Н. Иисус: путь, истина и жизнь (14:1−14)
14:1 Некоторые связывают этот стих с последним стихом главы 13, думая, что сказанное здесь обращено к Петру. Хотя он отречется от Господа, все же для него есть слово утешения. Но форма множественного числа в греческом языке свидетельствует о том, что Господь говорил со всеми учениками, следовательно, после главы 13 должна быть пауза. Мысль здесь может быть таковой: «Я иду далеко, и вы не сможете видеть Меня. Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, хоть вы Его и не видите. И в Меня веруйте по-прежнему». Это еще одно важное притязание на равенство с Богом.
14:2 Под домом Отца подразумеваются небеса, где есть много обителей. Там есть место для всех искупленных. А если бы это было не так, Господь сказал бы им об этом; Он не хотел, чтобы они лелеяли ложные надежды. «Я иду приготовить место вам» может иметь два значения. Господь Иисус взойдет на Голгофу, чтобы приготовить место для Своих. Именно благодаря Его искупительной смерти верующим обеспечено там место. Но Господь также возвратился на небеса, чтобы приготовить место. Мы не знаем точно, что это за место, но знаем, что там созданы все условия для всех детей Божьих, — приготовленное место для подготовленных людей!
14:3 Стих 3 относится ко времени, когда Господь придет опять с неба и умершие в вере воскреснут, а живые изменятся, и все искупленные кровью народы придут домой, на небеса (1Фес 4:13−18; 1Кор 15:51−58). Это — личное, буквальное пришествие Христа. Точно так же, как Он ушел, Он придет опять. Он хочет, чтобы все, кто принадлежит Ему, пребывали с Ним вечно.
14:4−5 Он собирался на небеса, и они знали путь на небеса, ибо Он говорил им об этом много раз. Очевидно, Фома не понимал значения слов Господа. Подобно Петру, он, возможно, думал о путешествии к отдаленному месту на земле.
14:6 Этот прекрасный стих поясняет, что Господь Иисус Христос Сам есть путь на небеса. Он не просто показывает путь; Он есть путь. Спасение заключено в Его Личности. Примите эту Личность как свою, и вы обретете спасение. Христианство — это Христос. Господь Иисус — не один из многих путей. Он — единственный Путь. Никто не приходит к Отцу, как только через Него. Путь к Богу — не через Десять заповедей, «золотое правило», постановления, членство в церкви, но через Христа и только через Христа. Сегодня многие говорят, что не имеет значения, чему верить, если вера искренняя. Они говорят, что все религии содержат в себе нечто хорошее и все в конце концов ведут на небеса. Но Иисус сказал: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
Господь есть истина. Он не только Тот, Кто учит истине; Он — истина. Он — воплощение Истины.
Тот, кто имеет Христа, имеет Истину. Больше нигде ее не найти.
Христос Иисус есть жизнь. Он — источник жизни, как духовной, так и вечной. Тот, кто принимает Его, имеет жизнь вечную, потому что Он — Жизнь.
14:7 Еще раз Господь напоминает о таинственном союзе, который существует между Ним и Отцом. Если бы ученики знали, Кто Иисус в действительности, то знали бы и Отца Его, потому что Господь явил людям Отца.
Отныне, и особенно после воскресения Христова, ученики поймут, что Иисус есть Бог Сын. Тогда они осознают, что знать Христа — значит знать Отца и видеть Господа Иисуса — значит видеть Бога. Этот стих не учит, что Бог и Господь Иисус — одна и та же Личность. В Триедином Боге — три разных личности, но есть только один Бог.
14:8 Филипп хотел, чтобы Господь каким-то образом показал Отца, и этого ему будет достаточно. Он не понимал, что все, что Господь делал и говорил, Кем Он был, — все являло им Отца.
14:9 Иисус терпеливо поправил его. Филипп был с Господом в течение долгого времени. Он один из первых призванных учеников (Ин 1:43). Все же полная истина о Божественности Христа и Его единстве с Отцом еще не открылась ему. Он не знал, что, видя Иисуса, он смотрит на Того, Кто в совершенстве являл Отца.
