Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Здесь апостол дает Титу указание верно исполнять свое служение: общее указание (ст. 1) и конкретные указания, касающиеся различных категорий лиц, ст. 2−10. Затем приводит обоснование этих и последующих указаний (ст. 11−14) и заканчивает кратким наставлением, ст. 15.

Стихи 1−10. В этой главе содержится третий раздел послания. В предыдущей главе апостол наставлял Тита относительно рукоположения служителей и наведения порядка в церкви, чтобы он довершил недоконченное. Здесь же он дает ему:

I. Общее указание: Верно исполнять свое служение. Рукоположение других на служение проповеди слова вовсе не освобождает его самого от этого служения, он не может заботиться только о служителях и пресвитерах, но также должен и рядовых христиан наставлять, как они должны жить. Частица же указывает на противопоставление с вышеупомянутыми развращенными учителями, которые сочиняли басни, пустые и бесплодные. В противоположность им: «Ты же говори то, что сообразно с здравым учением, что сообразно с чистым, неповрежденным словом, здоровым и питательным, дающим вечную жизнь».

(1) Заметьте: истинное учение Евангелия — это здравое учение как по содержанию, так и по своему воздействию; оно само по себе доброе и святое и верующих делает таковыми— годными и способными для служения Богу.

(2) Служители должны следить за тем, чтобы учить только здравым истинам. Если в обычных разговорах христиан не должно быть никакого гнилого слова... а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф 4:29), то тем более проповеди служителей должны быть таковыми.

II. Более конкретные и практические указания: как применять это здравое учение к различным категориям лиц, ст. 2−10. Служители не должны ограничиваться изложением общих истин, но каждому должны преподавать то, что соответствует его возрасту, или положению, или условиям жизни; их проповеди должны быть конкретными и практическими; они должны учить людей их христианским обязанностям, учить всех и каждого. Мы имеем здесь прекрасный перечень правил христианского поведения в применении к старым и молодым, к мужчинам и женщинам, к самому проповеднику и к рабам.

1. К старцам. Пожилые христиане должны во всем вести себя в соответствии с христианским учением. Чтобы старцы были бдительны... (англ. умеренны. — Прим. переводчика); они не должны воображать, что физические немощи, присущие их возрасту, могут как-то оправдать их беспорядочность или невоздержанность; они во всем должны соблюдать меру как ради собственного здоровья, так и для того, чтобы быть в состоянии дать совет молодым и быть для них примером. Степенны: легкомыслие неприлично всем, а старым в особенности; они должны быть спокойными и уравновешенными, серьезными в своей одежде, в речи и поведении; как не подобает их возрасту броская, яркая одежда, легкомыслие и пустота в поведении! Целомудренны, то есть благоразумны, умеющие хорошо управлять собой (согласно значению соответствующего английского слова), своими страстями и эмоциями, чтобы они не привели их к плохому или неприличному поступку. Здравы в вере, то есть искренние и твердые в вере, преданные истине Евангелия, не склоняющиеся к новшествам, не принимающие извращенных понятий и не примыкающие к развращенным группировкам, не внимающие иудейским басням или преданиям. Тот, кто достиг полноты лет, должен быть исполнен благодати и благости, его внутренний человек должен все более и более обновляться, по мере того как внешний человек тлеет. В любви. Любовь очень удачно объединяется здесь с верой, которая действует любовью и должна проявляться в любви, в любви к Богу и к человеку. Любовь должна быть искренней, без притворства: любовь к Богу ради Его самого и любовь к людям ради Бога. Заповеди второй скрижали должны выполняться на основании заповедей первой; любовь к людям как к таковым и любовь к святым как к дивным на земле, к кому должно быть все наше желание; любовь во всякое время, как в бедственное, так и в благополучное. В терпении. Старые люди склонны к сварливости, раздражительности, вспыльчивости, поэтому они должны стоять на страже против этих немощей и искушений. Вера, любовь и терпение — три главных христианских добродетели, быть здравым в них — это уже почти совершенство. Существует терпение в смысле перенесения чего-то и терпение в смысле ожидания чего-то. Надо достигать того и другого. Переносить зло и ожидать добра, пока мы созреем для него и оно — для нас, — это значит быть последователями тех, которые верою и долготерпением наследовали обетования.

