Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Откровение | 3 глава

Толкование Мэтью Генри


В эту главу включены еще три послания Христа церквам:

I. Сардийской (ст. 1−6).

II. Филадельфийской (ст. 7−13).

III. Лаодикийской (ст. 14−22).

Стихи 1−6. Здесь имеется: I. Предисловие, показывающее:

1. Кому направлено это послание: Ангелу Сардийской церкви... Сардис — это древний город в районе Лидии, расположенный на склонах горы Тмолус, известный как главный город Малой Азии и первый город в той части света, который был обращен к Христу через проповедь Иоанна, а также, по мнению некоторых, первый город, отвратившийся от христианства и один из первых подвергшийся разрушению; он до сих пор лежит в руинах, и там нет никакой церкви, никакого священства.

2. От кого было это послание — от Господа Иисуса Христа, Который говорит здесь о Себе как об имеющем семь духов Божиих и семь звезд; в 1:1. о семи духах сказано, что они находятся перед престолом Божиим.

(1) Он имеет семь духов, то есть Духа Святого со всеми Его различными способностями, дарами и проявлениями, ибо Личность Духа одна, но действия Его различны, поэтому можно говорить о Нем как о семи Духах. Соответствие числа духов числу церквей и числу ангелов их указывает на то, что каждой церкви и каждому служителю определена своя мера Духа Святого, данная им для того, чтобы приносить пользу, или запас духовной силы для использования ее как для расширения, так и для продолжения дела Христова; эта мера Духа не отнимается от них, до тех пор пока они не лишаются ее в связи с злоупотреблением ею. Церкви, как и отдельные верующие, имеют свой духовный запас, или фонд, и поскольку это послание было предназначено для ослабевшей церкви и ее служителей, то уместно было напомнить им о том, что Христос имеет семь духов, то есть Духа без меры, полноту Духа, и они могут обратиться к Нему, чтобы Он оживил Свое дело среди них.

(2) Он имеет семь звезд — ангелов семи церквей. Они поставлены Им и подотчетны Ему, и это обязывает их быть верными и усердными. Он употребляет служителей и обеспечивает их духовной силой для блага Своей церкви. Святой Дух обычно действует через служителей, и без Него служители бессильны; одна и та же божественная рука держит и Духа Святого, и служителей.

II. Главная часть послания. Примечательно, что в то время как другие послания Христос начинает с одобрения церкви за ее положительные стороны, а затем переходит к ее недостаткам, это послание (и послание лаодикийской церкви) начинается:

1. С порицания, и очень сурового порицания: ...знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Христос, хорошо знавший эту церковь и все ее дела, обвиняет ее в лицемерии и духовном упадке.

(1) Эта церковь приобрела прекрасную репутацию, имела имя, причем весьма почетное, как церковь процветающая, живая, деятельная, сохраняющая чистоту учения, единство между своими членами, устройство и порядок в богослужении. Мы не читаем о каком-либо разделении в их среде. Все, что лежало на поверхности, на виду у всех, было в порядке.

(2) В действительности же эта церковь не соответствовала своей репутации. Она имела имя живой церкви, но была мертвой; имела вид благочестия, но не силу его; носила имя, будто жива, но не имела источника жизни. Хотя жизнь среди них не совершенно исчезла, однако была большая мертвость в их душах и в их служении, большая мертвость в духе служителей и в их труде, в молитвах, проповедях и беседах, большая мертвость в членах церкви, которая обнаруживалась в их слушании слова, в молитвах и общении. Та слабая жизнь, что еще теплилась в них, готова была совсем исчезнуть.

2. Наш Господь дает этой умирающей церкви самый хороший совет: Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти, ст. 2.

(1) Он советует им бодрствовать. Причина их духовной мертвости и падения заключалась в том, что они перестали бодрствовать. Всякий раз, когда мы не бодрствуем, мы терпим урон, и поэтому должны вернуться на свою стражу против греха, сатаны и всего того, что разрушает духовную жизнь и силу благочестия.