14:10−11 Слова «Я в Отце, и Отец во Мне» описывают близость единства между Отцом и Сыном. Они — отдельные Личности, и тем не менее Они — одно в том, что касается качеств и воли. Не стоит расстраиваться, если мы не можем понять этого. Ни один смертный ум не в силах когда-либо понять Триединство Бога. Мы должны доверить Богу знание того, что никогда не сможем узнать. Если бы мы полностью понимали Его, мы были бы так же велики, как Он! Иисус имел власть говорить слова и творить чудеса, но Он пришел в мир как Слуга Иеговы и говорил и действовал в совершенном повиновении Отцу.
Ученики должны верить, что Он един с Отцом, по Его личному свидетельству. А если не верят, то должны поверить по тем делам, которые Он сделал.
14:12 Господь предсказал, что верующие в Него будут творить чудеса, подобные тем, которые Он творил, и даже большие. В книге Деяний мы читаем об апостолах, которые, подобно Спасителю, имели власть исцелять. Но мы также читаем о еще больших чудесах: обращении трех тысяч в день Пятидесятницы. Спасение столь многих душ и создание Церкви, несомненно, было чудом всемирного провозглашения Евангелия, о чем Господь говорил, используя выражение «больше сих сотворит». Спасти души — это больше, чем исцелить тело. Когда Господь возвратился на небеса, Он был прославлен и Дух Святой был послан на землю.
Благодаря силе Духа апостолы могли сотворить эти великие чудеса.
14:13 Как утешительно было узнать ученикам, что даже если Господь оставит их, они смогут молиться Отцу во имя Его и получать, что попросят. Этот стих не подразумевает, что верующий может получить от Бога все, что захочет. Ключ к пониманию обещания находится в словах «во имя Мое»: чего попросите во имя Мое. Просить во имя Иисуса — это не просто упомянуть Его имя в конце молитвы. Это значит просить в соответствии с Его намерением и волей. Это значит просить о том, что прославит Бога, благословит человечество и принесет пользу нашей душе.
Чтобы просить во имя Иисуса, мы должны жить в близком общении с Ним. Иначе мы не будем знать Его отношения к тому, о чем просим. Чем ближе мы к Нему, тем большее количество наших желаний будет соответствовать Его воле. Прославится Отец в Сыне, потому что Сын желает только того, что угодно Богу. Такие молитвы произносятся и возносятся, а значит, приносят Богу великую честь и славу.
14:14 Обещание повторяется здесь для того, чтобы подчеркнуть, какое сильное ободрение и поддержка будут дарованы детям Божьим. Живите так, чтобы в центре была Его воля, пребывайте в общении с Господом, просите то, чего желает Господь, и все, чего ни попросите, получите.
О. Обещание послать другого Утешителя (14:15−26)
14:15 Господь Иисус собирался оставить Своих учеников и знал, что они будут переполнены скорбью. Как они смогут выразить свою любовь к Нему? Только соблюдением Его заповедей. Не слезами, а повиновением. Заповеди Господни — указания, которые Он дал нам в Евангелиях, а также в остальных частях НЗ.
14:16 Слово, переведенное как «умолю», которое использует здесь наш Господь, не равнозначно по значению с тем, которое описывает молитву низшего высшему; оно как раз говорит об обращении к равному. Господь умолит Отца послать другого Утешителя. Слово «Утешитель» (Paraclete) означает того, который призван помочь. Это слово переводится также как Ходатай (1Ин 2:1). Господь Иисус является нашим Ходатаем и Утешителем, а Дух Святой — другой Утешитель, не другой в смысле «отличающийся от первого», но еще один с такими же свойствами. Дух Святой пребудет с верующими вовек. В ВЗ Дух Святой сходил на людей временами и часто оставлял их. Теперь Он придет, чтобы остаться навсегда.
14:17 Дух Святой называется Духом истины, потому что Его учение истинно и Он прославляет Христа, Который есть Истина. Мир не может принять Духа Святого, потому что не видит Его.
Неверующие хотят прежде увидеть, а потом поверить, хотя верят в существование ветра и электричества и тем не менее не видят их. Неспасенные не знают и не понимают сущности Святого Духа. Он, возможно, обличает их в грехе, а они так и не понимают, что это — Он. Ученики знали Святого Духа. Они знали, что Он действует в их собственных жизнях, и видели Его действующим через Господа Иисуса.
