В. Суетность цикла жизни и смерти (Гл. 3)
3:1 Изучив жизнь и человеческое поведение, Соломон пришел к выводу, что всему свое время, и время всякой вещи под небом. Это значит, что Бог запрограммировал все действия в гигантском компьютере и, как говорится, «чему бывать, того не миновать». Это значит также, что история состоит из циклических повторений, которые сменяют друг друга регулярно и неизменно. Так что поведение человека заранее определено нерушимыми законами или принципами. Он раб часов и календаря.
В стихах 1−8 Екклесиаст перечисляет двадцать восемь видов деятельности, которые, вероятно, символизируют весь жизненный цикл. Это видно и из числа двадцать восемь, которое представляет собой произведения числа мира (четыре) на число полноты (семь).
Список состоит из пар противоположностей. Четырнадцать из них позитивны, четырнадцать — негативны. Некоторым образом они исключают друг друга, так что в результате остается ноль.
3:2 Есть время рождаться. Сам человек не управляет им, и даже его родителям приходится ждать девять месяцев, пока ребенок естественным образом не сформируется.
Есть также время умирать. Согласно Псалму 89:11, человеку отведено семьдесят лет жизни, но и без знания об этом кажется, что смерть заранее назначила нам встречу, которой не избежать.
Да, Бог заранее знает, когда подойдет к концу наша жизнь на земле, но это не должно вызывать у христианина фаталистическое отношение. Мы знаем, что бессмертны, пока не завершим свое дело. Да и смерть, хоть и возможна, не несомненна. Благословенная надежда на возвращение Христа побуждает верующего ждать Спасителя, а не смерти. Проповедник Питер Пелл хорошо сказал об этом: «Я не жду, когда меня зароют в землю, — я жду, когда меня заберут на небеса!»
Время насаждать, и время вырывать посаженное. Этими словами Соломон охватил всю сельскохозяйственную область, тесно связанную с временами года (Быт 8:22). Несоблюдение сезонных сроков посева и сбора урожая может привести только к несчастьям.
3:3 Время убивать, и время врачевать. Комментаторы Библии усердно объясняют, что это не может относиться к убийствам, а только к войне, смертной казни или самообороне. Но мы должны помнить, что замечания Соломона основаны на его знаниях о жизни под солнцем. Не имея Божьего откровения, он считал, что жизнь — это либо бойня, либо госпиталь, поле битвы или место оказания первой помощи.
Время разрушать, и время строить. Сначала сносят старые здания, которые не могут больше служить людям, потом на их месте строят современные, удобные дома.
3:4 Время плакать, и время смеяться. Кажется, что в жизни трагедия сменяется комедией. Сегодня она носит темную маску трагедии, завтра — раскрашенную маску клоуна.
Время сетовать, и время плясать. Проходит похоронная процессия, плакальщики скорбно стонут. Но вскоре те же самые люди уже танцуют на свадебном пиру, быстро забыв о недавней печали.
3:5 Время разбрасывать камни, и время собирать камни. На первый взгляд представляется, что речь идет об очистке земли для засева (Ис 5:2) и о сборе камней для строительства домов, стен и других укреплений. Если мы будем воспринимать эти слова в переносном смысле, как делает большинство современных комментаторов, это может быть указанием на отношения в браке. Так в САВ это перефразировано так: «Время заниматься сексом и время не заниматься».
Время обнимать, и время уклоняться от объятий. В области отношений есть время, когда надо принимать их, и есть время, когда надо от них уклоняться. Иногда любовь чиста, а иногда незаконна.
3:6 Время искать, и время терять. Это наводит нас на мысль о бизнесе, с его доходами и потерями. Сегодня вы получаете высочайшие доходы на рынке. Завтра он приходит в упадок, и компании прогорают.
Время сберегать, и время бросать. Большинство домохозяек знакомо с этим интересным правилом. Месяцами или даже годами они хранят какие-то вещи в кладовках, подвалах и чуланах. Потом, во время очередной уборки, они их вытаскивают и звонят в местную благотворительную организацию, чтобы их забрали.