(2) Утверждать то, что сохранилось и что готово умереть. Некоторые считают, что здесь подразумеваются люди, что оставались еще несколько человек, сохранивших свою непорочность, но они находились в опасности пасть вместе с остальными. Трудно сохранить жизнь и силу благочестия, когда мы видим вокруг себя всеобщую мертвость и духовный упадок. Или это можно отнести к их практическим делам: ...Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. В них чего-то недостает, есть скорлупа, но без ядра, есть тело, но без души тень без сущности. Нет внутреннего содержания, твои труды — пустая форма, в молитвах нет святых желаний, в делах милосердия — искренней любви, в богослужении нет истинного поклонения души Богу; нет внутренних чувств, соответствующих внешним действиям и выражениям. Когда же дух отсутствует, то форма не может долго существовать.

(3) Прийти в себя, опомниться: Вспомни, что ты принял и слышал... ст. 3. Им надо не только вспомнить то, что они приняли и слышали: какое слово приняли от Бога, какие получили знаки Его благоволения и милости к себе, какие проповеди слышали, но также вспомнить, как они все это приняли, какое влияние милость Божия произвела на их души вначале, какие чувства они испытывали тогда под влиянием слова Божьего, вспомнить любовь свою, когда были невестой, дружество юности своей; вспомнить, какими желанными были для них Евангелие и благодать Божия, когда они приняли их впервые. Где то блаженство, о котором они тогда говорили?

(4) Хранить то, что они приняли, чтобы не потерять все окончательно, и искренне покаяться в том, что они уже так много потеряли в своей жизни веры и дошли до того, что рисковали потерять все.

3. Христос подкрепляет Свой совет, угрожая страшным наказанием в случае пренебрежения им: Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя, ст. 3. Заметьте:

(1) Когда Христос лишает людей Своего благодатного присутствия, Он приходит к ним как судья, и этот Его приход будет более чем страшным для тех, кто пренебрегал Его благодатным присутствием.

(2) Его посещение духовно мертвых с целью суда над ними будет для них неожиданным, потому что мертвость сделает их самоуверенными, беспечными: как она вызвала Его гневный приход к ним, так помешает узнать им о Его приходе и подготовиться к нему.

(3) Такое посещение Христа принесет им ущерб; Он придет, как тать, чтобы лишить их оставшихся благословений и милостей, но это будет не грабеж, а справедливая и праведная конфискация.

4. Наш благословенный Господь не оставляет этот греховный народ без утешения и ободрения: Среди суда Он помнит о милости.

(1) Он отзывается с похвалой о верном, хотя и малом, остатке, бывшем в Сардисе: Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих... Они не поддались всеобщему разложению и осквернению, царившим в условиях того места и тех дней, в которых им пришлось жить. Бог замечает самое ничтожное число тех, кто пребывает в Нем, и чем их меньше, тем они драгоценнее в Его глазах.

(2) Он дает им драгоценное обетование: Они будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны, — в белых одеждах оправдания, усыновления и утешения, или в белых одеждах чести и славы грядущего мира. Они будут ходить со Христом, совершать приятные прогулки с Ним в небесном раю. Каким чудесным будет это общение их со Христом, когда они будут ходить вместе с Ним! Эта честь соответствует их чистоте, они приготовили себя к ней своей верностью, и Христос почел их достойными того, чтобы даровать ее им, хотя и не по принципу закона, но по принципу Евангелия — они не заслужили этой чести, а удостоились ее. Кто здесь, на земле, ходит со Христом в чистых одеждах действительной практической святости и хранит себя неоскверненным от мира, тот будет ходить с Ним в белых одеждах чести и славы в ином мире: это соответствующая награда.

III. Теперь мы переходим к заключительной части послания, где, как и прежде, имеем:

1. Обетование о великой награде побеждающему христианину (ст. 5), во многом повторяющее то, о чем уже говорилось: Побеждающий облечется в белые одежды... Чистота состояния в благодати будет вознаграждена совершенной чистотой состояния в славе. Святость, когда она достигнет совершенства, будет своей собственной наградой; слава — это совершенство благодати, они отличаются друг от друга не по существу, а только по степени. К этому обетованию Христос добавляет еще одно, очень подходящее к данному случаю: ...не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред Ангелами Его. Заметьте:

(1) Христос имеет книгу жизни, список всех, кто наследует жизнь вечную.

