Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Откровение | 16 глава

Толкование Мэтью Генри


В этой главе описывается излияние чаш, наполненных гневом Божиим. Они были излиты на всю империю антихриста и на все, что принадлежало ей.

I. На землю (ст. 2).

II. На море (ст. 3).

III. На реки и источники вод (ст. 4). Здесь небожители провозглашают о справедливости Божиих судов и одобряют их.

IV. Четвертая чаша выливается на солнце (ст. 8).

V. Пятая — на престол зверя.

VI. Шестая — на реку Евфрат.

VII. Седьмая — в воздух, после чего пали города языческие и Вавилон великий был воспомянут перед Богом.

Стихи 1−7. В предыдущей главе мы читали о торжественном приготовлении к излиянию чаш гнева, теперь же читаем о самом излиянии. Заметим:

I. Несмотря на то что все было приготовлено, ничто не могло быть исполнено без непосредственного повеления Божьего; и вот Он отдает из храма приказ, отвечая таким образом на молитвы Своего народа и воздавая его врагам.

II. Как только прозвучал приказ, так сразу же последовало немедленное исполнение его, без всякого промедления и без всякого возражения. Мы знаем, что даже самые лучшие из людей, как например Моисей и пророк Иеремия, не с такой готовностью откликались на призыв Божий к служению; ангелы Божии превосходят их не только крепостью, но и готовностью творить волю Божию. Бог говорит: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю, — и ангелы немедленно приступают к действию. Христос учил нас молиться о том, чтобы воля Божия исполнялась на земле так же, как и на небе. Теперь мы приступаем к серии самых ужасных судов, которым трудно дать исчерпывающее объяснение или найти подходящее применение. Но, в общем, достойно нашего внимания следующее:

1. Здесь есть намек на некоторые из египетских казней, такие, как превращение воды в кровь, поражение людей нарывами и язвами. Их грехи были схожи, так же схоже и их наказание.

2. Эти чаши представляют собой явную аналогию с семью трубами, которые ознаменовали приход антихриста. Из этого мы узнаем, что падение врагов церкви будет в некотором смысле напоминать их возвышение, что Бог низложит их такими путями, какие они избрали для своего возвеличения. Падение антихриста будет постепенным; как не в один день строился Рим, так не в один день он и падет, но постепенно будет падать; и падет так, что никогда уже не поднимется.

3. Падение власти антихристиан будет повсеместным. Все, что каким-то образом принадлежало им или служило их интересам, их поместья со всем, что входило в их состав, предается разрушению: земля, воздух, моря, реки, города — все обречено на разрушение, все проклято за нечестие этого народа. Так тварь стенает и мучится за грехи людей. Теперь перейдем к действиям:

(1) Первого ангела, вылившего свою чашу, ст. 2.

2. Заметьте:

[1] Куда он вылил ее — на землю, то есть, как понимают некоторые, на простых людей. Другие же считают, что здесь имеется в виду Римское духовенство, составлявшее основу папства, имевшее мирской дух и исключительно земные устремления.

[2] Что она произвела — жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя. Они отметили себя своими грехами и теперь Бог отмечает их Своими судами. Под ранами некоторые понимают первые действия божественного Провидения, направленные против их положения и интересов, которые привели их в великое беспокойство, так как обнаружили их внутренний беспорядок; это были предвестники дальнейших судов, признаки грядущих бедствий.

(2) Второго Ангела, вылившего чашу свою...

[1] Куда он вылил ее — в море, то есть, как говорят некоторые, на правосудие и владычество папы, а другие — на всю систему их религии, на их ложные учения и извращенные толкования, на их суеверные ритуалы и идолопоклонство, на их отпущения грехов и индульгенции, на всю совокупность их нечестивых изобретений и учреждений, посредством которых они вели свою торговлю на условиях, выгодных для них самих, но несправедливых для других.

[2] Что она произвела: она превратила морскую воду в кровь, в кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море. Бог разоблачил не только тщетность и лживость их религии, но также пагубный, смертоносный характер ее — души людей были отравлены тем, что предлагалось им как верное средство спасения.

(3) Следующего Ангела, вылившего свою чашу. Нам сообщается:

[1] Куда он вылил ее — в реки и источники вод, то есть, как говорят ученые люди, на их посланников, и особенно, на иезуитов, которые подобно водным потокам распространяли яд и отраву своих заблуждений и идолопоклонства по всей земле.

