Об обязанностях, касающихся всех христиан вообще, и обоснование их, ст. 1−8. Чего Тит должен избегать в своем учительстве, как он должен обращаться с еретиками и несколько других указаний, ст. 9−14. Заключительные приветствия, ст. 15.
Стихи 1−8. Это четвертый раздел послания. До этого апостол говорил Титу о конкретных обязанностях, касавшихся разных категорий верующих; теперь же он повелевает учить их общим обязанностям, касающимся всех без исключения, а именно: быть тихими и покорными властям, готовыми на всякое доброе дело, беспристрастными и кроткими со всеми людьми. Такое поведение достойно Евангелия и служит украшением ему; поэтому он должен напоминать им об этом. Служители — это напоминающие народу Божьему об их обязанностях. Как они должны напоминать Господу о народе в молитвах своих к Нему (Ис 62:6), так в проповедях своих они должны напоминать народу о его обязанностях: Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем... 2Пет 1:12. Забывчивость — всем присущий недостаток, поэтому все нуждаются в напоминании о своих обязанностях и в побуждении к исполнению их. Здесь указаны сами обязанности и дано обоснование их.
I. Сами обязанности, о которых необходимо было напоминать им.
1. Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям... Власти установлены Богом для блага всех, поэтому все должны относиться к ним с уважением и повиноваться им не только из-за страха или по принуждению, но добровольно и по совести. Начальству и властям, то есть всем гражданским правителям, будь то высшим и главным или нижестоящим местным властям и непосредственным начальникам; они должны повиноваться и покоряться им во всем, что законно и честно, всем их требованиям, соответствующим занимаемому ими положению. Христианство подвергалось со стороны противников его ложным обвинениям в враждебном отношении к царям и гражданским властям, в подстрекательстве к расколам и мятежам, к восстаниям против законной власти. Поэтому, чтобы заградить уста невежеству безумных людей, а также уста злобных врагов, необходимо было напоминать христианам о том, что они должны быть образцом покорности и повиновения властям. Естественное влечение к свободе должно ограничиваться и сдерживаться разумом и словом Божиим. Духовные привилегии верующих не позволяют им уклоняться от своих гражданских обязанностей, но, наоборот, утверждать и укреплять их: «Поэтому напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям».
2. Быть готовыми на всякое доброе дело. Некоторые относят это указание к тем добрым делам, которые требуют власти и которые относятся к сфере их деятельности: «Надо быть готовыми содействовать всему, что направлено к порядку, что содействует сохранению общественного благоденствия и мира, а не уклоняться от таких добрых дел». Однако хотя данное указание включает в себя это, может быть, даже ставит на первое место, но оно не ограничивается только этим. Повеление апостола подразумевает добрые дела всякого рода и по всякому поводу, какой может представиться, как по отношению к Богу, так и по отношению к самим себе или к нашим близким, — ради свидетельства перед миром. Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте (Флп 4:8) — то есть делайте это, следуйте и содействуйте этому. Недостаточно быть просто безвредным, произносить добрые слова или иметь добрые помыслы — необходимо делать добрые дела. Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира. «Не только используй возможность сделать доброе, но ищи ее, всегда будь готовым сделать доброе дело; не перекладывай его на других, но возьми на себя, наслаждайся и радуйся, делая добро, помышляй о добрых делах».
3. Никого не злословить, то есть не говорить ничего плохого о человеке, когда это несправедливо или ложно, или не является необходимым (никто тебя к этому не обязывает), или когда это может принести вред, а не добро, самому человеку или кому-то другому. Если мы не можем сказать ничего хорошего, то лучше ничего не говорить, чем говорить плохое, когда в этом нет никакой необходимости. Мы никогда не должны находить удовольствие в злословии других, а также ничего не истолковывать в плохом смысле, но, наоборот, стараться понимать все в наилучшем, насколько это возможно. Мы не должны быть переносчиками, распространяющими плохие слухи, что вредят доброму имени нашего ближнего и разрушают братолюбие. Ложное представление о чем-то, подозрение в недобрых намерениях или в лицемерии в каких-то делах (что выходит за рамки нашей компетенции) — все это включается в данное запрещение. Это зло слишком распространено, поэтому приносит очень много вреда. Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие, Иак 1:26. Необузданный, недобрый язык неугоден Богу и причиняет много вреда людям. Притч 17:9: Прикрывающий проступок ищет любви (любви к себе, своим милосердием и снисходительностью, или, скорее всего, любви к согрешившему), а кто снова напоминает о нем (то есть разглашает о его ошибках другим), тот удаляет друга; он возбуждает вражду и отчуждение, удаляет своего друга от себя и, может быть, от других. Злословие — это грех, который должен быть удален (Еф 4:31), ибо оно не может иметь места в христианской общине здесь и в обществе святых на небе, 1Кор 6:10. Поэтому напоминай им избегать греха злословия.
