Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


От Иоанна | 18 глава

Комментарии МакДональда


VIII. СТРАДАНИЯ И СМЕРТЬ СЫНА БОЖЬЕГО (Гл. 18−19)

А. Иуда предает Господа (18:1−11)

18:1 Беседа, записанная в главах 13−17, происходила в Иерусалиме. Теперь Иисус оставил город и шел в восточном направлении, к Масличной горе. При этом Он пересек поток Кедрон и вошел в сад Гефсиманский, расположенный на западном склоне Масличной горы.

18:2−3 Иуда знал, что в этом саду Господь проводил долгое время в молитве. Он знал, что наиболее вероятное место, где можно найти Господа, — там, где Он молится.

Отряд воинов состоял, вероятно, из римских солдат, в то время как служителями от первосвященников и фарисеев были иудейские должностные лица.

Они пришли с фонарями, светильниками и оружием. Они пришли искать Свет с фонарями!

18:4 Господь вышел им навстречу, не ожидая, пока они сами найдут Его. Это свидетельствовало о Его готовности взойти на крест. Воины могли бы оставить свое оружие дома: Спаситель не сопротивлялся. Вопрос: «Кого ищете?» — был задан, чтобы узнать цель их миссии.

18:5 Они искали Иисуса Назорея, не имея понятия о том, что Он — их Творец и Жизнедатель, лучший Друг из всех, кого они когда-либо имели. Иисус сказал: «Это Я». (Слова «Я» нет в оригинале, но оно необходимо в английском и русском текстах.) Он подразумевал, что Он не только Иисус Назорей, но также Иегова. Как упоминалось выше, «Я ЕСМЬ» — одно из имен Иеговы в ВЗ. Заставило ли это Иуду, который стоял с другими в толпе, еще раз задуматься?

18:6 В краткий миг Господь Иисус явил им Себя как всемогущего Бога. Это так подействовало на них, что они отступили назад и пали на землю.

18:7 Опять Господь попросил их сказать, кого они ищут. И опять, несмотря на реакцию, которую вызвали два слова, сказанныe Христом, последовал тот же ответ.

18:8−9 Иисус еще раз ответил, что Он Тот, Кто назван Иеговой: «Я сказал вам, что это Я». Они искали Его, поэтому Он попросил их оставить Его учеников, пусть идут. Замечательно видеть Его бескорыстную заботу о других в то время, когда Его собственная жизнь в опасности. Таким образом, слова Иоанна (17:12) также исполнились.

18:10 Симон Петр решил, что настало время применить силу и спасти своего Господина. Не получив на то согласия Господа, он, имея меч, извлек его и ударил первосвященнического раба.

Несомненно, он намеревался убить его, но Невидимая Рука отклонила меч так, что он отсек ему правое ухо.

18:11 Иисус упрекнул Петра за опрометчивое рвение. Чаша страдания и смерти дана Ему Отцом, и Он будет пить ее. Лука, врач, записал, как Господь прикосновением исцелил ухо Малха (22:51).

Б. Иисус арестован и связан (18:12−14)

18:12−13 Впервые злые люди смогли взять Иисуса и связать Его. Анна был первосвященником прежде. Не ясно, почему Иисуса привели сначала к нему, а не к Каиафе, его зятю, который был первосвященником в то время. Важно заметить, что сначала Иисус предстал перед судом иудеев, пытавшихся доказать, что Он виновен в богохульстве и ереси. Мы могли бы назвать это судом за религиозные убеждения. Затем Он был допрошен римскими властями. Здесь была сделана попытка доказать, что Он враг кесаря.

Это был гражданский суд. Иудеи находились под господством Рима, следовательно, должны были обращаться в римский суд. Они, к примеру, не могли приводить в исполнение смертный приговор. Его должен был одобрить Пилат.

18:14 Иоанн объяснил, что первосвященником был тот самый Каиафа, который предсказал, что лучше одному человеку умереть за народ (см. Ин 11:50). Теперь он принимал участие в осуществлении этого пророчества.

Джеймс Стюарт пишет:

«Это был человек, стоявший на страже национальной души. Он был избран как верховный истолкователь и представитель Всевышнего. Ему была дана совершенно особая привилегия раз в год входить в Святая святых. И все же это был человек, который осудил Сына Божьего. История не оставила нам более потрясающего свидетельства о том, что наивысшее религиозное положение в мире и наиболее многообещающие жизненные перспективы не гарантируют человеку спасение и не облагораживают его душу. «Тогда я убедился, — говорит Джон Буньян, завершая свою книгу, — что есть путь ведущий в ад... от самих врат Небес». (Stewart, Life and Teaching, p. 157.)

