Б. Хлебная жертва (Гл. 2)
Хлебное приношение (древнеевр. минха) состояло из муки или пшеницы.
Содержание жертвы. Существовали различные типы хлебного приношения: пшеничная мука, на которую возливали елей и ливан (благовония) (ст. 1). Эта жертва не варилась; от нее брали горсть и сжигали на жертвеннике (ст. 2). Существовало также три вида хлеба или лепешек: (а) испеченные в печи (ст. 4), (б) испеченные на сковороде (ст. 5), (в) приготовленные в горшке с крышкой (ст. 7). (В Библии Короля Иакова и в Исправленной Стандартной Версии говорится «сковорода», но некоторые полагают, что такие жертвоприношения варились в воде, как клецки). В жертву также приносились высушенные на огне зерна из колосьев от первых плодов урожая (ст. 14). В стихе 12 речь идет об особом приношении начатков (23:15−21), которое нельзя было сжигать на жертвеннике, так как оно содержало закваску.
Во всех этих хлебных приношениях ни в коем случае не должно было быть закваски (дрожжей, которые образуются в ходе процесса ферментации), или меда (который обладает сладким вкусом от природы) (ст. 11). Соль же, напротив, обязательно должна была добавляться в жертвоприношение, служа знаком завета между Богом и Израилем. Она называлась солью завета (ст. 13), символизируя нерушимость последнего. См. Числа 18:19,2 Паралипоменон 13:5, Иезекииль 43:24, где также упоминается о «завете соли».
Обязанности жертвующего. Приготовить приношение дома и принести священникам (ст. 2,8).
Обязанности священника. Принести жертву к жертвеннику (6:14). Затем взять от нее горсть и сжечь на жертвеннике «в память» пред Господом (ст. 2:9).
Раздача частей жертвы. Та горсть, которая со всеми благовониями сжигалась пред Господом на жертвеннике в память, принадлежала Ему. Оставшуюся часть приношения могли взять и употреблять в пищу священники (ст. 3,10). Совершающий приношение священник мог брать себе все, что было испечено в печи или приготовлено в кастрюле или на сковороде (7:9). Все хлебные жертвоприношения сухие или смешанные с елеем принадлежали остальным священникам (7:10); сам приносящий никаких частей от этой жертвы не получал.
Жертва выражала благодарность Богу за Его обильные благословения, видимыми знаками которых служили пшено, ливан (ладан), елей (а также вино при возлиянии).
Символизм этой жертвы в том, что она представляет нравственно совершенную жизнь Спасителя (чистая мука). Эта жизнь была незапятнанна грехом (поэтому в жертве не должно было быть закваски), являлась приятным благоуханием для Бога (ливан) и исполнена Святого Духа (символом которого служит елей). Автор одного из гимнов выразил эту мысль в таких замечательных словах:
Жизнь полная любви — благоухание
и святость! Жизнь посреди шипов земли —
непорочность и сладость! Жизнь Божьей любви, полной
славы и смирения,
Нас осияла, призывая к поклонению.
Ф. Аллабен
комментарии МакДональда на Левит, 2 глава