7. Бегство Илии к Хориву (19:1−18)
19:1−4 Когда Ахав пересказал Иезавели, что пророки Ваала потерпели поражение и были убиты на горе Кармил, она поклялась, что убьет Илию. И тогда пророк, чья вера позволила ему одержать в тот день такую великую победу, утратил смелость. Он бежал от Иезавели, чтобы спасти жизнь свою. Бежал он на юг, к Вирсавии, на расстояние примерно 160 км, на южную границу Иудеи. Оставив своего слугу в Вирсавии, Илия отошел в пустыню на день пути. Там он сел под можжевеловым кустом, уставший, поникший, в отчаянии.
19:5−8 Интересно обратить внимание на то, какими средствами Бог исцелил его от этой сильной депрессии: отдых; пища и питье; еще отдых; еще пища и питье. Подкрепленный этой пищей, пророк шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива (Синая), на которой Бог дал Моисею закон.
19:9−14 Там, в пещере, с ним говорил Господь. Илия, в духе самоправедности, уверял в своей верности и осуждал сынов Израилевых. Он сказал, что единственный остался верен Господу. Тогда Бог велел ему стать на горе закона, но Илия не послушался. Мы узнаем об этом, потому что позже (ст. 13) он вышел и стал у входа в пещеру. Тогда, одно за другим, на горы обрушился большой и сильный ветер, потом землетрясение, потом огонь. Эти силы напоминали Илии о его собственном, суровом и критическом отношении. Ничто из вышеперечисленного не побудило его выйти из пещеры. Наконец, после огня пророк почувствовал веяние тихого ветра. Это было дуновение Господней благодати, и пророк вышел. Потом он снова начал хвалить себя, как единственного оставшегося свидетеля Бога. Джордж Уильямс так комментирует это: «Если бы он не думал так много о себе, то понял бы: бури, землетрясения и огонь не совершат того, что способно совершить тихое дуновение любви. Он признал бы, что между его сердцем и сердцем народа нет никакой разницы; и что, как принуждение силой не способно заставить его выйти из пещеры, так и он не может заставить народ силой отказаться от греха».
19:15−18 По-видимому, из-за высокого самомнения Илии, его полезность как служителя Божьего уменьшилась. Бог велел ему вернуться на север, через пустыню в Дамаск, и совершить там три помазания:
1) Он должен был помазать Азаила в царя над Сириею. Этот царь должен был наказать непокорный народ Израиля.
2) Он должен был помазать Ииуя в царя над Израилем. Ииуй должен был осуществить Божий суд над домом Ахава.
3) Он должен был помазать Елисея как своего собственного преемника. Это должно было научить его тому, что он не должен считать себя незаменимым.
Эти три человека должны были осуществить Божий суд над идолопоклонниками Израиля (ст. 17), но Господь собирался пощадить семь тысяч мужей, которые колени не преклоняли пред Ваалом и не лобызали его.
8. Помазание Елисея Илией (19:19−21)
19:19 Илия отправился на север, к Авел-Мехоле, расположенной в долине реки Иордан недалеко от Вефсана. Там он встретил Елисея, который пахал поле. То, что у Елисея было двенадцать пар волов, означает, что он не был беден. Вероятно, сам он пахал на одной упряжке, а его слуги — на остальных. Илия бросил на Елисея свой плащ, что означало: Елисей будет его преемником.
19:20−21 Елисей попросил разрешения вернуться домой и попрощаться с семьей. Илия согласился, но предупредил, чтобы Елисей не забыл о случившемся — то есть о том, как Илия помазал его. После пышного прощального пира Елисей встал, пошел за Илиею и стал служить ему.
Просьба Елисея о прощании с родителями похожа на слова несложившегося ученика, которого Иисус объявил неподходящим для царства (Лк 9:61−62). Разница заключается лишь в том, что в случае с Елисеем это было искреннее желание попрощаться, а в другом случае — оправдание нерешительности.
комментарии МакДональда на третью книгу Царств, 19 глава