2. К старицам. Их также надо наставлять и предостерегать. Некоторые понимают под старицами диаконис, на кого возлагалось попечение о бедных и посещение больных; однако, скорее всего, под ними следует понимать всех пожилых верующих женщин. Они должны вести себя как прилично святым; как мужчины, так и женщины должны свое поведение сообразовывать со званием святых. Упоминаемые выше качества (бдительность, степенность, целомудрие, здравая вера, любовь и терпение), рекомендуемые старцам, относятся не только к ним, но также и к старицам. Женщины наравне с мужчинами должны поучаться из одного и того же слова: не существует одного пути спасения для мужчин и другого — для женщин; те и другие должны знать и исполнять все, что положено для них как зрелых христиан; обязанности и добродетели являются общими для всех. Чтобы старицы также (как и старцы) одевались (англ. вели себя. — Прим. переводчика) прилично святым... То есть как подобает и как свойственно святым людям, какими они исповедуют себя и какими должны быть в действительности, соблюдая благочестивую скромность и приличие в одежде и жестах, во взглядах и речи, во всех своих манерах причем это должно исходить из внутреннего принципа святости, управляющего внешним поведением во всякое время. Заметьте: хотя в Священном Писании и нет специальных указаний по поводу каждого слова, взгляда или манеры поведения, тем не менее оно содержит общие правила, и с ними все должно быть согласовано, как сказано в 1Кор 10:31: Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте в славу Божию. А также в Флп 4:8: ...что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Также и здесь: нормы и правила поведения определяются исходя из того, что прилично святым и что неприлично им. Не были клеветницы, или сеятели раздора, злословящие и порочащие своих ближних. Это большой и слишком распространенный недостаток — не просто любить поговорить, но говорить плохо о людях и разлучать между собой лучших друзей. Клеветник — это тот, чей язык воспаляется от геенны; клевета — это работа диавола, почему делающие такие дела называются его именем — клеветники. Это грех против великой заповеди о любви, справедливости, беспристрастном отношениии друг к другу; он исходит из злобы и ненависти или зависти и других подобных злых побуждений, которые должны подавляться, как и их проявления. Не порабощались пьянству. Это слово означает такое пристрастие к вину, когда оно овладевает и господствует над человеком. Это непристойно и дурно для любого человека, но особенно для женщин и для людей пожилого возраста; среди греков того времени, живущих на Крите, этот порок был невероятно распространен. Какое неприличное, постыдное пристрастие, оскверняющее и разрушающее как тело, так и душу! Какой негодный пример, какое несоответствие тому, что составляет долг пожилых женщин, а именно: учить добру! Не в общественных проповедях, что запрещено женщинам (1Кор 14:34: Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить...), но примером добродетельной жизни, чем они могут и должны учить. Заметьте: те, что поступают и ведут себя как прилично святым, этим самым учат добру; кроме того, они могут и должны учить в доме, частным образом. Слова Лемуила царя. Наставление, которое преподала ему мать его. Такая женщина достойна хвалы, она уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее, Притч 31:1,26. Учители, учащие добру, противопоставляются развращающим учителям, преподающим пустое и бесполезное, негодные и бабьи басни, предрассудки и суеверия. В противоположность им, они должны учить доброму, это их дело, их призвание.

3. Уроки для молодых женщин, которых должны учить старицы, давая им наставления и советы, чтобы они соблюдали христианские обязанности, соответствующие их возрасту. Для наставлений такого рода пожилые женщины часто подходят лучше, чем мужчины, даже чем служители, поэтому последние должны привлекать пожилых женщин для наставления молодых, особенно молодых жен, ибо далее идет речь об обязанностях жен к своим мужьям и детям. Итак, пожилые женщины должны учить молодых:

(1) В отношении их личного характера — быть целомудренными, то есть воздержанными и рассудительными, а не тщеславными и опрометчивыми, что свойственно молодым людям; осторожными в своих суждениях и воздержанными в своих эмоциях и в поведении. Целомудренными, чистыми, эти два качества хорошо сочетаются друг с другом; многие подвергают себя пагубным искушениям только потому, что в самом начале были всего лишь нерассудительны. Тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, Притч 2:11. Чистыми, попечительными о доме — тоже хорошо дополняющие друг друга качества. Дина, которая пошла посмотреть дочерей земли, потеряла свою чистоту. Для кого их собственный дом — тюрьма, для того чистота, можно опасаться, станет оковами. Хотя и могут быть поводы, для того чтобы покинуть свой дом, и они будут, конечно, но склонность к бродяжничеству в поисках развлечений и ради компаний, к пренебрежению домашними делами, нежелание оставаться на своем месте, — это порочная наклонность, противоположная попечительности о доме, которой обычно сопутствуют, или следуют за ней другие пороки. 1Тим 5:13−14: При том же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны и говорят, чего не должно. Их задача — управлять домом и не подавать противнику никакого повода к злоречию. Добрыми. Добрыми вообще, в противоположность всякому злу, и, в частности, добрыми на своем месте: сердечными, заботливыми, милосердными, подобно Тавифе, которая была исполнена добрых плодов и творила много милостынь. Слово добрыми может иметь, по мнению некоторых, и более конкретный смысл: кроткими и в то же время радостными духом, не угрюмыми и мрачными, не колкими и не сварливыми, не раздражительными и раздражающими других; не беспокойными и не суетливыми, причиняющими трудности себе и окружающим, но добрыми сердцем и приветливыми в обращении, приносящими пользу как советом, так и усердным трудом, таким образом управляя домом своим и воздавая мужу своему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Таким должен быть личный характер молодых жен: рассудительные, целомудренные, чистые, попечительные о доме, добрые.

(2) В отношении их родственных взаимосвязей: Любить мужей и быть покорными им; там, где есть истинная любовь, это повеление не покажется трудно выполнимым. Бог заложил такую субординацию в природе, согласно Своей воле: ...не позволяю властвовать над мужем... (1Тим 2:12), и далее приводится причина: Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление, 1Тим 2:13−14. Она первая пала и стала средством обольщения мужа. Она была дана ему в помощницы, но послужила самым большим препятствием и даже орудием в его падении, на основании чего ее обязанность подчиняться мужу была еще более усилена (Быт 3:16): ...к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою, менее мягко, чем до того. Таким образом эта обязанность жены возлагалась на нее дважды: в начале, в период невинности, когда эта субординация была утверждена на основании того, что Адам был сотворен первым, а потом — Ева, и жена была взята от мужа; и потом после падения, потому что жена первая впала в преступление и обольстила мужа. С этого момента ее подчинение мужу было уже не таким приятным и легким, как прежде, так как оно стало частью ее наказания. Однако чрез Иисуса Христа это положение жены освящается (Еф 5:22−23): Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, признавая за ними авторитет Христа, Которого они представляют; потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Богу угодно было власть Христа над церковью уподобить власти мужа над женой. Христос глава церкви, Он защищает и спасает ее, ниспосылает на нее всяческие блага, хранит и избавляет ее от зла; в этом же заключается и власть мужа над женой — оберегать ее от зла и обеспечивать ее всем необходимым, насколько это в его силах. Поэтому как церковь должна покоряться Христу, так и жены... мужьям своим, как прилично в Господе (Кол 3:18), в соответствии с законом Христа и ради славы Его и Отца. Причем требуется не абсолютная, или неограниченная, рабская покорность, а покорность из любви, для предотвращения беспорядка или неустройства в семье и содействия всем целям брачных отношений. Итак, по отношению к мужьям жены должны учиться любви и покорности. Любить детей — не только естественной материнской любовью, но и духовной, исходящей из освященного сердца и управляемой словом Божиим; не безрассудной любовью, потворствующей их злым наклонностям и пренебрегающей необходимым порицанием и наказанием, когда это требуется, но разумной христианской любовью, проявляющей себя в благочестивом воспитании детей, в правильном формировании их характера и поведения, в заботе об их душах наравне с заботой об их телах, об их духовном благополучии наряду с материальным, и причем в первую очередь о духовном. Добавляется следующее обоснование: ...да не порицается слово Божие. Недостатки в семейных взаимоотношениях навлекают большие нарекания в адрес христианства: «Чем они лучше со своей новой религией?» — скажут неверующие. Слово Божие и Евангелие Христово сами по себе чисты, безукоризненны и славны, и превосходство их должно выражаться и доказываться в жизни и поведении исповедующих свою веру в них, особенно в области родственных взаимоотношений (Рим 2:24): Ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников. «Судите о Боге, — готовы они сказать, — по Его рабам, и о Его слове, учении и религии — по Его последователям». И Христос получает побои в доме Своих друзей. Таковы обязанности молодых женщин.

