«Здесь описана история Израильской нации, начиная с завершения правления Давида до середины правления Азарии. Царство достигает величайшей славы при правлении Соломона и предвещает тысячелетнее царство Господа нашего. Процветание нации возрастает или уменьшается, в зависимости от характера правителя и самого народа, что подтверждает важный принцип: повиновение — условие благословения.» Ф. Б. Майер
Введение
I. Уникальное положение в каноне
Важность Третьей и Четвертой Книг Царств, которые изначально были одной книгой, заключается в том, что их содержание охватывает 400 лет истории Израиля, от правления Соломона до вавилонского пленения. В них рассказывается о царях не только Иудеи (как в Книгах Паралипоменон), но и о царях отступнического «северного» народа, Ефрема или Израиля. Однако, это не просто историческая книга; Третья и Четвертая Книги Царств дают нам духовный анализ деятельности царей: служили они Господу или идолам, или были только наполовину верны Богу и шли на компромиссы.
Вероятно, наиболее полезным для читателей Библии окажется знакомство с захватывающей историей служения пророков Илии и его последователя Елисея, которые нас могут многому научить.
Важный урок Третьей и Четвертой Книг Царств заключается том, что Бог награждает за верность и наказывает отступников. Езекия и Иосия — лучшие примеры первого (4Цар 18:3; 22:2). Очевидные примеры последнего — в национальном масштабе — это изгнанники, сначала из Северного царства (722 г. до н.э.), потом — из Южного (586 г. до н.э.).
II. Aвторство
Неизвестно, кто из людей написал Третью и Четвертую Книги Царств. Очевидно, значительная часть книги составлена на основании хроник, но под руководством Святого Духа. Есть предположение, что ее писали священники, но вряд ли в отступническом Северном царстве были писатели-священники. Скорее ее писали пророки. Считается, что, возможно, последним книгу редактировал Ездра, если это был священник, и Иезекииль или Иеремия, если это был пророк.
III. Bремя написания
Четвертая Книга Царств заканчивается на примирительной ноте: вавилонский царь Евил-Меродах возвысил иудейского царя Иехонию после тридцати семи лет пребывания последнего в темнице (ок. 560 г. до н.э.). Бросается в глаза отсутствие упоминания о еще более воодушевляющем событии — начале возвращения иудеев в Палестину (536 г. до н.э.). Вряд ли столь патриотически-настроенный автор мог пренебречь упоминанием о возвращении, если бы оно уже началось, поэтому эта книга, вероятно, должна была быть завершена в промежутке между 560 и 536 гг. до н.э.
IV. Исторический фон и тема
Две основные группы людей, о которых идет речь в Третьей и Четвертой Книгах Царств, — это цари и пророки. Царей, которые не слушаются Господа, ждет суд. Служение пророка — призывать заблудший народ обратно к Иегове.
О. Дж. Гибсон так подводит итог этим книгам:
«В рассказ вплетены родословные двух царских родов. Израиль, с его десятью коленами, иногда называется северным царством, потому что его земля была расположена к северу от Иерусалима. Он постоянно сопротивлялся Богу и впадал в идолопоклонство, начиная со своего первого правителя Иеровоама до его разрушения и ассирийского плена. Так называемое южное царство, Иудея, с центром в Иерусалиме, тоже было далеко от святости, но, благодаря верному меньшинству, видимость послушания сохранялась. Самым славным периодом в истории народа было правление Соломона. Сооружение храма и его освящение привлекают больше внимания, чем любой другой период истории, указывая на то, что Бог придает этому большое значение. Правление Соломона, закончившееся расколом и судом, — торжественное предупреждение о том, что происходит, когда люди злоупотребляют Божьими привилегиями и честью и не слушаются Его Слова. Только тогда, когда все призывы благодати были исчерпаны и народ отвечал упорным неповиновением, Бог — а не язычники, — уничтожил сначала северное, а потом и южное царство».
Содержание
I. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ДАВИДА (1:1 — 2:11)
A. Попытка Адонии захватить престол (1:1−38)
Б. Помазание Соломона у Гиона (1:39−53)
B. Последнее напутствие Давида Соломону (2:1−11)
II. ЗОЛОТОЙ ВЕК ПРАВЛЕНИЯ ЦАРЯ СОЛОМОНА (2:12 — 11:43)
A. Соломон избавляется от оппозиции (2:12−46)
Б. Мудрость Соломона (Гл. 3)
B. Администрация Соломона (4:1−19)
Г. Соломон во всем своем великолепии (4:20−34)
Д. Храм Соломона (Гл. 5−7)
- Соглашение Соломона с царем Хирамом (Гл. 5)
- Описание и строительство храма (Гл. 6)
- Строительство остальных зданий (7:1−12)
- Убранство храма (7:13−51)
Е. Освящение храма (Гл. 8)
Ж. Слава Соломона (Гл. 9,10)
- Его завет с Богом (9:1−9)
- Его дары Хираму (9:10−14)
- Его подданные и жертвоприношения (9:15−25)
- Его флот (9:26−28)
- Визит царицы Савской (10:1−13)
- Его богатства (10:14−29)
З. Отступничество и смерть Соломона (Гл. 11)
III. РАЗДЕЛЕННОЕ ЦАРСТВО (Гл. 12−22)
А. Царь Ровоам Иудейский (12:1−24)
Б. Царь Иеровоам Израильский (12:25 — 14:20)
- Ложные центры поклонения Иеровоама (12:25−33)
- Иеровоам и человек Божий (13:1−32)
- Ложные священники Иеровоама (13:33,34)
- Смерть сына Иеровоама (14:1−20)
В. Царь Ровоам Иудейский (14:21−31)
Г. Царь Авия Иудейский (15:1−8)
Е. Царь Аса Иудейский (15:9−24)
Ж. Царь Нават Израильский (15:25−27)
З. Царь Вааса Израильский (15:28 — 16:7)
И. Царь Ила Израильский (16:8−10)
К. Царь Замврий Израильский (16:11−20)
Л. Царь Фамний Израильский (16:21,22)
М. Царь Амврий Израильский (16:23−28)
Н. Царь Ахав Израильский и пророк Илия (16:29 — 22:40)
- Грехи Ахава (16:29−34)
- Илия и засуха (17:1−7)
- Илия и вдова из Сарепты (17:8−24)
- Илия бросает вызов жрецам Ваала (18:1−19)
- Победа Илии над жрецами Ваала (18:20−40)
- Молитва Илии о дожде (18:41−46)
- Бегство Илии к Хориву (19:1−18)
- Помазание Елисея Илией (19:19−21)
- Первая победа Ахава над Сирией (20:1−22)
- Вторая победа Ахава над Сирией (20:23−34)
- Неповиновение Ахава (20:35−43)
- Преступления Ахава против Навуфея (Гл. 21)
- Последняя битва Ахава (22:1−40)
О. Царь Иосафат Иудейский (22:41−50)
П. Царь Охозия Израильский (22:51−53)
комментарии МакДональда на третью книгу Царств, введение