[1] Книгу вечного избрания.

[2] Памятную книгу о всех тех, кто жил для Бога и сохранил духовную жизнь и силу благочестия в злые времена.

(2) Христос не изгладит имен Своих избранных и верных из этой книги жизни. Люди могут числиться в церковных списках как крещенные, исповедующие устами веру во Христа, носящие имя, как живые, но оно будет изглажено в тот день, когда обнаружится, что это было только имя, имя, как будто живы, но духовная жизнь отсутствовала; таковые нередко еще при жизни своей теряют даже имя: своими грубыми открытыми беззакониями они вынуждают Бога изгладить их имена. Имена же побеждающих никогда не будут изглажены.

(3) Христос представит эту книгу жизни и исповедует записанные в ней имена верных Своих перед Богом и перед всеми ангелами. Он сделает это как Судья, когда будут открыты книги, Он сделает это как их Вождь и Глава, когда введет их с торжеством в небеса и представит Своему Отцу: Вот, Я и дети, которых Ты дал Мне. Как велики будут их честь и награда!

2. Послание заканчивается требованием всеобщего внимания. Каждое Божие слово заслуживает человеческого внимания. То, что может показаться имеющим отношение к какой-то одной конкретной личности, содержит в себе нечто поучительное и для всех остальных.

Стихи 7−13. Мы приступаем теперь к шестому посланию, адресованному одной из церквей Асии, где рассмотрим:

I. Заголовок, указывающий:

1. Кому непосредственно предназначалось это послание: Ангелу Филадельфийской церкви... Филадельфия — также город Малой Азии, расположенный на границе между Мисией и Лидией и получивший свое название за братолюбие, которым славился. Едва ли можно предполагать, что он получил это название после того, как принял христианство, и что оно было дано ему за те чувства братской любви, которые проявляли, и должны были проявлять, христиане друг к другу как дети одного Отца и братья Христа. Скорее всего, это было древнее название, полученное городом за любовь, какую жители его испытывали друг к другу как сограждане. Этот превосходный дух, будучи освящен благодатью Евангелия, сделал из них превосходную церковь, какой она и была в действительности, ибо в этой церкви не обнаружено ни одного недостатка. Хотя, несомненно, в ней были недостатки в смысле обычных немощей, но любовь покрывает их.

2. Кем подписано это послание — тем же самым Иисусом Христом, единой Главой всех церквей. Заметим, какие титулы Он избирает, чтобы представить Себя этой церкви: ...Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, и далее. Его личный характер описан словами Святый и Истинный, Он свят по Своей природе, поэтому не может быть неистинным, то есть неверным Своему слову, сказанному в святости. Его характер как правителя представлен следующим образом: ...имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит, то есть имеющий ключ управления церковью и власти над нею. Заметьте:

(1) Действия Его правления.

[1] Он отворяет. Он отворяет двери возможностей для Своей церкви; Он отворяет двери для слова Своим служителям; отворяет двери входа, двери сердца; отворяет двери доступа в видимую церковь, определяя условия приобщения к ней, и двери доступа к торжествующей церкви, согласно утвержденным Им условиям спасения.

[2] Он затворяет двери. Когда Ему угодно, Он затворяет двери возможностей и двери для слова, предавая упорных грешников их жестокосердию; Он затворяет двери общения с церковью для неверующих и нечестивых, затворяет двери неба для неразумных дев, проспавших свой день благодати, и для делателей неправды, какими бы самоуверенными они ни были.

(2) Каким образом Он осуществляет все эти действия. Все это Он совершает с абсолютной верховной властью, независимо от воли человека и вопреки сопротивлению человеческой власти: Он отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит, Он производит хотение и действие, и когда Он действует, никто не может помешать Ему. Эта характеристика очень подходит Христу, обращающемуся к церкви, которая стремится подражать Ему в святости и истине и для которой Его заботами и властью двери свободы и возможностей были отворены широко.

