В конце предыдущей главы апостол рекомендовал веру и жизнь по вере как наилучшее предохраняющее средство против отступления; теперь он подробно останавливается на сущности веры и на плодах этой превосходной добродетели.
I. Сущность веры и честь, какую она сообщает всем, кто живет ею, ст. 1−3.
II. Великие примеры героев веры, данные нам в Ветхом Завете, которые жили верою, умирали в вере и очень многое претерпели силою веры, ст. 4−38.
III. Преимущества, которыми обладаем мы, живущие в век Евангелия, перед теми, кто жил при Ветхом завете, ст. 39−40.
Стихи 1−3. I. Определение, или описание сущности веры, состоящее из двух частей.
1. Вера же есть осуществление ожидаемого. Вера и надежда сопровождают друг друга, — что составляет предмет нашей надежды, то является и объектом нашей веры. Вера состоит в твердой убежденности в том, что Бог исполнит все обещанное для нас во Христе, и в ожидании осуществления этого. Эта уверенность так сильна, что дает человеку, в некотором смысле, обладание тем, во что он верит, оно осуществляется в его душе как первый плод, или как предвкушение плода, так что верующие, живя верой, исполняются радостью неизреченной и преславной. Христос обитает в душе посредством веры, и душа исполняется полнотою Божией в той мере, в какой она может вмещать ее в данный момент; она ощущает реальную действительность объектов веры.
2. Вера есть уверенность в невидимом. Вера делает реальным для духовных очей то, чего не могут видеть физические глаза. Вера есть полное согласие души с божественным откровением и с каждой частью его, она ставит на них свою печать, что Бог истинен. Она одобряет, принимает все то, что Бог открыл как святое, справедливое и доброе; она помогает душе применять все это к самой себе с радостью и усердием. Она призвана заменять верующему видение и быть для души всем тем, чем являются для тела ощущения.
II. Доброе свидетельство о тех, кто жил верою (ст. 2): В ней свидетельствованы древние — древние верующие, жившие в пер вые века мировой истории. Заметьте:
1. Ис тинная вера есть древняя добродетель, ее наилучшим оправданием является ее древность; это не новое изобретение и не со временные фантазии. Это добродетель, насажденная в душе человека со времени про возглашения миру завета благодати. Ею жили от самого начала откровения; самые лучшие люди древности, когда-либо жившие на этой земле, были верующими людьми.
2. Их вера была их славой; она отражала славу на них. Они прославляли веру, а вера прославляла их. Она побуждала их к делам, заслужившим доброе свидетельство, и Бог позаботился о том, чтобы эти великие дела, совершенные их верою, были записаны и сохранены в памяти людей. Истинные дела веры заслуживают того, что бы быть записанными, и, будучи записаны, они прославляют истинных верующих.
III. Творение миров словом Божиим, не из ранее существовавшей материи, а из ни чего, составляет один из самых первых предметов веры, который имеет большое влияние на все остальные и является общим для всех верующих всех времен и всех частей света, ст. 3. У веры есть не только перспектива, но и взгляд в прошлое. Она смотрит не только в будущее, к концу мира, но и в прошлое, к началу его. Верою мы познаем происхождение мира гораздо лучше, чем невооруженным глазом естественного разума. Вера не насилует разум, но помогает ему, является его другом. Что же вера дает уразуметь нам относительно миров (рус. веков. — Прим. переводчика), то есть высшего, среднего и низшего миров вселенной?
1. Что эти миры не вечны и не произошли сами собою, но кем-то сотворены.
2. Что создателем миров является Бог. Он сотворил все и поэтому должен быть Богом.
3. Что Он сотворил миры с величайшей точностью, что Он устроил их, то есть расположил все части и приспособил их друг к другу так, чтобы они отвечали своим целям и возвещали о совершенствах своего Творца.
4. Что Бог сотворил мир Своим словом, то есть посредством Своей мудрости через вечного Сына, Своей творческой волей, просто словом: Ибо Он сказал, и сделалось; повелел, — и явилось, Пс 32:9.
5. Что мир был устроен из ничего, а не из уже существовавшей материи, вопреки существующим понятиям, согласно которым «из ничего не может быть сделано ничего»; эти понятия хотя и справедливы в отношении сотворенных сил, однако не могут быть отнесены к Богу, Кто называет несуществующее как существующее, вызывая его к существованию. Все это мы познаем верою. Библия дает нам вернейшее и точнейшее описание происхождения мира, и мы должны верить ей, не искажая и не умаляя библейского описания процесса творения на том основании, что оно не соответствует нашим фантастическим гипотезам, которые для некоторых образованных, но надменных людей послужили первым шагом к неверию, приведшим их впоследствии к еще большему отступлению от веры.
Стихи 4−31. Дав общее описание веры, апостол представляет теперь пред нами известные примеры веры ветхозаветных святых, которые можно разделить на две категории:
1. Те, относительно которых сообщаются их имена и указываются конкретные проявления и подвиги их веры.
2. Те, имена которых едва упоминаются и о делах веры их говорится лишь в общих чертах, читателю же предоставляется применение сказанного к конкретным личностям, которых он может найти на страницах Священной истории.
I. Ведущим примером и образцом веры, записанным здесь, является вера Авеля. Следует заметить, что Дух Святой ничего не говорит здесь о вере наших прародителей, и тем не менее церковь Божия, руководствуясь благочестивым милосердием, считает, что после того как они погубили себя и все свое потомство, Бог дал им покаяние и веру в обетованное семя и дал наставление им относительно таинства жертвоприношения, что они наставили своих детей в этом, что они обрели благодать у Бога. Но Бог оставил этот вопрос открытым, как предупреждение всем тем, кому дано много талантов и на кого возлагаются большие надежды, чтобы они не оказались неверными, так как Бог не захотел включить наших прародителей в этот благословенный перечень верующих. Он начинается с Авеля, одного из первых святых и первого мученика за веру из всех сыновей Адама; он жил верою и умер за веру, и поэтому представляет собою для евреев хороший образец для подражания.
1. Что Авель сделал верою: Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин, то есть более совершенную жертву. Возьмем из этого следующие уроки для себя:
(1) После грехопадения Бог открыл для сынов человеческих новый путь для возвращения к Нему, путь религиозного поклонения. Это один из первых описанных в Библии примеров того, как падшие люди приходят поклоняться Богу, и это было великим чудом милости, что отношения человека с Богом не порвались полностью с грехопадением.
(2) После грехопадения человек должен был поклоняться Богу путем жертвоприношения, то есть путем, включавшим в себя исповедание греха, оставление его и исповедание веры в Искупителя, Который должен был принести выкуп за души человеческие.
(3) С самого начала наблюдалась большая разница между поклонниками Бога. Здесь мы видим двух людей, братьев, обоих совершающих поклонение Богу, и в то же время обнаруживающих большую разницу между собою. Каин был старшим братом, но предпочтение отдается Авелю. Не первородство делает человека истинно достойным, но благодать. Наблюдается разница между личностями этих двух братьев: Авель был честным, праведным человеком, истинным верующим. Каин был формалистом, он не имел в себе принципа благодати. Заметна также разница в мотивах их поступков: Авель руководствовался верой, а Каин действовал в силу своего воспитания, из принципа природной совести. Была очень большая разница и в принесенных ими жертвах: Авель принес жертву искупления, принес от первородных стада, тем самым признавая себя грешником, заслуживающим смерти и надеющимся исключительно на милость Божию, на великую жертву. Каин же принес жертву благодарения, просто благодарственное приношение от плодов земли, какое приносилось и, может быть, должно было приноситься в период невинности человека. Здесь не было ни исповедания греха, ни упования на искупление, в чем и заключалась недостаточность, несовершенство жертвы Каина. Эта разница между поклонниками истинного Бога будет иметь место во все времена: одни будут осаждать Его ложью, другие же будут верными, святыми; одни, подобно фарисею, будут уповать на свою собственную праведность; другие, подобно мытарю, будут признавать себя грешниками и полагаться на милость Божию во Христе Иисусе.
2. Что Авель приобрел своей верой. В Быт 4:4. сказано: И призрел Господь на Авеля и на дар его; во-первых, на самого Авеля, как на человека, имевшего благодать, а потом на дар его, исходящий из благодати, из благодати веры. В данном отрывке говорится, что он получил своей верой особые преимущества:
(1) Свидетельство, что он праведен, то есть оправдан, освящен и принят Богом. Возможно, это свидетельство было дано ему в виде огня с неба, который воспламенил и поглотил его жертву.
(2) Бог засвидетельствовал о его праведности тем, что принял его дар. Когда огонь, символ Божией справедливости, поглотил его жертву, это означало, что Бог помиловал его во имя будущей великой жертвы.
(3) Ею он и по смерти говорит еще. Авель имел честь оставить после себя поучительный, говорящий пример. О чем же он говорит нам? Чему мы должны научиться из него?
[1] Что падшему человеку позволено приближаться к Богу с надеждой, что Он примет его.
[2] Что мы сами и наши жертвы могут быть приняты Богом только через веру в Мессию.
[3] Что быть принятым Богом — это особое, отличительное благоволение.
[4] Что обретающим это благоволение от Бога следует ожидать зависти и злобы со стороны мира.
[5] Что Бог не оставит безнаказанным за зло, причиненное Его народу, а его страдания не оставит без награды. Это очень хорошие и полезные уроки, и все же кровь кропления говорит лучше, нежели Авелева.
