II. ВТОРОЕ ПРОРОЧЕСТВО — ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ СЕДЬМОГО МЕСЯЦА (2:1−9)
А. Пророк снова ободряет народ, заверяя его в присутствии Господа (2:1−5)
Месяц спустя (в седьмой месяц) народ разочаровался в своем строительстве, вспомнив славу прежнего храма. Пророк велит вождям народа ободриться и не бояться, потому что дух Божий пребывает среди них.
Б. Слава будущего храма превзойдет славу прежнего храма (2:6−9)
Бог ободряет вождей народа, уверяя их, что слава последнего храма (храма тысячелетнего царства) будет больше славы всех предыдущих храмов. Обычно считается, что «Желаемый всеми народами» — это Мессия, Который вернется в храм. Контекст однако, наталкивает на мысль, что здесь вероятно идет речь о сокровищах народов (см. примечание на полях Новой Версии Короля Иакова). Золото и серебро для украшения храма рекой потечет в Иерусалим. В стихе 9 сказано: «Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего...» — т.е. эти два храма рассматриваются как одно целое. Следует также отметить, что для будущего храма обещана не только слава, но и мир.
III. ТРЕТЬЕ ПРОРОЧЕСТВО — ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ ДЕВЯТОГО МЕСЯЦА (2:10−19)
А. Принесенные жертвы нечисты, пока храм лежит в руинах (2:10−14)
Третье пророчество было произнесено в двадцать четвертый день девятого месяца. Бог повелел народу спросить священников о двух вещах: 1) Если освященное мясо, которое несут в полах одежды, коснется другой пищи, станет ли эта пища священной? Священники правильно отвечали, что нет. 2) Если осквернившийся от прикосновения к мертвецу коснется этой пищи, станет ли она нечистой? Священники правильно отвечали, что да.
Отсюда вывод: «Святой никого не освящает, а нечистый оскверняет всех». Или по-другому: «Служение Богу и поклонение Ему не освящают грех, но грех оскверняет и служение Богу и поклонение Ему». Это должно было напомнить народу, что их жертвоприношения есть скверна и сами они нечисты, пока храм лежит в руинах.
Б. До того как был заложен фундамент храма, народ во всем терпел недостаток (2:15−17)
Когда еще не приступали к восстановлению храма, народу не хватало зерна и вина; их урожаи страдали от ржавчины, блеклости хлеба и града. Также и позже, постоянные задержки в строительстве навлекали Божий суд — трудности и лишения.
В. Господь благословит народ, если он возобновит восстановительные работы (2:18−19)
От того дня, как они заложили фундамент храма Господня, Бог не благословлял их, но теперь все изменится.
IV. ЧЕТВЕРТОЕ ПРОРОЧЕСТВО — ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ ДЕВЯТОГО МЕСЯЦА (2:20−23)
Пророк ободряет народ обещанием Бога уничтожить власть язычников и установить царство Мессии.
Зоровавель здесь символизирует Господа Иисуса Христа. Бог потрясет и ниспровергнет престолы языческих царств, после чего наступит тысячелетнее царство Христа. Печать указывает на божественную власть Мессии, которую Он получит, чтобы царствовать над миром.
комментарии МакДональда на книгу пророка Аггея, 2 глава