Г. Царь Иосия (22:1 — 23:30)
Иосия, сын Аммона, был царем Иудейским тридцать один год (641−609 гг. до Р. Х.; см. 2Пар 34−35).
1. Восстановление храма Иосией (22:1−7)
Софония (Соф 1:1) и Иеремия (Иер 25:3) начали свое пророческое служение в это время. Возможно, Аввакум нес служение в конце правления Иосии. Правление Иосии было последним периодом реформ в царстве Иудея. Он решительно выступал против идолопоклонства и призывал народ вернуться к Господу. В восемнадцатый год правления, в возрасте двадцати шести лет, он разработал программу исправления повреждений храма. Серебро, собранное в храме, пошло на уплату рабочим и покупку материалов. Все были честны, и отчета в серебре не требовалось.
2. Обнаружение книги закона (22:8−20)
22:8−10 В ходе восстановления храма первосвященник Хелкия нашел копию книги закона, возможно, все Пятикнижие или Второзаконие. Книгу принесли царю Иосии и читали ему.
22:11−13 Когда услышал царь Слово Божье и понял, как далеко народ отошел от Него, он разодрал одежды свои в знак покаяния. Потом он послал пять своих приближенных вопросить Господа, понимая, что гнев Господень должен обрушиться на Иудею за ее грехи.
22:14−20 Приближенные пошли к Олдаме пророчице, которая жила в Иерусалиме, во второй части — некий район города. Они не пошли ни к Иеремии, ни к Софонии. Вероятно, Олдама была тетей Иеремии (ст. 14; см. Иер 32:7). Она подтвердила опасения Иосии: Бог вскоре накажет Иудею за развращенность народа. Но она добавила, что это не произойдет при жизни Иосии, потому что он смирился и раскаялся.
То, что Иосия позже погиб в сражении (23:29), на самом деле не противоречит стиху 20. Слова «Ты положен будешь в гробницу твою в мире» могут означать, что царь умрет до обещанной катастрофы вавилонского плена. Или же они могут значить, что Иосия умрет в мире с Богом (в мире с людьми он точно не был).
комментарии МакДональда на четвертую книгу Царств, 22 глава