[6] Что Бог не допустил вере Авеля умереть вместе с ним, но воздвигнул других, которые получили равно с ним драгоценную веру, и Он сделал это весьма скоро, ибо в следующем стихе мы читаем:
II. О вере Еноха, ст. 5. Это второй из древних, получивших доброе свидетельство о своей вере. Заметьте:
1. Что здесь сообщается о нем. В этом стихе (и в Быт 5:22 и далее) мы читаем:
(1) Что он ходил пред Богом, то есть был поистине и в высшей степени благочестивым, был активным, прогрессирующим и постоянным в своем благочестии, во всем сообразовывался с Богом, пребывал в общении с Ним и находил в Нем свое утешение.
(2) Что он верою переселен был так, что не видел смерти, от него ничего не осталось на земле, ибо Бог взял его, как душу, так и тело его, на небеса, подобно тому как Он возьмет святых Своих, которые будут живыми к моменту Его второго пришествия.
(3) Что прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. Он получил это свидетельство в своей собственной совести, и Дух Божий засвидетельствовал об этом его духу. Ходящие верою пред Богом в этом греховном мире угодны Ему, и Он дает им знаки Своего благоволения к ним и почтения их пред миром.
2. Что говорится о его вере, ст. 6. Сказано, что без веры угодить Богу невозможно, без веры, помогающей нам ходить перед Богом, действующей веры, и что мы не можем прийти к Богу, если не веруем, что Он есть, и ищущим Его воздает.
(1) Ищущий Бога должен веровать, что Он есть и что Он такой, каким открывает Себя в Писании, — бесконечно совершенный и существующий в трех лицах, Отца, Сына и Духа Святого. Заметьте: практическая вера в существование Бога должна внушать нам благоговейный трепет, быть для наших душ уздой, удерживающей от греха, и стимулом, побуждающим к послушанию.
(2) Что Он воздает ищущим Его. Заметьте:
[1] Через грехопадение мы потеряли Бога, потеряли божественный свет, божественную жизнь и любовь, потеряли подобие Божие и общение с Ним.
[2] Но мы можем вновь найти Его через Христа, второго Адама.
[3] Бог указал нам пути и средства, какими Он может быть найден нами: серьезно внимать Его словам, соблюдать Его установления, а также служителей, надлежащим образом исполняющих свои обязанности и соединяющихся с народом Его, повиноваться указаниям Его провидения и во всем смиренно ожидать Его благодатного присутствия.
[4] Тот, кто хочет найти Бога, должен искать Его усердно; нашедший никогда не пожалеет о тех усилиях, которые ему пришлось приложить, чтобы найти Его.
III. Вера Ноя, ст. 7. Заметьте следующее:
1. Основанием его веры было откровение, которое он получил от Бога относительно того, что было еще невидимо. Он получил его от Бога, посредством то ли голоса, то ли видения, неизвестно, но таким образом, что оно несло свидетельство в себе самом; он получил откровение о том, что еще не было видимо, то есть о великом и страшном суде, таком, какого мир еще никогда не видел и о котором не было, в цепи вторичных причин, ни малейшего признака. Это тайное предупреждение он должен был возвестить миру, от которого следовало ожидать, что он пренебрежет как им самим, так и его словом. Обычно Бог предупреждает грешников, прежде чем поразить их, и когда Его предупреждением пренебрегают, то следует более тяжелый удар.
2. Дела веры Ноя, то влияние, которое она оказала на его сердце и на его практическую жизнь.
(1) На его сердце. Он исполнился страха перед божественным судом: он благоговел (англ. был движим страхом. — Прим. преводчика). В первую очередь вера действует на наши чувства, а затем на наши поступки; она производит чувства, соответствующие предмету откровения. Если Бог открывает нам нечто доброе, то вера возбуждает любовь и желание, если же что-то зловещее, то страх.
(2) Вера Ноя повлияла на его практическую жизнь. Его страх, вызванный верой в предупреждения Божии, заставил его приготовить ковчег, и, несомненно, он встретился при этом с насмешками и упреками нечестивого мира. Он не спорил с Богом, почему должен строить ковчег, как ковчег сможет вместить все, что должно быть загружено в него, или как он сможет выдержать такую великую бурю. Его вера заставляла умолкнуть все его возражения и побуждала усердно работать.
3. Благословенные плоды веры Ноя и награда, которую он получил за нее.
(1) Верою Ноя спаслись он сам и вся его семья, в то время как весь мир вокруг них погиб. Бог спас его семью ради него; им было хорошо, что они были сыновьями и дочерями Ноя; хорошо было для женщин, вышедших замуж в семью Ноя. Они, может быть, могли бы выйти замуж в богатые семьи, но тогда они потонули бы. Мы часто говорим: «Хорошо бы породниться с богатыми»; но гораздо лучше породниться с заветом.
(2) Верою Ной осудил и приговорил мир; его благоговение осудило беспечность и самонадеянность мира, его вера осудила их неверие, а его послушание осудило их презрение и непокорность. Добрые примеры служат либо к обращению грешников, либо к их осуждению. Жизнь строгой святости и благоговения перед Богом очень убедительна, она свидетельствует совести каждого человека пред Богом, и ею они судятся. Это самый лучший для народа Божия способ осудить нечестивых: не суровыми и критическими речами, а святым примерным поведением.
(3) Верою Ной сделался наследником праведности по вере.
[1] Он приобрел истинную оправдывающую праведность, он сделался наследником ее.
[2] Он получил это право на наследство через веру во Христа, как член Христа, как дитя Божие, так как если дитя, то и наследник. Его праведность была связана с его усыновлением через веру в обетованное семя. Если мы хотим быть оправданными и спасенными в великий и страшный день Господа, то должны приготовить ковчег, обеспечить себе убежище во Христе, в ковчеге завета, и поспешить это сделать поскорее, прежде чем затворится дверь, ибо нет ни в ком ином спасения.
IV. Вера Авраама, друга Божия и отца верующих, кем гордились евреи, от кого они вели свое происхождение и унаследовали все свои привилегии. Поэтому апостол, чтобы угодить евреям и принести пользу им, останавливается на героических подвигах веры Авраама более подробно, чем какого-либо другого из патриархов; в свое описание веры Авраама он вставляет повествование о вере его жены Сарры, дочерями которой являются женщины, делающие добро.
1. Основанием веры Авраама послужили призыв и обетование Божии, ст. 8.
(1) Божий призыв. Хотя этот призыв был большим испытанием для Авраама, однако он был призывом Божиим и поэтому являлся достаточным основанием для веры и правилом для послушания. Стефан рассказывает о том, каким образом был призван Авраам, в Деян 7:2−3: Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе. Этот призыв был действенным, в результате его Авраам обратился от идолопоклонства отцовского дома, Быт 12:1. После смерти его отца в Харране призыв был обновлен. Заметьте:
[1] Благодать Божия абсолютно свободна, она может взять самых худших из людей и сделать их самыми лучшими.
[2] Бог должен прийти к нам прежде, чем мы сможем прийти к Нему.
[3] При призвании и обращении грешников Бог является как Бог славы и производит славное дело в душе.
[4] Он призывает нас оставить не только грех, но и греховное общество, а также все, что несовместимо с нашим посвящением себя Ему.
[5] Мы нуждаемся в призыве Божием, чтобы не только хорошо начать, но и хорошо продолжить путь.
[6] Бог не хочет, чтобы Его дети находили свой покой где-то вне небесного Ханаана.
(2) Божие обетование. Бог обещал Аврааму, что страну, в которую Он призвал его, впоследствии он получит в наследство, а через некоторое время получит в наследие небесный Ханаан; что его потомки в будущем овладеют земным Ханааном. Заметим здесь:
[1] Бог призывает Свой народ к наследству: Он делает их Своими детьми и, следовательно, наследниками.
[2] Они не сразу овладевают этим наследством, они должны ожидать его в течение некоторого времени, но обещание это верно и в свое время обязательно исполнится.
[3] Вера родителей часто бывает благословением для их потомства.
2. Практическое проявление веры Авраама: он безоговорочно повиновался призыву Божию.
(1) Он пошел, не зная куда идет. Он предал себя в руки Божии, чтобы Бог мог послать его, куда Ему угодно. Он доверился мудрости Божией как самому верному руководителю; он покорился Его воле как наиболее способной решать все, что касалось его жизни. Богу, и только Ему, следует оказывать такое безоговорочное доверие и послушание. Все пережившие действительный призыв покоряют свою волю воле Божией, свой разум — Его мудрости, и в этом состоит их мудрость. Хотя они не всегда знают свой путь, но всегда знают своего проводника, и этого для них вполне достаточно.
(2) Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой. Это было упражнением его веры. Заметьте:
[1] Ханаан называется землей обетованной, потому что он был только обетован Аврааму, но не был еще его владением.
[2] Авраам жил в Ханаане не как наследник и не как собственник земли, но как пришлец. Он не требовал очистить землю и не затевал войны против жителей ее, чтобы завладеть землей, но довольствовался положением странника, с терпением перенося несправедливое отношение и с благодарностью принимая всякое доброе расположение; при этом он сохранял свое сердце привязанным к своему дому, небесному Ханаану.
