6. День отмщения (63:1−6)
Когда Господь вернется, чтобы установить Свое царство, Он должен будет вначале истребить Своих врагов. Это истребление происходит в разное время и в разных краях земли. Часть врагов погибнет в долине Армагеддон (Откр 16:16), другая часть — в долине Иосафата (Иоиль 3:12) и еще одна — в Едоме. Именно об этом событии идет речь в главе 63. Мессия шествует от Восора, столицы Едома. Одежды славы Его красны от крови врагов Израиля. При ответе на вопрос, почему Его одежда красная, Иисус использует образ точила, давильного пресса, для того чтобы описать Свою расправу над врагами. Пришло время мести врагам и искупления для народа. Мессия одержал победу, и никто из людей Ему в этом не помогал.
7. Остаток Израиля молит о помиловании (Гл. 63:7 — 64:12)
63:7−10 Теперь Исаия говорит от имени остатка, находящегося в плену. Он ждет избавления. Пророк вспоминает все, что Господь делал для Израиля в прошлом. Бог проявил необычайную доброту, обращаясь с Израилем милосердно и терпеливо. Бог назвал евреев Своим народом. И хотя Он с самого начала знал, что они отвергнут Его, Он говорит так, словно они никогда не оставят Его ради чужих богов. Он стал их Спасителем, и Он был с ними во всех испытаниях, в том числе и в египетском рабстве. Ангел (то же самое слово, что и «посланник») лица Его, то есть, Мессия, спас их. Бог возлюбил Свой народ, вывел его из Египта и был с ними в пустыне. Но в ответ на любовь Господа Израиль взбунтовался, поэтому Бог «обратился в неприятеля».
63:11−13 Но даже те, кто помнят, что совершил Господь в древности, во времена Моисея, спрашивают: «Где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих? Где тот, который вложил в сердце его [Моисея] Святого Духа Своего, Который вел Моисея за правую руку величественной мышцею Своею, разделил перед ними воды, чтобы сделать Себе вечное имя, который вел их через бездны, как коня по степи, и они не спотыкались?»
63:14 Как стадо спускается в долину в поисках покоя, так Господь вел Свой народ в землю мира, чтобы сделать Себе славное имя. Обратите внимание на упоминание о Триединстве: Господь Иегова (ст. 7); Ангел Господень (ст. 9); Дух Господень (ст. 10−11,14).
63:15−16 Воспоминание о милостях Божьих побуждает пророка обратиться к будущему, к времени окончания вавилонского плена. Исаия молится за тех евреев, которые томятся в Вавилоне. Может показаться, что народ лишился Божьей ревности, могущества и милосердия. Но Исаия просит, чтобы, несмотря ни на что, Бог оставался их Отцом, даже если бы Авраам и Израиль не признавали их.
63:17−19 В стихе 17 народ как будто упрекает Господа за то, что Он позволил им совратиться с Его путей. Но на самом деле Бог ожесточает сердца только тех людей, которые ожесточаются сами. Вероятно, смысл вопроса такой: «Почему Ты позволил нам отойти от Тебя?» Когда Бог позволяет чему-либо произойти, часто говорят, что Он это сделал. Но, так или иначе, евреи умоляют Господа смилостивиться над ними. Израиль жил в Земле Обетованной сравнительно недолго, и теперь святилище лежит в руинах, а израильтяне, Божий народ, ничем не отличаются от других народов, никогда не вступавших в завет с Господом.
комментарии МакДональда на книгу пророка Исаии, 63 глава