Г. Восстание Авессалома и побег Давида (15:1−18)
15:1−6 До этого момента Авессалом скрывал свое желание стать царем. Но теперь он начал разъезжать с впечатляющей своими размерами свитой. Он также становился у городских ворот (где решались судебные тяжбы) и вел себя так, как будто он был единственным человеком в Израиле, кто искренне интересовался благосостоянием народа. Он практически обвинил своего отца в том, что тот не способен предоставить необходимую помощь в решении спорных вопросов и сказал, что, если бы он был царем, то воцарилось бы правосудие, которое заслуживает народ. Он искал благорасположения людей из различных городов Израиля.
15:7−12 Четыре года спустя Авессалом получил разрешение пойти в Хеврон, якобы для того, чтобы исполнить обет, который он дал, пока был в изгнании. Хеврон, вероятно, был недоволен тем, что Давид перенес оттуда столицу в Иерусалим. Также Хеврон был местом рождения Авессалома. Две сотни людей, сопровождавших Авессалома, даже не подозревали о том, что его истинной целью было объявить образование нового правительства, где он будет царем! Ахитофел, один из советников Давида и дедушка Вирсавии (сравните 11:3 с 23:34), перешел в лагерь Авессалома, и большое количество народа присоединилось к Авессалому в его заговоре, направленном на захват престола. Вероятно Ахитофел хотел отомстить Давиду за прегрешение последнего с его внучкой.
15:13−18 Услышав об этом, Давид решил, что создалась серьезная ситуация и что ему лучше покинуть Иерусалим, поэтому он немедленно собрал всех домашних и бежал на окраину Иерусалима. Но царь оставил десять наложниц, чтобы они присматривали за домом.
Д. Друзья и враги Давида (15:19 — 16:14)
15:19−22 Среди тех, кто пошел с Давидом, была группа Филистимлян, которые ушли с ним из Гефа. Одного из них звали Еффей Гефянин. Когда он последовал за царем, тот сказал ему вернуться. В конце концов, он не был Иудеем; он находился в изгнании; только недавно к ним присоединился; а положение Давида было, в лучшем случае, неопределенным. Но Еффея было невозможно переубедить. Он твердо решил сопровождать царя, чего бы это ему не стоило. Давид вознаградил этого язычника за верность, разрешив ему и его последователям сопровождать его в изгнании. Еффей сказал: «...где бы ни был господин мой царь, в жизни ли, в смерти ли, там будет и раб твой». Верующие должны иметь такую же преданность Царю царей во время его отторжения, какая была у Еффея по отношению к Давиду.
15:23 Они перешли поток Кедрон, находящийся на востоке от Иерусалима, и направились в Долину Иордан. Почти тысячу лет спустя Великий Сын Давида пойдет по его стопам, когда Он Сам станет отверженным царем (Ин 18:1). Давид перешел Кедрон и обратился в бегство. Иисус перешел долину и стал молиться в Гефсеманском саду, готовясь отдать Свою жизнь в качестве платы за грехи людей.
15:24−29 Садок и Авиафар, первосвященники, вышли из города с ковчегом, намереваясь отправиться за Давидом в изгнание. Но он отправил их обратно в надежде, что Господь позволит ему вернуться. Он также сказал священникам, что они ему будут более полезны в Иерусалиме (в качестве пятого столпа среди людей Авессалома). Он же отправится на западный берег Иордана и будет ждать от них известий о том, как развиваются события, связанные с восстанием Авессалома.
Вместо того, чтобы ожесточиться благодаря своему вынужденному изгнанию, Давид смиренно подчинился тому, что было позволено Богом. Судя по названию, Псалом 3 был написан именно в это время. Из этого псалма мы узнаем, что вера Давида не поколебалась в то время, как над ним разразилась буря.
15:30−37 Давид взошел на гору Елеонскую в глубокой скорби в сопровождении своих верных последователей, молясь о том, чтобы Бог разрушил любой совет, который Ахитофел мог дать Авессалому. На вершине Елеонской горы царь повстречался с Хусием Архитянином. Давид попросил его вернуться в Иерусалим и сделать вид, что он остался верен Авессалому. Таким образом он сможет оказать противодействие любому совету, предложенному Ахитофелом. Он мог бы передавать все важные новости священникам Садоку и Авиафару, которые, в свою очередь, смогут посылать своих сыновей, чтобы докладывать обо всем Давиду. Хусий пришел в город как раз, когда приехал Авессалом, чтобы перенять правление.
комментарии МакДональда на вторую книгу Царств, 15 глава