В предыдущей главе глазам и слуху апостола предстала пророческая сцена, он имел видение Бога как Творца и Правителя вселенной и как Царя церкви. Он видел Бога на престоле славы и правления, окруженного Своими святыми и принимающего их поклонение. Теперь апостолу открываются планы и намерения Божии в виде книги, которую Бог держит в Своей правой руке. Сначала эта книга представляется I. Находящейся в руке Бога в запечатанном виде (ст. 1−9).
II. Затем как вручаемая Христу, Искупителю, для того чтобы Он распечатал и прочел ее (ст. 6−14).
Стихи 1−5. До сих пор апостол видел только великого Бога, Правителя вселенной, теперь же:
I. Он удостаивается чести ознакомиться с образцами и методами правления Бога, записанными в книге, которую Он держит в Своей руке; сейчас мы должны рассмотреть ее как закрытую и запечатанную книгу, находящуюся в руке Божией. Заметьте:
1. Замыслы и методы божественного Провидения относительно церкви и мира определены и зафиксированы, утверждены и согласованы, как то, что записывается в книге. Великий план хорошо продуман, каждая часть его согласована с другими, все определено и решено, каждая деталь утверждена и зафиксирована в книге. Оригинал и первый набросок этой книги — это книга Божиих декретов, разработанных в Его собственном кабинете, в Его вечном разуме; но существует копия этой книги, содержащая то, что нам следует знать; этой копией является Священное Писание в целом и особенно его пророческая часть, в частности данное пророчество.
2. Бог держит книгу в правой руке, подтверждая тем самым ее авторитет и Свою готовность и решительность исполнить все, что в ней содержится, все записанные в ней планы и намерения.
3. Эта книга, находящаяся в руке Божией, закрыта и запечатана. Она никому неизвестна, кроме Его Самого, до тех пор пока Он не позволит открыть ее. Ведомы Богу, и только Ему одному, от вечности все дела Его, но Он являет славу Свою, открывая то, что Ему угодно. Времена и эпохи со всеми их великими событиями Он держит в Своей собственной руке, в Своей власти.
4. Она запечатана семью печатями. Это говорит нам о том, что планы Божии содержатся в глубокой тайне, что они недоступны для глаз и для разума творения, а также указывает на то, что книга состоит из семи частей. Каждая часть ее имеет, вероятно, свою отдельную печать, и когда эта печать снимается, то раскрываются содержащиеся в ней события. Эти семь частей распечатываются и открываются не одновременно, а последовательно, одно действие божественного Провидения вводит другое действие и объясняет его, пока вся тайна Божиих предначертаний и Его водительства не совершится в мире.
II. Иоанн слышит заявление, сделанное относительно этой запечатанной книги.
1. Глашатаем был сильный Ангел. Это не значит, что среди ангелов на небесах существуют слабые, хотя такие есть среди ангелов церквей. Этот Ангел вышел не только как глашатай, но, вероятно, и как воин Божий, обращающийся с вызовом к каждому творению или ко всей вселенной, с вызовом попытаться силой своей мудрости открыть планы Божии; он провозглашает это громким голосом, так чтобы всякая тварь могла услышать его.
2. Что он провозглашал, или какой делал вызов: «Кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? (ст. 2). Если найдется кто-то, думающий о себе, что он может раскрыть или осуществить намерения Божии, то пусть выступит вперед и попытается это сделать».
3. Никто, ни на небе, ни на земле, не мог принять этот вызов и попытаться справиться с этой задачей. Никто... на небе: никто из славных святых ангелов, даже стоящих перед престолом Божиим, и никто из служителей Божиих: при всей своей мудрости, они не могли проникнуть в тайны Божии. Никто... на земле: никакой человек, даже самый мудрый и лучший из людей, никакой волшебник и прорицатель, никто из пророков Божиих не может открыть более, чем Бог откроет ему. Никто... под землею: никто из падших ангелов, никто из духов умерших людей, даже если бы они могли вернуться в наш мир, не могут открыть эту книгу. Даже сам сатана, со всей своей хитростью, не может этого сделать; никакая тварь не может ни открыть эту книгу, ни заглянуть в нее, ни прочесть ее. Только Бог в состоянии сделать это.