II. Содержание этого послания.

1. Христос напоминает им о том, что Он сделал для них: ...вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее, ст. 8. Я отворил ее и держу открытой, хотя существует много противников. Извлечем из этого для себя следующие уроки:

(1) Христос является источником всякой свободы и всех возможностей, какими пользуется церковь.

(2) Он отмечает и учитывает, как долго сохраняет их духовную свободу и привилегии.

(3) Злые люди завидуют народу Божьему, его свободе, они были бы рады лишить его этой свободы.

(4) Если мы сами не вынудим Христа затворить перед нами эту дверь, то люди не смогут этого сделать.

2. Похвала в адрес этой церкви: ...ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего, ст. 8. В этой похвале, кажется, звучит нежный укор: «Ты не много имеешь силы, то есть благодати, но хотя она и мала по сравнению с той широкой дверью возможностей, которую Я отворил перед тобой, однако это истинная благодать, и она хранит тебя верным». Благодать, даже слабая, заслуживает божественного одобрения; однако, хотя Христос относится благосклонно и к тем, у кого не много силы, верующие не должны довольствоваться малым, но должны стремиться возрастать в благодати, быть сильными в вере, воздавая славу Богу. Истинная благодать, пусть и слабая, сделает больше, чем самые великие дары или самые высокие добродетели, ибо она дает христианину способность хранить слово Христа и не отрекаться от Его имени. Послушание, верность и открытое исповедание имени Христа являются плодами истинной благодати, и они угодны Христу.

3. Великое благословение, обетованное Богом этой церкви, ст. 9−10. Это благословение двойное:

(1) Христос заставит врагов этой церкви поклониться пред ней.

[1] Их враги здесь представлены как говорящие о себе, что они Иудеи, но, говоря так, они лгут: они претендуют на то, что являются единственным избранным народом Божиим, тогда как в действительности представляют собой сатанинское сборище. Истинным Израилем Божиим являются собрания, поклоняющиеся Ему в духе и истине. А собрания, поклоняющиеся ложным богам или истинному Богу, но ложным путем, являются сборищами сатанинскими, хотя они могут говорить, что являются народом Божиим, их исповедание — ложь.

[2] Их преклонение перед церковью описано словами: Они... поклонятся пред ногами твоими... Это не означает, что они воздадут божеские почести самой церкви или служителям ее, но что они убедятся, как заблуждались в отношении этой церкви, признают, что она права и возлюблена Богом, и пожелают быть приняты в общение с нею, чтобы поклоняться тому же Богу и в том же духе, как и она. Каким образом произойдет эта великая перемена? Бог силой Своей воздействует на сердца их врагов и обнаружит перед всеми Свое особое благоволение к Своей церкви: ...и познают, что Я возлюбил тебя. Заметим:

Во-первых, величайший почет и блаженство, какими может наслаждаться любая церковь, состоят в особой любви и благоволении Христа.

Во-вторых, Христос может обнаружить Свое благоволение к Своему народу таким образом, что их враги увидят и вынуждены будут признать это. В-третьих, благодать Божия может смягчить их сердца, и они пожелают быть допущенными к общению с церковью.

(2) Другим проявлением благоволения, обещанного Христом этой церкви, является сохраняющая благодать в самое тяжкое время искушения (ст. 10), и это будет наградой им за их верность в прошлом. Тому, кто имеет, дано будет. Заметим здесь:

[1] Евангелие Христа это слово о Его терпении. Это плод Божьего терпения к грешному миру. В нем представлен пример терпения Христа во всех Его страданиях за людей. Этот пример призывает всех, принявших Евангелие, подвизаться в терпении, подражая Христу.

[2] Принявшие Евангелие должны тщательно хранить свою верность ему; они должны веровать, жить и поклоняться Богу согласно тому, как предписано в Евангелии.

[3] После дня терпения мы должны ожидать годину искушений. День евангельского мира и свободы есть день долготерпения Божьего, и крайне редко им пользуются так, как должно, поэтому за ним часто следует година испытания и искушения.

[4] Иногда испытание бывает всеобщим и охватывающим всю вселенную; в таком случае оно обычно сокращается.