[3] Он жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования. Он жил походной жизнью, готовый сняться с места в любой день: так и мы должны жить в этом мире. У него была хорошая компания, и она была большим утешением для него в этом странствии. Авраам дожил до того времени, когда Исааку исполнилось семьдесят пять, а Иакову — пятнадцать лет. Исаак и Иаков были сонаследниками того же обетования, ибо оно было обновлено как Исааку (Быт 26:3), так и Иакову (Быт 28:13). Все святые являются сонаследниками одного и того же обетования. Обетование дается верующим и их детям, и всем, кого ни призовет Господь. Приятно видеть родителей и детей, обитающих вместе в этом мире как сонаследники небесного наследства.
3. Что поддерживало веру Авраама (ст. 10): Ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. Заметим здесь:
(1) Как описаны небеса: это город, организованное общество; город, хорошо утвержденный, хорошо защищенный и хорошо обеспеченный всем необходимым; город, имеющий основание, а именно: непреложные намерения Божий и Его всемогущество, безграничные милости и посредничество Господа Иисуса Христа, обетования вечного завета; собственная чистота города и совершенство его обитателей; это город, которого художником и строителем является Бог. Он конструировал модель города и согласно ей создал его, Он открыл новый и живой путь в него, приготовил его для Своего народа и отдал его ему во владение, Сам оставаясь сущностью и блаженством его.
(2) Заметьте, что Авраам имел правильное отношение к этому небесному городу: он ожидал его, верил в его существование, ожидал его и между тем верою обитал в нем. Он имел возвышенную и радостную надежду, что Бог в Свое время и Своим путем введет его туда.
(3) Какое влияние вера Авраама имела на его земную жизнь: она была поддержкой для него во всех испытаниях в его положении странника, помогала ему терпеливо переносить все неудобства этого положения, исполнять все обязанности, связанные с ним, и быть верным ему до конца.
V. В повествование об Аврааме апостол вставляет описание веры Сарры. Заметим здесь:
1. Как велики были препятствия для ее веры:
(1) Неверие, подавлявшее ее в течение некоторого времени: она рассмеялась над данным ей обетованием как неосуществимым.
(2) Уклонение ее с пути долга по причине неверия: она отдала служанку свою в жену Аврааму, чтобы он мог иметь от нее потомство. Этот грех впоследствии создал еще большие трудности для ее веры.
(3) Большая невероятность осуществления обетования, что ей надлежало стать матерью ребенка, когда она, будучи бесплодной от природы, теперь еще и по возрасту потеряла способность к деторождению.
2. Дела ее веры. Неверие Сарры было прощено и забыто, вера же ее восторжествовала и была увековечена на страницах Священного Писания: Она знала, что верен Обещавший, ст. 11. Она восприняла обетование как обетование Бога; будучи уверена в Нем, она рассудила, что Он может исполнить и обязательно исполнит обещанное, каким бы оно ни казалось неосуществимым для человеческого разума, ибо верный Бог не позволит Себе обманывать Своих детей.
3. Плод ее веры и награда за нее.
(1) Она получила силу к принятию семени. Как природная сила, так и сила благодати исходит от Бога: Он может бесплодную душу сделать плодовитой, как и бесплодное чрево.
(2) Она родила дитя, дитя мужского пола, обетованного сына, утешение родителей в их преклонные годы и надежду будущих лет.
(3) От них, через этого сына, произошло огромное потомство знаменитых людей, как звезд на небе (ст. 12), — великий, сильный и славный народ, превосходящий все остальные народы мира; от них произошел и народ святых, Божий народ, Его церковь; и, как высшая честь и награда, от них и Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки.
VI. Апостол отмечает далее веру других патриархов — Исаака и Иакова и остальных членов этой счастливой семьи, ст. 13. Заметим здесь:
1. Испытание их веры. Они не получили обетовании, то есть не получили обещанного, они не овладели Ханааном, они не видели своего бесчисленного потомства, не видели Христа во плоти. Заметим:
(1) Многие, получившие обетования, не получают обещанного в настоящее время.
(2) Несовершенство земного положения святых состоит в том, что их блаженство заключается более в обетовании наследства и праве на него, нежели в реальном пользовании и обладании. Положение святых евангельского века более совершенно, чем патриархов, потому что большая часть обетовании уже исполнилась для них. Небесное же положение будет еще более совершенным, ибо там все обетования найдут свое полное осуществление.
2. Дела их веры в период этого несовершенного положения. Хотя они не получили обетовании, тем не менее, (1) Они видели оные издали. Вера обладает ясным и острым зрением и может видеть обещанные милости на большом расстоянии. Авраам увидел день Христов, когда он еще был очень далек, и возрадовался, Ин 8:56.
(2) Они были убеждены, что Божии обетования истинны и обязательно исполнятся. Вера ставит свою печать на том, что Бог истинен, и тем самым утверждает и удовлетворяет душу.
(3) Они приняли обетования. Их вера была верой принимающей. Вера имеет длинную руку и может удерживать благословения, находящиеся на большом расстоянии; она может представлять их себе, любить их, радоваться о них и таким образом предвкушать обладание ими.
(4) Они говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле. Заметим:
[1] Их состояние: странники и пришельцы. Они были странниками, то есть святыми, чей дом на небесах; они были пришельцами, так как шли к своему дому, хотя нередко ослабевали и медлили.
[2] Их признание этого состояния: они не стыдились своего положения, но как устами, так и жизнью исповедовали его. Они не ожидали многого от этого мира и не стремились иметь много. Они старались освободиться от всякого лишнего груза, препоясав чресла ума своего, размышляли о своем пути, держались вместе и хранили мир со своими спутниками, встречая трудности, преодолевали их, и стремились домой.
(5) Этим они засвидетельствовали, что искали другого отечества (ст. 14), небесного, своего родного отечества, ибо там их духовная родина, там их лучшие родственники и там их наследство. Они искали его: стремились к нему, желали его, рассуждали о нем, усердно старались выяснить свое право на него, иметь соответствующий ему характер, иметь свое жительство в нем и достичь блаженства его.
(6) Они в полной мере доказали искренность своего исповедания. Ибо:
[1] Они не помышляли о той стране, откуда вышли, ст. 15. Не вспоминали о богатстве и удовольствиях, какие имели в ней, не сожалели и не раскаивались, что оставили ее, и не имели желания возвращаться в нее. Заметьте: те, которые некогда были действительно призваны и спасены от греховного состояния, не помышляют о возвращении к нему, так как познали лучшее.
[2] Они не воспользовались представлявшейся им возможностью для возвращения. Они имели такую возможность. Имели время возвратиться назад. Имели достаточно сил для этого и знали путь. Те, среди кого они странствовали, с удовольствием расстались бы с ними, а их старые друзья с радостью приняли бы их. Они имели достаточно забот на своем пути, и их плоть и кровь, этот древний советник, не раз подсказывала им, чтобы они вернулись назад. Но они оставались верными Богу и своему долгу при всех разочарованиях и искушениях к отречению от Него. Так и мы должны поступать. Мы тоже имеем возможность оставить Бога, но должны доказать истинность своей веры и своего исповедания непоколебимой преданностью Богу до конца дней своих. Их искренность проявилась не только в том, что они не вернулись в свое прежнее отечество, но и в том, что они стремились к лучшему, то есть к небесному. Заметим:
Во-первых, небесное отечество лучше любого земного; оно находится в лучшем месте, лучше обеспечено всякого рода добром и лучше защищено от всякого рода зла; занятия, удовольствия, общество — все в нем лучше, чем самое лучшее в этом мире.
Bo-вторых, все истинные верующие стремятся в это лучшее отечество. Истинная вера производит искренние и горячие желания, и чем сильнее вера, тем горячее будут эти желания.
(7) Все они умерли в вере этим обетованиям; они не только жили верою в них, но и умерли в полной уверенности, что все они исполнятся для них и их потомков, ст. 13. Они сохранили веру до конца. Умирая, они верою получили искупление. Верою они покорялись воле Божией, угашали все раскаленные стрелы лукавого; верою победили все ужасы смерти, обезоружили ее жало, радостно распрощавшись с этим миром, со всеми его утешениями и скорбями. Таковы их дела веры. Теперь обратим внимание:
3. Какой великой и благословенной награды удостоилась их вера: ... и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом, ибо Он приготовил им город, ст. 16.
(1) Бог является Богом всех истинно верующих; вера дает им право на свою долю в Боге, во всей Его полноте.
(2) Он называется их Богом. Он Сам называет Себя так: Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова; Он и им позволяет так называть Его, дает им духа усыновления, Которым они взывают к Нему: Авва, Отче.
(3) Бог не постыдился назвать Себя их Богом, несмотря на то что они были ничтожны по своей природе, недостойны по причине своей греховности и бедны по своему внешнему положению, — так велика была Его снисходительность и Его любовь к ним. Поэтому они не должны стыдиться называться Его детьми, не должны стыдиться никого из тех, что являются истинными детьми Божиими как бы ни были они презираемы миром. Более того, они должны позаботиться о том, чтобы не быть позором и поношением для своего Бога и не заставлять Его стыдиться их, но, наоборот, вести себя так, чтобы быть достойными Его имени, служить к Его похвале и славе.
(4) Как доказательство этого, Бог приготовил им город, блаженство, соответствующее тому родству, в которое Он принял их. Ибо в этом мире нет ничего, соразмерного с любовью Бога, чем бы Он мог наградить Свой народ как их Бог. Если бы Бог не мог, или не хотел дать Своему народу ничего лучшего, чем то, что предлагает этот мир, то Он постыдился бы называться их Богом. Если Он принял их в родство с Собою, то соответственно и обеспечит их. Если Он назвал Себя их Богом, то хочет вполне отвечать этому званию и действовать соответственно ему. И Он приготовил им на небесах нечто такое, что вполне соответствует этому званию и этому родству, так что никогда никто не сможет сказать, к постыжению и бесчестию Бога, что Он усыновил Себе людей, сделал их Своими детьми, а не позаботился о соответственном обеспечении их. Размышление об этом должно воспламенять в народе Божием любовь к Богу, расширять желания и возбуждать ревностное стремление к тому городу, который Он приготовил для них.