3:7 Время раздирать, и время сшивать. Возможно, Соломон думал о поразительных переменах в моде на одежду? Какой-нибудь знаменитый модельер задает новый тренд, и весь мир следует ему, удлиняя или укорачивая края одежды. Сейчас в моде дерзкие и привлекающие внимание наряды. А завтра мы вернемся к строгому стилю бабушкиных времен.
Время молчать, и время говорить. Время молчать наступает, когда нас несправедливо критикуют, когда мы сами испытываем искушение критиковать других или сказать что-нибудь неправильное, недоброе, ненужное. Моисей произнес необдуманные слова, и за это не смог войти в землю обетованную (Чис 20:10; Пс 105:33).
Время говорить наступает, когда на кон поставлен какой-то важный принцип. Мардохей сообщил Есфири, что для нее настало время говорить (Есф 4:13−14). Он мог бы добавить, вторя Данте, что самые жаркие места в аду приготовлены для тех, кто остается равнодушным в момент великого морального кризиса.
3:8 Время любить, и время ненавидеть. Мы не должны стараться приспособить эти слова к контексту христианства. Соломон говорит не как христианин, а как мирской человек. Ему казалось, что человеческое поведение колеблется между любовью и ненавистью.
Время войне, и время миру. Что такое история, как не рассказ о жестоких, бессмысленных войнах, перемежающихся краткими периодами мира?
3:9 Соломона волновал следующий вопрос: «Что пользы работающему от того, над чем он трудится?» На каждую конструктивную деятельность приходится какая-то деструктивная. На каждый плюс есть минус. Четырнадцать позитивных моментов уравновешиваются четырнадцатью негативными. Таким образом, математическая формула жизни: четырнадцать минус четырнадцать равно нулю. В конечном итоге у человека остается нуль.
3:10 Соломон подробно изучил все виды деятельности, все занятия и задачи, которые Бог дал человеку, чтобы занять свое время. Он перечислил их в стихах 2−8.
3:11 Он приходит к выводу, что Бог все соделал прекрасным в свое время, то есть для любого вида деятельности есть свое время. Он думает здесь не столько о красоте Божьего творения, сколько о том, что для каждого действия есть отведенное ему время, и что в свое время все уместно.
Бог также вложил вечность в сердце человека. Хотя человек живет в мире, ограниченном временем, в нем заложена частица вечности. Инстинктивно он думает о ней и, хотя не понимает ее до конца, все-таки осознает, что в безбрежном океане времени существует не только эта краткая жизнь.
Однако Божьи дела и пути непознаваемы для человека. Мы не способны разрешить загадку творения, провидения или прекращения существования вселенной без откровения. Несмотря на громадные достижения человеческого знания, мы по-прежнему все видим через тусклое стекло. Как часто мы со вздохом признаемся: «Как мало мы знаем о Нем!»
3:12 Так как жизнь человека управляется определенными неумолимыми законами, и так как все его действия не позволили ему сдвинуться с мертвой точки, Соломон решил, что лучшее поведение — радоваться и наслаждаться жизнью как можно активнее.
3:13 Он не имеет в виду, что вся жизнь должна состоять из пьяных оргий с развратом и дебошами, но то, что способность человека наслаждаться пищей и питьем, находить удовольствие в каждодневном труде — Божий дар. Это очень неглубокий взгляд на жизнь, он явно не дотягивает до христианского, но мы должны постоянно помнить: Соломон очень по-земному смотрел на вещи.
3:14 Он четко понимал, что Божьи постановления неизменны. То, что решено Богом, пребудет, и человек не может этого изменить, не может ничего добавить или убавить. Нелепо творениям бороться против того, что установлено Творцом. Намного лучше уважать Его и подчиняться Его воле.
3:15 Текущие события — это просто повторение того, что уже случалось, и в будущем не случится ничего такого, чего еще не было. Бог устроил так, что одни и те же вещи случаются снова и снова. Он возвращает назад прошлое, и история повторяется. Выражение: «Бог воззовет прошедшее», — часто используется для того, чтобы все осознали тот факт, что неверующему придется ответить за прошлые грехи. Это так, но вряд ли в данном отрывке имеется в виду именно это. Здесь говорится скорее о том, что Бог возвращает прошлые события, чтобы начать очередной исторический цикл. Р. Ч. Спраул называет это темой вечного повторения. «Это значит, что в бесконечном времени есть периодические циклы, которые повторяются снова и снова. Драма человеческой жизни — это пьеса, которую снова и снова повторяют на бис».
