З. Царь Ииуй Израильский и служение Елисея (Гл. 9−10)
1. Помазание Ииуя (9:1−10)
Елисей послал одного из сынов пророческих в Рамоф Галаадский, чтобы тайно помазать Ииуя в царя над Израилем после Иорама. Ииуй был сыном Иосафата, сына Намессиева (ст. 2), не того Иосафата, который был царем Иудеи. Ииуй был военачальником армии Иорама, расположенной в Рамофе Галаадском, чтобы сдерживать сирийцев. Помазав его, пророк велел ему уничтожить дом Ахава, в соответствии с пророчеством Илии (3Цар 21:21−24). Илии было велено помазать Ииуя (3Цар 19:16), но, по-видимому, он передал это поручение своему преемнику Елисею, который в свою очередь поручил это неизвестному пророку, чтобы помазание в Рамофе Галаадском было тайным. Эта секретность помогла Ииую захватить престол.
2. Карательные меры Ииуя (9:11 — 10:17)
9:11−13 Когда Ииуй вышел из помещения, где говорил с пророком, его друзья-офицеры пожелали узнать, что ему сказал этот «неистовый». Сначала Ииуй попытался избежать ответа на вопрос говоря, что им уже это известно. Возможно, он подозревал, что это они послали пророка помазать его, чтобы он свергнул Иорама. Но, когда они стали настаивать, он сообщил им, что только что был помазан в царя. Его люди поспешно постелили свою одежду на ступенях ему под ноги и публично провозгласили его царем Израиля.
Ииуй, сын Иосафата, правил Израилем двадцать восемь лет (841−814/813 гг. до Р. Х.; 4Цар 9:14 — 10:36).
9:14−26 Правление Ииуя было началом пятой династии в северном царстве. Пока весть о его помазании не дошла до Изрееля, Ииуй поспешил туда, чтобы убить Иорама. Сторож увидел приближающееся полчище Ииуя и доложил об этом Иораму. К его отряду дважды высылались гонцы, но Ииуй не позволял им возвращаться с докладом. Потом часовой сообщил царю, что приближающийся всадник похож на Ииуя, «сына» (внука) Намессиева. Тогда ему навстречу на своей царской колеснице выехал Иорам вместе со своим племянником Охозией, царем Иудейским, предполагая, что военачальник везет ему важные новости о Рамофе Галаадском. Он поприветствовал Ииуя словами: «С миром ли, Ииуй?» — но получил враждебный ответ. Подозревая измену, Иорам попытался бежать, но был убит стрелой Ииуя. Пророчество Илии исполнилось буквально (3Цар 21:19): его тело бросили на поле Навуфея.
9:27−29 Охозия также пытался убежать, но тоже был поражен стрелой и умер в Мегиддо. Побратавшись с домом Ахава, он тоже подпал под действие Божьего проклятия, которое должен был осуществить Ииуй. Его тело было возвращено в Иерусалим для погребения. Во 2 Паралипоменоне 22:9 сказано, что он умер в Самарии, но здесь это слово может обозначать как все царство Самарии, так и этот район. Стих 29 помещен не в хронологическом порядке, это повторение 8:25. Несоответствие между упомянутыми числами (одиннадцатый и двенадцатый год), вероятно, связано с разными методами летоисчисления.
9:30−37 Когда Ииуй прибыл в Изреель, Иезавель насмехалась над ним, крича: «Мир ли Замврию, убийце государя своего?» Замврий тоже стал царем Израиля, убив своего господина, но мира не получил. Его переворот продолжался всего семь дней (3Цар 16:9−19). Иезавель намекала Ииую, что бунт не приведет к процветанию. Два евнуха во дворце доказали свою верность Ииую, выбросив Иезавель из окна. И брызнула кровь ее на стену и на коней, и тело ее съели псы в Изрееле, во исполнение пророчества 3 Царств 21:23 — все, кроме черепа, и ног, и кистей рук. Кемпбелл Морган замечает:
«Даже псы не захотели оскверняться черепом, руками и ногами, творившими такие преступления; не было ей погребения, и в память о ней осталось только бесславие».
комментарии МакДональда на четвертую книгу Царств, 9 глава