Г. Царь Авия Иудейский (15:1−8)
Авия был сыном Ровоама и правил Иудеей три года (913−911/910 гг. до Р. Х.; 2Пар 13:1 — 14:1а).
15:1 В стихе 1 содержится устойчивое выражение, которое часто повторяется в 3−4 Книгах Царств. Оно описывает начало одного правления, называя имя царя, правящего в другом царстве, с указанием того, сколько он уже правит. Так, в этом стихе объясняется, что правление Авии над Иудеями началось в восемнадцатый год правления Иеровоамом над Израилем (см. также 1Пар 3:10; 2Пар 12:16).
15:2 Здесь мать Авии названа Маахой, дочерью Авессалома; во 2 Паралипоменон 11:21 она названа также, а во 2 Паралипоменон 13:2 — Михаией, дочерью Уриила. Возможно, у его матери было два имени, и она была дочерью Уриила и внучкой Авессалома. (В Библии слова «сын» или «дочь» часто имеют значение «потомок»).
15:3−8 Авия пошел по стопам отца своего, будучи идолопоклонником, а не подражал Давиду, который был предан Богу в том смысле, что не поклонялся рукотворным идолам. Стихи 4 и 5 предполагают, что Бог уничтожил бы дом Авии, если бы не завет с Давидом. Обратите внимание на конец стиха 5: как один момент страсти может запятнать образцовую жизнь! Война с Израилем началась во время правления Ровоама и продолжалась в правление Авии. В стихе 6 Ровоам и Иеровоам означают Иудею и Израиль. Война между царствами продолжалась в течение всей жизни Авии. Он пытался убедить Израиль вернуться и вернуть народ силой, убив 500 000 израильтян (2Пар 13:1−20).
Е. Царь Аса Иудейский (15:9−24)
Аса, сын Авии, был царем Иудеи сорок один год (911/910−870/869 гг. до Р. Х.; см. 2Пар 14:1б — 16:14).
15:9−15 Аса был одним из немногих благочестивых царей Иудеи. Он удалил из земли содомитов (идолопоклонников-гомосексуалистов) и уничтожил всех идолов, которых сделали отцы его (ст. 12; см. также 2Пар 14:3−5). Он лишил звания царицы мать свою и уничтожил ее истукан, хоть и не тронул высоты, связанные с этим идолом. Он обогатил храм дарами из сокровищ отца и своих собственных.
15:16−22 Когда Вааса, царь Израильский, начал укреплять Раму, в нескольких километрах к северу от Иерусалима, Аса понял, что его столице угрожает опасность. Но, вместо того, чтобы обратиться к Господу, он искал союза Венадада, царя Сирийского. Заплатив этому иноземному царю, он убедил его напасть на Израиль с севера, в районе Галилеи. Ваасе пришлось отвести войска на север, а Асе удалось разрушить Раму и построить крепости Гиву и Мицпу на своей северной границе.
Серебро и золото, которые Аса принес в храм, были посвящены Господу. Но, когда Вааса стал угрожать царству, Аса послал все эти сокровища языческому царю, оскорбив тем самым Бога и обогатив Сирию. Христиане должны быть осторожны и не отбирать у Бога то, что Ему принадлежит (т. е. наше время, средства, силы и т. п.), чтобы отдать это кому-то еще.
15:23−24 Тот факт, что Асу поразила болезнь ног, может указывать на недовольство Бога: ведь Аса уповал на помощь царя Сирии, а не Господа. В последние три или четыре года жизни Асы его сын Иосафат, вероятно, правил вместе с ним.
Ж. Царь Нават Израильский (15:25−27)
Нават, сын Иеровоамов, из колена Ефрема, был царем Израильским два года (910/909−909/908 гг. до Р. Х.).
Нават шел по стопам отца своего и был идолопоклонником. Один из его подданных, Вааса, сделал против него заговор и убил его. Вааса также истребил весь дом Иеровоамов, тем самым исполнив пророчество Ахии (14:10,14).
З. Царь Вааса Израильский (15:28 — 16:7)
Вааса, сын Ахии, из колена Иссахара, был царем Израиля двадцать четыре года (909/908−886/885 гг. до Р. Х.).
15:28−34 Правление Ваасы начинает период второй династии в царстве Израиля. Конфликты между Иудеей и Израилем продолжались в правление Ваасы. Его столица находилась в Фирце, и он продолжал предаваться идолопоклонству, учрежденному Иеровоамом.
комментарии МакДональда на третью книгу Царств, 15 глава