III. Апостол почувствовал сильную озабоченность по этому поводу: он много плакал о том; это было большим разочарованем для него. То, что он увидел в Сидящем на престоле, вызвало в нем огромное желание больше узнать о Его намерениях и Его воле; его желание не осуществилось сразу, и это повергло его в печаль и вызвало много слез. Заметим здесь:
1. Кто видел много от Бога в этом мире, тот хочет видеть еще больше; кто видел славу Божию, тот желает познать и Его волю.
2. Благочестивые люди бывают чрезмерно ревностными и спешат проникнуть в тайны Божии.
3. Такие желания, не скоро исполняющиеся, причиняют печаль и страдание. Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце.
IV. Апостол получает утешение и ободрение для своей надежды на то, что эта книга будет все-таки открыта. Заметьте:
1. Кто подал Иоанну эту надежду: один из старцев... Бог открыл ее Своей церкви. Если ангелы не отказываются учиться у церкви, то и служители не должны отказываться. Бог может наставлять и учить служителей через Свою церковь, если это Ему угодно.
2. Кто сделает это — Господь Иисус Христос, названный львом от колена Иудина по Его человеческой природе (это намек на пророчество Иакова, Быт 49:10) и корнем Давидовым по Его божественной природе, хотя по плоти Он был его потомком. Кто является Богом и Человеком одновременно и исполняет служение Посредника между Богом и человеком, Тот способен и достоин раскрыть и выполнить все намерения Божии относительно человечества. И Он делает это в качестве Посредника, как корень Давида и отпрыск Иуды, как Царь и Глава Израиля Божия. Он сделает это к радости и утешению всего Своего народа.
Стихи 6−14. I. Апостол видит, как Господь Иисус Христос берет эту книгу, чтобы распечатать и открыть ее. Относительно Христа здесь указывается следующее:
1. Его место и положение: Посреди престола и четырех животных и посреди старцев... Он был вместе с Отцом на том же самом престоле, Он был ближе к Нему, чем старцы или служители церкви. Как Человек и Посредник Христос подчиняется Богу Отцу, но Он ближе к Нему, чем все творения, ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно. Служители стоят между Богом и народом. Христос же стоит как Посредник между Богом и народом с его служителями.
2. Образ, в котором Он явился. Прежде Он был назван львом, здесь же является в образе Агнца, как бы закланного. Христос — лев, побеждающий сатану, и Агнец, удовлетворяющий справедливость Божию. Он является со знаками Своих страданий, чтобы показать, что осуществляет Свое посредничество в небесах на основании совершенного Им искупления грехов. Он является как Агнец... имеющий семь рогов и семь очей, то есть обладающий совершенной силой для исполнения всей воли Божией и совершенной мудростью для постижения и осуществления ее наилучшим образом; ...и семь очей, которые суть семь духов Божиих, то есть имеющий Духа Святого без меры, во всей полноте света, жизни и силы, чтобы быть в состоянии учить всех и управлять всеми.
3. Его действия: Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле, ст. 7. Он сделал это, не прибегая к силе или хитрости, но как победивший (ст. 5); Он победил посредством Своих заслуг и Своего достоинства, Он взял книгу как имеющий власть и получивший назначение от Бога. Бог охотно и вполне справедливо вручает Христу книгу Своих вечных определений, а Христос с готовностью и радостью берет ее в Свои руки, ибо Он желает открыть и исполнить волю Своего Отца.
II. Апостол наблюдает, как небеса и земля наполняются всеобщей радостью и благодарностью при передаче книги. Как только Христос принял ее из руки Отца, так сразу же получает хвалу и поклонение от ангелов и людей, более того, от всякой твари. Действительно, это составляет радость для всего мира, что Бог обращается с людьми не как обладающий абсолютной властью и строгой справедливостью, но по благодати и милости, чрез Искупителя. Он управляет миром не только как Творец и Законодатель, но и как наш Бог и Спаситель. Весь мир имеет основание радоваться этому. Песнь хвалы, воспетая Христу по этому поводу, состоит из трех частей, одна из которых поется церковью, другая — церковью вместе с ангелами, а третья — всякой тварью.
1. Славословие начинает церковь, поскольку она имеет более непосредственное отношение к нему (ст. 8): четыре животных и двадцать четыре старца, то есть весь христианский народ со служителями во главе выступают как ведущие в хоре. Заметим:
(1) Объект их поклонения — Агнец, Господь Иисус Христос. Бог объявил, что воля Его в том, чтобы все чтили Сына, как чтут Отца, ибо Он имеет одну с Ним природу.