«Ибо Он с вами пребывает и в вас будет». До Пятидесятницы Святой Дух сходил на людей и пребывал с ними. Но после Пятидесятницы Дух Святой всегда пребывает в жизни того человека, который верует в Господа Иисуса. Молитва Давида: «Духа Твоего Святого не отними от меня», сегодня не подходит. Святой Дух никогда не отнимется у верующего, хотя Он может быть огорчен, или подавлен, или сдерживаем.
14:18 Господь не оставит Своих учеников сиротами и не покинет. Он придет к ним опять. В каком-то смысле Он пришел к ним после Своего воскресения, но сомнительно, чтобы здесь имелось в виду только это. Он пришел к ним также в Личности Духа Святого в день Пятидесятницы. Этот духовный приход — истинное значение данного стиха. В Пятидесятнице есть нечто такое, что свидетельствует о приходе Иисуса. Есть здесь еще одно значение: Он придет к ним опять в конце этого века, когда возьмет Своих избранных домой на небеса.
14:19 Никто из неверующих не видел Господа Иисуса после погребения. После воскресения Он встречался только с теми, кто Его любил. Но даже после Его вознесения на небо ученики продолжали видеть Его верой. Это предполагается в словах: «...а вы увидите Меня». После того как мир больше не мог видеть Иисуса, ученики продолжают Его видеть. «Ибо Я живу, и вы будете жить». Здесь Он имел в виду Свою жизнь после воскресения. Она будет залогом жизни для всех уверовавших в Него. Даже если они умрут, то воскреснут снова для бессмертия.
14:20 «В тот день», вероятно, снова относится к приходу Святого Духа. Он наставит верующих в истине о том, что между Сыном и Отцом есть жизненная связь; таким же будет изумительный союз жизни и интересов между Христом и Его святыми. Трудно объяснить, как Христос пребывает в верующем и верующий в Христе одновременно. Вот обычный пример с кочергой, находящейся в огне. Не только кочерга соприкасается с огнем, но и огонь — с кочергой. (Известны другие примеры: птица в воздухе и воздух в птице; рыба в воде и вода в рыбе.) Но этот пример не объясняет всего. Христос пребывает в верующем в том смысле, что Его жизнь сообщается ему. Он фактически пребывает в верующем посредством Святого Духа. Верующий пребывает в Христе в том смысле, что в глазах Бога он обладает всеми достоинствами Личности и дел Христа.
14:21 Реальное доказательство любви к Господу — соблюдение Его заповедей. Бесполезно говорить о любви к Нему, если мы не хотим повиноваться Ему. Можно сказать, что Отец любит весь мир. Но особую любовь Он испытывает к тем, кто любит Его Сына. Христос также любит их и открывает им Себя особым образом. Чем больше мы любим Спасителя, тем лучше будем знать Его.
14:22 Иуда, упомянутый здесь, имел, к своему несчастью, то же имя, что и предатель. Но Дух Божий любезно провел различие между ним и Искариотом. Он не понимал, как Господь может явиться ученикам, но не миру. Несомненно, он думал о приходе Спасителя как победоносного царя или известного героя. Он не понимал, что Господь явит Себя духовным образом. Они увидят Его верой посредством Слова Божьего.
Сегодня, благодаря действию Духа Божьего, мы действительно можем знать Христа лучше, чем знали Его ученики, когда Он жил на земле. Когда Он был здесь, то стоявшие впереди множества народа были ближе к Нему, чем стоявшие позади. Но сегодня через веру каждый из нас может наслаждаться самым близким общением с Ним. Ответ Христа на вопрос Иуды показывает, что обещанное явление Его отдельным верующим связано со Словом Божьим. Соблюдение Слова ознаменуется приходом и пребыванием Отца и Сына.
14:23 Если человек истинно любит Господа, он захочет соблюдать все Его учение, а не отдельные заповеди. Отец любит желающих повиноваться Его Сыну без вопросов и оговорок. И Отец и Сын особенно близки к таким любящим и послушным сердцам.
14:24 С другой стороны, не любящие Его не соблюдают Его слово. Отказываясь от слов Христа, они также отказываются от Отца.
14:25 Пребывая с учениками, Господь не мог учить их всему. Он не мог открывать им больше истин, потому что они не были готовы их принять.
