Д. Распространение добра под солнцем (11:1 — 12:8)
11:1 Хлеб здесь символизирует зерно, из которого он делается. Отпускать хлеб по водам может означать практику засевания затопленных областией, или же речь может идти о торговле зерном через море. В любом случае, здесь говорится о том, что щедрое распределение добра гарантирует щедрое воздаяние в момент сбора урожая.
Этот стих можно отнести и к Евангелию. Мы можем не видеть непосредственных результатов, когда делимся хлебом жизни, но в конечном итоге сбор урожая нам обеспечен.
11:2 Давать часть семи и даже восьми — это может быть указание на две вещи: неограниченную щедрость или диверсификацию бизнеса. В первом случае имеется в виду, что мы должны быть добры и не жалеть ничего для других, потому что могут наступить бедственные времена, когда мы уже не сможем никому ничего дать. Большинство людей копит на черный день; но в этом стихе нам советуют, наоборот, ничего не беречь, так как мы не знаем, что будет завтра.
Или же идея может быть такой: не кладите все яйца в одну корзину. Вкладывайте средства в несколько дел, если можете, чтобы, если с одним что-то случится, вам оставались прочие. Это называется диверсификация.
11:3 В стихе 3 продолжается мысль предыдущих стихов, особенно мысль о непредвиденных бедствиях, которые могут случаться с нами на земле. Жизненные невзгоды внезапны и неизбежны. Как дождевые тучи проливают на землю дождь, так и несчастья и испытания изливаются на сынов человеческих. Упавшее дерево подобно павшему монарху. Его судьба решена.
Более широкое применение этого стиха видно из следующего стихотворения:
Дерево упало —
значит, оно должно лежать,
Человек живет —
значит, он должен умереть,
Человек умирает —
значит, он должен пребывать
В вечности.
Джон Рей.
11:4 Иногда можно проявлять слишком большую осторожность. Если ждать, пока условия станут совершенными, то ничего не добьешься. В жизни всегда дует ветер и всегда есть облака. Если вы будете ждать, пока ветер утихнет совсем, вы никогда не засеете поле. Если вы будете ждать времени, когда риска дождя не будет совсем, ваш урожай окажется обречен. Человек, ждущий идеальные условия, будет ждать вечно.
11:5 Так как мы не знаем всего, нам приходится обходиться тем знанием, что у нас есть. Мы не понимаем движения ветра и того, как образуются кости в чреве беременной женщины. Мы не понимаем всего, что делает Бог, и зачем Он это делает.
11:6 Так как мы не знаем этого, лучше всего заниматься продуктивным трудом. Мы не можем знать, какая деятельность окажется удачнее. Может быть, все, что мы делаем, будет удачным.
В распространении Слова Божьего успех нам гарантирован. Но по-прежнему некоторые методы оказываются успешнее других. Поэтому мы должны стараться, искать что-то новое, быть изобретательными и верными в служении Христу.
Кроме того, мы должны утром сеять семя свое — то есть с самого начала жизни, не откладывая на вечер. Мы призваны к немедленному служению.
11:7−8 Свет может обозначать яркие и солнечные дни юности. Быть молодым замечательно — в молодости мы здоровы, сильны и полны жизни. Но, сколько бы лет силы и процветания не было даровано человеку, он должен понимать: рано или поздно настанут дни темные. Боли и мучения старости неизбежны. Это печальное и пустое время жизни.
11:9 Трудно сказать, стих 9 — это искренний совет или циничное замечание разочарованного старика. Делай то, чего желает твое сердце, получай как можно больше впечатлений. Но помни, что рано или поздно за все Бог приведет тебя на суд, в данном случае — суд старости, которая казалась Соломону Божьим воздаянием за грехи прежней жизни.
11:10 Пока вы наслаждаетесь юностью, радуйтесь, получайте удовольствие и сводите к минимуму печаль и беспокойства. (Вероятно, злое здесь — это скорее неприятности, чем грех). Детство и юность — суета, потому что они так коротки.
комментарии МакДональда на книга Екклезиаста, или Проповедника, 11 глава