4. Быть не сварливыми, (англ. не драчливыми. — Прим. переводчика), не распускающими ни руки, ни язык, не вздорными и не склочными, не склонными к злоречию и раздражению и не реагирующими на злоречие и раздражение других. Можно состязаться в чем-то добром, важном, но в подобающей христианам манере, без гнева и без оскорбительного насилия. Христиане должны стремиться к тому, что служит к миру, и достигать этого мирными средствами, не грубо, не резко, но так, как подобает последователям Бога мира и любви (Рим 12:19): Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. В этом мудрость христианина, и это его долг. Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него — быть снисходительным к проступкам; таков долг благоразумного человека, каким и должен быть христианин, потому что он имеет обновленный и просвещенный благодатью разум; он не может, и не хочет, раздражаться гневом на того, кто оскорбил его, но подобно Богу хочет быть медленным на гнев и склонным прощать. Источником человеческих ссор и раздоров являются плотские вожделения и неумеренные страсти, какие надо обуздывать, а не потворствовать им; христиане нуждаются в напоминании об этом, чтобы своим духом гнева и раздражения и сварливым поведением не огорчать и не бесчестить Бога и не дискредитировать христианскую религию, сея раздоры в тех местах, где живут. Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города. Поэтому далее следует:
5. Но тихими, то есть простыми и добродушными, не понимающими слова и поступки людей в дурном смысле, готовыми, ради мира, иногда поступиться своими правами.
6. Оказывать всякую кротость ко всем человекам. Мы должны быть людьми кроткого нрава, не только кроткими в своем сердце, но и в своих речах и поведении. Всякую кротость — кротость во всех случаях, не только в отношениях с друзьями, но и со всеми людьми, причем мудрую кротость, как советует Иаков, Иак 3:13. «Делайте различие между человеком и его грехом, к человеку питайте жалость, а к греху — ненависть. Делайте различие между грехом и грехом, не относитесь ко всем одинаково, существуют сучки и бревна. Различайте между грешником и грешником: К одним будьте милостивы, с рассмотрением; а других страхом спасайте, исторгая из огня... Иуд 1:22−23. Размышляйте об этом: Мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста, потом мирна, скромна, послушлива...» Кроткий дух и кроткое поведение располагают к религии. Нам заповедано подражать величайшему примеру кротости Христа; кротость несет с собой вознаграждение в виде спокойного и довольного настроения, а также сопровождающих ее благословений. Кроткие всегда радостны и веселы, кроткие научаются правым путям и водятся по ним, они насыщаются хлебом и благословляются спасением. Таковы сами обязанности, которые Тит должен был напоминать и к которым апостол добавляет:
II. Основания, взятые им:
1. Из их собственного прошлого состояния. Сознание своего природного состояния является хорошим средством и основанием для беспристрастия, снисходительности и для всякой кротости в отношении тех, кто еще находится в подобном состоянии. Оно содействует уменьшению гордости, производит сострадание к необращенным и надежду на их обращение: «Мы сами были некогда развращенными и грешниками, поэтому не должны быть нетерпимыми, суровыми и жесткими к тем, которые всего лишь такие же, какими мы были некогда. Можем ли мы обращаться с ними пренебрежительно, надменно и сурово? Нет, мы должны обращаться с ними кротко и человеколюбиво, согласно правилу справедливости: Не делайте другим того, чего себе не желаете». Их прошлое состояние описано подробно. Ибо и мы были некогда:
(1) Несмысленны, то есть без истинного духовного разумения и познания, невежественны в небесном. Заметьте: кто помнит, как много глупостей было в его собственной жизни, тот должен терпеливо сносить чужие; надо проявлять кротость, мягкость и терпение к другим, если мы сами в прошлом нуждались в этом и, несомненно, ожидали такого же отношения к себе. Ибо и мы были некогда несмысленны...
(2) Непокорны, упорные и упрямые, противящиеся слову, восстающие даже против естественных законов Бога и законов человеческого общества. Несмысленны и непокорны — эти два определения хорошо сочетаются друг с другом. Ибо что может быть несмысленнее непокорности Богу и Его законам, данным в природе и в откровении? Это противоречит как здравому смыслу, так и истинным и величайшим интересам людей; что может быть более несмысленным, как идти против этих интересов?
(3) Заблудшие, то есть сбившиеся с путей истины и святости. Человек в своем падшем состоянии — заблудившийся человек, поэтому и сравнивается с потерянной овцой: его надо искать, привести назад и наставить на правильный путь, Пс 118:176. Он слаб и легко поддается обманам и обольщениям сатаны и людей, подстерегающих его с той целью, чтобы обмануть и ввести в заблуждение.