В. Петр отрекается от своего Господа (18:15−18)

18:15 Большинство ученых-богословов полагает, что другим упомянутым здесь учеником был Иоанн, но из скромности он не назвал свое имя, особенно ввиду позорного отречения Петра.

Нам не говорят, как Иоанн стал настолько известным первосвященнику, что получил доступ во внутренний двор первосвященнический.

18:16−17 Петр не смог войти, пока Иоанн не вышел и не попросил придверницу впустить его. Оглядываясь назад, мы задаем себе вопрос: любезно ли было со стороны Иоанна использовать свое влияние таким образом. Существенно то, что первый раз Петр отрекся от Господа не перед сильным, устрашающего вида солдатом, а перед простой рабой придверницей. Он отрицал, что был учеником Иисуса.

18:18 Петр смешался с врагами Господа и старался, чтобы его не узнали. Подобно многим другим ученикам, он стоял и грелся у огня мира сего.

Г. Иисус перед первосвященником (18:19−24)

18:19 Не ясно, кто этот первосвященник: Анна или Каиафа. Если это Анна, что кажется наиболее вероятным, то он, возможно, назван первосвященником из вежливости, потому что был таковым ранее. Первосвященник спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его, как будто они угрожали Моисееву закону и римскому правительству.

Ясно, что эти люди не имели никакого веского обвинения против Господа, поэтому старались отыскать его.

18:20 Иисус отвечал ему, что Его служение всегда было явным. Ему нечего было скрывать. Он учил в присутствии иудеев в синагоге и в храме. И не делал из Своего учения никакой тайны.

18:21 Это был вызов: Иисус предложил привести кого-нибудь из иудеев, слушавших Его. Пусть обвинят Его хоть в чем-то. Если Он сделал или сказал что-то не так, пусть об этом скажут свидетели.

18:22 Вызов явно раздражил иудеев. Шансов услышать обвинение не оставалось. Тогда они прибегли к оскорблениям. Один из служителей ударил Иисуса по щеке за то, что Тот якобы не так отвечал первосвященнику.

18:23 С полной уравновешенностью и бесспорной логикой Спаситель показал несправедливость их поступка. Они не могли обвинить Его в том, что Он сказал худо; они ударили Его за то, что Он говорит истину.

18:24 Предыдущие стихи описывали допрос перед Анной. Иоанн не описал суд у Каиафы, который состоялся между стихами 18:24 и 18:28.

Д. Второе и третье отречение Петра (18:25−27)

18:25 Повествование вновь возвращается к Симону Петру. В холодные ранние утренние часы он грелся у огня. Несомненно, его одежда и акцент выдавали, что он — галилейский рыбак. Стоящий рядом с ним спросил, был ли он учеником Иисуса. Но он опять отрекся от Господа.

18:26 Потом с Петром заговорил родственник Малха. Он видел, что Петр отсек ухо его родственнику: «Не я ли видел тебя с Ним в саду?»

18:27 Петр в третий раз отрекся от Господа. И тотчас услышал пение петуха, напомнившее слова Господа: «Не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды.» Из других Евангелий мы знаем, что в этот момент Петр ушел, горько плача.

Е. Иисус перед Пилатом (18:28−40)

18:28 Религиозный суд закончился, начинался суд гражданский. События происходят в зале суда или дворца прокуратора. Иудеи не хотели входить во дворец язычника. Они боялись оскверниться перед принятием Пасхи иудейской. Казалось, их не беспокоило то, что они замышляют смерть Сына Божьего. Войти в дом язычника казалось им трагедией, а убийство было лишь пустяком. Августин отмечает:

«О нечестивая слепота! Воистину, они осквернятся пребыванием в чужой обители и не будут осквернены преступлением, совершенным своими руками. Они боялись оскверниться в претории иностранного судьи, но не боялись оскверниться кровью невинного брата». (Augustine, цитата по Ryle, John, III:248.)

Холл комментирует:

«Горе вам, священники, книжники, старейшины, лицемеры! Что еще может быть столь же грязным, как ваши собственные души? Не стены Пилата, но ваши собственные сердца нечисты. Вы задумали убийство и останавливаетесь перед нечистотой жилища язычника? Бог сокрушит вас, вы, подбеленные стены! Вы жаждете быть запятнанными Кровью — Кровью Божьей, и боитесь оскверниться прикосновением к мозаичному полу Пилата? Такая маленькая мошка застряла в вашем горле, между тем как вы проглатываете такого верблюда чудовищной злобы? Идите прочь из Иерусалима, вы, ложные верующие, ибо вы осквернены! У Пилата больше причин бояться, что его стены осквернены присутствием таких потрясающих чудовищ несправедливости». (Bishop Hall, Ibid.)

