3:1−5 За те семь с половиной лет, что Давид провел в Хевроне, его царство укрепилось, в то время, как дом Саула под управлением Иевосфея ослаб. Семья Давида также разрослась. Когда он впервые приехал в Хеврон, у него было две жены, Ахиноам и Авигея. Вопреки воле Бога он взял еще четырех жен — Мааху, Аггифу, Авитал и Эглу. От этих шести жен у него родилось шесть сыновей, трое из которых должны были принести ему много горя — Амнон, Авессалом и Адония. (Позже у него родились еще сыновья).
3:6−11 Якобы служа Иевосфею, Авенир на самом деле укреплял свое собственное политическое положение, так как видел, что соотношение сил меняется в пользу Давида. Иевосфей обвинил Авенира в том, что у него были отношения с Рицпой, наложницей Саула, и возможно истолковал это как знак того, что Авенир хочет захватить контроль над одиннадцатью коленами. Мы не знаем, был ли Авенир в этом виновен; он стал решительно и дерзко это отрицать и заявил, что его приверженность и верность колен Израиля может перейти к Давиду. Иевосфей был бессилен этому противиться. «Разве я — собачья голова?» (ст. 8) означает «Разве я никчемный презренный предатель, который был верен Иуде в прошлом?»
3:12−16 Авенир отправил послов к Давиду, предложив отдать ему весь Израиль. Давид потребовал, чтобы ему вернули Мелхолу, дочь Саула, прежде, чем согласиться на предложение Авенира, надеясь таким образом укрепить свои права на царство Саула. Иевосфей смиренно согласился, и Давиду привели Мелхолу к великому горю ее мужа, Фалтия. Таким образом, личная жизнь Давида запуталась еще больше, и в его биографии появилась еще одна черная глава.
3:17−21 Затем Авенир пошел к колену Вениамина и к другим коленам, которые следовали за Иевосфеем, и сказал им, что Давид был обещанным Богом путем спасения от гнета Филистимлян.
Очевидно, получив положительный ответ, он пришел к Давиду и выразил готовность собрать вместе весь Израиль, чтобы он выразил свою верность и преданность.
3:22−30 Когда Авенир оставил Давида, чтобы осуществить этот план, в царский дом вернулся Иоав и услышал о том, что произошло. Упрекнув царя в том, как глупо тот поступил, приняв шпиона, он втайне послал воинов, чтобы вернуть Авенира. Как только Авенир вернулся в Хеврон, Иоав сделал вид, что хочет поговорить с ним наедине у ворот, однако на самом деле он преследовал цель убить Авенира в отместку, что он и сделал, вонзив ему в живот нож, таким образом отомстив за смерть своего брата Асаила и убрав потенциального соперника на пост главнокомандующего. Иоаву, казалось, не было дела до того, что Хеврон был городом-убежищем, где у Авенира, по крайней мере, было право на суд (Чис 35:22−25). Выражение «опирающийся на посох» (ст. 29) может означать «калека». В другом переводе Библии (НАСБ) говорится «держащийся за прялку» (т.е. женоподобный мужчина). В переводе ИСВ подобным образом говорится «держащийся за веретено», что значит человек, непригодный к войне или тяжелому труду.
3:31−39 Давид провозгласил великий траур по Авениру, но не предпринял никаких действий против Иоава за то, что он убил его. Царь был опечален тем, что Авенир умер такой бесславной смертью, так как его храбрость и сила заслуживали более почетную смерть. Мысль в стихе 33 может быть следующая: «Авенир умер, как неопытный глупец, который не знал, как себя защитить?» И подразумевающийся ответ: «Нет, он стал жертвой коварного злого умысла». Видя скорбь Давида, народ знал, что Иоав действовал самостоятельно. На самом деле, Давид во всеуслышание выразил свое негодование по поводу жестокости сынов Саруи (Иоава и Авессы) и призвал Господа наказать их. В третьей главе мы увидели, как Бог использует грех и интриги людей, чтобы дать Давиду объединенное царство. Даже гнев людей славит Его (Пс 75:11).
комментарии МакДональда на вторую книгу Царств, 3 глава