(4) Были рабы похотей и различных удовольствий... Заметьте: обольщенные люди легко улавливаются и запутываются в сетях, они не служили бы так рабски различным похотям и удовольствиям, как они это делают, если бы не были ослеплены и обольщены ими. Обратите также внимание на то, как отличаются определения, даваемые словом Божиим относительно плотской жизни, от тех, какие им обычно дает мир. Плотские люди считают, что они наслаждаются своими удовольствиями, а слово Божие называет это рабством: они являются жалкими рабами и узниками этих удовольствий; они очень далеки от свободы и наслаждения ими, но являются их пленниками и служат им, как жестоким тиранам. Заметьте далее: несчастье рабов греха в том, что они имеют много хозяев: одна похоть гонит их в одну сторону, а другая — в другую; гордость диктует им одно, алчность другое, и частенько совершенно противоположное. Какими жалкими рабами являются грешники, воображающие себя свободными! Искушающие их похоти обещают им свободу, но когда они поддаются им, то становятся рабами тления, ибо кто кем побежден, тот тому и раб.
(5) Жили в злобе. Это одна из порабощавших их похотей. Злоба желает другому вреда и радуется ему.
(6) И зависти, что завидует благу другого, раздражается на его благополучие и успех. Злоба и зависть — это горький корень, из которого произрастает много зла: злые мысли и речи, злой язык, воспаляемый от геенны, умаляющий чужие заслуги и порочащий справедливую похвалу в адрес других. Слова их подобны мечу, которым они убивают доброе имя и честь своего ближнего. В этом состоял грех сатаны и Каина, кто был от лукавого и убил брата своего; разве бы убил он его, если бы не эта злоба и зависть, ибо дела его были злы, а дела брата его праведны? Таковы некоторые из грехов, в каких мы жили в своем природном состоянии.
(7) Были гнусны — отвратительны, заслуживающие ненависти.
(8) Ненавидели друг друга. Заметьте: грешники, живущие в грехе и соглашающиеся с ним, ненавистны как для Бога, так и для всех добрых людей. Это относится к их характеру и образу жизни, но не к их личностям. В этом состоит несчастье грешников, что они ненавидят друг друга, в то время как блаженство и долг святых — любить друг друга. Сколько вражды и распрей проистекает из человеческих похотей! Кто стал теперь новой тварью, прежде был готов наброситься на ближнего своего, как разъяренный зверь! Сознание того, что и мы были некогда такими же, должно смягчать наше сердце, располагать к справедливому, кроткому и милосердному отношению к подобным людям. Таковы аргументы апостола, взятые им из прошлого критян. Теперь он обращается 2. К их состоянию в настоящее время. «Мы избавлены от нашего жалкого состояния не собственными заслугами и не своими силами, но исключительно по милости Божией и силою Его благодати, через заслуги Христа и действие Его Духа. Поэтому у нас нет никакого основания для осуждения тех, кто еще не обращен, но вместо этого мы должны проявлять сострадание к ним и питать надежду на то, что и они, хотя и недостойные и ни к чему не годные, какими были и мы когда-то, тоже, как и мы в свое время, могут обрести благодать». В связи с этими рассуждениями апостол снова обращается к вопросу нашего спасения, ст. 47.
(1) Главный инициатор нашего спасения — Бог Отец, поэтому Павел называет Его Бог, наш Спаситель. Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою... 2Кор 5:18. Все, относящееся к созданию нового творения и восстановлению падшего человека к жизни и блаженству, о чем говорит здесь Павел, берет свое начало от Бога Отца, как изобретателя и зачинателя этого дела. Во всем существует порядок: один приводит в движение, другой поддерживает это движение. Отец начинает, Сын управляет, а Дух Святой трудится и доводит все до конца. Бог (то есть Отец) спасает нас через Христа Духом Святым. Ин 3:16: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Он является Отцом Христа, а в Нем — Отцом милосердия: все духовные благословения, даруемые во Христе, исходят от Него, Еф 1:3. Мы хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа... Рим 5:11.
(2) Источник нашего спасения — благодать и человеколюбие нашего Бога. С начала и до конца мы спасаемся благодатью. Благодать является основанием и движущей силой. Божие сострадание и милосердие к погибшему человеку было первым колесом, или, вернее, Духом в колесах, приводящим их в движение и поддерживающим это движение. Бог не приводится, и не может быть приведен в движение чем-либо, помимо Себя Самого. Поводом к спасению являлся человек, его жалкое и несчастное состояние. Грех приведший его в это состояние, скорее мог вызвать лишь гнев, чем сострадание; однако Бог, знающий, как все согласовать со Своей честью и совершенствами, сжалился над человеком и спас его, вместо того чтобы погубить. Он любит миловать. Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать. Мы читаем о богатстве благости и милости в Рим 2:4. и в Еф 2:7. Признавая благодать Божию и воздавая Ему славу за нее, будем превращать ее в повод не к распутству но к благодарности и послушанию.