4. Долг юношей. (Рус. «быть целомудренными» соответствует в англ. «быть воздержанными, рассудительными». — Прим. переводчика). Юноши склонны горячиться, поступать необдуманно и опрометчиво, поэтому их следует усердно призывать и увещевать быть осторожными, а не безрассудными; благоразумными и послушными, а не своевольными и упрямыми; смиренными и кроткими, а не высокомерными и гордыми, ибо гордость губит молодых людей более, чем какой-либо другой грех. Юноши должны быть серьезными в своих поступках и манерах поведения, соединяя серьезность возраста с живостью и энергичностью юности. Это сделает даже молодые годы полезными, обеспечит пищу для утешительных размышлений, когда настанут злые дни, поможет избежать многих грехов и скорбей и положить основание для добрых дел и наслаждения добром. Таковым не придется плакать в конце дней своих, но они будут иметь ми— и утешение в час смерти, а после смерти славный венец жизни.

5. Наряду с поручениями Титу относительно того, чему он должен учить других — старцев и стариц, молодых людей обоего пола (Тит и сам в то время был, вероятно, еще молодым человеком) — апостол добавляет ряд наставлений и для него лично. Он не сможет успешно учить других, если сам не научится правильно вести себя как в личной жизни, так и в проповеди.

(1) Указание относительно его поведения: Во всем показывай в себе образец добрых дел... ст. 7. Без этого он будет одной рукой разрушать то, что строит другой. Заметьте: проповедующие о добрых делах и сами должны быть образцом в них; доброе учение и добрая жизнь должны идти рука об руку. Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Это причиняет большой вред и является большим препятствием для проповеди. Во всем некоторые понимают — сверх всего или сверх всех людей. Преподавая другим конкретные обязанности, необходимо прежде всего показать пример исполнения их, и особенно необходим пример самого учителя; тогда просвещение и влияние личности будут оказывать совместное действие. «Пусть они увидят в твоей жизни живой образец тех добродетелей, какие должны быть в их жизни. Пример как научает, так и запечатлевает преподаваемое. Когда они увидят твою чистоту и степенность, серьезность всю твою добрую жизнь, тогда их самих легко будет привести к этому; они смогут стать такими же благочестивыми и святыми, серьезными и праведными, как и ты». Служители должны быть образцом для своей паствы, а паства должна следовать их примеру, как сами служители — примеру Христа.

(2) Указания относительно его учительства и учения (ст. 7−8): В учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное. Учитель должен показать, что в своем учительстве он преследует исключительно чистые цели — содействовать славе Божией и интересам Христа и Его Царства, а также благополучию и счастью душ; что они не ищут в своем служении никаких мирских интересов, действуют не из амбиций, и не из корысти, но преследуют исключительно духовные цели. Поэтому в своих проповедях им не следует стараться показать свой ум или свои способности, отдавать предпочтение человеческой учености или красноречию, но применять здравое слово, которое не может быть укоряемо, употреблять, насколько это возможно, язык Священного Писания для выражения истин Писания. Это есть слово здравое, неукоризненное. Указанные обязанности служителя неоднократно приводятся вместе. 1Тим 4:16: Вникай в себя и в учение... и в cт. 12 той же главы: «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове — пусть твоя речь как христианина будет серьезной, степенной и полезной, назидательной; твоя проповедь пусть будет чистым словом Божиим или согласованной с ним и основанной на нем. Итак, будь образцом в слове и в житии, то есть в жизни, согласующейся с учением. Так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Во 2Тим 3:10 апостол говорит: А ты последовал мне в учении, житии — ты хорошо знаком с моим учением и образом жизни (англ. — Прим. переводчика), что они находятся в полном согласии между собой. Так должно быть и у других: их учение должно быть согласовано со словом, а их жизнь — с их учением. Таков истинный и верный служитель. 1Фес 2:9−10: Ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие. Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы пред вами верующими. В следующих словах (3) Павел объясняет причину, почему Тит должен вести строгий образ жизни, а в проповеди быть степенным и здравым: ...чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого. Противники хотели бы найти повод для поношений, и поносили бы, если бы обнаружили какой-нибудь изъян в учении или в жизни; но если служитель безукоризнен в том и в другом, то он сможет противостать клевете, о нем не смогут сказать ничего худого, и противники его будут посрамлены. Заметьте: у верных служителей всегда есть враги, наблюдающие за ними, чтобы придраться к чему-нибудь в их учении и в их поведении, поэтому им тем более следует следить за собой, чтобы не давать им справедливого повода для обвинения. Оппозиции и клеветы невозможно избежать; люди превратного ума будут противиться истине и поносить как проповедников ее, так и всех ее последователей; пусть же они, делая добро, заграждают уста невежеству безумных людей; [...] дабы за то, за что злословят их, как злодеев, [...] были постыжены порицающие их доброе житие во Христе. Таковы указания, данные Титу, относительно его самого, а также его обязанностей по отношению к различным лицам, мужчинам и женщинам, старым и молодым. Далее следуют:

6. Указания относительно рабов. Рабы не должны думать, что их низкое положение в обществе ставит их вне Божиего контроля и Его законов, что так как они являются слугами людей то свободны от служения Богу. Нет, рабы должны знать и исполнять свой долг перед своими земными господами, но при этом их взор должен быть устремлен на небесного Господина. И Титу следует наставлять и предупреждать не только земных господ относительно их обязанностей, но также и их рабов, как в публичных проповедях, так и в частных беседах. Рабы должны посещать богослужения, чтобы получать наставления и утешение, так же как и их господа. В этом указании Титу содержатся обязанности, к каким он должен призывать рабов, и веский довод для их обоснования.

(1) Обязанности рабов.

[1] Повиноваться своим господам... ст. 9. Это первая обязанность, характеризующая положение рабов. Рим 6:16: ...того вы и рабы, кому повинуетесь... Требуется внутреннее повиновение, уважение, исходящее из сознания долга, и почтение в сердце и в мыслях. «Если Я Господь, то где благоговение предо Мною, сознательное почтение, какое вы должны оказывать Мне, наряду с внешними знаками и выражениями его, в соблюдении того, что Я повелеваю вам?» Такое же почтение должно быть и у рабов: их воля должна быть подчинена воле их хозяина, их время и труд должны быть в его распоряжении. 1Пет 2:18: Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Эта обязанность определяется волей Божией и тем положением, в котором поставлен раб согласно Его провидению, а не личным достоинством господина. Если он господин, то раб обязан относиться к нему как к господину. Итак, рабов надо призывать повиноваться своим господам и:

[2] Угождать им во всем, во всем, что относится к их власти или, по крайней мере, не противоречит воле высшего Господина. Мы не должны понимать это как указание о повиновении и угождении в абсолютном смысле, без всякого ограничения, но с условием сохранения Божиих прав, которые ни в коем случае не должны нарушаться. Если повеления Божии и распоряжения господина вступают в противоречие, то нам предписано повиноваться более Богу, нежели человеку. Однако при этом у раба должны быть веские основания, что упомянутое противоречие действительно существует, иначе он подвергнется законному обвинению. Воля Божия должна быть не только мерой подчинения раба, но также и причиной его. Все должно делаться из почтения к Богу, к Его власти, ради угождения Ему, прежде всего и главным образом, Кол 3:22,24. Служащий земному господину по воле Христа служит самому Христу, и будет получать награду от Него. Но как могут рабы во всем угождать господам и в то же время не быть человекоугодниками? Отвечаю. Человекоугодниками, в отрицательном смысле этого слова, являются те, что служат только, или главным образом, в глазах людей, забывая о Боге, или подчиняя Бога человеку; когда воля человека выполняется даже вопреки воле Божией, или угождение человеку предпочитается угождению Богу. Когда довольствуются тем, что угодили земному господину, хотя Богу это неугодно, или когда больше заботятся об угождении человеку, чем Богу, и находят большее удовлетворение в угождении ему, чем в угождении Богу, то это греховное человекоугодничество, которого всем нам следует остерегаться. Еф 6:5−7: «Рабы, повинуйтесь господам (своим) по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимой (только) услужливостью, как человекоугодники (которые ищут только, или главным образом, того, чтобы заслужить благоволения людей и избежать их недовольства), но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не (как) человекам, главным образом не им, но Господу, Кто требует от нас добрых дел и будет награждать за них, будь то рабов или свободных людей». Поэтому заметьте: христианская свобода совместима с гражданским рабством и зависимостью. Люди могут служить человеку и тем не менее быть рабами Христа; одно другому не противоречит, но находится в подчинении, пока служение человеку совершается согласно воле Христа и ради Него. Христос не пришел нарушать или осуждать гражданские порядки и социальные различия. «Рабом ли ты призван, не смущайся... 1Кор 7:21. Пусть не беспокоит тебя твое положение как недостойное христианского звания или твое звание раба как неугодное Богу. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа, свободный не от рабства, но свободный в рабстве, свободный духовно, хотя и не имеющий гражданской свободы. Равно и призванный свободным есть раб Христов; он подчиняется Ему, хотя свободен от гражданского подчинения кому-либо; так что раб или свободный, все вы одно во Христе». Поэтому рабы не должны переживать или смущаться из-за своего рабского положения, но быть радостными и верными в том состоянии, в какое их поставил Бог, стараясь во всем угождать своим господам. Как бы ни было тяжело покоряться безумным Навалам, но надо стремиться к этому, насколько это возможно.