Пул замечает: «Нет ничего более обычного, чем люди, чрезмерно фанатичные в исполнении ритуалов и совершенно невнимательные к морали». (Poole, Ibid.)

Выражение: «...но чтобы можно было есть пасху», вероятно, подразумевает праздник, следовавший за иудейской Пасхой. Сама иудейская Пасха состоялась предыдущей ночью.

18:29 Пилат, римский прокуратор, уступил религиозным предубеждениям иудеев и вышел к ним туда, где они стояли. Он начал суд, спросив, в чем они обвиняют заключенного.

18:30 Их ответ был дерзок и невежлив. Они сказали в ответ, что уже допрашивали Его и нашли виновным. Они хотят только, чтобы Пилат объявил приговор.

18:31 Пилат попытался уклониться от ответственности и предложил иудеям самим принять решение. Если они уже допрашивали Иисуса и нашли Его виновным, то почему бы им не осудить Его согласно их закону? Ответ иудеев был очень существенен. Они отвечали многословно: «Мы — подневольный народ. Мы подчиняемся римской власти. Мы лишены гражданских прав и больше не имеем власти предавать кого-либо смерти». Их ответ свидетельствовал об их зависимости и подчинению языческой власти. Кроме того, они хотели переложить ответственность за смерть Христа на Пилата.

18:32 Стих 32 может иметь два различных значения: 1) у Матфея (20:19) Иисус предсказал, что Он будет приведен к язычникам, чтобы те осудили Его на смерть; иудеи так и поступили с Ним; 2) во многих местах Господь говорил, что будет «вознесен» (Ин 3:14; 8:28; 12:32,34), подразумевая смерть через распятие на кресте. Для исполнения высшей меры наказания иудеи использовали побивание камнями, в то время как распятие на кресте было римским обычаем. Таким образом, своим отказом привести в исполнение смертную казнь иудеи неосознанно исполнили эти два пророчества о Мессии (см. также Пс 21:17).

18:33 Теперь Пилат пригласил Иисуса в преторию для частной беседы и спросил Его прямо: «Ты Царь Иудейский?»

18:34 Иисус отвечал ему: «Как прокуратор, ты когда-либо слышал, чтобы Я пытался свергнуть власть Рима? Тебе когда-нибудь сообщали, что Я объявил Себя Царем, Который ниспровергнет империю кесаря? Ты предъявляешь мне обвинение, основываясь на известных тебе фактах или на том, что слышал от иудеев?»

18:35 В вопросе Пилата сквозило явное презрение: «Разве я иудей?» Он подразумевал, что слишком высокопоставлен, чтобы переживать по поводу местной иудейской проблемы.

Но своим ответом он также признавал, что не имеет никакого реального обвинения против Иисуса. Он знает только то, что сказали иудейские начальники.

18:36 Тогда Господь признал, что Он есть Царь. Но не тот Царь, за которого Его выдавали иудеи. И не тот, который угрожал Риму. Царство Христа не завоевывается человеческим оружием. Иначе Его ученики боролись бы, чтобы не дать иудеям схватить Его. Царство Христа не отсюда, то есть не от мира сего. Оно не получает полномочия от мира; Его цели и стремления — не плотские.

18:37 Когда Пилат спросил: «Итак Ты Царь?» — Иисус отвечал: «Ты говоришь, что Я Царь». Но Его Царство интересуется истиной, а не мечами и щитами. На то Он и пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине. «Истина» здесь означает истину о Боге, Самом Христе, Духе Святом, человеке, грехе, спасении и всех основных доктринах христианства. Всякий, кто от истины, слушает гласа Иисуса, и именно так расширяется Его империя.

18:38 Трудно сказать, что подразумевал Пилат, сказав Ему: «Что есть истина?» Что звучит в этом вопросе: заинтересованность, недоумение или сарказм? Все, что мы знаем, — это то, что перед ним стояла воплощенная Истина, а он не признал Ее. Пилат опять вышел к иудеям сказать, что не нашел в Иисусе никакой вины.

18:39 У иудеев был обычай на иудейскую Пасху отпускать какого-нибудь иудейского заключенного, сидящего в тюрьме у римлян. Пилат ухватился за эту традицию, чтобы угодить иудеям и одновременно освободить Иисуса.

18:40 План потерпел неудачу. Иудеи не захотели отпустить Иисуса; они пожелали Варавву. Варавва же был разбойник. Злое сердце человека предпочло преступника Создателю.

комментарии МакДональда на евангелие от Иоанна, 18 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.