[5] Те, что хранят верность Евангелию в дни мира, будут сохранены Христом в годину искушения. Сохраняя Евангелие, они готовят себя к испытаниям, и та же божественная благодать, делавшая их плодотворными в мирное время, сделает их верными во время гонений.

4. Христос призывает церковь к тому, на что обещал перед этим дать ей силы, а именно: к стойкости, постоянству: Держи, что имеешь...

(1) В чем заключается их долг: «Держи, что имеешь, ту веру, ту силу благодати, ту ревность и любовь к братьям, которыми ты обладаешь, держи крепко это превосходное сокровище».

(2) Что должно побуждать их к этому — скорое пришествие Христа: «Се, гряду скоро... Я приду, чтобы поддержать тебя в испытаниях, вознаградить твою верность и наказать отпавших. Они лишатся того венца, на который имели некогда, как им казалось, право, на который так надеялись, мыслями о котором услаждали себя. Верные же христиане восхитят награду у того, кто когда-то держался веры, но отступил от нее».

III. Заключение, ст. 12−13.

1. Следуя Своему правилу, наш Спаситель обещает славную награду побеждающему христианину. Эта награда заключается в следующем:

(1) Побеждающий христианин будет столпом в храме Бога, не столпом, поддерживающим храм (небо не нуждается в подпорках), а памятником щедрой и чудной благодати Божией, памятником, который никогда не будет поврежден или снесен, как случилось со многими величественными монументами, возведенными в честь римских императоров и полководцев.

(2) На этих столпах будет начертана почетная надпись, как обычно делается в таких случаях.

[1] Имя Бога Моего, за Чье дело он подвизался, Кому служил и за Кого страдал в этой борьбе; и имя града Бога Моего, то есть церкви Божией, нового Иерусалима, нисходящего с неба. На этом столпе будут записаны все труды, совершенные верующим для церкви Божией: как он утверждал ее права, расширял ее пределы, поддерживал ее чистоту и честь. Это будет более великое имя, чем Азиатикус или Африканус, имена воинов Божиих в войнах церкви. Другой частью надписи будет:

[2] Имя Мое новое, новое имя Христа, Посредника, Искупителя и Вождя спасения нашего. Это имя покажет, под чьим знаменем сражался этот победитель, под чьим руководством он действовал, чьим примером вдохновлялся и чьей силою подвизался добрым подвигом веры и одержал победу.

2. Послание заканчивается требованием всеобщего внимания: Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам — как Христос любит и ценит Свой верный народ, какое одобрение выносит ему и как награждает его за верность.

Стихи 14−22. Мы подошли теперь к самой последней и наихудшей из всех семи церквей Асии, представляющей собой полную противоположность церкви города Филадельфия, ибо как та не заслужила никакого упрека, так в этой не оказалось ничего, достойного похвалы. Но тем не менее, она была одним из семи золотых светильников, ибо даже развратившаяся церковь может еще оставаться церковью. Здесь, как и прежде, мы имеем:

I. Заголовок: кому и от кого.

1. Кому: Ангелу Лаодикийской церкви... Это был некогда знаменитый город вблизи реки Ликия, построенный, подобно Риму, на семи холмах и окруженный высокой стеной. В городе имелось три мраморных театра. Апостол Павел, по-видимому, активно содействовал насаждению Евангелия в этом городе. Он писал свои послания из этого города, о чем упоминает в послании к Колоссянам, в последней главе, где просит передать привет братьям в Лаодикии, так как она находилась не более чем в двадцати милях от Колосс. В этом городе до четвертого столетия находился собор, но он давно уже разрушен и лежит в руинах до сего дня, как страшный памятник гнева Агнца.

2. От кого было это послание. Здесь наш Господь Иисус называет себя следующим образом: ...Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия.

(1) Аминь, то есть Тот, Кто тверд и неизменен во всех Своих обетованиях и намерениях, все из которых «да» и все «аминь».

(2) Свидетель верный и истинный. Его свидетельство о Боге люди должны принять с полным доверием и Его свидетельство о людях Богу будет принято с полным доверием и уважением; Он также будет истинным свидетелем против всех равнодушных и теплых христиан.