[3] Не прекословить. Не противоречить им и не спорить с ними, не употреблять непочтительных, дерзких слов. Иов жаловался на слуг своих, что он зовет их, а они не отвечают ему. Это вина другого рода: такое молчание есть выражение презрения. Но отвечать смиренным молчанием на выговор или упрек, без всяких самоуверенных и дерзких реплик, значит проявлять почтительность. Когда, сознавая свою вину, пытаются смягчить или оправдать ее, то этим только удваивают ее. Однако это повеление не прекословить вовсе не исключает права на то, чтобы кротким ответом отвратить гнев, если время и обстоятельства позволяют это. Добрый и мудрый господин выслушает и поступит справедливо; но неуместное возражение, или сделанное неподобающим образом, или дерзкое и самоуверенное поведение в тех случаях, когда никакие извинения не могут быть приняты, свидетельствуют об отсутствии смирения и кротости, которые необходимы в такой ситуации.

[4] Не красть, но оказывать всю добрую верность. Честность — это другое очень важное качество доброго раба. Не красть — это значит не употреблять для себя то, что принадлежит хозяину, не расточать имение его, доверенное тебе. Рабы должны быть честными и верными, стараться все делать для своего господина так, как они хотели бы, чтобы делали для них самих (Притч 28:24): Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: «это не грех», тот — сообщник грабителям, он легко может присоединиться к ним. Такой легкомысленный взгляд на присвоение того, что принадлежит родителям или хозяину, ожесточает совесть и толкает на дальнейшие проступки; это является преступлением само по себе и приводит к еще большим. Даже если господин жестокий и скаредный, скудно содержит своих рабов, тем не менее они не должны домогаться своего собственной силой или воровством, но смиряться со своей участью, предавая все в руки Господа, чтобы Он вступился за них и обеспечил их всем необходимым. Не красть, но оказывать всю добрую верность. Они должны не только не воровать и не расточать имение своего господина, но увеличивать его, делать все возможное, чтобы способствовать благоденствию и процветанию своего господина. Тот, кто не увеличивает таланты своего господина, виновен в неверности ему, даже если не расточил их и не потерял. Верность раба состоит в усердном, точном и основательном исполнении всех указаний господина, в хранении его секретов и советов, в управлении его делами, причем с разумной бережливостью и наибольшей выгодой для него, если этого возможно достичь честным, справедливым путем; в хорошем присмотре за доверенным имением, в предотвращении всякой порчи его или повреждения, насколько это в силах раба. Таким путем можно приобрести благословение для самого себя, вместо так часто случающегося разорения. И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? (Лк 16:12). Таковы обязанности рабов, каким Тит должен поучать их. Затем приводится (2) Довод, с помощью которого Тит должен был подтвердить их: ...дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего Бога, то есть своим смиренным, кротким, послушным и верным поведением содействовали доброй репутации Евангелия и святой христианской веры среди внешних. Даже рабы, полагающие, что при своем столь низком положении в обществе они не способны принести никакой славы Христу или послужить украшением Его учению, возвестить о совершенстве Его истины и Его путей, могут, при тщательном исполнении своего долга, содействовать славе Бога и доброй репутации христианской веры. Неверующие господа будут лучше думать о всеми презираемом учении, когда обнаружат, что рабы, исповедующие христианство, лучше, чем остальные их рабы, более послушны и покорны, более честны и верны, более усердны в труде. Истинная религия — это честь для исповедующих ее, и они должны стараться не бесчестить ее, но, наоборот, украшать ее всем, чем они могут. Наш свет должен светить перед людьми так, чтобы они, видя наши добрые дела, могли прославить Отца нашего небесного.