[2] Что она произвела: она превратила их в кровь. Некоторые считают, что она побудила христианских правителей воздать справедливое возмездие величайшим возмутителям мира, пролившим кровь армии мучеников. Следующая за этим доксология подтверждает такое толкование, ст. 5−6. Кого Бог использовал в этом деле — Ангела вод, который превозносит Божию справедливость в этом возмездии: За то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того. Другой Ангел выражает свое полное согласие с первым, ст. 7.

Стихи 8−11. В этих стихах мы видим продолжение дела ангелов по предписанному порядку. Четвертый Ангел выливает свою чашу, и она поражает солнце. Некоторые считают, что под солнцем подразумевается некий великий царь папистского вероисповедания, который незадолго до своего ниспровержения отречется от этой ложной религии; некоторые видят в нем германского императора. Каковы же будут последствия этого? То самое солнце, что прежде нежило людей своим теплым и благотворным излучением, теперь начинает палить идолопоклонников и жечь их огнем. Правители будут применять свою силу и власть для угнетения их, но это не приведет их к раскаянию, но заставит проклинать Бога и их царя; глядя вверх, они будут хулить Бога небесного, ожесточаясь на свою погибель. Пятый Ангел изливает свою чашу, ст. 10. Заметьте:

1. Куда он выливает ее — на престол зверя, на сам Рим, этот мистический Вавилон, главу антихристианской империи.

2. Что происходит в результате: Все царство зверя сделалось мрачным и наполнилось страданиями. Тот самый город, который был их политическим центром, источником их учености и познаний, всей их роскоши и удовольствий, теперь становится источником тьмы, страданий и мук. Одной из египетских казней тоже была тьма. Тьма противоположна свету и славе, поэтому является предзнаменованием унижения и презрения, грозящих антихристианской империи. Тьма противоположна мудрости и знанию и предвещает то замешательство и безумие, которое обнаружат идолопоклонники в то время. Она противоположна наслаждению и радости и означает их духовные страдания и мучения, какие они будут испытывать, когда постигнут их бедствия.

Стихи 12−16. Шестой Ангел вылил чашу свою; заметьте:

I. Куда он вылил ее — в великую реку Евфрат. Некоторые понимают это буквально, ибо именно там зарождалась могущественная турецкая империя; они видят в этом пророчество о разрушении турецкой монархии с ее идолопоклонством, как второго антихриста, и полагают, что оно совершится приблизительно одновременно с падением папства, благодаря чему очистится путь для иудеев, цари которых на востоке. Другие понимают под Евфратом реку Тибр, ибо как Рим — мистический Вавилон, так и Тибр — мистический Евфрат. И когда падет Рим, тогда вместе с ним пострадают его река и его товары.

II. Что произвела эта чаша?

1. Высохла река, снабжавшая город богатством, провизией и всем необходимым.

2. В результате был приготовлен путь царям от восхода солнечного. Идолопоклонство римской церкви было большим препятствием для обращения как иудеев, которые уже давно исцелились от своей склонности к идолам, так и язычников, которые утверждались в своем идолопоклонстве, видя, как много похожего на него было среди так называемых христиан. Поэтому весьма вероятно, что падение папства должно устранить эти препятствия и открыть путь как для иудеев, так и для других восточных народов в церковь Христа. И если предположить падение магометанства в одно и то же время с падением папства, то это обеспечит еще более свободное сообщение между западными и восточными народами и облегчит обращение иудеев и достижение полноты язычников. И неудивительно, что, когда это Божие дело проявится и будет близко к завершению, оно вызовет следующие последствия:

3. Последнее усилие великого дракона; он решается предпринять еще одну энергичную попытку, чтобы, если возможно, восстановить свое пошатнувшееся положение в мире. Он собирает все свои силы, вызывает всех своих духов, чтобы сделать отчаянную вылазку, прежде чем совсем погибнуть. Все это вызвано излиянием шестой чаши. Заметим здесь:

(1) Какие орудия он использует, для того чтобы вовлечь земных правителей в свое дело, в свою борьбу: ...три духа нечистых, подобных жабам, которые выходили, один — из уст дракона, другой — из уст зверя, и третий — из уст лжепророка. Ад, гражданская власть антихриста и церковная власть объединяются, чтобы послать своих агентов, вооруженных адской злобой, мирской политикой и обманом лжерелигии; они собирают все эти диавольские силы для решающего боя.