(3) Начало создания Божия — либо первого создания, которого Он является началом, то есть первопричиной, Творцом и Правителем; либо второго творения, церкви, по отношению к которой Он есть Глава тела, первенец из умерших, как сказано в 1:1, откуда взяты эти титулы. Христос, воскресший из мертвых Своей собственной силой, как родоначальник нового творения воскрешает мертвые души, созидая из них живой храм и церковь для Себя.

II. Содержание послания.

1. Этой церкви предъявляется тяжелое обвинение, как служителям, так и членам ее, и делает это Тот, Кто знал их лучше, чем они сами знали себя: ...ты ни холоден, ни горяч, но хуже, чем то и другое, о, если бы ты был холоден или горяч, ст. 15. Теплый, или равнодушный, христианин — это наихудший в мире характер. Если религия — это нечто реальное, то нет ничего более превосходного, чем она, и поэтому мы должны ревновать о ней. Если же она нереальна, то является наихудшим обманом, и тогда мы должны ратовать против нее. Если религия чего-то стоит, то она стоит всего; равнодушие здесь непростительно: ...долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. Здесь нет места для нейтралитета. Открытый враг скорее будет помилован, чем предательски равнодушный человек, больше надежды на язычника, чем на такового. Христос ожидает, чтобы люди искренно высказались либо за, либо против Него.

2. Суровое наказание, угрожающее этой церкви: ...извергну тебя из уст Моих. Как теплая вода вызывает тошноту в желудке и производит рвоту, так теплые верующие вызывают в сердце Христа отвращение к себе. Он болен из-за них и не может долго переносить их. Они могут называть свою теплоту милосердием, кротостью, воздержанием и широтой души, но она отвратительна для Христа и такими же отвратительными делает тех, кто допускает ее в себе. Они будут извергнуты, и причем окончательно, так как для святого Иисуса невозможно возвратиться к тому, что Он извергнул.

3. Далее объясняется, что причина такого равнодушия и непоследовательности в христианской жизни заключается в самомнении и самообмане. Они воображали о себе, что с ними все в порядке, и поэтому не задумывались, становятся они лучше или нет: Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг, ст. 17. Заметьте здесь, как отличалось мнение Христа о них от их собственного мнения о себе.

(1) Они были о себе высокого мнения: ...ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды... то есть богат, продолжаю богатеть и достиг такого уровня, что ни в чем не испытываю недостатка, никакая нужда не может угрожать мне». Возможно, они были хорошо обеспечены материально, и это сделало их равнодушными к своим душам. Или они считали, что их души хорошо обеспечены: они имели образование, заменявшее им религию, дары, заменявшие благодать, ум, заменявший им истинную мудрость; они соблюдали церковные установления, и это заменяло им живое общение с Богом. Как мы должны быть осторожны, чтобы не обмануть свои собственные души! В аду окажется много тех, которые думали о себе, что они на пути к небу. Будем ежедневно умолять Господа, чтобы нам не оказаться обманутыми или обольщенными относительно своего духовного состояния.

(2) Низкое мнение Христа об этой церкви, которое было безошибочным. Он знал, хотя они этого не знали, что они были несчастны, жалки, нищи, слепы и наги. Их состояние было несчастным само по себе и вызывало жалость и сострадание со стороны других; хотя они гордились собою, но выглядели весьма жалкими в глазах тех, кто знал их состояние. Ибо:

[1] Они были нищими, настоящими нищими, в то время как думали и говорили, что они богаты. Их души не были обеспечены необходимым для жизни, они истаивали среди их материального изобилия; они были в большом долгу перед справедливостью Божией и не имели возможности уплатить даже малейшую часть этого долга.

[2] Они были слепы; они не могли видеть ни своего состояния, ни пути, каким шли, ни своей опасности; они не видели ни самих себя, ни того, что было перед ними; они были слепы, хотя считали, что видят; свет, который был в них, стал тьмой, и какой же была эта тьма! Они не видели Христа, хотя Он, распятый, стоял перед их очами. Они не видели верою Бога, хотя Он всегда присутствовал с ними. Они не видели смерти, хотя она была прямо перед ними. Они не могли заглянуть в вечность, хотя постоянно стояли на самом краю ее.

