В. Возвращение Авессалома в Иерусалим (Гл. 14)
14:1 Иоав заметил, что царь хотел вернуть Авессалома в Иерусалим. Но народ знал, что Авессалом был виновен в убийстве и должен быть казнен. Таким образом, страх столкнуться с неодобрением народа мешал Давиду вернуть Авессалома.
14:2−7 Поэтому Иоав послал к Давиду женщину из Фекои, у которой была похожая ситуация в семье. Сделав вид, что она находится в глубоком трауре, она рассказала историю о том, как один из ее сыновей убил другого. Теперь ее родственники требовали смерти ее единственного наследника, что положило бы конец существованию их фамилии на земле.
14:8−13 Вначале царь сказал ей возвратиться домой и ждать ответа, вероятно, в надежде на то, что ему удастся избежать чувства вины, оправдав преступника. Но она требовала немедленного ответа, чтобы уловить Давида его собственным решением. Она предложила взять на себя всю вину за его решение. Царь Давид сделал еще одно общее утверждение, пообещав ей безопасность. Тогда она напрямую попросила его заверить ее в том, что ее сын не погибнет. Как только он дал такое обещание, она загнала его в ловушку. Если царь может помиловать ее сына, почему он не может вернуть своего собственного изгнанного сына Авессалома?
Надуманная ситуация женщины в чем-то была аналогична ситуации Давида. Один сын погиб, и его родня ищет смерти виновного, в качестве карательной мести (ст. 7). Решение Давида оказало милость и остановило распространенную кровную месть, которая часто тянулась много поколений на Ближнем Востоке. Но женщина продолжает настаивать и применяет эту историю к Давиду с Авессаломом, и опять, как в случае с Нафаном, Давид попался в сети своей собственной моральной мудрости. Он намерен вернуть и взять под свою защиту напуганного Авессалома, находящегося в изгнании (Каждодневные заметки Союза Писания).
14:14 Женщина, вероятно, имела ввиду, что, подобно пролитой на землю воде, прошлое (т.е. смерть Амнона) не вернешь, поэтому зачем об этом думать.
Также, возможно, она имела ввиду, что жизнь слишком коротка, чтобы ее тратить на затянувшуюся ссору. Последняя часть стиха 14 означает, что Бог не убивает преступника сразу же (и Давиду это хорошо известно), но изобретает способ простить и возродить грешника. Если Бог так поступает, почему бы царю не сделать то же самое?
14:15−23 Женщина сказала, что она ожидала встретить такое божественное милосердие, когда пришла к царю. Она обрела его для своего собственного сына, а теперь просила за сына царя. У царя возникли подозрения, что все это замыслил Иоав, и женщина легко в этом призналась. Царь Давид приказал Иоаву вернуть Авессалома в Иерусалим несмотря на то, что Авессалом не раскаялся. Это был очень неправильный поступок со стороны Давида, и он за это заплатит.
14:24−33 Целых два года Авессалом жил в Иерусалиме и ему не было позволено видеться с отцом. (Его красота и быстро растущая пышная копна волос упомянуты в качестве факторов, которые помогут ему украсть сердца людей в Израиле). Спустя два года Авессалом попытался связаться с Иоавом и получить разрешение увидеть царя. Дважды Иоав отказывался к нему придти, тогда Авессалом приказал сжечь его ячменное поле. Иоав сразу же оказался у его двери. Просьба Авессалома увидеть своего отца была удовлетворена, и произошло воссоединение отца с сыном.
Прошло семь лет с тех пор, как была изнасилована Фамарь и пять лет с тех пор, как был убит Амнон. Авессалом не видел своего отца пять лет. Несмотря на то, что Давид его простил и разрешил вернуться в Иерусалим вместо того, чтобы его казнить, он не захотел забыть случившееся. Но когда они наконец встретились, Авессалом получил полное прощение. Затем он воспользовался оказанной ему благосклонностью как основанием для революции (Гл. 15−18). Давид пощадил жизнь своего сына, но в ответ на это Авессалом замыслил убить своего отца.
Действия Иоава были направлены на то, чтобы обрести расположение как Давида, так и Авессалома, который был наследником престола.
комментарии МакДональда на вторую книгу Царств, 14 глава