(3) Средством или орудием нашего спасения является откровение благодати и человеколюбия Бога в Евангелии: Когда же явилась благодать, то есть явилась в слове. Любовь и благодать, через действие Духа Святого, смягчают сердце человека, изменяют его и обращают к Богу, являясь таким образом силой Божией ко спасению всякому верующему. Итак, заявив, что Бог является Автором нашего спасения, Его благодать — источником его, а откровение этой благодати в Евангелии — средством спасения, чтобы вся честь могла быть приписываема Ему одному, апостол отвергает далее (4) Ложные основания и причины спасения: Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости; не по нашим делам, что Он наперед предвидел, но исключительно по Своей благодати и милости. Дела должны быть в жизни спасенного (на своем месте), но они не могут быть причиной его спасения; они являются дорогой в небо, а не платой, заслуживающей его; все зиждется на принципе незаслуженной благодати и милости, от начала до конца. Избрание осуществляется по благодати: мы избраны к тому, чтобы быть святыми, а не потому, что это было заранее предузнано, что мы будем святыми, Еф 1:4. Святость — это плод, а не причина избрания. Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, 2Фес 2:13. Таково эффективное призвание, в котором избрание обнаруживается, впервые открывается: Спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен, 2Тим 1:9. Мы получаем оправдание даром, по благодати (Рим 3:24), освящаемся и спасаемся благодатью: Благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар, Еф 2:8. Вера и все спасительные добродетели являются щедрым даром Божиим и плодом Его труда; их начало, рост и совершенствование во славе — все это от Бога. При устроении людей в святой храм Божий, от основания до вершины его, мы должны возглашать: Благодать, благодать на нем. Это не от дел, чтобы никто не хвалился, но от благодати, чтобы хвалящийся хвалился только Господом. Таким образом истинные причины установлены и ложные устранены.
(5) Сущность спасения, или в чем оно состоит, по крайней мере, в его проначальной стадии: в возрождении и духовном обновлении. Древнее прошло, теперь все новое, не в физическом смысле, но в нравственном и духовном. Человек остается тот же самый, но с другими наклонностями и привычками; дурные привычки и наклонности оставляются, так что они уже не господствуют в настоящее время, а все остатки их в свое время совсем исчезнут, когда дело спасения нашего будет завершено на небесах. Вместо них начинают преобладать новые принципы, принципы благодати и святости, которые формируют внутреннего человека, управляют и руководят им, делают его новым человеком, новой тварью, с новыми помыслами, желаниями и привязанностями, делают новым, святым его образ жизни и поведения, творят в нем жизнь Божию, Божию не только в смысле ее происхождения от Бога, но и в смысле уподобления Ему и стремления к Нему. Это начало спасения, которое будет возрастать и достигать совершенства, поэтому и сказано: Он спас нас. Начатое таким образом спасение обязательно будет завершено в свое время, поэтому о нем говорится так, как если бы оно уже завершилось. Следовательно, мы должны, не откладывая, позаботиться о том, чтобы пережить начальную стадию спасения, то есть возрождение, если хотим иметь доброе основание для своей надежды на окончательное спасение в небе. Тогда произойдет только количественное изменение, а не качественное. Благодать — это начало славы, а слава — это завершение благодати. Как мы мало помышляем об этом! Некоторые ведут себя так, как будто боятся быть счастливыми прежде времени; они хотят достичь неба, претендуют на него, и в то же время не заботятся о святости в настоящее время, то есть хотят достичь конца, не имея начала; какое безрассудство! Без возрождения, то есть первого воскресения, невозможно достичь второго славного воскресения, воскресения праведных. Такова сущность спасения: новая, божественная жизнь, производимая под действием Евангелия.
(6) Внешний знак и печать нашего спасения — крещение, названное поэтому баней возрождения. Само спасение является внутренним, духовным актом, но внешне оно символизируется и запечатлевается в этом обряде. Вода, с ее очищающими и омывающими свойствами, устраняющая плотскую нечистоту, является подходящим символом устранения вины греха и очищения от скверн греха, производимых Кровию Христа и силою Духа Святого, хотя сам по себе этот символ, вне связи со Христом, ничего не дает. Именно отождествление со Христом в акте крещения делает этот акт, с Божией стороны, печатью праведности по вере, чем был в свое время ритуал обрезания, замененный теперь крещением; с нашей же стороны крещение является обещанием Богу. Таким образом, крещение спасает нас в прообразном, символическом смысле, при условии, если оно правильно осуществляется. Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа (Иисуса), Деян 22:16. Чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова, Еф 5:26. Не пренебрегайте этим внешним знаком и печатью, если этот акт осуществляется правильно, согласно повелению Христа; однако и не удовлетворяйтесь только внешним актом, но помните о том, что вы даете обещание доброй совести при этом и без него внешнее омовение ничего не значит. Завет, заключенный при крещении, налагает обязанности, а не только дает привилегии и преимущества; если мы не заботимся об обязанностях, то напрасно рассчитываем на привилегии завета. Не разлучай того, что Бог сочетал; полный акт крещения включает в себя и внутреннюю, и внешнюю сторону. Как обрезание обязывало соблюдать весь закон (Гал 5:3), так и крещение обязывает соблюдать все заповеди и постановления, данные Христом в Евангелии. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам... Мф 28:19−20. Итак, крещение, названное здесь банею возрождения, является внешним символом и печатью спасения.