[3] Они были наги, их души не имели ни одежды, ни дома, ни пристанища. У них не было ни одежды оправдания, ни одежды освящения. Ни нагота их вины, ни нагота осквернения не были покрыты. Они всегда были открыты для греха и позора. Их праведность была лишь грязными рубищами, не могущими прикрыть их, одежды были грязными и поэтому оскверняли их. Они были наги также в том смысле, что не имели дома или какого-то пристанища, так как были без Бога, являвшегося во все века местом прибежища для Своего народа; в Нем одном душа человеческая может найти покой и безопасность и все необходимое для своей жизни. Материальные богатства не обогащают души; физическое зрение не освещает мрак души, самый удобный для тела дом не дает ни покоя, ни безопасности для нее. Душа совершенно отлична от тела и должна иметь соответствующее ее природе обеспечение, иначе среди всего материального благополучия она будет жалкой и несчастной.

4. Христос дает этим грешникам добрый совет, состоящий в том, чтобы они избавились от своих пустых и ложных мнений относительно самих себя и постарались стать действительно такими, какими пытались казаться: Советую тебе купить у Меня, и далее, ст. 18. Заметьте:

(1) Наш Господь Иисус Христос продолжает давать советы тем, кто пренебрегает Его советами.

(2) Положение грешников не безнадежно, пока еще они пользуются благодатными призывами и советами Христа.

(3) Наш благословенный Господь, Советник, всегда дает наилучший совет и наиболее соответствующий состоянию грешника, как и в данном случае:

[1] Лаодикийцы были нищи, и Христос советует им купить у Него золото, огнем очищенное, чтобы стать богатыми. Он говорит им, где и как они могут приобрести истинное богатство. Во-первых, где они могли обрести его — у Него Самого. Он не посылает их ни к потокам Pactolus, ни в копи potosi, но приглашает к Себе, драгоценной жемчужине. Во-вторых, каким образом они могли получить у Него это истинное золото? Они должны купить его. Казалось бы, слова Христа содержат противоречие в себе. Как могут нищие купить золото? — Так же, как они могут купить у Него вино и молоко, то есть без серебра и без платы, Ис 55:1. Правда, кое-что придется оставить, но это «кое-что» не имеет никакой ценности, и расстаться с ним — значит освободить место для истинного богатства. «Расстаньтесь с грехом и самодовольством и придите к Христу с сознанием своей нищеты и пустоты, чтобы вам исполниться Его сокровенными сокровищами».

[2] Эти люди были наги; Христос говорит им, где они могут приобрести одежду, такую, которая покроет срамоту их наготы. Они могут получить ее от Христа; для этого им нужно лишь сбросить свои запачканные одежды, чтобы облечься в белые одежды, приобретенные Им для них, — в Его праведность, вменяемую им для оправдания их, и в одежды святости и освящения.

[3] Они были слепы, и Он советует им купить у Него глазную мазь и помазать глаза свои, чтобы видеть, то есть отказаться от своей собственной мудрости, совершенно слепой к духовным вещам, и покориться слову Божьему и Духу Святому. Тогда их глаза откроются, чтобы видеть свой путь и его конец, свои истинные обязанности и интересы; перед их духовным взором откроются новые, славные горизонты, новый мир прекрасных и превосходных ценностей. И этот свет будет чудесным для тех, кто только что освободился от власти тьмы. Таков мудрый и добрый совет, данный Христом беспечным душам, и если они последуют ему, то Он сочтет Себя обязанным, ради Своей чести, осуществить его.

5. Этим грешникам добавлено великое и драгоценное обетование, для того чтобы они могли лучше воспринять увещания и советы, которые дал им Христос, ст. 19−20. Он говорит им:

(1) Что дал их из чувства искренней и нежной любви к ним: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Вы, вероятно, считаете Мои слова жестокими и обличения суровыми, но все это сказано из любви к вашим душам. Я бы не укорял вас так открыто и не обличал бы вашу греховную теплоту и тщетную самоуверенность, если бы не любил ваши души; если бы Я питал к вам ненависть, то предоставил бы вам продолжать идти путем греха, пока он не погубил бы вас». Грешники должны принимать укоры Божьего слова и удары жезла как знаки Его благоволения к их душам и проявлять ревность в покаянии, обращаясь к Тому, Кто поражает их. Неодобрение и упреки друга лучше, чем льстивые улыбки врага.

