«В отличие от других пророков, Амос не посвятил свою жизнь пророческому служению — слушанию и изречению Божьего Слова. Он не воспитывался в «школе пророков» и не был «профессиональным прозорливцем». Этот пастух, следуя повелению Бога, оставил свое стадо, чтобы сообщить в Вефиле Божье послание. Выполнив поручение, он, вероятнее всего, вернулся к своим овцам в Фекою.» Герберт Ф. Стивенсон
Введение
I. Уникальное положение в каноне
Книга Амоса написана на прекрасном ветхозаветном еврейском языке. Амос занимался разведением овец и собирал сикоморы. Вероятно, его следует считать одним из тех Божьих избранников в истории человечества, которые проповедовали весьма эффективно и даже красноречиво, несмотря на отсутствие воспитания в традиционной «школе пророков», специальной подготовки и формального обучения, которое так ценится сегодня.
II. Aвторство
Амос (его имя означает «бремя») ничего не говорит о своей родословной, поэтому можно предположить, что происхождения он незнатного, в отличие от Исаии и Софонии. Обычно проповедники слишком подчеркивают «сельское» происхождение Амоса. Однако слово, которое указывает на его постоянное занятие, содержит несколько иное значение, чем обычное еврейское «пастух». Оно используется в Библии еще только в одном месте: по отношению к царю Месе, который успешно разводил овец (4Цар 3:4). Хотя Амос был подданным иудейского царства, Бог поручил ему пойти на север в Самарию и пророчествовать против царства Израиля. Это был суровый пророк праведности и бескомпромиссной справедливости.
III. Bремя написания
Амос нес служение в годы царствования Озии в Иудее (790−739 гг. до Р. Х.)
и Иеровоама II в Израиле (793−753). Это был век благополучия, роскоши и морального упадка — особенно в Северном Царстве. Амос упоминает, что пророчествовал «за два года перед землетрясением». Точную дату из этой скупой информации не выведешь, но археологи подтверждают факт мощного землетрясения в 760 г. до Р. Х., что вполне соответствует предложенной Амосом датировке.
IV. Исторический фон и тема
Ассирия под руководством Ададнирари III нанесла поражение сирийскому альянсу, что позволило Иоасу и Иеровоаму II завладеть новыми землями. Израиль сильно разбогател за счет того, что теперь Самария стала перевалочным пунктом на пути торговых караванов. В ней строили дворцы из слоновой кости, а купцов раздражал запрет на торговлю по субботам. Богачи становились все более коррумпированными и угнетали бедных; в судах невозможно было добиться правосудия; богослужения либо превратились в фарс, либо включали элементы идолопоклонства. Повсюду царили суеверие и безнравственность. Амос понимал, что так долго продолжаться не может, и что горизонт будущего уже застилает грозная туча Божьего суда. На него была возложена непопулярная миссия пойти на север в Самарию, чтобы осудить царство Израиля (которое соперничало тогда с Иудеей) и предупредить о возмездии. Северное Царство напоминало корзину спелых плодов — оно созрело для суда.
Содержание
I. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ СУДА НАД ВОСЬМЬЮ НАРОДАМИ (ГЛ. 1,2)
A. Вступление (1:1,2)
Б. Дамаск (1:3−5)
B. Газа (1:6−8)
Г. Тир (1:9−10)
Д. Едом (1:11−12)
Е. Аммон (1:13−15)
Ж. Моав (2:1−3)
З. Иудея (2:4−5)
И. Израиль (2:6−16)
II. ВИНА ИЗРАИЛЯ И НАКАЗАНИЕ (ГЛ. 3−6)
A. Первая речь «слушайте» (Гл. 3)
Б. Вторая речь «слушайте» (Гл. 4)
B. Третья речь «слушайте» (5:1−17)
Г. Первая речь «горе» (5:18−27)
Д. Вторая речь «горе» (Гл. 6)
III. СИМВОЛЫ ГРЯДУЩЕГО СУДА (7:1 — 9:10)
A. Нашествие саранчи (7:1−3)
Б. Пожирающий огонь (7:4−6)
B. Свинцовый отвес (7:7−9)
Г. Историческая вставка: неустрашимость Амоса (7:10−17)
Д. Корзина с плодами (Гл. 8)
Е. Удар в притолоку (9:1−10)
IV. БУДУЩЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ИЗРАИЛЯ (9:11−15)
комментарии МакДональда на книгу пророка Амоса, введение