(7) Главной действующей силой в спасении является Дух Святой: оно осуществляется через обновление Святым Духом. Отец и Сын при этом не исключаются, они участвуют во всех делах. Не исключаются также и средства спасения, такие, как слово и святые таинства, посредством которых действует Дух Святой, благодаря Его действию они имеют свой спасающий эффект. В деле нашего спасения Святому Духу принадлежит, главным образом, исполнительная роль, задача практического осуществления спасения. Писание говорит, что мы рождаемся от Духа, что Он оживотворяет и освящает нас, руководит нами, укрепляет нас и помогает нам. Силою Его мы умерщвляем грех, исполняем наш долг, ходим Божиими путями. Все действия жизни Божией внутри нас, все дела и плоды праведности вне нас производятся Духом Святым, Который поэтому и называется Духом жизни, Духом благодати и святости; вся благодать исходит от Него. Поэтому нам необходимо искать Его и быть в высшей степени осторожными, чтобы не угасить Его святые побуждения, чтобы не противиться и не противодействовать Ему в Его работе. Дух Святой очень нежен. Как мы ведем себя по отношению к Нему, так и Он будет поступать с нами: если мы пренебрегаем Его побуждениями, противимся или противодействуем им, то они угаснут; если же мы будем продолжать раздражать Его, то Он уйдет от нас. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления, Еф 4:30. Дух запечатлевает нас Своим обновлением и освящением, Своим свидетельством и удостоверением; Он отмечает нас для спасения и подготавливает для него. Это Его работа: мы не могли бы обратиться к Богу своей собственной силой, так же, как не можем оправдаться своей собственной праведностью.
(8) В какой мере посылает нам Бог Святого Духа с Его дарами и благодатью. Он делает это не скупо, но щедро и обильно: Которого излил на нас обильно... В век Евангелия Святой Дух изливается более обильно, чем это имело место в век закона, в связи с чем новозаветное служение определяется как служение духа, 2Кор 3:8. Во все времена церковь имела некоторую меру Духа, но в век Евангелия, после пришествия Христа, она имеет Его в более обильной мере, чем прежде. Закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа, то есть произошло более обильное излияние благодати, во исполнение обетовании и пророчеств Ветхого Завета. Ис 44:3: Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих. Излияние благодати и освящающих даров Духа является величайшим и наилучшим из всех благословений. Иоиль 2:28: ...излию от Духа Моего на всякую плоть... не на иудеев только, но и на язычников также. Это пророчество должно было осуществиться в век Евангелия, и Петр, говоря о воскресшем и вознесшемся Христе (Деян 2:17−18,33), заявляет: Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите, и в Деян 10:44−45: Дух Святый сошел на всех, слушавших слово, как на иудеев, так и на язычников. Это было, конечно, излиянием чудесных даров Духа, в основном, но многие из них, если не все, сопровождались также излиянием Его освящающей благодати. Тогда было великое изобилие общих даров, таких, как дар просвещения, дар внешнего призвания и исповедания и общей веры, и более специфических даров освящения, таких, как вера, надежда и любовь, и другие проявления Духа. Воспользуемся же и мы своей долей в них. Если при таком изобильном излиянии Духа мы остаемся сухими, то о чем это говорит? Если в век благодати мы остаемся лишенными ее, то это лишь отягчает нашу вину. Исполняйтесь Духом, — говорит апостол, это наш долг, а не только привилегия, так как Бог готов благословить и сделать эффективными средства Евангелия. Итак, в век Евангелия Бог ниспосылает нам Свою благодать и все духовные благословения обильно, Он не скупится для нас, как мы для Него и даже для самих себя.
(9) Обеспечивший все это — Христос: ...чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего. Именно Он приобрел для нас Духа Святого со всеми Его спасительными дарами и проявлениями благодати. Все приходит через Него, через Него как Спасителя, Его задача состояла именно в том, чтобы принести благодать и славу. Он есть оправдание наше и мир наш. Он также является нашей Главой, от Него мы получаем духовную жизнь и всякое духовное влияние. Он сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением. Будем прославлять Бога за Него, приходить к Отцу через Него и прибегать к Нему за освящением и спасением. Мы имеем благодать? Будем благодарить за нее Его, с Отцом и Духом; будем все почитать тщетою и сором ради превосходства познания Христа Иисуса и все более и более возрастать в этом познании.
