Некоторые считают данную главу самой непонятной частью из всех пророчеств этой книги; весьма вероятно, что описанное в ней еще не исполнилось; поэтому самым мудрым будет ограничиться общими замечаниями без каких-либо определенных и подробных толкований. Итак, здесь мы читаем:
I. О заключении сатаны на тысячу лет (ст. 1−3).
II. О царствовании святых со Христом в течение этого периода (ст. 4−6).
III. Об освобождении сатаны и о брани церкви с Гогом и Магогом (ст. 7−10).
IV. О дне суда (ст. 11 и далее).
Стихи 1−10. I. Пророчество о заключении сатаны на определенный отрезок времени, в течение которого он будет иметь значительно меньше власти, чем прежде, а церковь — значительно больше мира. Власть сатаны уже была частично сокрушена утверждением евангельского царства в мире; потом, когда империя стала христианской, она ослабела еще больше. Свержение мистического Вавилона также послужило к ее дальнейшему ослаблению. Но этот древний змей имеет много голов, и когда одна из них поражается, в других еще сохраняется жизнь. Здесь мы наблюдаем дальнейшее ограничение и ослабление его власти. Заметьте:
1. Кому было поручено сковать сатану — Ангелу, сходящему с неба. Вполне вероятно, что этим Ангелом был сам Господь Иисус Христос, описание его вряд ли подойдет к кому-либо другому. Он есть Тот, Кто может связать сильного с оружием изгнать его и завладеть имением его, потому что Он сильнее его.
2. Средства, употребляемые Им для этой цели: Он имел ключ и большую цепь, цепь, чтобы сковать сатану, и ключ от бездны, чтобы заключить его туда. Христос никогда не испытывал недостатка в силе и средствах, пригодных для разрушения власти сатаны, ибо Он имеет власть на небе и ключи ада.
3. Исполнение этой задачи, ст. 2−3.
(1) Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана... Ни сила дракона, ни хитрость змея не смогли избавить его от рук Христа, Он силен как взять, так и удержать в Своих руках.
(2) И низверг его в бездну, с силою и гневом, в его собственное место заключения, откуда ему прежде позволялось выходить, чтобы вредить церкви и прельщать народы; теперь он водворен снова в эту темницу, скованный цепью.
(3) Он заключил его, и положил над ним печать. Христос затворяет, и никто не может открыть. Он затворяет Своей силой и запечатывает Своим авторитетом, и даже сам диавол не в состоянии сломать Его замки и Его печати.
(4) Указывается срок, на который был заключен сатана, — на тысячу лет, после чего он будет снова освобожден на малое время. Церковь будет пользоваться в течение длительного времени миром и благоденствием, но испытания ее еще не закончились.
II. Царствование святых в период заключения сатаны, ст. 4−6.
1. Кто удостоился этой чести — те, которые страдали за Христа и были верны и преданы Ему, не приняв начертания зверя, не поклонившись образу его; все, сохранившие себя чистыми от языческого и папского идолопоклонства.
2. Честь, дарованная им.
(1) Они восстали из мертвых и возвратились к жизни. Это можно понять либо буквально, либо образно: они были мертвы в гражданском и политическом отношении и теперь ожили — им вернули их политические права, их привилегии и свободы были восстановлены.
(2) Они сидели на престолах, и им дано было судить. Они обрели большой почет, власть и авторитет, не гражданский, я думаю, а духовный.
(3) Они царствовали со Христом тысячу лет. Кто страдал со Христом, тот будет и царствовать с Ним. Они будут царствовать в духовном и небесном царстве с мудростью, справедливостью и святостью, подобными Божиим и превосходящими все, что когда-либо было известно миру. Это названо первым воскресением, которого не удостоится никто, кроме тех, кто служил Христу и страдал за Него. Что же касается нечестивых, они не воскреснут и не возвратятся к своей власти до тех пор, пока не будет освобожден сатана; это так же может быть названо воскресением, как обращение иудеев называется жизнью из смерти.
3. Блаженство этих рабов Божиих.
(1) Они блаженны и святы, ст. 6. Никто не может быть блажен, кроме святых, а все святые будут блаженны. Эти святые были первенцами Богу в своем духовном воскресении и как таковые получили Его благословение.
(2) Они защищены от власти второй смерти. Мы знаем кое-что о том, что такое первая смерть, и знаем, что она ужасна. Но мы ничего не знаем о второй смерти, она должна быть намного ужаснее; это смерть души, вечное отделение от Бога. Господь гарантирует нам, что мы никогда не познаем ее на своем опыте. Тот, кто пережил духовное возрождение, спасен от власти второй смерти.
III. Описание возвращения скорбей церкви и великой брани, неимоверно жестокой, но краткой и решающей. Заметьте:
1. Ограничения, наложенные на сатану в течение длительного времени, сняты. Пока существует этот мир, власть сатаны не будет уничтожена полностью; она может быть ограничена и ослаблена, но он все-таки еще способен причинять вред народу Божьему.
2. Как только сатана был освобожден, он сразу приступил к своему старому занятию обольщать народы и поднимать их на войну со святыми и рабами Божиими. Он никогда не смог бы добиться последнего, если бы прежде не обольстил их. Они были обмануты как в отношении дела, в какое были вовлечены (они верили, что это доброе дело, в то время как оно было злым), так и в отношении исхода его, ибо были уверены в успехе его, тогда как они, несомненно, проиграют сражение.