14:26 Но Святой Дух откроет им больше. Он будет послан Отцом во имя Христа в день Пятидесятницы. Дух сошел во имя Христа в том смысле, что Он уполномочен представлять интересы Христа на земле. Он сошел не для того, чтобы прославить Себя, но чтобы привести мужчин и женщин к Спасителю. «Научит вас всему», — сказал Господь. Он сделал это прежде всего через устное служение апостолов, а затем — через написанное Божье Слово, которое у нас есть сегодня. Дух Святой напомнит все, чему учил Спаситель. В действительности, как нам кажется, Господь Иисус представил в начальной форме все учение, которое будет развито Духом Святым в остальной части НЗ.
П. Иисус оставляет ученикам мир Свой (14:27−31)
14:27 Обычно человек перед смертью пишет последнее завещание, в котором оставляет свое имущество любящим его. Здесь Господь Иисус сделал то же самое. Однако Он завещал не материальные ценности, а то, что нельзя купить за деньги: мир, внутренний мир совести, который снисходит в сердце в результате ощущения прощения грехов и примирения с Богом. Христос может дать мир, потому что приобрел его Своей собственной Кровью на Голгофе. Он дает нам не так, как мир дает — скудно, из корыстных побуждений и на короткое время. Его дар мира — навсегда. Зачем же тогда христианину смущаться или устрашаться?
14:28 Иисус уже сказал им, каким образом Он собирается оставить их и как позже возвратится, чтобы взять их с Собой домой, на небеса. Если бы они любили Его, то возрадовались бы. Конечно, по-своему они любили Его. Но они еще не оценили до конца, Кто Он, и потому их любовь не была такой большой, как следовало бы.
«...То возрадовались бы, что Я сказал: «иду к Отцу»; ибо Отец Мой более Меня». На первый взгляд этот стих противоречит всему, чему Иисус учил относительно Своего равенства с Богом Отцом. Но здесь нет никакого противоречия, и следующее утверждение объясняет эти слова. Когда Иисус находился на земле, Его ненавидели, преследовали, травили, гнали и пытались схватить. Люди поносили Его, оскорбляли и плевали в Него. Он претерпел ужасные унижения от Своих же созданий.
Бог Отец никогда не испытывал такого оскорбительного обращения со стороны людей. Он пребывал на небесах, далеко от зла грешников. Вернувшись на небеса, Господь Иисус никогда больше не подвергнется такому уничижению, ибо там такого нет. Поэтому ученики должны были возрадоваться в ответ на слова Иисуса, что Он идет к Отцу, потому что в этом смысле Отец более Его. Отец не был более велик как Бог; Он более велик потому, что никогда не приходил в мир в образе Человека, с которым столь безжалостно обошлись. Что касается Божественных атрибутов, то Сын и Отец равны. Но когда мы думаем об унизительной, непритязательной роли, которую взял на Себя Иисус, как Человек, здесь, на земле, мы понимаем, что в этом смысле Бог Отец более, чем Он. Он более велик по Своему положению, но не по личностным качествам.
14:29 Бескорыстно заботясь об испуганных учениках, Господь показал, что должно произойти, чтобы они не соблазнялись, не унывали и не боялись, но верили.
14:30 Господь знал, что приблизилось время, когда Он будет предан, и осталось не много времени говорить с учениками. Уже тогда дьявол рыскал рядом, но Спаситель знал, что враг не сможет найти в Нем ни капли греха. В Христе не было ничего, что откликнулось бы на злые искушения дьявола. Было бы смешно, если бы еще кто-то, кроме Иисуса, сказал, что сатана не найдет в нем ничего.
14:31 Мы могли бы перефразировать этот стих следующим образом: «Приближается время, когда Меня предадут. Но Я иду на крест добровольно. Для Меня это — воля Отца, через исполнение которой мир узнает, как Я люблю Моего Отца. Именно поэтому Я иду на смерть, не оказывая никакого сопротивления». Сказав это, Господь предложил ученикам встать и идти с Ним. Из данного текста не ясно, куда они пошли из верхней комнаты. Возможно, дальнейшая беседа происходила в пути.
комментарии МакДональда на евангелие от Иоанна, 14 глава