VII. Рассказав о вере других патриархов, апостол снова возвращается к Аврааму и дает нам пример величайшего испытания и подвига веры, величайшего из всех, записанных на страницах Писания, из истории отца верных или кого-либо из его духовных потомков, — жертвоприношение Исаака: Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака, и имея обетование, принес единородного, ст. 17. В этом великом примере отметим:
1. Испытание и упражнение веры Авраама. Он действительно был подвержен испытанию. Об этом сказано в Быт 22:1: Бог искушал Авраама, не грехом, потому что Бог никого не искушает таким образом, Он только испытывает веру и послушание человека. Бог и прежде искушал, или испытывал веру Авраама: когда он был призван из родной страны и дома отца, когда в связи с голодом он вынужден был из Ханаана отправиться в Египет, когда сражался с пятью царями ради избавления Лота, когда Сарра была взята в дом Авимелеха и во многих других случаях. Но это испытание было самое большое из всех остальных: Он повелел ему принести в жертву своего сына Исаака. Мы читаем об этом в Быт 22:2, где каждое слово звучит как искушение: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Возьми твоего сына, не сына раба или животного какого-то, но твоего единственного сына, рожденного Саррой, Исаака, твой смех, твою радость, твое утешение, которого ты любишь, как свою душу: возьми его и уведи его далеко, на три дня пути, в землю Мориа, и не просто оставь его там, но принеси Мне во всесожжение». Более суровому испытанию не подвергался никогда никто из смертных. Апостол упоминает здесь некоторые детали, делающие это великое испытание еще более тяжелым.
(1) Авраам был подвержен ему, после того как получил обетование от Бога, что Исаак построит его семью, что в нем наречется ему семя (ст. 18), что он будет одним из предков Мессии и все народы благословятся в нем. Казалось, что призывая Авраама принести в жертву Исаака, Бог призывает его пресечь свой собственный род, уничтожить обетование, предотвратить приход Мессии, погубить весь мир, пожертвовать своей душой и надеждами на спасение, поразить церковь Божию одним ударом — поистине ужасное испытание!
(2) Исаак был его единственным сыном, рожденным Саррой, единственным, кого он имел от нее и кто должен был стать его сыном и наследником обетования. Измаил получил только земные благословения. Обетование же о потомстве, о Мессии должно было исполниться только через этого сына и никакого другого. Итак, помимо того, что Авраам был очень привязан к своему сыну, с ним еще были связаны все его надежды, и если бы он погиб, то вместе с ним погибли бы и эти надежды. Если Авраам и имел когда-либо много сыновей, то этот был единственным, через кого могло быть передано обещанное всем народам благословение. Сына, которого он так долго ждал и получил таким сверхъестественным путем, к которому так привязано было его сердце принести в жертву, и причем своими собственными руками — это было такое испытание, которое могло сломить самый твердый и сильный дух, когда-либо обитавший в человеческом теле.
2. Действия веры Авраама в этом тяжелом испытании: он подчинился, он принес в жертву Исаака, он сознательно вознес его своей покорной душой Богу и готов был осуществить это и в действительности, согласно повелению Божию; он дошел до самого критического момента и пошел бы дальше, если бы Бог не воспрепятствовал ему. Ничего не могло быть более трогательного, чем слова Исаака: Отец мой, вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Исааку и в голову не приходило, что он сам должен был стать этим агнцем. Но Авраам знал об этом и тем не менее продолжал идти с твердой решимостью.
3. Что поддерживало веру Авраама. Это должно было быть нечто весьма великое, соответствующее величине испытания: Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, ст. 19. Его вера поддерживалась его убеждением, что Бог всемогущ, что Он способен воскрешать мертвых. Так он рассуждал сам с собой и разрешил таким образом все свои сомнения. Нет оснований предполагать, что он рассчитывал на помеху или противодействие принесению в жертву Исаака; такое ожидание повредило бы испытанию и, как следствие, торжеству его веры. Но он знал, что Бог силен воскресить его из мертвых, и верил, что Он сделает это, так как с этим сыном были связаны такие великие обетования, которые не могли бы исполниться, если бы Исаак не был возвращен к жизни. Заметьте:
(1) Бог может воскрешать мертвых, как мертвые тела, так и мертвые души.
(2) Вера в это может пронести нас через самые тяжелые испытания и трудности, какие могут встретиться на нашем пути.
(3) Мы должны разрешать свои сомнения и побеждать страхи рассуждением о всемогуществе Бога.
4. Награда за веру, проявленную Авраамом в этом испытании (ст. 19): он получил своего сына как бы из мертвых, в предзнаменование.
(1) Он получил своего сына. Он отдал его Богу, и Бог снова отдал его ему. Самый лучший путь к тому, чтобы найти утешение в пользовании благами земными, — это отказаться от них ради Бога, и Он возвратит их нам, если и не то же самое, то нечто доброе.
(2) Он получил его из мертвых, ибо отдал его на смерть; он был для него как мертвый, и возвращение его было для него равносильно воскресению из мертвых.
(3) Это было также предзнаменованием еще чего-то. Это было предзнаменованием жертвы и воскресения Христа, прообразом Которого служил Исаак. Это было предзнаменованием и залогом славного воскресения всех истинно верующих, жизнь которых не потеряна, но сокрыта со Христом в Боге. Теперь мы переходим к примерам веры других ветхозаветных святых, относительно которых сообщаются не только их имена, но также пройденные ими испытания и подвиги их веры.
VIII. О вере Исаака, ст. 20. О нем уже упоминалось в связи с историей Авраама. Здесь же отмечается нечто другое — как он верою благословил своих двух сыновей, Иакова и Исава, относительно их будущего. Заметьте здесь:
1. Действия его веры, ст. 20. Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. Он благословил их, то есть предал их в руки Божии, в завет с Ним; он предложил им Бога и веру в Него; он молился и пророчествовал о них, о их судьбе и о судьбе их потомков. Мы имеем повествование об этом в Быт 27. Заметим:
(1) И Иаков и Исав получили благословение как сыновья Исаака, по крайней мере, в земных благах. Великое преимущество — быть детьми добрых родителей, и нередко нечестивые сыновья благочестивых родителей пользуются лучшей долей в этом мире благодаря своим родителям, ибо временные блага тоже включаются в завет; но они не являются лучшими благами, и никакой человек не знает ни любви, ни ненависти, владея ими или терпя нужду в них.
(2) Иаков имел предпочтение и получил лучшее благословение, и это показывает, что именно благодать и новое рождение возвышают человека над его товарищами и делают его достойным лучших благословений; что когда в одной и той же семье один берется, а другой оставляется, один любим, а другой ненавидим, то это обязано исключительно независимой ни от чего благодати Божией: все потомство Адама по своей природе ненавистно Богу, поэтому, если один имеет свой удел в этом мире, а другой — в лучшем, то эту разницу делает Бог, ибо даже блага этой жизни во много раз превосходят то, что заслуживает любой из сынов человеческих.
2. Трудности, с которыми боролась вера Исаака.
(1) Казалось, он забыл, как Бог определил будущность его сыновей еще при их рождении, Быт 25:23. Это определение Божие должно было стать правилом для Исаака навсегда, но он уклонился от него под влиянием естественной привязанности и общепринятого обычая отдавать предпочтение первенцу — двойную долю уважения, привязанности и привилегий.
(2) Он действовал в вопросе благословения своих детей с некоторым нежеланием, принужденно. Когда Исав пришел к нему за благословением, он вострепетал весьма великим трепетом (Быт 27:33) и обвинил Иакова в том, что он хитростью взял благословение Исава, ст. 33,35. Но, несмотря на это, вера Исаака превозмогла, и он подтвердил благословение, данное Иакову: Он и будет благословен. Ревекку и Иакова нельзя оправдать в их кривых путях, какими они добились благословения, но Бог будет оправдан в том, что заставляет даже грехи людей служить Его славным целям. И поскольку вера Исаака победила неверие, Богу было угодно не заметить слабость его веры, одобрить искренность ее и поместить его имя среди тех древних, которые свидетельствованы в вере.
IX. Вера Иакова (ст. 21), который, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. В жизни Иакова было очень много подвигов веры, она вся была жизнью веры, причем вера его сталкивалась с большими трудностями. Но Богу угодно было выделить только два проявления веры этого патриарха сверх того, что было упомянуто в связи с Авраамом.
1. Два дела веры Иакова, упомянутые здесь.
(1) Он благословил каждого сына Иосифова, Ефрема и Манассию. Он усыновил их, принял в число сыновей своих, и таким образом они вошли в общество Израилево, хотя рождены были в Египте. Это, несомненно, великое благословение — быть присоединенным к видимой церкви Божией, по исповеданию и привилегиям, но еще большее благословение — присоединиться к ней в духе и истине.
[1] Он сделал их главами двух разных колен, как если бы они были его собственными сыновьями.
[2] Он молился о них, чтобы Господь благословил их.