(10) Цели, ради которых мы приведены в это новое духовное состояние, а именно: оправдание, право на наследство и надежда на вечную жизнь. Чтобы, оправдавшись Его благодатию, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни. Оправдание, на языке Евангелия, означает помилование грешника и признание его праведным через праведность Христа, принимаемого верой. Оправдание включает в себя устранение вины, требующей наказания, и принятие человека как праведного в глазах Божиих. Бог дает это нам совершенно даром, по вере, благодаря заместительной жертве Христа и Его праведности (Рим 3:20): ...делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть... но только правдой Божией чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих; отсюда следует (ст. 24), что мы получаем оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов... да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса. Бог, оправдывающий грешника, являет ему благодать и в то же время остается верным как Самому себе, так и Своему закону, так как дарует прощение грешнику на основании совершенной праведности Христа и принесенной Им жертвы умилостивления за грех, удовлетворившей справедливость Божию, совершенно независимо от заслуг самого грешника. Как и здесь сказано: Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости... чтобы, оправдавшись Его благодатию, мы по упованию сделались наследниками вечной жизни. Мы спасаемся благодатью, являющейся источником спасения (как было выше сказано), но через искупление во Христе, которое открывает путь для благодати (так как оно удовлетворило закон и справедливость Бога), а также верой, принимающей это искупление. И во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий, Деян 13:39. Поэтому апостол желал найтись в Нем не со Своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере. Будем и мы надеяться не на свою собственную праведность или заслуги добрых дел, но только на праведность Христову, принимая ее верою для оправдания нашего и примирения с Богом. Мы должны также иметь практическую праведность и плоды ее в виде дел послушания, однако не в качестве оправдывающих нас перед Богом, но как плоды нашего оправдания и как доказательства того, что мы принадлежим Христу и удостоены жизни и блаженства, и как начатки этой жизни. Достигается все это через Христа, чтобы, оправдавшись Его благодатию, мы соделались наследниками. Заметьте: мы оправдываемся благодатию Божией, и это оправдание Его благодатью необходимо, для того чтобы мы сделались наследниками вечной жизни. Без этого невозможно ни усыновление, ни получение права на наследство. Ин 1:12: А тем, которые приняли Его (то есть Христа), дал власть быть чадами Божиими. Вечная жизнь дана нам в обетовании, Дух Святой производит в нас веру и упование на эту вечную жизнь, и таким образом мы становимся наследниками ее и уже в этой жизни в некоторой степени обладаем ею; вера и упование приближают эту жизнь и наполняют нас радостью ожидания ее, ожидания, хорошо обоснованного. Самый незначительный верующий является богатым наследником. Хотя он еще и не владеет этим наследством, однако имеет добрую надежду, основанную на благодати, и эта надежда помогает ему переносить все трудности. У него есть перспектива лучшего состояния. Он ожидает наследства нетленного, чистого, неувядаемого, хранящегося на небесах для него. Как хорошо утешать себя этими словами! И все это дает нам основание для того, чтобы мы оказывали всякую кротость ко всем человекам, так как мы испытали так много даров благости и любви Божией к нам и можем надеяться, что и они, в Божие время, смогут стать участниками той же благодати подобно нам. Таковы доводы в пользу спокойного и мягкого, кроткого и нежного отношения к другим, взятые из их собственного плохого состояния в прошлом и их настоящего более счастливого состояния, к которому они были приведены без каких-либо заслуг с их стороны и в которое та же самая благодать может привести и других.
III. Объяснив обязанности христианина в общем и приведя доводы, относящиеся непосредственно к ним, апостол добавляет еще один, а именно: что они хороши и полезны для людей. Заметьте: открыв перед нами благодать Божию, Павел тут же подчеркивает необходимость добрых дел, ибо мы не можем рассчитывать на Божию милость, если не исполняем добросовестно своего долга (ст. 8): Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем (это истинно христианское учение, чрезвычайно важное, и служители должны усердно и постоянно преподавать его), дабы уверовавшие в Бога не думали, что одна голая вера спасет их; вера должна быть действующей, приносящей плод праведности. Они должны заботиться о том, чтобы быть прилежными к добрым делам, делать их не время от времени, когда им представляется для этого случай, но искать возможностей сделать добро. Это хорошо и полезно человекам: эти добрые дела, как понимают некоторые, или учение о них, лучше и полезнее, чем пустые споры, о которых речь пойдет ниже. Добрые дела хороши сами по себе, и учить о них полезно для людей. Заметьте: служители должны следить за тем, чтобы преподаваемое ими учение было здравым и добрым само по себе и приносило пользу слушателям: все должно использоваться для назидания как отдельных людей, так и обществ.
