Д. Обновление завета (34:1 — 35:3)
34:1−9 И снова Бог зовет Моисея взойти в одиночестве на гору Синай. На этот раз с двумя заранее приготовленными каменными скрижалями. На горе Господь явил Себя как Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный (ст. 6−7).
В стихе 7 используется три синонима слова «проступок»: вина, преступление, грех. Слово, переведенное как «вина», означает искажение путей Господних. «Преступление» означает бунт против Бога. Слово, переведенное как «грех», дословно означает «нарушение». Чаще всего оно означает непопадание в цель, установленную Богом. Все эти три синонима объединены общим смыслом — невозможность достичь славы Божьей (Рим 3:23). За нарушение закона Божьего все израильтяне должны были умереть, но Бог помиловал их. Моисей поклонился Богу и стал умолять Его. Моисей поклонился Богу и попросил Его о том, чтобы Он был со Своим народом и дал благодать, потому что народ был этого недостоин (ст. 8−9).
34:10−17 Тогда Бог возобновил завет, пообещав совершить для израильтян чудеса, изгнав из Ханаана его обитателей. Господь предупреждает израильтян о том, чтобы они не заключали союзов с язычниками и не перенимали их идолопоклонство. Бог заключил с израильтянами завет, и они не должны были заключать заветы с хананеями. Невозможно единение и с Богом, и с идолами одновременно (см. 1Кор 10:21).
34:18−27 Затем Господь повторил заповеди о празднике опресноков (ст. 18), посвящении первородного (ст. 19−20), субботе (ст. 21), празднике седмиц и празднике собирания плодов (ст. 22). Все мужчины должны были приходить к Господу три раза в год — на праздники, перечисленные в главе 23:14−17 (ст. 23−24). Обратите внимание: в стихе 24 Господь пообещал, что будет контролировать волю хананеев, и они не будут пытаться захватить собственность израильтян, когда последние будут отправляться в Иерусалим на праздники три раза в год. Повторив другие заповеди (ст. 25−26), Господь повелел Моисею записать слова, произнесенные в стихах 11−26 (ст. 27). И тогда Господь Сам написал Десять Заповедей на каменных скрижалях (ст. 28; ср. ст. 1 и Втор 10:1−4).
34:28−35 Пробыв на горе сорок дней и сорок ночей, Моисей сошел с горы с двумя скрижалями в руках (ст. 28−29а). Он не знал, что лицо его сияло после общения с Богом (ст. 29б−30). Люди боялись подойти к нему. Передав Израилю повеления от Господа, Моисей положил покрывало на лицо (ст. 31−33). В стихе 33 сказано: «И когда Моисей перестал разговаривать...», а не «До тех пор, пока Моисей не перестал разговаривать...», как говорится в Библии Короля Иакова. Апостол Павел объясняет во 2 Послании Коринфянам 3:13, что Моисей закрывал лицо для того, чтобы люди не видели, как уходит слава закона — диспенсации, в которой отношения с Богом строились на основе закона.
комментарии МакДональда на Исход, 34 глава