[3] Он пророчествовал о них, но подобно Исааку, отдал предпочтение младшему, Ефрему: хотя Иосиф поставил своих сыновей таким образом, чтобы правая рука отца простерлась над старшим, Манассией, но Иаков умышленно переложил ее на Ефрема, и сделал это по Божию указанию, ибо сам Иаков не мог видеть. В этом есть предзнаменование того, что языческая церковь, младшая, будет более благословенной, чем старшая, иудейская.
(2) Он поклонился на верх жезла своего, то есть прославил Бога за то, что Он сделал для него, и за те блага, которые он видел в будущем; он молился о тех, кого оставлял после себя, чтобы вера сохранилась в его семье после того, как он уйдет с земли. Он поклонился на верх жезла своего; поклонился не потому, что на жезле было выгравировано изображение Бога, как воображают паписты, но потому что был настолько немощен, что не мог сидеть в постели без поддержки жезла, и тем не менее не захотел свою немощь делать оправданием для пренебрежения поклонением Богу; он хотел поклониться Ему не только духом, но и телом, хотя и не смог это сделать так, как ему того хотелось. Иаков показал этим свою зависимость от Бога и засвидетельствовал своим жезлом о том, что был странником здесь, что он утомился от странствия в этом мире и готов идти на покой.
2. В какое время и в какой период вера Иакова проявилась таким образом когда он был при смерти. Он жил верою, и умер верою и в вере. Заметьте: хотя мы нуждаемся в вере в течение всей нашей жизни, но особенно она необходима нам тогда, когда мы приближаемся к смети. Самая последняя великая задача веры помочь верующим хорошо закончить свою жизнь, умереть в Господе, так, чтобы прославить Его терпением, упованием и радостью, так, чтобы оставить доброе свидетельство об истине слова Божьего и о превосходстве Его путей, ради утверждения веры присутствующих с ними в их последние минуты. Благословить свою семью и поклониться Богу — вот наилучшее завершение жизненного пути родителей. Далее мы переходим к вере Иосифа.
X. Вера Иосифа, ст. 22. Здесь мы также рассмотрим:
1. Что он сделал своей верою: Верою Иосиф при кончине напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих. Это отрывок из Быт 50:24−25. Иосиф был человеком выдающейся веры, хотя не имел такой поддержки в ней, какую имели его братья. Он был продан в Египет. Он был испытываем искушениями, грехом и преследованиями за то, что сохранил свою чистоту. Он был искушаем через возвышение при дворе фараона, и тем не менее его вера выдержала все и провела его через все испытания.
(1) Он верою напомнил об исходе сынов Израилевых, что придет время, когда они должны будут выйти из Египта. Он сделал это как для того, чтобы предостеречь их против оседания в Египте, являвшемся в то время местом изобилия и благополучия для них, а также чтобы удержать их от уныния в тех бедствиях и трудностях, которые им придется испытать там. Он делал это также и для собственного утешения, что хотя он и не доживет до их освобождения, но может умереть с верой в него.
(2) Он дал повеление относительно своих костей, чтобы они сохраняли их не погребенными в Египте до тех пор, пока Бог не освободит их из этого дома рабства, чтобы потом они вынесли его кости с собою в Ханаан и погребли их там. Хотя верующие, главным образом, заботятся о своих душах, но не должны совершенно пренебрегать и своими телами, которые являются членами Тела Христова, а также частью их самих, так как тела их в конце концов воскреснут и будут вместе с их душами пребывать в вечности. Иосиф отдавал это повеление не потому, что думал, будто погребение его костей в Египте воспрепятствует воскресению его тела (как фантазировали некоторые раввины, что все иудеи, погребенные вне Ханаана, должны быть переправлены под землей в Ханаан, прежде чем они смогут воскреснуть), но чтобы засвидетельствовать о том, что:
[1] Хотя он жил и умер в Египте, тем не менее жил и умирал не как египтянин, но как израильтянин.
[2] Он предпочел великолепным похоронам в Египте знаменательные похороны а Ханаане.
[3] Он желал идти вместе со своим народом, хотя и не так, как ему хотелось бы.
[4] Он верил в воскресение тела, в то, что его душа будет в общении с отошедшими святыми, так же как тело его будет находиться вместе с их мертвыми телами.
[5] Чтобы убедить их в том, что Бог будет с ними в Египте и выведет их из него в Свое время и Своим путем.
2. Когда вера Иосифа действовала таким образом. Это было, как и в случае Иакова, когда он умирал. Бог часто дает Своим детям живительные утешения в предсмертный час, и их долг, насколько это в их силах, — поделиться ими с теми, кто окружает их в этот час, ради славы Божией и чести христианской веры, ради блага их братьев и друзей. Теперь мы идем далее:
XI. Вера родителей Моисея; цитируется отрывок из Исх 2:3 и далее. Заметим:
1. Дела их веры: они в течение трех месяцев скрывали своего сына. Хотя в Священной истории упоминается только мать Моисея, однако из данного текста очевидно, что и отец дал не только свое согласие на это, но и совет. Как благословенно, когда супруги, несущие иго брачных уз, несут также совместно и иго послушания веры как наследники благодати Божией; когда они делают это из благочестивой заботы о благе своих детей, чтобы защитить их не только от тех, кто может погубить их жизнь, но также и от тех, кто может развратить их умы. Заметьте: Моисей рано подвергся преследованиям, и его вынуждены были скрывать. В этом он был прообразом Христа, Который был преследуем почти со дня рождения, и Его родителям пришлось бежать с Ним в Египет, чтобы спасти Его. Это великая милость, когда мы свободны от нечестивых законов и постановлений, но когда это не так, то следует использовать все законные средства для обеспечения своей безопасности. Вера родителей Моисея имела примесь неверия, но Господу угодно было не заметить этого.
2. Причины такого образа их действий. Несомненно, ими двигала естественная любовь, но также и нечто большее было в этом. Видели они, что дитя прекрасно, что он очень красив (Исх 2:2), прекрасен пред Богом (Деян 7:20). В нем было что-то необычайное, печать Божией красоты, как знак того, что он был рожден для великих дел, как предзнаменование того, что лицо его будет некогда сиять от общения с Богом (Исх 34:29), что он совершит славные дела для освобождения Израиля и имя его будет сиять на страницах Священного Писания. Иногда, хотя и не всегда, лицо является отражением души.
3. Как их вера преодолела их страх. Они не устрашились царского повеления, Исх 1:22. Это был нечестивый и жестокий указ, чтобы все мужчины в Израиле были уничтожаемы в детском возрасте и чтобы таким образом имя Израиля было стерто с лица земли. Но они не устрашились настолько, чтобы отказаться от своего сына; они думали, что если ни одного ребенка мужского пола не сохранится в Израиле, то церкви Божией и истинной религии наступит конец; и хотя в условиях рабства и угнетения, в которых они жили, мертвым было лучше, чем живым, тем не менее они верили, что Бог сохранит их народ и что для израильтян наступит время, когда жизнь будет стоить того, чтобы жить. Некоторым приходится рисковать собственной жизнью, чтобы сохранить жизнь детей, и родители Моисея решились на это. Они знали, что указ фараона был жестоким сам по себе и протворечил законам Бога и природы, а, следовательно, подчинение ему не обязательно. Вера — это прекрасное средство против греховного рабского страха перед человеком, она видит перед собою Бога, сознает суетность человека и его подвластность воле и силе Божией.
XII. Вера самого Моисея (ст. 24−25).
1. Проявление веры Моисея в победе над миром.
(1) Он отказался называться сыном дочери фараоновой, для которой был приемным сыном, причем любимым; она усыновила его, а он отказался от нее. Заметьте:
[1] Как велико было искушение, какому подвергся Моисей. О дочери фараона сказано, что она была единственным его ребенком и сама была бездетна; она нашла Моисея и спасла его, приняла и воспитала его как своего сына; он вполне мог стать в свое время царем Египта и, таким образом, послужить интересам Израиля. Он обязан был своей жизнью этой принцессе, и отказ от ее любви должен был выглядеть не только как неблагодарность по отношению к ней, но и как пренебрежение провидением Бога, имевшем, казалось бы, намерение использовать возвышение Моисея в интересах его братьев.
[2] Какой славной была победа его веры над столь великим искушением. Он отказался называться сыном дочери фараоновой, чтобы не умалить более истинной чести быть сыном Авраама, отца всех верующих; он отказался называться сыном дочери фараоновой, чтобы не выглядеть так, будто он отказывается от своей религии и своего родства с народом израильским, а ему пришлось бы, конечно, отказаться от того и другого, если бы он принял честь сына дочери фараоновой. Поэтому он благородно отказался от нее.
(2) Он предпочел лучше страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение, ст. 25. Он захотел разделить участь своего народа теперь, хотя это была страдальческая участь, чтобы потом иметь свою долю вместе с ним, чем наслаждаться чувственными, греховными удовольствиями дворца фараона, которые были лишь временными и за которые в будущем предстояло наказание вечной погибелью (ст. 25). Моисей поступил благоразумно и благочестиво, победив искушение со стороны мирских удовольствий, так же как до этого он победил искушение со стороны мирской славы. Заметим здесь:
[1] Греховные наслаждения кратковременны, они должны закончиться скорым покаянием, или, в противном случае, скорой погибелью.
[2] Мирские наслаждения, и особенно при царском дворе, слишком часто бывают греховными и всегда являются таковыми, если ими нельзя пользоваться, не отказываясь от Бога и Его народа. Истинный верующий отвергает их, когда они предлагаются ему на таких условиях.