Стихи 9−15. Здесь содержится пятая и последняя часть послания: чего Тит должен избегать в учительстве; как он должен поступать с еретиками; некоторые другие указания. Заметьте:
I. Чтобы мысль апостола могла быть понята более полно и ясно, и, особенно, по отношению к той обстановке, какая в то время существовала на Крите, где было много иудействующих, он говорит Титу о том, чего ему следует избегать в учительстве, ст. 9. Существуют вопросы, которые необходимо обсуждать и разрешать, такие, что обогащают полезными знаниями; но праздных и глупых вопросов, не приносящих славы Богу и не содействующих назиданию людей, необходимо избегать. Некоторые могут иметь вид мудрости, но это лишь суетность ума; такими были многие среди иудейских книжников, а впоследствии — среди ученых богословов много занимавшихся несущественными вопросами, не приносящими пользы для веры и практической жизни. И родословий (родословий богов, как говорят одни, вокруг которых языческие поэты поднимали много шума, или тех родословий, которыми так увлекались иудеи). Некоторые законные и полезные исследования могут производиться в этой области, с целью увидеть исполнение Священного Писания в некоторых случаях, особенно в происхождении Христа, Мессии; но все те, что служат только гордости и питают тщеславие хвалящихся длинными родословными, а тем более те, которыми иудейские учители были так склонны заниматься и утомлять ими своих слушателей (даже после того как Христос пришел и устранил различия между семействами и коленами), как бы намереваясь восстановить то, что было уничтожено, таковые являются глупыми и суетными, и Тит должен противостоять им. Споров и распрей о законе. Находились поборники обрядов и ритуалов Моисея, желавшие сохранить их в церкви, хотя они были отменены Евангелием и аннулированы приходом Христа. Тит не должен поощрять такие споры, но избегать их и противодействовать им, ибо они бесполезны и суетны; это относится ко всем глупым состязаниям и родословиям, как и к спорам о законе. Они скорее препятствуют благочестию, чем наставляют и укрепляют в нем: христианское благочестие будет ослабевать, и добрые дела будут подавляться ими, мир в церкви будет нарушаться, а прогресс Евангелия в мире — тормозиться. Заметьте: служители должны не только учить доброму и полезному но избегать и противостоять всему противоположному, что разрушает веру, препятствует благочестию и добрым делам. Также и членам церкви не следует быть любопытными, но любить и принимать здравое учение, служащее к их назиданию.
II. Поскольку в церкви будут все-таки ереси и еретики, то Павел дает Титу указания относительно того, как обращаться с ними, ст. 10. Кто отвергает истину, которая во Христе Иисусе, кто проповедует и распространяет ложные учения, разрушая веру в фундаментальные, важнейшие истины и нарушая мир в церкви, того, после всех попыток вразумления, следует отвергнуть. «Снова и снова увещевай его, чтобы, если возможно, образумить его и таким образом обрести брата своего; если же он не покоряется, то во избежание вреда другим извергни его из общины и предупреди всех христиан, чтобы они остерегались его». Зная, что таковой развратился (оторвался от основания) и грешит, будучи самоосужден. Кто не исправляется несмотря на все увещевания, но упорствует в своем грехе и заблуждении, тот развратился и самоосужден. Таковой навлекает сам на себя то наказание, которое должно быть наложено на него руководящими церковью: он сам себя отлучает от церкви, от общения с нею, и поэтому самоосужден. Заметьте:
1. Какое великое зло представляет собой подлинная ересь, поэтому нельзя с легкостью обвинять в ней всякого, но в то же время все должны как нельзя более остерегаться ее. Еретик развратился (англ. разрушился, развалился. — Прим. переводчика) — термин, заимствованный из строительной практики, означающий такую степень испорченности материала, что исправить и восстановить его очень трудно, и даже невозможно. Настоящий еретик редко возвращается к истинной вере, не столько по причине повреждения ума, сколько из-за упорства, гордости, амбиций, своенравия, корыстолюбия или других подобных пороков, поэтому таковых следует остерегаться: «Будьте смиренны, любите истину и ходите в истине, и тогда избежите губительных ересей». 2. По отношению к тем, кто впадает в печальные ошибки, надо проявлять терпение и скорбеть о них. Не следует легко и быстро изгонять их из церкви, но потратить необходимые средства и время для их восстановления.
3. Даже по отношению к еретикам церковь должна применять метод убеждения и вразумления. Их надо увещевать, наставлять и предостерегать.
4. Если кто-то продолжает упорствовать и не исправляется, то церковь имеет право и обязана отлучить развращенного члена ради сохранения своей чистоты; наказание его, при Божием благословении, может содействовать его исправлению; а если этого не случится, то оно не оставит ему никакого извинения.