(2) Если они примут Его обличения, то Он готов дать благо их душам: Се, стою у двери и стучу, и далее, ст. 20. Заметим здесь:

[1] Христос великодушно приближается к двери сердца грешника через слово Свое и Духа Святого, приходит к нему путем милости и готов нанести визит любви.

[2] Он находит эту дверь затворенной; сердце человеческое по своей природе закрыто от Христа невежеством, неверием и предрассудками.

[3] Обнаружив, что сердце закрыто, Христос не уходит сразу, но ждет из милости к грешнику, пока глава Его не покроется ночной росою.

[4] Он использует разнообразные средства, могущие пробудить грешника и заставить его открыть Ему: призывает его через слово Свое, через прикосновения Духа Святого к его совести.

[5] Тот, кто отворит Ему, будет наслаждаться Его присутствием, к своему величайшему утешению и к своей пользе. Христос будет вечерять с ним, примет от него все, что есть хорошего в нем и принесет с Собой лучшую часть трапезы. Если найденное Им в душе окажется очень скудной трапезой, то Он восполнит недостающее в ней: Он принесет свежий запас благодати и утешений и таким путем оживит ее, пробудит в ней новые проявления веры и любви. И во всем этом Христос и Его покаявшееся дитя будут наслаждаться сладостным общением друг с другом. Увы! Как много теряют беспечные, упорные грешники, отказываясь открыть дверь своего сердца Христу.

III. Заключение.

1. Обетование побеждающим. Здесь подразумевается, что:

(1) Хотя церковь в целом может казаться полностью пораженной теплотой и самоуверенностью, тем не менее обличения и советы Христа могут вдохновить их к ревности и усердию, и они смогут выйти победителями в своей духовной борьбе.

(2) Если они победят, то все их прошлые ошибки будут прощены им, и они получат великую награду. Какой же будет эта награда? Они сядут со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его, ст. 21. Под этим подразумевается следующее:

[1] Что Христос Сам встречал искушения и трудности.

[2] Что Он все их победил, Он был более, чем победитель.

[3] Что в награду за Его борьбу и победу Он воссел с Богом Отцом на Его престоле, получив ту славу, которую имел прежде бытия мира, но которую Ему угодно было скрывать во время земной жизни, как бы оставляя ее в руках Отца в качестве залога того, что Он должен совершить труд Спасителя, прежде чем снова принять ее явно для всех. Исполнив же все, Он pignus reposcere — Он потребует залог, чтобы явиться в Своей божественной славе как равный Отцу.

[4] Что принимавшие участие со Христом в Его испытаниях и победах будут участвовать с Ним и в Его славе; они воссядут с Ним на Его престоле, на престоле суда в конце этого мира и на престоле славы — в вечности, сияя Его лучами, благодаря своему союзу с Ним и родству, как Его мистическое тело, Главой которого Он является.

2. Все завершается общим призывом к вниманию (ст. 22), напоминанием всем, кто прочтет эти послания, что все написанное в них предназначается для наставления, обличения и исправления не только этих конкретных церквей, но всех церквей всех времен и всех частей света. И так как все последующие церкви будут иметь сходство с этими как в отношении их добродетелей, так и грехов, то следует ожидать, что Бог будет обращаться с ними так же, как обращался с этими церквами, которые поставлены для всех веков в пример того, что могут ожидать от Бога верные и плодоносные церкви и какое наказание ожидает неверные церкви. Более того, Божие обращение со Своими церквами может быть полезным наставлением для остального мира: Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? (1Пет 4:17). Такова цель посланий Христа асийским церквам, этой эпистолярной части книги. Теперь мы переходим к ее пророческой части.

толкование Мэтью Генри на Откровение Иоанна, 3 глава

СТАНЬТЕ ЧАСТЬЮ КОМАНДЫ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.