[3] Лучше выбрать страдания, чем грех; в самом маленьком грехе больше зла, чем в самых больших страданиях.
[4] Страдания намного легче, когда они переносятся вместе с народом Божиим, во имя одних и тех же интересов, при вдохновении от того же самого Духа.
(3) Он поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища, ст. 26. Обратите внимание, как все взвесил Моисей: на одну чашу весов он положил самое худшее в религии — поношение Христово, а на другую чашу — самое лучшее, что есть в этом мире, — сокровища Египетские. Согласно его суждению, продиктованному верою, самое худшее в религии перевешивает самое лучшее в мире. Поношение Церкви Божией есть поношение Христово, так как Христос есть глава церкви и всегда будет ею. Итак Моисей одержал победу над соблазном сокровищ этого мира, как до этого он победил соблазн славы и удовольствий его. Божий народ и теперь терпит, и всегда терпел поношения. Поношение Своего народа Христос воспринимает как поношение Его Самого; благодаря такому участию Христа в поношениях Его детей, они приобретают богатство большее, чем сокровища самых богатейших империй мира, ибо Христос наградит их неувядающим венцом славы. Вера разумеет это, поэтому принимает решения и поступает соответственным образом.
2. Отмечается время, когда Моисей одержал своей верой эту победу над миром, над всеми его почестями, удовольствиями и сокровищами (ст. 24): Когда он пришел в возраст, не только по разумению, но и по опыту жизни, — в возрасте сорока лет, когда он был уже взрослым, достигшим зрелости. Как считают некоторые, победу Моисея умаляет то, что он одержал ее в таком большом возрасте, что он не одержал ее раньше. Но скорее наоборот, честь его самоотречения и победы над миром усиливается тем, что он сделал свой выбор в возрасте, достаточно зрелом, чтобы судить обо всем и уметь наслаждаться жизнью, в возрасте, когда он давал себе полный отчет в том, что он делает и почему так делает. Это был поступок не ребенка, который предпочитает подделку чистому золоту, но результат зрелого обдумывания. Прекрасно, когда человек проявляет серьезное благочестие среди мирских дел и наслаждений и презирает мир в ту пору, когда наиболее способен наслаждаться им.
3. Что поддерживало и укрепляло веру Моисея, так что он сумел одержать такую победу над миром: Он взирал на воздаяние, то есть, как считают некоторые, на освобождение из Египта. Однако, несомненно, это означает нечто большее, а именно: славное воздаяние за веру и верность в ином мире. Заметьте здесь:
(1) Небеса представляют собой великое воздаяние, превосходящее не только все наши заслуги, но и все наши представления. Это воздаяние вполне соответствует уплаченной за него цене — Крови Христа; оно соответствует совершенствам Божиим и вполне отвечает Его обетованиям. Это является воздаянием, потому что дается праведным Судьей на основании праведности Христа, праведным людям согласно праведным правилам завета благодати.
(2) Верующие могут и должны ценить это воздаяние. Они должны знать о нем, хвалиться им и жить в ежедневном радостном ожидании его. Оно должно быть для них вехой, указывающей путь, магнитом, притягивающим сердце, стимулом, побуждающим к исполнению христианского долга, и средством, укрепляющим силы во всех трудностях, встречающихся на пути труда и страданий.
4. Другой пример проявления веры Моисея, а именно: оставление им Египта: Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ст. 27. Заметьте здесь:
(1) Плод его веры: Он оставил Египет, со всеми его властью и удовольствиями, и вывел из него Израиля. Моисей дважды оставлял Египет:
[1] Как предполагаемый преступник, когда на него обрушился царский гнев за убийство египтянина (Исх 2:14−15); сказано, что он испугался, но не паническим, а рассудительным страхом, чтобы спасти свою жизнь.
[2] Как вождь и правитель народа израильского, после того как Бог использовал его, чтобы смирить фараона и заставить его отпустить израильтян.
(2) Победа веры Моисея. Она подняла его выше страха перед царским гневом. Хотя он знал, как велик этот гнев, тем не менее не смутился и сказал Израильтянам: Не бойтесь, Исх 14:13. Все оставляющие Египет должны ожидать людского гнева, но не должны бояться его, ибо они находятся под защитой Бога, Который может гнев человека обратить во славу Себе и остаток его угасить.
(3) Принцип, на основании которого действовала его вера в этих выходах из Египта: Он, как бы видя Невидимого, был тверд. Он преодолел с беспримерным мужеством все опасности и перенес все трудности, которые были весьма велики, потому что видел невидимого Бога. Заметьте:
[1] Бог, с Которым мы имеем дело, есть невидимый Бог, Он невидим для наших физических глаз, для наших чувств. Это обнаруживает безумие тех, кто пытается сделать изображение Бога, Которого никто из людей не видел и не может видеть.
[2] Верою мы можем видеть невидимого Бога. Мы можем быть полностью уверены в Его существовании, в Его попечении о нас, в присутствии Его с нами, благого и могущественного.
[3] Такое видение Бога делает верующих способными переносить до конца все, встречающееся им на пути.
5. Еще одно проявление веры Моисея — в совершении пасхи и пролитии крови, ст. 28. Повествование об этом мы находим в Исх 12:13−23. Хотя пасха была совершена всем народом израильским, однако устав пасхи был дан Богом через Моисея, и хотя это было великое таинство, тем не менее он передал народу, как следует соблюдать пасху, и сам совершил ее в ту ночь в доме, в котором находился. Пасха была одним из самых торжественных установлений Ветхого Завета и очень выразительным прообразом Христа. Поводом для ее самого первого совершения было необычайное событие: она была совершена в ту самую ночь, когда Бог истреблял всех первенцев египтян, а дома живших среди них израильтян ангел-губитель прошел мимо и пощадил их первенцев. Чтобы удостоиться этого благоволения, они должны были отметить свои дома: заколоть агнца и кровью его помазать с помощью пучка иссопа косяки дверей и перекладину. Мясо агнца должно было испечь на огне и съесть в ту же самую ночь с горькими травами, в состоянии готовности тотчас же отправиться в путь — с препоясанными чреслами, с обутыми ногами и посохами в руках. Все это было исполнено, и ангел-губитель прошел мимо их домов и истребил первенцев египтян. Таким образом был открыт путь для возвращения потомков Авраама в обетованную землю. Отождествление этого прообраза со Христом не вызывает затруднений.
(1) Христос есть Агнец, наша Пасха, Он был заклан за нас.
(2) Его Кровь окропляет тех, кто верою принимает ее спасительное действие.
(3) Кровь оказывала свое действие только в применении к израильтянам, избранному народу Божию.
(4) Мы спасены от гнева Божия не собственной праведностью и не добрыми делами, но Кровью Христа и Его праведностью, вмененной нам. Если бы какая-нибудь израильская семья пренебрегла кровью, не окропила бы ею свои двери, то даже если бы они всю ночь провели в молитве, ангел-губитель все равно вошел бы в их дом и убил первенца.
(5) Всякая душа, окропленная Его Кровью, верою принимает Христа и живет Им.
(6) Истинная вера делает грех для души горьким, даже когда она получает прощение его и искупление от него.
(7) Все наши духовные привилегии на земле должны побуждать нас вовремя вступить на путь, ведущий к небу, и продвигаться по нему вперед.
(8) Все отмеченные для спасения должны всегда с благодарностью вспоминать о свободной избирающей благодати Божией.
XIII. Следующий пример веры — переход израильтян через Красное море под руководством Моисея, их вождя, ст. 29. Эта история описана в Исх 14. Заметьте следующее:
1. Сохранение израильтян, обеспечение безопасного прохода их через Красное море, когда у них не было другого пути для спасения от фараона с его войсками, которые преследовали их по пятам.
(1) Опасность была очень велика: разъяренный враг на колесницах настигал их; с двух сторон высились неприступные скалы и горы, а впереди было Красное море.
(2) Избавление было очень славным. Верою они прошли по морю, как по суше. Вера помогает нам во всех опасностях, встречающихся на нашем пути к небу.
2. Уничтожение египтян. Дерзнув последовать за израильтянами по морю, они, в ослеплении и ожесточении своем, все потонули. Их ожесточение было велико, и гибель их была ужасна. Когда Бог судит, Он обязательно превозможет, и при этом бывает ясно, что грешники гибнут по своей вине.
XIV. Следующим примером веры является вера Израильтян во главе с их вождем Иисусом Навином у стен Иерихона. Эта история описана в Иисуса Навина 6. Заметим здесь:
1. Средства, предписанные Богом для раз рушения стен Иерехона. Им было приказано обходить вокруг стен один раз в день в течение шести дней, а в последний день обойти семь раз; священники должны были нести ковчег при обхождении стен и трубить в трубы, сделанные из бараньего рога, а в последний день должны были дольше трубить, народ должен был воскликнуть громко, и тогда стены города рухнут перед ними. Это было серьезным испытанием их веры. Казалось совершенно невероятным, чтобы пред писанный им метод мог отвечать поставлен ной цели, и, несомненно, они подвергались насмешкам врагов каждый день, а ковчег при этом находился в большой опасности. Но это был путь, указанный Богом; Бог любит делать великое малыми и презренными средствами, чтобы была видна Его собственная мышца.
