«Для тех, кто считает теологию по сути описанием спасительных деяний Божиих, Исход 1−15 является наиболее ярким примером, вокруг которого сосредоточено все библейское повествование. Те, кто считает Ветхий Завет произведением поклоняющейся Богу общины, найдут в самом сердце Книги Исход повествование о том, как была установлена Пасха — главный и наиболее характерный еврейский праздник... Для тех, кто рассматривает Тору, Закон Божий, как жизненное и философское основание Израиля в более поздний период, Исход, рассказывая о том, как был дан Закон, содержит самую суть Закона — Десять Заповедей.» Р. Алан Коул
Введение
I. Уникальное положение в каноне
Книга Исход («выход» на древнегреческом) начинается с описания событий, происходивших с израильтянами после смерти Иосифа. Праздник Пасхи — один из важнейших элементов иудейской религии, берет начало в бегстве Израиля из Египта после четырех веков рабства. Но этому бегству предшествовали десять казней, которые Господь навел на Египет, потому что фараон ожесточился и бросил вызов Богу Израиля. Египет в этом повествовании — библейский образ мира.
В этой замечательной книге рассказывается также о переходе израильтян через Красное море и о многих других чудесах. В ней также описывается, как на горе Синай был дан Закон. Заключительная часть книги содержит подробные указания по сооружению скинии.
II. Aвторство
Мы придерживаемся традиционного среди иудеев и христиан взгляда и считаем, что Вторую Книгу Моисея, как и все Пятикнижие, написал сам Моисей. Объяснение этой точки зрения можно найти в Предисловии к Пятикнижию.
III. Bремя написания
Знатоки Библии предлагают разные даты Исхода из Египта, наиболее ранняя из которых — 1580 до н.э., а наиболее поздняя — 1230 до н.э. В 3 Книге Царств (6:1) сказано, что Исход произошел за 480 лет до того, как Соломон начал строить Храм. Так как строительство началось примерно в 960 г. до н.э., то получается, что Исход состоялся в 1440 г. до н.э. Этой даты придерживаются многие консервативные ученые. Многие, правда, утверждают, что археологические открытия свидетельствуют скорее о более поздней дате (около 1290 г. до н.э.), но существуют и такие результаты раскопок, которые вполне согласуются с более ранней датой. Мы, конечно же, не можем быть абсолютно уверены в точности даты, но, приняв во внимание все вышесказанное, наиболее предпочтительной датой Исхода Израиля из Египта является 1440 г., а Книга Исход была, соответственно, написана несколько позже.
IV. Исторический фон и тема
В первых главах Книги Исход мы находим израильтян там же, где оставили их в конце Книги Бытия. Но историческая обстановка теперь совсем другая. Прошло свыше четырех столетий. Евреи, у которых раньше было привилегированное положение, теперь стали рабами. Они обжигают кирпичи, которые в несметном количестве требовались для задуманного фараоном строительства.
Главные темы Книги Исход — искупление и основание израильской нации. Вот уже более 3400 лет евреи по всему миру празднуют это событие — бегство из Египта, сопряженное с проявлением Божьей силы и пролитием крови, а также начало истории Израиля как нации. Все это произошло во время первой Пасхи.
Вечеря Господня — когда христиане вспоминают о том, как Бог искупил Свой народ, также явив Свою силу и пролив кровь, — выросла из праздника Пасхи — как исторически, так и теологически. В какой-то степени, хлеб и вино в Причастии напоминают нам о подобных составляющих пасхального ритуала израильтян.
После того, как израильтяне выходят из Египта, действие книги переносится в пустыню, где Бог дает Моисею закон для народа. Почти половина книги посвящена описанию скинии и священства (гл. 25−40) Эти детали имеют не только историческое значение.
Чтобы получить настоящее удовольствие от чтения Книги Исход, нужно искать в ней Христа. Моисей, пасхальный агнец, скала и скиния — это только некоторые из прообразов (символов) Господа Иисуса, многие из которых упоминаются и в других местах Писания (см., например, 1Кор 5:7; 10:4; Евр 3−10). Пусть Господь сделает для нас то же самое, что Он сделал для двух учеников, которые шли в Эммаус — объяснит «сказанное о Нем во всем Писании» (Лк 24:27).
