16:1−7 Пророк по имени Иуй объявил Ваасе, что за следование идолопоклонству Иеровоама его потомство ждет такой же конец. Они не будут похоронены, но станут пищей для псов и птиц. Другая причина погибели Ваасы приведена в конце стиха 7: он истребил дом Иеровоамов. Либо он не был тем человеком, которому Бог собирался поручить это, либо он сделал это с жестокостью и местью вопреки Божьей воле.
И. Царь Ила Израильский (16:8−14)
Ила был сын Ваасы, из колена Иссахара, и он был царем Израиля два года (886/885−885/884 гг. до Р. Х.).
Ила был греховным царем, предавался идолопоклонству и пьянству. Он царствовал два года, а потом был убит Замврием, начальствовавшим над половиною колесниц. Убита была и остальная семья Ваасы, и так исполнилось пророчество Иуя (16:3). Смерть Илы положила конец второй династии Израиля.
К. Царь Замврий Израильский (16:15−20)
Замврий был царем Израиля семь дней (885/884 гг. до Р. Х.).
Греховное правление Замврия было самым кратким из всех, оно продолжалось всего семь дней. Когда он захватил престол, армия Израиля пыталась отнять у филистимлян город Гавафон. Армия провозгласила своим царем Амврия, своего военачальника. Он быстро выступил на Фирцу, столицу, чтобы взять в руки бразды правления. Замврий скрылся во внутренней комнате царского дома, поджег его и погиб в огне.
Л. Царь Фамний Израильский (16:21−22)
Фамний, сын Гонафов, был царем Израиля четыре года (885/884−881/880 гг. до Р. Х.).
Хотя Израиль избрал своим царем военачальника Амврия (ст. 16), Фамний также претендовал на престол, и гражданская война между ними продолжалась четыре или пять лет (сравн. ст. 15 и ст. 23). Половина северного царства следовала за Фамнием до его смерти.
М. Царь Амврий Израильский (16:23−28)
Амврий был царем Израиля двенадцать лет (885/884−874/873 гг. до Р. Х.).
Правление Амврия положило начало четвертой династии северного царства. Фамний потерпел поражение в 880 г. до Р. Х., и Амврий стал полновластным правителем. Первые шесть лет он царствовал в Фирце. Потом он приобрел гору Семерон за два таланта серебра и построил там новую столицу, Самарию. Греховный характер правления Амврия подчеркивается в стихах 25 и 26.
Хронология правления Амврия непроста. Он был провозглашен царем в двадцать седьмой год правления Асы (когда за ним следовала только половина народа), после смерти Замврия (ст. 15). После четырех лет гражданской войны он стал полновластным царем северного царства; это был тридцать первый год правления Асы (ст. 23). Он умер на тридцать восьмой год правления Асы (ст. 29). Таким образом, он примерно четыре года вел гражданскую войну и около восьми лет правил сравнительно мирно.
Амврий был передовым царем, в какой-то мере он принес Израилю мир и процветание. Во внебиблейских источниках Амврий упоминается как завоеватель Моава. Он был так знаменит среди ассирийцев, что они называли Израиль «домом Амврия» или «землей Амврия». Археологи обнаружили предполагаемые останки дворца Амврия в Самарии.
Н. Царь Ахав Израильский и пророк Илия (16:29 — 22:40)
Ахав, сын Амвриев, был царем Израильским двадцать два года (874/873−853 гг. до Р. Х.).
1. Грехи Ахава (16:29−34)
Ахав был чрезвычайно нечестивым царем, не только потому, что шел по стопам идолопоклонника Иеровоама, но и потому, что женился на Иезавели, дочери царя Сидонского. Эта безнравственная женщина была поклонницей Ваала. Она повлияла на Ахава, чтобы тот учредил поклонение Ваалу в Израиле, построив капище, жертвенник и создав дубраву. То, что грех процветал в то время, видно из дерзкой попытки Ахиила Вефилянина восстановить Иерихон, несмотря на Божье проклятие (Нав 6:26). Когда он положил основание города, умер его первенец Авирам. Когда же были поставлены ворота, умер его младший сын Сегуб.
комментарии МакДональда на третью книгу Царств, 16 глава