2. Огромный успех, достигнутый предписанными средствами. Стены Иерихона пали перед израильтянами. Это был пограничный город земли ханаанской, первый, стоящий на их пути. Богу угодно было ниспровергнуть его необычным способом, что бы возвеличить Себя, устрашить хананеев, укрепить веру Израильтян и исключить вся кую похвалу. Бог может ниспровергнуть любую мощную оппозицию, восстающую против Его интересов и Его славы, и делает это в Свое время и Своими путями, и вера сильна Богом для разрушения твердынь; Он заставит Вавилон пасть перед верой Своих детей, и когда Он хочет сделать что-то великое для них, то производит в них сильную, великую веру.
XV. Следующим примером является вера Раав, ст. 31. Среди благородной армии прославленных героев веры, выстроенной апостолом, в арьергарде ее выступает Раав, показывая тем самым, что Бог нелицеприятен.
1. Кто такая Раав.
(1) Она была хананеянкой, чуждой обществу израильскому; вере ее мало что содействовало, и тем не менее она была верующей. Могущество божественной благодати очень сильно проявляется там, где она действует без обычных средств благодати.
(2) Она была блудницей и жила в грехе. Она не только содержала публичный дом, но была блудницей города, и тем не менее она поверила, что как бы ни был велик грех, если в нем покаяться, то он не может быть барьером для прощающей милости Божией. Христос спас главаря грешников. Где изобилует грех, там преизобилует благодать.
2. Что она сделала своей верой: Она с миром приняла соглядатаев, людей, посланных Иисусом осмотреть Иерихон, Нав 2:6−7. Раав не только оказала им гостеприимство, но и спрятала их от врагов, искавших их с целью убить, и сделала прекрасное исповедание своей веры, ст. 9−11. Она просила их заключить с ней завет в том, что они окажут благоволение ей и ее семье, когда Бог окажет милость им, и что они дадут ей знак, что они и сделали, повелев ей вывесить червленую веревку из окна; затем она отправила их, дав благоразумный и дружеский совет. Научимся из этого следующему:
(1) Истинная вера проявляется в добрых делах, особенно для народа Божьего.
(2) Вера готова всем рисковать ради Бога и Его народа; истинный верующий скорее подвергнет опасности себя, чем интересы Бога и Его народа.
(3) Истинный верующий стремится не только быть в завете с Богом, но и в общении с Его народом, желает разделять с ним его участь и жить так, как живет он.
3. Что она приобрела своей верой. Она избежала погибели с неверующими. Заметьте:
(1) Большинство ее соседей, друзей и сограждан погибли. Ее город подвергся полному разрушению, все живое, от человека до скота, было уничтожено.
(2) Причина гибели жителей Иерихона — неверие. Они не верили, что Бог Израилев был истинным Богом, хотя имели достаточно доказательств для этого.
(3) Замечательное спасение Раав. Иисус Навин отдал строгий приказ пощадить Раав и никого более, кроме ее и бывших с ней; и поскольку она позаботилась вывесить из своего окна условный знак, червленую веревку, ее семья была таким образом отмечена и поэтому не погибла. Необычайная вера, когда большинство не только не верует, но настроено против верующих, вознаграждается необычайной милостью во время всеобщего бедствия.
Стихи 32−40. Представив перед нами несколько групп выдающихся верующих, с указанием их имен и описанием конкретных испытаний и подвигов их веры, апостол завершает свое повествование более общим обзором еще одной группы верующих, не указывая конкретно, кем какие дела веры были совершены, но предоставляет сделать это тем, кто хорошо знаком со Священной историей. Уподобляясь божественному оратору, он предваряет эту часть повествования риторическим вопросом: И что еще скажу? Недостанет мне времени... Он как бы хочет сказать: «Тщетно пытаться досконально исчерпать эту тему, мне надо остановиться, иначе я выйду за рамки своего послания, поэтому упомяну еще лишь несколько имен и предоставлю вам добавить еще другие». Заметьте:
1. После всех наших тщательных исследований Писания остается очень много того, что еще надо исследовать.
2. Необходимо хорошо вникать в божественные предметы, о которых мы собираемся говорить, и исследовать их глубоко настолько, насколько нам позволяет наше время.
3. Мы должны находить удовольствие в размышлении о том, как много было верующих в ветхозаветное время и как сильна была их вера, хотя объекты их веры тогда были открыты еще недостаточно ясно.
4. Мы должны сокрушаться о том, что теперь, когда закон веры стал более ясным и совершенным, так мало верующих и так слаба их вера.
I. В этом кратком обзоре апостол упоминает:
1. Гедеона, история которого описана в Суд 6−8. Он был превосходным орудием в руке Божией в деле избавления Его народа от притеснения мадианитян. Гедеон был из бедного племени и был младшим в семье, да и занятие его было самым простым (молотьба пшеницы), от которого и призвал его Бог. Ангел Господень приветствовал его удивительными словами: Господь с тобою, муж сильный. Гедеон не принял вначале такого почетного обращения и указал ангелу на уничиженное и бедственное положение народа. Ангел Господень сообщил ему о его назначении, уверил его в успехе, подтвердив свои уверения огнем, высеченным им из скалы. Гедеон получил указание выступить против мадианитян только после того, как его армия уменьшилась от тридцати двух тысяч до трехсот человек. Тем не менее через этих трехсот воинов, с кувшинами и светильниками, Бог привел в замешательство целую армию мадианитян и уничтожил ее. И та же самая вера, исполнившая Гедеона таким мужеством, научила его впоследствии поступить очень мягко и кротко со своими братьями. В этом и состоит превосходство веры, что она помогает людям совершать великие дела и в то же время удерживает их от превозношения и самомнения.
2. Варак, другой муж Божий, воздвигнутый Им для освобождения Израиля от руки Иавина, царя ханаанского, Суд 4. Мы читаем о нем:
(1) Хотя он был и воином, но получил назначение и наставления через Девору, пророчицу, и настаивал на том, чтобы эта пророчица Божия сопровождала его в походе.
(2) Он верою одержал великую победу над армией Сисары.
(3) Верою он был научен воздавать всю славу Богу; такова природа веры: в опасностях и трудностях она черпает силы в Боге, а потом воздает Ему благодарность за все милости избавления.
3. Самсон, другое орудие Божие, посредством которого Бог избавлял Израиля от филистимлян. Его история записана в Суд 13, 14, 15, 16. Из нее мы узнаем, что вера является силой души в деле служения Богу. Если бы вера Самсона не была такой же сильной, как и его руки, то он никогда не совершил бы своих подвигов. Заметьте:
(1) Рабы Божии побеждали верою даже рыкающего льва.
(2) Истинная вера признается и принимается даже тогда, когда к ее подвигам примешиваются многие падения.
(3) Вера верующего сопровождает его до самого конца, и когда он умирает, она дает ему победу над смертью и всеми смертельными врагами; самую великую победу он одерживает тогда, когда умирает.
4. Иеффай, история которого описана в Суд 11, раньше истории Самсона. Он был воздвигнут Богом для освобождения Израиля от аммонитян. По мере того как против народа Божьего поднимаются разные и новые враги, Бог воздвигает разных и новых освободителей. В истории Иеффая заметим следующее:
(1) Благодать Божия часто находит самых недостойных людей и пребывает на них, чтобы совершать над ними и через них великие дела. Иеффай был сыном блудницы.
(2) Вера побуждает человека искать Господа во всех путях: Иеффай произнес все слова свои перед лицом Господа в Массифе 11:11.
(3) Вера делает людей смелыми и предприимчивыми в добрых делах.
(4) Вера побуждает людей не только давать свои обеты Богу, но и исполнять их в благодарность за полученные милости, даже если эти обеты они дали на свое собственное горе и к своему собственному ущербу, как было в случае Иеффая с его дочерью.
5. Давид, великий муж по сердцу Божию. Немногие переживали более суровые испытания и немногие проявляли более живую веру, чем Давид. Его первое появление на общественном поприще было великим доказательством его веры. Будучи еще юношей, он убил льва и медведя; вера в Бога вдохновила его на поединок с великаном Голиафом и помогла ему одержать над ним победу. Та же самая вера помогала ему терпеливо переносить злобу неблагодарного Саула и его придворных и ожидать, пока Бог Сам не дарует ему обещанные власть и царское достоинство. Та же самая вера сделала Давида чрезвычайно успешным и победоносным царем, и после долгой добродетельной и честной жизни (хотя и не без некоторых позорных пятен греха) он умер в вере, уповая на вечный завет, который Бог заключил с ним и его потомством; он оставил после себя в книге Псалмов превосходные воспоминания о своих испытаниях и делах веры, которые всегда находили высокую оценку среди народа Божия и приносили ему большую пользу.
6. Самуил, самый выдающийся пророк Божий в Израиле, а также его судья. Бог открывался Самуилу в то время, когда он был еще ребенком, и продолжал открываться до самой его смерти. В истории Самуила отметим следующее:
(1) Те достигают выдающихся успехов в вере, кто рано начинает упражняться в ней.
(2) Те, чье назначение в том, чтобы открывать намерения и волю Божию другим, должны сами быть хорошо утверждены в вере.
7. К Самуилу Павел добавляет и других пророков, которые были выдающимися служителями ветхозаветной церкви и которых Бог использовал иногда для провозглашения о Своих судах, иногда — для обещания Своих милостей, и всегда — для обличения в грехах. Иногда для предсказания о грядущих событиях, известных только Богу, а главным образом — для пророчества о Мессии, о Его пришествии, о Его личности и служении, ибо Мессия был центральной фигурой как закона, так и пророков. Для исполнения такого рода служения, как служение пророка, была очень необходима истинная и сильная вера.
