12:1−10 Господь дает Аарону и Моисею подробные указания о том, как приготовиться к первой Пасхе. Агнец (ягненок) — это, конечно же, прообраз Господа Иисуса Христа (1Кор 5:7).Он должен быть без порока, указывая на безгрешность Христа, мужеского пола однолетний — возможно, потому, что Господь умер за нас в самом расцвете жизни. Он должен был храниться до четырнадцатого дня месяца, что символизирует уединенную жизнь Спасителя до тридцати лет в Назарете. В течение этих лет Он был испытан Богом, а последующие три года Его с особой тщательностью испытывали люди. Агнец должен быть заклан в собрании общества Израильского; Христос тоже был схвачен и убит руками беззаконных (Деян 2:23). Агнца нужно было убить при наступлении сумерек, между девятым часом и одиннадцатым. Иисус тоже был убит в девятом часу (Мф 27:45−50). Кровь агнца нужно было нанести на косяки и перекладины дверей, и это спасало находящихся в доме от разрушителя (ст. 7). Точно так же и кровь Христа через веру спасает нас от греха, своего «я» и сатаны. Мясо нужно было жарить на огне, что символизировало то, как Христос терпел на Себе Божий гнев за наши грехи. Ели мясо с пресным хлебом и горькими травами. Это говорит о том, что Христос должен был стать пищей для Своего народа. Мы должны быть правдивыми и искренними; в нас не должно быть закваски зла и порока. Наше покаяние должно быть от всего сердца, и мы всегда должны помнить о горечи страданий Христа. Нельзя было ломать ни одной кости пасхального агнца (ст. 46). Во Христе это условие было выполнено буквально (Ин 19:36).
12:11−20 Первую Пасху необходимо было праздновать в полной готовности отправиться в путь. В этом содержится напоминание и для нас: странники, которым предстоит длительное путешествие, должны путешествовать налегке. Пасха («pesah») получила свое название оттого, что Господь прошел мимо домов, косяки которых были помечены кровью. Однако это не означает, что Бог их оставил без внимания. Коул объясняет это так: «Действительно ли такова этимология или это всего лишь игра слов, pesah у израильтян значит «пройти мимо» или «перескочить», и именно этим словом названо то, что совершил Бог в эту ночь, пощадив Израиль». Пасху праздновали в четырнадцатый день иудейского религиозного календарного года (ст. 2). Праздник Опресноков также тесно связан с Пасхой. В первую пасхальную ночь народ покидал Египет в такой спешке, что тесто даже не успело закваситься (ст. 34,39). Поэтому Пасху празднуют семь дней — в напоминание о том, как быстро народ вышел из Египта. Но так как закваска символизирует грех, пресные хлебы напоминают также о том, что искупленные кровью должны оставить грех и мир (Египет). Того, кто ел квасной хлеб, истребляли из среды Израиля, то есть изгоняли из стана и лишали всех привилегий. В зависимости от контекста, слово «истреблять» может также иметь значение «приговаривать к смерти».
12:21−27 Далее мы читаем наставления, которые Моисей дает старейшинам народа. Он подробно объясняет им, как наносить кровь на двери. Иссоп может служить образом веры, которая накладывает на нас кровь Христа. Пасха станет возможностью рассказывать историю искупления будущим поколениям, когда они станут интересоваться смыслом праздничной церемонии.
12:28−30 В полночь Господь поразил всех первенцев в Египте. И был великий вопль в земле Египетской, потому что не было дома, в котором не было бы мертвеца. И только тогда израильтянам наконец позволили уйти.
VII. ИСХОД ИЗ ЕГИПТА (12:31 — 15:21)
А. Бегство к морю (12:31 — 13:22)
12:31−37 Стих 31 совсем не означает, что Моисей встретился с фараоном лицом к лицу (см. 10:29). Слова и поступки слуг часто приписываются хозяину. Моисей же предсказал, что слуги фараона еще будут умолять израильтян уйти из страны (11:8).
Израильтяне отправились в Сокхоф — одну из областей Египта, которую не следует путать с одноименным городом в Палестине (Быт 33:17). Египтяне были только рады отдать свои богатства израильтянам и избавиться от них. Для евреев это было всего лишь справедливой платой за все то время, когда они работали на фараона. Египетские сокровища обеспечили израильтянам все необходимое для похода и служения Богу. Из Египта вышло около шестисот тысяч человек, не считая женщин и детей. Точное число мужчин — 603 550 (38:26). А всего израильтян было около двух миллионов.
12:38−39 По поводу точной даты Исхода часто ведутся споры. Дата, обычно принимаемая консервативными учеными, — 1440 г. до н. э. Другие ученые считают, что Исход произошел в 1290 г. до н. э. или даже позже (см. Введение).
Когда израильтяне покидали Египет, к ним присоединилось множество людей разных национальностей. В Книге Чисел (11:4) эти люди называются «пришельцами» (но в Новой Американской Стандартной Библии (НАСБ) это слово переводится как «сброд»). Там же мы читаем о том, как они ропщут на Господа, несмотря на все Его благодеяния.
12:40−42 Хронология, приведенная в стихе 40, описана в комментарии на Бытие 15:13−14. Четыреста тридцать лет, упомянутые здесь, — это общая продолжительность пребывания израильтян в Египте. Время здесь подсчитано с точностью до дня. Отсюда можно сделать важный вывод: Бог не забыл о том, что обещал за много веков до этого. Он исполнил Свое Слово, когда вывел Свой народ из Египта. Господь также не медлит с исполнением данного нам обещания — обещания нашего искупления (2Пет 3:9). Наступит день, когда Господь Иисус, прообразом которого был Моисей, выведет Свой народ из этого мира и приведет в вечную Землю Обетованную.
12:43−51 В предназначенном для последующих поколений уставе о праздновании Пасхи сказано, что участвующие в ней мужчины обязательно должны быть обрезанными, будь то чужестранцы, соседи или слуги. Никакой иноплеменник не должен есть ее, поселенец и наемник не должен есть ее.
комментарии МакДональда на Исход, 12 глава