3. Его последние усилия, вероятно, должны быть самыми великими. Власть дарованная ему теперь, кажется, была более неограниченной, чем прежде. Ему было дано право собрать своих добровольцев, находящихся на четырех углах земли, и создать мощную армию, численность которой была, как песок морский, ст. 7.
4. Главные военачальники в армии дракона — Гог и Магог. Не следует быть слишком любопытными в отношении того, кто подразумевается под этими именами, так как армия собиралась со всего мира. Эти имена встречаются в других местах Священного Писания. О Магоге мы читаем в Быт 10:2. Он был одним их сыновей Иафета и населял страну под названием Сирия, откуда потомки его расселились по многим частям мира. О Гоге и Магоге вместе мы читаем только в Иез 38:2, в пророчестве, из которого в Откровении заимствовано много образов.
5. Продвижение и боевой порядок этой сатанинской армии (ст. 8): И вышли на широту земли и окружили стан святых и город возлюбленный, то есть духовный Иерусалим, в котором сосредоточены все самые драгоценные интересы народа Божьего, поэтому он для них является возлюбленным городом. Святые представлены в виде стана, расположенного у стен города, чтобы защищать его, но армия врага настолько превосходила армию церкви, что они окружили их стан и город вместе.
6. Описание битвы и ее исход: И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их. Так осуществилось низвержение Гога и Магога, предсказанное у Иез 38:22: И пролью на него и на полки его и на многие народы, которые с ним, всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу. Бог будет сверхъестественным и непосредственным образом сражаться за Свой народ в этой последней и решающей битве, чтобы победа могла быть полной и чтобы слава была воздана Ему одному.
7. Осуждение и наказание главного врага, диавола: он ввергается в озеро огненное вместе со своими двумя помощниками — зверем и лжепророком, тиранией и идолослужением, и не на какой-то ограниченный срок, но чтобы мучиться там день и ночь, во веки веков.
Стихи 11−15. После окончательного разрушения царства сатаны вполне естественно следует описание дня суда, который определит вечную участь каждого человека, и мы можем быть уверены в том, что увидим, как князь мира сего будет осужден, Ин 16:11. Это будет великий день, когда все явятся пред судилище Христово. Господь да поможет нам твердо верить в учение о грядущем суде, в то учение, что привело в трепет Феликса. Здесь дано описание этого суда, где отметим следующее:
1. Престол, великий и белый, престол в высшей степени славного и абсолютно справедливого и праведного суда. Седалище губителей, умышляющих насилие вопреки закону, не станет близ этого престола и справедливого суда.
2. Вид Судии, Господа Иисуса Христа, столь величественный и внушающий такой ужас, что от лица Его бежало небо и земля, и не нашлось им места; это то разрушение вселенной, о котором пишет апостол Петр во 2Пет 3:10.
3. Подсудимые (ст. 12): И увидел я мертвых, малых и великих... то есть молодых и старых, простых и знатных, бедных и богатых. Ни один человек не является настолько ничтожным, что ему не придется держать отчет, и ни один не велик настолько, чтобы избежать суда перед этим престолом; пред судом предстанут не только те, которые окажутся живыми в день пришествия Христа, но и все те, что умрут прежде его. Могилы отдадут тела, погребенные в них, ад отдаст души нечестивых, море отдаст всех тех, которые, казалось бесследно исчезли в его пучине.
4. Правило, согласно которому производится суд: ...и книги раскрыты были... Какие книги? Книга всеведения Бога, Который больше, чем наша совесть, и знает все (у Него существуют памятные книги как о хороших, так и о плохих делах), и книга совести грешника, что прежде хранилась в тайне, но теперь откроется. И иная книга раскрыта — книга Писаний, свод законов неба, правил жизни. Эта книга откроется потому, что она содержит закон, критерий, согласно которому будут испытываться сердца и поведение людей. Она определяет сущность права, в то время как другие книги свидетельствуют о реальной действительности. Некоторые понимают под иной книгой, названной книгой жизни, книгу вечных предопределений Божиих. Но эта книга не может иметь никакого отношения к процессу суда: в вопросе вечного избрания Бог действует не на юридической основе, но на основании Своего абсолютного суверенитета.
5. Дела, подлежащие расследованию, — дела людей, какие они делали, злые или добрые. Люди будут оправданы или осуждены сообразно делам своим. Хотя Богу известны внутреннее состояние людей и принципы их поведения, и Он смотрит, в основном, именно на них, однако, чтобы показать Себя пред ангелами и людьми праведным Судией, Он испытает их принципы по их делам и таким образом будет праведен в приговоре Своем и чист в суде Своем.
6. Результаты расследования и суда. Они будут основаны на фактических данных и согласованы с правилами суда. Все те, что заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор, будут осуждены вместе со своими адскими союзниками и брошены в озеро огненное, как не имеющие права на вечную жизнь, согласно правилам жизни, изложенным в Писании. Но те, чьи имена записаны в книге жизни (то есть те, кто оправдан Евангелием), будут оправданы Судией и войдут в вечную жизнь, не опасаясь более смерти или ада, или нечестивых людей, ибо они все уничтожены. Будем же с великим тщанием проверять себя, соответствуем ли мы требованиям Библии, оправдывает ли она нас теперь или осуждает, ибо Судия всей земли будет судить нас по ней. Христос будет судить тайные дела человеков согласно благовествованию. Блаженны те, которые привели свою жизнь в согласие с Евангелием и заранее знают, что они будут оправданы в великий день Господа!
толкование Мэтью Генри на Откровение Иоанна, 20 глава