3. Раскаяние народа (33:1−6)
Господь отказался сопровождать грешных израильтян в Ханаан, чтобы они не вынудили Его погубить их в пути. Вместо Себя Он решил послать Ангела. Услышав об этом, люди опечалились. Они заплакали и сняли с себя украшения, потому что из подобных украшений был сделан золотой телец. Это произошло у горы Хорива, и с тех пор они не носили украшений.
4. Моисей ставит скинию собрания (33:7−11)
Шатер, о котором идет речь в стихе 7, это не сама скиния, которая к тому времени еще не была построена, а временное сооружение, поставленное Моисеем. Оно называлось «скинией собрания» и находилось вне стана. Те, кто искал общения с Богом, выходили из стана и шли к этой временной скинии, потому что стан был осквернен грехом народа. Когда Моисей входил в скинию собрания, облачный столп опускался у входа в нее, что означало присутствие Божие. Стих 11 ни в коем случае не означает, что Моисей видел Самого Бога. Этот стих говорит о том, что Моисей общался с ним лицом к лицу, то есть, что общение Моисея с Богом было непосредственным и беспрепятственным. Стоит также отметить, что Иисус Навин, который тогда был еще юношей, не отходил от скинии. Возможно, именно в этом заключался секрет его будущих духовных побед.
5. Молитва Моисея (33:12−23)
33:12−17 Моисей попросил, чтобы Бог Сам ввел народ Свой в Ханаан. Тогда Господь благосклонно пообещал, что Сам пойдет с народом. Ничто другое Моисея не устраивало. Как и Ной, Моисей обрел благоволение в очах Божиих, и Господь ответил на его молитву. «Безопасность — это не отсутствие опасности, а присутствие Бога».
33:18−23 И тогда Моисей просит Бога показать Свою славу. Господь отвечает, что явит Себя — Бога благодати и сострадания (см. Исх 34:6−7). Моисей не мог увидеть лица Господа и остаться в живых, но Бог позволил ему встать на скале в то время, как слава Господня будет проходить мимо. Моисею было обещано, что он увидит Бога сзади. Это, конечно же, образное выражение, потому что у Бога нет тела (Ин 4:24). Хайвел Джонс так комментирует этот отрывок: «Моисею предстоит увидеть отблеск, который является надежным свидетельством того, какой будет полнота величия Его славы». Никто не может увидеть лик Божий и остаться в живых (ст. 20). Это значит, что никто не может увидеть без завесы славу Бога, «Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1Тим 6:16). В этом смысле никто никогда не видел Бога (1Ин 4:12). Как же тогда истолковать те места в Библии, где люди видели Бога и не умерли? Например, Агарь (Быт 16:13); Иаков (Быт 32:30); Моисей, Аарон, Надав, Авиуд и семьдесят старейшин Израиля (Исх 24:9−11); Гедеон (Суд 6:22−23); Маной и его жена (Суд 13:22); Исаия (Ис 6:1); Иезекииль (Иез 1:26, ср. 10:20); Иоанн (Откр 1:17).
Дело в том, что все эти люди видели Бога в Иисусе Христе. Иногда Он являлся как Ангел Господень (см. 6 главу Книги Судей, где объясняется эта доктрина), иногда как Человек, а один раз явил Себя в Голосе (Исх 24:9−11; ср. Втор 4:12). Единородный Сын Божий, сущий в недре Отчем, явил Бога во всей полноте (Ин 1:18). Христос есть сияние славы Божией и образ ипостаси Его (Евр 1:3). Поэтому Он мог говорить: «Видевший Меня видел Отца» (Ин 14:9).
комментарии МакДональда на Исход, 33 глава