах: «Он основал ее [землю] на морях...» (Пс 23:2).
Каким бы ни был научный смысл утверждения Петра, мы точно знаем, что земля — водный, покрытый облаками мир; три четверти ее поверхности занимает океан и большая ее часть покрыта облаками. Насколько нам известно, земля — единственная водная планета, и поэтому лишь на ней может поддерживаться человеческая жизнь.
3:6 От начала земля была снабжена средством для самоуничтожения. Вода наполняла подземные глубины, была в морях и в облаках над землей. И когда Бог разверз все бездны и отворил окна небесные (Быт 7:11), земля оказалась залитой водой и вся жизнь вне ковчега была уничтожена. Критики преднамеренно игнорируют этот факт истории. Интересно, что в последние годы потоп стал объектом ожесточенных нападок. Но записи о нем сохранились на камне, в преданиях древних и современных народов и наиболее полно — в святом Слове Божьем.
3:7 Создавая землю, Бог расположил на ней достаточное количество воды для ее уничтожения. Точно так же Он поместил на небесах и в земле достаточно огня для того, чтобы их уничтожить.
В наш ядерный век мы понимаем, что материя состоит из накопленной энергии. Расщепление атомного ядра приводит к огненному высвобождению огромного количества энергии. Таким образом, вся мировая материя представляет собой огромный взрывчатый потенциал. В настоящее время он сдерживается Господом (Кол 1:17: «...все Им стоит»). Если бы Он отнял Свою сдерживающую руку, разгоревшиеся стихии растаяли бы. Тем временем небеса и земля сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.
3:8 Почему же тогда Бог медлит с судом? Прежде всего мы должны помнить, что Бог вечен. Он не живет во временном измерении, как мы. Для нас время определяется положением Солнца относительно Земли, Бог же не ограничен этими отношениями.
У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Он может расширить день до тысячелетия или сжать тысячелетие до одного дня. Он может как распространять, так и концентрировать Свои действия.
3:9 Бог обещал положить конец истории безбожных людей посредством суда. Если нам кажется, что Бог медлит, то не потому, что изменил Своему обетованию, а потому, что Он терпелив. Он не хочет, чтобы кто погиб. Он хочет, чтобы все пришли к покаянию. Он преднамеренно продлевает время благодати, чтобы люди имели возможность получить спасение. У Исаии (61:2) мы читаем о лете Господнем благоприятном и дне Его мщения. Это значит, что Ему приятно оказывать милосердие, суд же является для Него необычайным делом (Ис 28:21). Возможно, это также указывает на то, что Он может продлить Свое долготерпение до тысячи лет и сократить Свой суд до одного дня.
Он ждал 120 лет, прежде чем наслать на землю потоп. Теперь Он ждет несколько тысяч лет, прежде чем уничтожить мир огнем.
3:10 Придет же день Господень. День Господень относится к любому периоду свершения Божьего суда. В ВЗ эти слова использовались для описания времени, когда Бог наказывал творящих зло и посрамлял Своих врагов (Ис 2:12; 13:6.9; Иез 13:5; 30:3; Иоиль 1:15; 2:1.11.31; 3:14; Ам 5:18.20; Авд 15; Соф 1:7.14; Зах 14:1; Мал 4:5). В НЗ это период времени, имеющий различные стадии:
1. День Господень относится к великой скорби, семилетнему периоду, когда Бог будет судить неверующий Израиль (1Фес 5:2; 2Фес 2:2).
2. Он включает Его возвращение на землю, чтобы воздать возмездие тем, кто не знает Бога и не повинуется Евангелию Господа Иисуса (2Фес 1:7−10).
3. Он используется для обозначения Тысячелетнего Царства, когда Христос будет управлять землей с жезлом в руке (Деян 2:20).
4. Он относится к завершающему разрушению небес и земли огнем.
Именно это значение имеется в виду здесь, в главе 3.
