В этой главе содержится:
I. Дальнейшее повествование о торжественном песнопении ангелов и святых по поводу падения Вавилона (ст. 1−4).
II. Провозглашение о браке Христа и церкви и совершение самого брака (ст. 5−10).
III. Следующий военный поход Главы и Супруга церкви и его успешный исход (ст. 10 и далее).
Стихи 1−4. В предыдущей главе было завершено описание окончательного низвержения Вавилона, а эта глава начинается с описания святого торжества по поводу его, в порядке, указанном выше: Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки, 18:20. Теперь они радостно отзываются на этот призыв. Здесь достойно замечания следующее:
1. Форма их благодарения. Они употребляют всеобъемлющее небесное слово: аллилуйя! хвалите Бога; этим словом они начинают, продолжают и заканчивают (ст. 4); их прошения обратились теперь в хвалу, их осанна закончилась аллилуйей.
2. Предмет их хвалы. Они прославляют Его за истинность Его слова и праведность Его судов, особенно в этом великом деле разрушения Вавилона, бывшего матерью, кормилицей и гнездом идолопоклонства, распутства и жестокости (ст. 2); за это проявление божественной справедливости они приписывают спасение и славу, и честь и силу Господу нашему.
3. Действие их хвалы. Когда ангелы и святые восклицали аллилуйя, огонь пожарища возгорался еще сильнее, и дым ее восходил во веки веков, ст. 3. Самый надежный путь продолжения и завершения нашего освобождения состоит в том, чтобы воздать Богу славу за то, что Он сделал для нас. Благодарить Бога за то, что мы имеем, — это самая действенная молитва о том, что еще должно быть сделано для нас; хваление святых раздувает огонь Божьего гнева против их общего врага.
4. Благословенная гармония между ангелами и святыми в этом торжественном песнопении, ст. 4. Церкви и их служители заимствуют мелодию у ангелов и вторят им; они падают и поклоняются Богу, говоря: Аминь! Аллилуйя!
Стихи 5−10. Победная песнь закончилась, и начинается брачная песнь, ст. 6. Заметим здесь:
I. Концерт небесной музыки. Хор был огромным и громогласным, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных. Бог досточтим хвалами. Никакой дисгармонии на небе нет; утренние звезды поют согласно; струны не дребезжат, строй не нарушается, звучит чистая и совершенная мелодия.
II. Что является поводом для этого песнопения: воцарение Господа Бога Вседержителя, искупившего церковь Своей собственной кровью и теперь открыто вступающего в брачный союз с ней — наступил брак Агнца, ст. 7. Некоторые думают, что это относится к обращению иудеев, которое, по их мнению, последует за падением Вавилона. Другие видят в этом общее воскресение; первое кажется более вероятным. Итак:
1. Здесь описывается невеста, ее появление; она появилась не в яркой и роскошной одежде матери всех блудниц, а в виссоне чистом и светлом, который есть праведность святых, в одежде Христовой праведности, как вмененной путем оправдания, так и достигнутой путем освящения; в белой одежде прощения, усыновления и освобождения и в белой одежде чистоты и полной святости. Она омыла и убелила одежды свои кровию Агнца, и свои брачные украшения она не сама приобрела, но получила их как дар от своего благословенного Господа.
2. Брачный пир. Он не описывается подробно (как в Мф 22:4), но объявляется, что он сделает счастливыми всех званных на него, тех званных, что приняли приглашение; это будет пир, состоящий из обетовании Евангелия, истинных слов Божиих, ст. 9. Эти обетования, открытые, примененные, запечатленные и предвкушаемые через Духа Божия в святом хлебопреломлении, и составляют брачную вечерю; полное коллективное тело всех тех, кто принимает участие в этой вечере, есть невеста, жена Агнца; они вкушают от одного хлеба, напоены одним Духом и являются не зрителями или гостями, но мистическим телом Христа, Его женой.
3. Радость, какую испытал апостол при созерцании этого видения: Он пал к ногам Ангела, чтобы поклониться ему, по той причине, что счел его не простым творением, или по причине избытка переполнявших его чувств. Заметим здесь:
(1) Какую честь он оказал ангелу: Он пал к ногам... чтобы поклониться ему; распростертое положение человек обычно принимает, когда желает выразить свое почитание и поклонение.
(2) Как ангел отверг это поклонение, причем с некоторым возмущением: «Смотри, не делай сего; остерегайся это делать, это неправильно».