3:16 Помимо прочих вещей, Екклесиаста огорчали несправедливость и неправда. Он видел, что в судах, которые должны были вершить правосудие, распространена несправедливость, а правительственные круги, которым следовало быть праведными, поступают нечестно.
3:17 Это жизненное неравенство побудило его думать, что настанет время, когда Бог будет судить людей, когда Он исправит все несправедливости на земле. Соломон не говорит явно, что это будет в следующей жизни, но такой вывод напрашивается, так как многие несправедливости остаются нерешенными в этом мире. Его вывод отражает распространенные среди праведных людей чувства. Достоинство и справедливость требуют, чтобы настало время, когда все счета будут оплачены и все права восстановлены.
3:18 В заключительных стихах главы 3 Екклесиаст обращается к теме смерти и рассматривает ее как мрачное место теней, в котором наступает конец всем человеческим амбициям, устремлениям и удовольствиям. Так и мы воспринимали бы смерть, если бы нас не просветила Библия.
Обратите внимание, он предваряет свои выводы словами: «Сказал я в сердце своем...» Не Бог открыл ему это, а он пришел к этому выводу самостоятельно. Это его собственные рассуждения под солнцем. Следовательно, на основании этого отрывка нельзя строить адекватное учение о смерти и загробном мире. Однако именно так и поступают приверженцы многих ложных культов. Они используют эти стихи для подтверждения своего ошибочного учения о сне души и полном уничтожении грешников после смерти. На самом деле тщательное изучение этого отрывка показывает, что Соломон не поддерживал эти взгляды.
Он в целом говорит, что Бог испытывает человека на протяжении его короткой жизни на земле, чтобы показать ему, как он хрупка и преходяща его жизнь — подобно животным. Но разве он говорит, что человек не лучше животного?
3:19 Речь идет не о том, что человек — животное, а о том, что, в каком-то смысле, у него нет преимущества над животными. Как смерть приходит к животным, так она приходит и к человеку. Одно дыхание у всех, и в момент смерти это дыхание прекращается. Поэтому жизнь человека так же пуста, как и жизнь существ низшего порядка.
3:20 Всех ждет один конец — могила. И те, и другие превращаются в прах. И люди, и животные произошли из праха и превратятся в него. Конечно, это в том случае, если тело — это все, что есть у человека. Но мы знаем, что это не так. Тело — это лишь шатер, в котором человек живет. Но Соломон не мог знать всей правды о нашем будущем состоянии.
3:21 Невежество Соломона по поводу того, что происходит в момент смерти, видно из следующего вопроса: «Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?» Это не следует воспринимать как доктринальный факт. Это человеческий вопрос, а не выражение Божьей истины.
Из Нового Завета мы знаем, что дух и душа верующего отправляются к Христу после смерти (2Кор 5:8; Флп 1:23), а тело отправляется в могилу (Деян 8:2). Дух и душа неверующего попадают в ад, а его тело — также в могилу (Лк 16:22б-23). Когда Христос придет во второй раз, тела умерших в вере воскреснут в прославленном состоянии и воссоединятся с духом и душой (Флп 3:20−21; 1Фес 4:16−17). Тела умерших неверующих воскреснут для суда великого белого престола, воссоединятся с духом и душой, а потом будет брошены в огненное озеро (Откр 20:12−14).
Строго говоря, у животных есть тело и душа, но нет духа. В Библии ничего не говорится о посмертной жизни животных.
3:22 Основываясь на том, что Соломон знал о смерти, а также чего он не знал, он решил, что лучшее для человека — наслаждаться своей каждодневной деятельностью. В конце концов, таков его удел, и лучше покориться неизбежному. Надо попытаться найти удовольствие в том, чего нельзя изменить. Но прежде всего надо принимать жизнь такой, какая она есть, потому что никто не может рассказать человеку, что будет на земле, когда его не станет.
комментарии МакДональда на книга Екклезиаста, или Проповедника, 3 глава