Он придет, как тать ночью, то есть неожиданно и пагубно. Небеса с шумом прейдут. Здесь, естественно, подразумевается небесная атмосфера и, возможно, звездные небеса, но не третьи небеса — место пребывания Бога. Поскольку они прейдут с оглушительным взрывом, стихии, разгоревшись, распадутся. Стихии здесь означают элементарные частицы материи. Во всемирном ядерном всесожжении вся материя будет разрушена.
Земля и все дела на ней сгорят. (Вместо «сгорят» (katakaesetai) в греческом тексте читаем «heurethesetai», что, возможно, означает «опустошатся».) Будут сожжены не только плоды живого мироздания, но и вся цивилизация.
Великие столицы мира, внушительные здания, феноменальные научные труды — все будет полностью уничтожено.
3:11 Теперь от наглых ругателей Петр возвращается к святым и опять напоминает об обязательствах, которые на них возложены. Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам. Все материальное несет на себе печать забвения. То, чем люди хвалятся, ради чего живут, в лучшем случае преходяще. Жить ради чего-то материального — значит жить ради временного. Здравый смысл подсказывает нам отвергнуть мишуру и забавы этого мира и жить в святости и благочестии. Намного проще жить для вечности, чем для времени, сконцентрироваться на духовном, а не на материальном, выбрать постоянное, а не преходящее.
3:12 Также верующие должны быть ожидающими. Им следует ждать и искренне желать пришествия дня Божия.
Слова «желающие пришествия дня Божия» некоторые используют в подтверждение учения о том, что мы можем поторопить пришествие Господа преданной жизнью и неослабевающим служением. (В английском переводе «ускоряющие [пришествие дня Божия]».) Но это учение содержит две трудности. Во-первых, день Божий — не пришествие Господа. Во-вторых, даже если бы это было и так, есть реальная причина сомневаться в том, можно ли изменить время пришествия Христа рвением Его народа.
День Божий относится к вечности. Он следует за заключительной стадией дня Господня, когда небеса и земля будут разрушены. День Божий — день Его полного, окончательного триумфа. Именно поэтому мы должны ждать и искренне желать этого дня.
Петр не говорит о дне Божьем «в который», но «из-за которого воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают». (В русском переводе «в который», тогда как в английском — «из-за которого».) День Божий — не то время, когда происходит окончательное разрушение. Наоборот, окончательный суд должен произойти прежде, чем придет день Божий.
3:13 В стихе 12 верующим настоятельно рекомендуется ждать дня Божьего. Здесь они описываются как ожидающие нового неба и новой земли, на которых обитает правда. Эти слова подкрепляют представление о дне Божьем как о вечности, где будет новое небо и новая земля.
У Исаии (65:17; 66:22) слова «новое небо и новая земля» используются для описания Тысячелетнего Царства, а также вечности. Мы знаем, что эти места включают тысячелетний период, поскольку там будет присутствовать грех (65:20) и будут рождаться дети (65:23). Петр относит эти слова исключительно к вечности, когда существующие небо и земля уже прейдут.
Петр говорит о правде, обитающей на новом небе и новой земле. В настоящее время благодать воцарилась через праведность (Рим 5:21). В Тысячелетнем Царстве будет царствовать правда (Ис 32:1); в вечности правда будет обитать. На земле Христос будет царствовать, насаждая праведность с жезлом в руках. Именно в этом смысле будет царствовать праведность. Но в вечности не будет потребности в жезле. Правда будет обитать у себя дома. Никакой грех не сможет войти и испортить мир и красоту этой картины.
3:14 Истина о новом небе и новой земле должна усилить наше желание жить свято, как Господь. И это не только истина, которой мы должны придерживаться, но и она будет удерживать нас. Знание того, что скоро мы предстанем перед Богом, должно возбудить в нас желание быть неоскверненными и непорочными, то есть нравственно чистыми. Оно должно заставить нас жаждать мира, а не борьбы.