(2) Средства, используемые ими для того, чтобы собрать на эту брань царей земли. Они совершают ложные чудеса — древняя стратегия того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, 2Фес 2:9−10. Некоторые думают, что незадолго перед падением антихриста возродятся папистские претензии на власть совершать чудеса, которыми будет обманут и обольщен мир.

(3) Поле битвы — место, называемое Армагеддон, то есть, как считают некоторые, гора Мегиддо, в окрестностях которой у потока, текущего с нее, в свое время Варак победил Сисару и всех его союзных царей, Суд 5:19. В этой же долине Мегиддо был убит царь Иосия. Это место известно благодаря этим двум событиям, совершенно различным по своему характеру: первое из них принесло большое счастье, а второе — большую печаль для народа Божьего. Теперь же оно становится местом последней битвы, в которой церковь примет участие и одержит победу. Для подготовки к этой битве необходимо время, поэтому дальнейшее повествование о ней приостанавливается и возобновляется в 19:19−20.

(4) Предупреждение, данное Богом об этом великом и решающем испытании с целью побудить Его народ приготовиться к нему, ст. 15. Оно будет внезапным и неожиданным, поэтому христиане должны быть одеты, вооружены и готовы к нему, чтобы не быть застигнутыми врасплох и посрамленными. Когда дело Божие подвергается испытанию, когда совершается Его брань, тогда весь Его народ должен быть готов встать на защиту Его интересов и быть верным и храбрым в своем служении Богу.

Стихи 17−21. Здесь описывается, как седьмой и последний ангел выливает свою чашу, внося свою долю в дело разрушения Вавилона; это было последним ударом. Как и прежде, заметьте:

I. Куда была вылита эта чаша — на воздух, на князя, господствующего в воздухе, то есть на диавола. Его могущество ограничивается, его лукавые замыслы спутываются, а сам он сковывается Божьей цепью, меч Божий поражает его глаза и его руки, ибо он, так же как и цари земли, подчинен всемогущей Божией власти. Для того чтобы сохранить антихристианскую власть и предотвратить падение Вавилона, он использовал все возможные средства, все свое влияние на умы людей, извращая и затмевая их рассудок, ожесточая их сердца, возбуждая в них вражду против Евангелия, насколько это было в его силах. Но теперь, когда эта чаша вылита на его царство, он был уже не в состоянии сколько-нибудь поддержать свое разрушающееся дело и свои интересы.

II. Что вызвала эта чаша.

1. Благодарный возглас с неба, провозгласивший, что все закончилось. Торжествующая церковь в небесах увидела это и возрадовалась; воинствующая церковь на земле, увидев, стала торжествовать. Совершилось!

2. Мощное колебание земной коры — землетрясение, сопровождаемое громами и молниями, потрясшее самый центр земли, такое великое, какого никогда прежде не бывало.

3. Падение Вавилона, который распался на три части, названные городами языческими, ст. 19. Управляя народами и принимая от них поклонение, совмещая в своей религии нечто от иудейства, нечто от язычества и нечто от христианства, Вавилон представлял собой три города в одном. Бог вспомнил об этом великом и нечестивом городе. Казалось, что Он на время забыл о его идолопоклонстве и жестокости, но теперь дает ему чашу вина ярости гнева Своего. Это крушение распространилось далеко за пределы престола антихриста, охватив все от центра до периферии; каждый остров и горы, казавшиеся, по своему положению и своей природе, самыми надежными, были унесены потоком разрушений.

III. Какое влияние оказала эта чаша на сторонников антихриста. Хотя она обрушилась на них подобно страшному урагану, как если бы камни разрушенного города, поднявшись в воздух, пали на их головы, подобно граду весом в талант, они, тем не менее, были так далеки от покаяния, что хулили Бога, наказавшего их таким образом. Это была язва, поразившая их сердца, это был духовный суд, более ужасный и разрушительный, чем любой другой. Заметьте:

1. Самое великое бедствие, какое только может постичь людей, не приведет их к покаянию, если благодать Божия не будет действовать при этом.

2. Те, что не становятся лучше от судов Божиих становятся хуже от них.

3. Ожесточение в грехе и вражде против Бога, вызванное Его праведными судами, является верным признаком окончательной погибели.

толкование Мэтью Генри на Откровение Иоанна, 16 глава

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.