III. Апостол добавляет еще несколько указаний (ст. 12−13), два из которых относятся лично к Титу.
1. Тит должен быть готов прийти к Павлу в Никополь (город во Фракии, как полагают, на границе с Македонией), как только Артем или Тихик будут отправлены на Крит, чтобы заменить его и позаботиться о тамошних церквах, когда он покинет их. Апостол не хотел оставлять эти церкви, молодые и слабые духовно, без того или другого руководителя, могущего направить их и помочь им. Очевидно, что Тит был не постоянным их епископом или пастором, но благовестником, иначе бы Павел не мог отозвать его от исполнения им своих обязанностей. Об Артеме мы мало знаем, а о Тихике упоминается часто и с уважением. Павел называет его возлюбленным братом, верным служителем и сотрудником в Господе, поэтому он был пригоден для указанного служения. Когда Павел пишет Титу: ...поспеши придти ко мне в Никополь; ибо я положил там провести зиму, то из этого ясно, что данное послание он писал не из Никополя, ибо в таком случае он бы сказал: я положил здесь, а не там провести зиму.
2. Еще одно личное поручение Титу — чтобы он позаботился об отправке в путешествие двоих из его друзей и обеспечил их так, чтобы у них ни в чем не было недостатка. Это должно быть сделано как выражение не просто обычной учтивости, но христианского благочестия, из уважения как к ним лично, так и к тому труду, на который они были посланы, заключавшемуся, вероятно, либо в проповеди Евангелия, либо в том или ином служении церкви. Зина называется законником (то ли Римского, то ли Моисеева закона), так как это было в течение какого-то времени его профессией. Аполлос был выдающимся и верным служителем. Сопроводить таких служителей, как Аполлос, на каком-то отрезке их пути и обеспечить их расходы на труд и дорогу было благочестивым и необходимым служением; и чтобы содействовать этому, апостол повторяет здесь то, чему он уже раньше призывал Тита учить (ст. 8): Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах... дабы не были бесплодны, ст. 14. Пусть христиане, верующие в Бога, учатся упражняться в добрых делах, особенно в таких, как поддержка служителей в их деле проповеди и распространения Евангелия, чтобы стать таким образом споспешниками истине, 3Ин 1:5−8. Дабы не были бесплодны. Христианство — это не бесплодное исповедание веры; исповедующие его должны быть исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию. Недостаточно быть просто безвредным, необходимо быть полезным, делать добро и уклоняться от зла. «Пусть и наши занимаются честным трудом, чтобы обеспечить себя и свои семьи, чтобы не быть бесполезным бременем на земле», — так некоторые понимают эти слова. Пусть они не воображают, будто христианство дает им право быть праздными; нет, оно налагает на них обязанность найти себе честный труд и профессию и, занимаясь ими, пребывать с Богом. Служить украшением своему вероисповеданию и быть добрым к людям — вот в чем состоит добрая слава; нельзя быть бесполезными членами тела, бременем и обузой для других, но надо быть способными оказать помощь нуждающимся. Упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам; не жить подобно трутням за счет других, но содействовать общему благу.
IV. Апостол завершает послание приветствиями и благословением, cт. 15. Хотя приветствующие Тита, возможно, лично с ним не были знакомы (по крайней мере, некоторые из них), тем не менее все они свидетельствуют через Павла о своей любви и добром расположении к нему, тем самым одобряя его труд и вдохновляя на продолжение его. Любовь наших братьев и их молитвы являются великим утешением и ободрением для нас. Приветствуй любящих нас в вере (или ради веры), то есть наших братьев во Христе. Любовь к святым, отображающим в себе образ Бога, — это самая сильная любовь, и она сообщает силу всем другим узам любви. Благодать со всеми вами. Аминь. Заключительное благословение относится не только к Титу, но ко всем верным, находящимся с ним. Это означает, что хотя послание было адресовано лично Титу, тем не менее предназначалось для блага всей церкви, и когда апостол писал его, то имел в виду всех верующих, так как всех их имел в своем сердце. «Благодать со всеми вами, то есть любовь и благоволение Бога, со всеми плодами и проявлениями их, особенно теми, которые необходимы для духовной жизни, пусть они все более и более возрастают и питают ваши души». Таковы желание и молитва апостола, свидетельствующие о его привязанности к ним, о том, что он желал им блага и ниспослания всего необходимого для них. Заметьте: благодать — это главное, о чем следует просить и чего следует желать как для себя, так и для других; в ней заключаются все блага. Аминь завершает молитву как выражение желания, чтобы просимое могло исполниться, и надежды, что так оно и будет.
толкование Мэтью Генри на послание к Титу, 3 глава