Содержание
I. ИЗРАИЛЬ В ЕГИПЕТСКОМ РАБСТВЕ (Гл. 1)
II. РОЖДЕНИЕ МОИСЕЯ, ЕГО ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ СМЕРТИ И ВОСПИТАНИЕ (Гл. 2)
III. ПРИЗВАНИЕ МОИСЕЯ (Гл. 3−4)
A. Иегова открывается Моисею (Гл. 3)
Б. Нежелание Моисея возвращаться в Египет (4:1−17)
B. Возвращение Моисея в Египет (4:18−31)
IV. МОИСЕЙ И ФАРАОН: ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ (5:1 — 7:13)
А. Первое противостояние (5:1 — 7:6)
Б. Второе противостояние (7:7−13)
V. ПЕРВЫЕ ДЕВЯТЬ КАЗНЕЙ ЕГИПЕТСКИХ (7:14 — 10:29)
A. Первая казнь — воды Нила превращаются в кровь (7:14−25)
Б. Вторая казнь — жабы (8:1−15)
B. Третья казнь — мошки (8:16−19)
Г. Четвертая казнь — мухи (8:20−32)
Д. Пятая казнь — мор скота (9:1−7)
Е. Шестая казнь — нарывы (9:8−12)
Ж. Седьмая казнь — град и огонь (9:13−35)
З. Восьмая казнь — саранча (10:1−20)
И. Девятая казнь — трехдневная тьма (10:21−29)
VI. ПАСХА И СМЕРТЬ ПЕРВЕНЦЕВ (11:1 — 12:30)
VII. ИСХОД ИЗ ЕГИПТА (12:31 — 15:21)
A. Бегство к морю (12:31 — 13:22)
Б. Переход через Красное море (Гл. 14)
B. Песнь Моисея (15:1−21)
VIII. ПУТЕШЕСТВИЕ К СИНАЮ (15:22 — 18:27)
A. Пустыня Сур (15:22−27)
Б. Пустыня Син (Гл. 16)
B. Рефидим (Гл. 17)
Г. Моисей и Иофор (Гл. 18)
IX. ПОЛУЧЕНИЕ ЗАКОНА (Гл. 19−24)
А. Подготовка к получению откровения (Гл. 19)
Б. Десять Заповедей (Гл. 20)
В. Другие законы (Гл. 21−24)
- Законы о рабах (21:1−11)
- Законы о компенсации за увечья (21:12−36)
- Законы о возмещении убытков при кражах и порче имущества (22:1−6)
- Законы против обмана (22:7−15)
- Законы о последствиях обольщения девиц (22:16,17)
- Законы о гражданских и религиозных обязанностях (22:18 — 23:19)
- Законы о завоеваниях (23:20−33)
- Утверждение завета (24:1−8)
- Явление Израилю Божьей славы (24:9−18)
X. СКИНИЯ И СВЯЩЕНСТВО (Гл. 25−40)
A. Указания по сооружению скинии (Гл. 25−27)
- Сбор материалов (25:1−9)
- Ковчег Завета (25:10−16)
- Крышка ковчега (25:17−22)
- Стол для хлебов предложения (25:23−30)
- Золотой светильник и его принадлежности (25:31−40)
- Сама скиния (Гл. 26)
- Медный жертвенник для всесожжения (27:1−8)
- Внешний двор, столбы и завеса (27:9−19)
- Елей для светильника (27:20−21)
Б. Священство (Гл. 28−29)
- Одеяния священников (Гл. 28)
- Посвящение в священники (Гл. 29)
B. Дальнейшие указания касательно скинии (Гл. 30−31)
- Жертвенник для приношения курений (30:1−10)
- Денежный выкуп (30:11−16)
- Умывальник (30:17−21)
- Миро для помазания (30:22−33)
- Благовонные вещества (30:34−38)
- Искусные ремесленники (31:1−11)
- Суббота — знамение завета (31:12−18)
Г. Вспышка идолопоклонства (Гл. 32,33)
- Золотой телец (32:1−10)
- Заступничество и гнев Моисея (32:11−35)
- Раскаяние народа (33:1−6)
- Моисей ставит скинию собрания (33:7−11)
- Молитва Моисея (33:12−23)
Д. Обновление завета (34:1 — 35:3)
Е. Изготовление принадлежностей скинии (35:4 — 38:31)
- Дары людей и одаренные люди (35:4 — 36:7)
- Покрывала для скинии (36:8−19)
- Брусья с трех сторон скинии (36:20−30)
- Шесты для поддержки брусьев (36:31−34)
- Завеса перед входом в Святое Святых (36:35−36)
- Завеса перед входом в святилище (36:37−38)
- Ковчег Завета (37:1−5)
- Крышка ковчега (37:6−9)
- Стол для хлебов предложения (37:10−16)
- Золотой светильник и его принадлежности (37:17−24)
- Жертвенник для приношения курений (37:25−28)
- Миро и благовонные курения (37:29)
- Жертвенник для всесожжения (38:1−7)
- Умывальник (38:8)
- Внешний двор, столбы и завеса (38:9−31)
Ж. Приготовление священнических одеяний (Гл. 39)
З. Сооружение скинии (Гл. 40)
комментарии МакДональда на Исход, введение