(3) Он объясняет ему причину своего отказа принять поклонение: «Я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово, я творение, равное тебе по положению, хотя и другой природы; я, ангел и посланник Божий, имею свидетельство Иисусово, поручение быть свидетелем Ему и свидетельствовать о Нем, и ты, апостол, имеющий дух пророчества, несешь то же самое свидетельство; следовательно, мы с тобой братья и сотрудники».
(4) Он указывает, что единственным истинным объектом поклонения является Бог: «Богу поклонись, Ему одному». Эти слова осуждают практику папистов, которые поклоняются хлебу, вину, святым и ангелам, а также практику тех социан и ариан, которые не верили, что Христос Бог и, тем менее, поклонялись Ему. Это показывает, какими жалкими фиговыми листьями являются все их увертки и отговорки, приводимые ими в свое оправдание, — посланец с неба обвиняет их в идолопоклонстве.
Стихи 11−21. Как только состоялся брак между Христом и Его церковью в результате обращения иудеев, так славная Глава и Супруг церкви призывается в новый поход, на великую битву, битву при Армагеддоне, предсказанную в 16:16.
I. Описание великого Вождя.
1. Место, где находится Его империя, — небо. Там находится Его престол, Его сила и власть являются небесными, божественными.
2. Его снаряжение; Он снова описывается сидящим на белом коне, чтобы показать справедливость Своего дела и несомненность Своего успеха.
3. Его атрибуты: Он Верный и Истинный, верный Своему завету и Своим обетованиям, Он праведен во всех Своих делах, как в делах правосудия, так и в военных делах, Он проникает во все крепости и хитрости Своих врагов, Его владычество огромно — у Него много диадим, ибо Он Царь царей и Господь господствующих.
4. Его облачение; одежда Его обагрена кровью, либо Его собственной, которой Он приобрел Свою власть Посредника, либо кровью Его врагов, над которыми Он всегда одерживал победу.
5. Его имя: Слово Божие, имя, которое никто полностью не знает, кроме Его Самого. Мы знаем только, что Слово, которое было у Бога, стало плотию, но Его совершенства непостижимы ни для какой твари.
II. Армия, которой Он командует (ст. 14). Она очень большая, состоит из многих воинств; ангелы и святые следуют за Ним, они похожи на Него, тоже сидят на белых конях и облечены в виссон чистоты и праведности, это избранные, призванные и верные.
III. Его боевое оружие — острый меч, исходящий из Его уст (ст. 15). Он поражает народы этим мечем, то есть либо угрозами Писания, которые теперь осуществляются, скорее всего, приказами Своим последователям, призывающими их воздать справедливое возмездие Его, а также и их врагам, которые теперь бросаются в точило гнева Божия, чтобы Он мог топтать их ногами Своими.
IV. Знак Его власти, Его герб — имя, написанное на Его одежде и на бедре Его: Царь царей и Господь господствующих; оно говорит о Его силе и власти, о причине конфликта, ст. 16.
V. Приглашение, данное птицам небесным, чтобы они летели посмотреть на сражение и разделили добычу на поле битвы, ст. 17−18. Под этим подразумевается, что в результате этой великой решающей битвы враги церкви станут добычей хищных птиц и что весь мир будет радоваться исходу ее.
VI. Объединенная борьба. Враг нападает со страшной яростью, во главе со зверем и земными царями; силы земли и ада объединяются, чтобы осуществить свои последние попытки, ст. 19.
VII. Победа, одержанная великой и славной Главой церкви: И схвачен был зверь и с ним лжепророк — вожди армии. Как тот, кто вел войско своей властью, так и тот, кто вел его своей хитростью и ложью, схвачены и брошены в озеро огненное, теперь они лишились возможности досаждать церкви Божией. Над их последователями, как военачальниками, так и простыми воинами, тоже исполнился приговор суда — они стали пищей для птиц небесных. Хотя Божия месть падет, главным образом, на головы зверя и лжепророка, однако не избегнут ее и те, кто воевал под их знаменем. Они не оправдаются тем, что только лишь следовали за ними и исполняли их приказы. Если они воевали за них, то должны быть и наказаны вместе с ними. Итак, вразумитесь цари; научитесь судьи земли! Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, Пс 2:10,12.
толкование Мэтью Генри на Откровение Иоанна, 19 глава