(2) Их положение при славословии: Они пали пред Агнцем. Это не низшая форма поклонения, но выражающая глубочайшее обожание.
(3) Инструменты, использованные при поклонении, гусли и золотые чаши; гусли были инструментами хвалы, а чаши, наполненные фимиамом, означали молитвы святых; молитвы и благодарение должны идти параллельно.
(4) Содержание их песни. Она соответствует новому состоянию церкви, евангельскому состоянию, введенному Сыном Божиим. В этой новой песне:
[1] Они признают бесконечное достоинство и соответствие Господа Иисуса для великого дела раскрытия и осуществления намерений и целей Божиих (ст. 9): ...достоин Ты взять книгу и снять с нее печати...
[2] Они упоминают причины и основания этого достоинства. Они не исключают достоинства Его личности как Бога, без чего Он был бы неспособен к этому делу, но в качестве главной причины приводят Его страдания, которые Он претерпел за них, и которые более всего вызывают в их душах благодарность и радость.
Во-первых, они вспоминают сам факт Его страданий: «Ты был заклан... заклан как жертва, Твоя Кровь была пролита».
Во-вторых, плоды Его страданий.
1. Искупил нас Богу. Христос искупил людей Своих от рабства греха, от вины греха, от власти сатаны; искупил их Богу, то есть освободил их, чтобы они могли служить Ему и утешаться в Нем.
2. Высоко вознес их: Ты... соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле, ст. 10. Никакой выкупленный раб не удостаивается сразу какой-либо чести, он почитает для себя великим благодеянием уже то, что получил свободу. Но когда избранные Божии, находившиеся в рабстве греха и сатаны, выкупаются Христом, то Он приобретает для них не только свободу, но вместе с нею и высшие почести, делая их царями и священниками: царями — для того чтобы управлять своим собственным духом и побеждать мир и лукавого; священниками — для того чтобы иметь доступ к Богу и право приносить Ему духовные жертвы, а также чтобы царствовать на земле в великий день Господень они будут судить мир.
2. Славословие, начатое церковью, продолжают ангелы; они вторят ей, присоединяясь к ее славословию, ст. 11. О них сказано, что их было много и что они стояли вокруг престола Божьего и церкви: вокруг престола как служащие Богу, вокруг церкви — как охраняющие ее. Хотя сами ангелы не нуждались в Спасителе, тем не менее они радовались искуплению и спасению грешников и были согласны с церковью, что Господь Иисус Христос, умерший за грешников, достоин... принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.
(1) Он достоин положения и власти, требующих величайшей силы и премудрости, величайшего богатства и крепости для правильного осуществления их.
(2) Он достоин всякой чести, славы и благословения, потому что вполне соответствует Своему служению и верен ему.
3. Этому славословию, начатому церковью и продолженному ангелами, вторит подобно эху все творение, ст. 13. Небо и земля оглашаются хвалой Искупителю. Все создание превозносит Христа. И все, что в них; всякое создание, имеющее чувства и способное выражать их, поклоняется великому Искупителю, избавившему тварь от рабства тлению (падшей природе человека), под которым она стенает, и от справедливого проклятия, каким великий Бог покарал человека за его грехопадение. То, что автор влагает в уста всего творения, представляет собой песнь хвалы: ...благословение и честь, и слава и держава во веки веков (1) Сидящему на престоле, то есть Богу как таковому, или Богу Отцу как первому Лицу Святой Троицы и первоисточнику нашего спасения.
(2) И Агнцу как второй Личности Божества и как Посреднику Нового завета. Это не означает, что поклонение приносится Агнцу как имеющему отличную от Бога природу, оно не менее возвышенно, те же самые честь и слава и в тех же самых словах воздаются Сидящему на престоле и Агнцу как имеющим одну сущность. Но поскольку их участие в деле нашего спасения различно, то и поклонение различно. Мы поклоняемся одному и тому же Богу и прославляем Его как за наше создание, так и за наше искупление.
Мы видим, как церковь, которая начала небесное песнопение, услышав присоединившиеся к ней небеса и землю, завершает все своим аминь и кончает тем же, чем и начинала, — низким поклоном вечному Богу. Итак, мы видели, как запечатанная книга с великим торжеством была передана из рук Создателя в руки Искупителя.
толкование Мэтью Генри на Откровение Иоанна, 5 глава