3:15 И долготерпение Господа нашего почитайте спасением. Замедлив с судом, Он предоставляет людям полную возможность обрести спасение. Наблюдая все более умножающееся нечестие людей, мы часто спрашиваем, как Господь может терпеть это. Его долготерпение удивительно. Но оно не беспричинно. Он не желает смерти грешников. Он хочет, чтобы люди отвернулись от своих злых путей и обрели спасение.
Как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам. В этой ссылке на Павла есть несколько интересных моментов:
1. Прежде всего, Петр говорит о Павле как о нашем возлюбленном брате, и это несмотря на то, что в Антиохии Павел публично обличил Петра за неискренние действия (Гал 2:11−21). Очевидно, Петр смиренно воспринял упрек. Мы также должны уметь принимать правильные замечания и не держать зла.
2. Петр подтвердил, что Павлу дарована Божественная премудрость для написания посланий. Это определенное указание на то, что Петр считал письма Павла богодухновенными.
3. Очевидно, читатели Петра были знакомы с одним или несколькими посланиями Павла. Это может означать, что послания были адресованы непосредственно им или распространялись в той области.
Какое из посланий Павла говорит, что долготерпение Господа нашего есть спасение? В Римлянам 2:4 читаем: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?»
3:16 Во всех посланиях Павел говорил о великих истинах, которых касался Петр в своих двух письмах, таких как новое рождение, Божество Христа, Его безгрешная жизнь, Его смерть за грехи людей, Его воскресение, вознесение и второе пришествие, день Господень и вечность.
В библейских истинах, как например Троица, предызбрание Божье и свободная воля человека, тайна страданий и др., есть нечто неудобовразумительное. Мы не должны смущаться, если находим в Библии вопросы, которые выше нашего понимания. Слово Божье бесконечно и неисчерпаемо. Изучая его, мы должны всегда доверять Богу, знающему все, что мы никогда не сможем понять до конца.
Говоря о неудобовразумительных вещах, Петр не критикует послания Павла. Не стиль Павла труден для понимания, а темы, которые тот затрагивает. Барнс пишет: «Петр говорит не о трудности понимания того, что имеет в виду Павел, но о том, как трудно постичь великие истины, которым он учил». (Albert Barnes, Notes on the New Testament, X:268.)
Вместо того чтобы принять сложные для понимания истины верой, невежды и неутвержденные превращают их к собственной своей погибели.
Например, некоторые культы превращают закон в путь спасения, а не в средство обличения греха. Другие делают крещение дверью в небеса. Так они поступают не только с трудами Павла, но и с прочими Писаниями.
Заметьте, что Петр ставит послания Павла на один уровень с прочими Писаниями, то есть с ВЗ и всеми доступными тогда частями НЗ. Он признает, что послания Павла являются частью богодухновенного Священного Писания.
3:17 От верующих требуется быть постоянно начеку, чтобы не увлечься заблуждением. Мы должны во всякое время быть в боевой готовности, зная, что всегда будут лжеучителя, искажающие и имитирующие правду. Ничего не подозревающий человек может с легкостью впасть в заблуждения беззаконников и лишиться духовного баланса.
3:18 Еще раз Петр напоминает, что непрестанное возрастание в Божественном — надежная защита от лжеучителей. Возрастать нужно в двух направлениях — в благодати и познании. Благодать — проявление на практике плода Духа. Рост в благодати — это не умножение интеллектуальных познаний или неустанная деятельность; это возрастающее сходство с Господом Иисусом. Познание подразумевает близкое знакомство с Господом через Слово. Рост в познании — это возрастающее знание слов, поступков и путей Божьих и повиновение им. Но Петр не может завершить свое Послание наставлениями святым.
Кульминацией должна быть слава Спасителю. И потому мы находим здесь прекрасные слова веры: «Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь». В конечном счете основная цель нашего существования — прославлять Его. Поэтому именно эти заключительные слова здесь как нельзя кстати.
комментарии МакДональда на 2-е послание Петра, 3 глава