II. Упомянув имена некоторых выдающихся личностей, апостол переходит к описанию их подвигов веры. Некоторые из них легко могут быть связаны с той или другой упомянутой здесь личностью, а другие не так легко применить ни к какой из них, остается только делать догадки или довольствоваться общим применением.
1. Верою побеждали царства, ст. 33. К таковым относится Давид, Иисус Навин и многие из судей. Возьмем из этого следующие уроки для себя:
(1) Цари и царства, с их интересами и мощью, нередко представляли оппозицию Богу и Его народу.
(2) Бог легко может покорить всех царей вместе с их царствами, противящимися Ему.
(3) Для тех, кто ведет войны Господни, вера является подходящим и превосходным даром, она делает их справедливыми, смелыми и мудрыми.
2. Они творили правду, как в общественной деятельности, так и в личной жизни; они многих обратили от идолопоклонства на путь правды; они верили в Бога, и это вменялось им в праведность; они праведно ходили и действовали как перед Богом, так и перед людьми. Творить правду почетнее и блаженнее, чем творить чудеса. Вера есть жизненный принцип всеобщей праведности.
3. Получали обетования, как общие, так и особые. Именно вера делает нас участниками в обетованиях, именно верою получаем мы утешение в обетованиях и именно она помогает нам ожидать обещанное и получать его в назначенное время.
4. Заграждали уста львам. Так сделал Самсон (Суд 14:5−6), Давид (1Цар 17:34−35) и Даниил, 6:22. Здесь узнаем, что:
(1) Сила Бога превосходит силу творения.
(2) Вера, действующая во славу Божию, наделяет детей Божиих Его силой, чтобы одерживать победы над кровожадными зверями и жестокими людьми.
5. Они угашали силу огня, ст. 34. Так Моисей угасил молитвой веры огонь гнева Божия, который возгорелся против народа израильского, Чис 11:1−2. Так сделали трое юношей, или точнее, трое сильных победителей, Дан 3:17−27. Верою в Бога они отказались поклониться золотому истукану и за это подверглись наказанию в раскаленной печи, приготовленной для них Навуходоносором; по вере их Бог присутствовал с ними в печи, и сила Его угасила ярость огня, так что не было даже малейшего запаха огня от них. Никогда вера не подвергалась более суровому испытанию, никогда она не проявлялась более прекрасно и не вознаграждалась более славно, чем вера этих троих юношей.
6. Избегали острия меча. Так Давид избежал меча Голиафа и Саула, Мардохей и все иудеи избежали меча Амана. Все человеческие мечи держит в Своей руке Бог, Он может притупить острие меча и, повернув его от Своего народа, обратить против его врагов, когда это Ему угодно. Вера держится за руку Божию, держащую эти мечи, и Бог часто позволяет вере Своего народа изменить Его намерения.
7. Укреплялись от немощи. От национальной немощи, в которую часто впадали иудеи по причине своего неверия; при оживлении веры все их интересы и все дела оживали и начинали процветать. От телесной немощи; так Езекия, поверив слову Божию, восстал от смертельной болезни; он приписывал свое выздоровление обетованию Божию и Его силе (Ис 38:15−16): Что скажу я? Он сказал мне, Он и сделал. Господи! так живут, и во всем этом — жизнь моего духа. Та же самая благодать веры помогает человеку избавляться от духовной немощи и обновлять свои духовные силы.
8. Были крепки на войне. Таковыми были Иисус Навин, судьи и Давид. Истинная вера производит истинное мужество и терпение, так как она уверена в силе Божией и, как следствие, в слабости всех своих врагов. Они были не только крепки, но и преуспевали. Бог, в качестве награды и ободрения их веры, прогонял полки чужих, тех, кому было чуждо их благоденствие и кто был врагом их религии; Бог заставлял полки чужих бежать и падать перед Его верными слугами. Верующие и молящиеся вожди, стоящие во главе верующих и молящихся армий, пользовались таким благоволением Бога и почтением от Него, что никто не мог устоять перед ними.
9. Жены получали умерших своих воскресшими, ст. 35. Так было с вдовой из Сарепты (3Цар 17:23) и с женщиной Сонамитянкой, 4Цар 4:36.
(1) Во Христе нет ни мужского пола, ни женского, многие представительницы слабого пола были сильными в вере.
(2) Хотя дети верующих родителей включены в завет благодати, однако они остаются подверженными естественной смерти.
(3) Бедные матери не хотят отказываться от своих детей, хотя смерть забирает их.
(4) Бог иногда проникался таким сочувствием к скорбящим женщинам, что воскрешал их мертвых детей. Так, Христос проявил сострадание к вдове из Наина, Лк 7:12 и далее.
(5) Эти случаи должны утверждать нашу веру в общее воскресение мертвых.
III. Далее апостол рассказывает о том, что претерпели эти верующие за свою веру.
1. Иные же замучены были, не принявши освобождения, ст. 35. Их подвергали пыткам, чтобы заставить отречься от своего Бога, своего Спасителя и своей веры. Они перенесли все муки и не приняли освобождения на таких низких условиях. Силу для перенесения таких страданий они черпали в надежде получить лучшее воскресение и освобождение на более достойных условиях. Возможно, это ссылка на памятную историю, описанную во 2Макк 7 гл.
2. Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, ст. 36. Их доброе имя подвергалось поруганию, которое жестоко ранит чистосердечные души; их тела подвергались побоям, наказанию, совершаемому только над рабами; их свобода подвергались посягательствам — их заключали в узы и темницы. Заметьте, как бесчеловечна злоба нечестивых людей, испытываемая ими по отношению к праведникам, как далеко они заходят в ней, как изобретательны они на зло против тех, кого ни в чем не могут обвинить, если не найдут повода для обвинения в их Боге.
3. Они были умерщвляемы самым жестоким образом. Некоторые были побиваемы камнями, как например Захария (2Пар 24:21), перепиливаемы, как поступил Манассия с пророком Исайей, подвергаемы пытке (2Макк 7:5), умирали от меча. Всевозможные виды смерти были приготовлены для них, их враги облекали смерть во всеоружие жестокости и ужаса, но они мужественно встречали и переносили ее.
4. Избежавшие смерти сталкивались с таким жестоким обращением, что смерть могла показаться им более желанной, нежели жизнь. Враги щадили их только для того, чтобы продлить их страдания и испытать все их терпение: они были вынуждены скитаться в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления, ст. 37−38. Они были лишены всяких жизненных удобств, изгонялись из домов и пристанищ. Они не имели одежды и вынуждены были покрываться шкурами убитых зверей. Их изгоняли из человеческого общества, и им приходилось жить среди полевых зверей, скрываться в пещерах и ущельях земли и обращать свои жалобы к скалам и рекам, по сравнению с которыми их враги были не менее бесчувственны. Все эти страдания они переносили за веру и выдерживали их силою веры. И чему нам следует больше удивляться — то ли порочности человеческой природы, способной причинять такие мучения себе подобным, то ли превосходству божественной благодати, которая дает верующим способность переносить такие муки и безопасно проводит их через все испытания?
IV. Что они обрели своей верой.
1. Самую высокую оценку и похвалу от Бога, истинного Судьи, от Которого исходит истинная честь: весь мир не был достоин таких людей, мир не заслуживает таких благословений, он не сумел оценить их и не знал, как использовать их. Нечестивые люди! Праведники недостойны жить в этом мире, а Бог объявляет, что мир недостоин их. И хотя суждения мира и суждения Бога совершенно противоположны, однако они сходятся в одном, а именно: мир действительно не пригоден для того, чтобы благочестивые люди могли обрести в нем свой покой, поэтому Бог берет их из него и переселяет в более соответствующий для них мир, и в то же время превосходящий все то, чего они заслужили своими делами и страданиями.
2. Они получили доброе свидетельство (ст. 39) от всех добрых людей и от самой истины, удостоились быть включенными в этот святой перечень ветхозаветных героев веры, Божиих свидетелей. Более того, они получили доброе свидетельство от самих врагов, которые, хотя и оскорбляли их, однако были осуждаемы своей собственной совестью, за то что гнали тех, кто был праведнее их.
3. Они получили свою долю в обетованиях, хотя и не получили обещанного. Они имели право на обетования, хотя не получили исполнения великих обетовании. Это относится не к блаженству неба, ибо они получили его, когда умерли, но к благословениям Евангелия: они имели только прообразы их, только тень, но не саму сущность. И все-таки, живя в эпоху такого несовершенного домостроительства, они обнаружили драгоценную веру. Это, как утверждает апостол, делает веру особенно замечательной, и он призывает христиан к святой ревности и святому соревнованию; они не должны допустить того, чтобы их превзошли в вере те, кто имел гораздо меньше поддержки для своей веры и меньше преимуществ. Он говорит евреям, что Бог предусмотрел о них нечто лучшее (ст. 40), и поэтому они могут быть уверены, что Он ожидает от них, по крайней мере, такой же веры. А так как Евангелие есть конец и завершение Ветхого завета, достоинство которого было лишь в том, что он указывал на Христа и Евангелие, то вполне естественно ожидать, что их вера должна быть намного совершеннее, чем вера ветхозаветных святых, ибо их положение и домостроительство более совершенны, чем прежние, и действительно являются совершенством и исполнением прежних, ибо без евангельской церкви иудейская церковь оставалась бы в незавершенном и несовершенном состоянии. Это сильный довод, и он должен быть принят всеми нами.
толкование Мэтью Генри на послание к Евреям, 11 глава