Стихи 11−14. Здесь приводятся основания, или доводы, мотивирующие предыдущие наставления Павла и взятые им из сущности и назначения Евангелия, а также из цели, ради которой умер Христос.

I. Сущность и назначение Евангелия. Все: и молодые и старые, мужчины и женщины, рабы и господа и сам Тит — все без исключения должны исполнять свои взаимные обязанности, ибо истинная цель и задача христианства — учить и воспитывать людей, всех званий и категорий, правильному образу жизни и правильному поведению. Именно ради этой цели:

1. Они находятся в условиях домостроительства благодати Божией, как называется Евангелие в Еф 3:2. Она является благодатью потому, что источник ее — свободный дар, Божие благоволение, независимое от заслуг и достоинств человека; по тому, как это благоволение провозглашается и предлагается, каким замечательным, славным образом; по тому, каким образом она сообщается в сердца верующих и действует в них. Итак, благодать научает и обязывает к благочестию: Итак да не царствует грех в смертном вашем теле... но представьте себя Богу... Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатию, Рим 6:12−14. Любовь Христова обязывает нас жить не для себя, но для Него, 2Кор 5:14−15; если этого нет, то благодать была тщетно принята.

2. Евангельская благодать является спасительной, то есть она открывает и предлагает грешникам и гарантирует верующим спасение — спасение от греха и гнева, от смерти и ада. Поэтому Евангелие называется слово жизни — оно приводит к вере и таким образом к жизни, к жизни святости здесь, на земле, и к жизни блаженства на небе. Закон есть служение смерти, а Евангелие — служение жизни и мира. Поэтому оно должно быть принято как спасительное (его законы надо уразуметь, его постановлениям — подчиняться), чтобы могла быть достигнута его окончательная цель — спасение души. Пренебрежение этой спасительной благодатью Божией теперь более неизвинительно, так как:

3. Она явилась, то есть просияла более ясно и ярко, чем когда-либо прежде. Ветхозаветное домостроительство было относительно темным и завуалированным, а новозаветное — это ясный, сияющий свет. Будучи более ярким, оно более интенсивно рассеивается и распространяется, ибо она явилась всем человекам, не только иудеям, не так, как слава Божия на горе Синай являлась только этому народу, а все остальные не видели ее. Евангельская благодать открыта для каждого, все приглашаются прийти и разделить ее дары, как иудеи, так и язычники. Она провозглашается для всех и без всяких условий: Научите все народы. Проповедуйте всякой твари. Стена рухнула, нет уже никакого отгороженного места, как прежде. Проповедь Иисуса Христа... о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена, и чрез писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере, Рим 14:24−25. Учение о благодати и спасении через Евангелие предназначено для людей всех рангов и положений (для рабов и слуг наравне с господами), поэтому все призываются и обязываются принять его и веровать в него, а также поступать достойно его, быть его украшением.

5. Евангельское откровение научает, и не только путем сообщения знаний и наставлений, как учитель учит учеников, но и посредством предписаний и повелений, подобно тому как властелин устанавливает свои законы для подчиненных. Оно указывает, чего остерегаться и чему следовать, чего избегать и что делать. Евангелие существует не только, и не главным образом, для умозрительных рассуждений, но для практического применения, для правильного упорядочения жизни, ибо оно учит нас:

(1) Отвергнуть грех: ...отвергнувши нечестие и мирские похоти. Отвергнуть их и более не иметь с ними ничего: Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, то есть все греховное тело, описанное здесь словами нечестие и мирские похоти. «Отложите нечестие, всякое неверие, пренебрежение и непочтение к личности Сущего, нелюбовное, неблагоговейное и недоверчиое отношение к Нему, непослушание, неуважение к Его предписаниям и пренебрежение богослужениями, неблагоговейное отношение к имени Его и к Его дню. Итак, отложите нечестие (возненавидьте и отвергните его) и мирские похоти, все плотские порочные желания и привязанности к мирскому, господствующие в мирских людях, — похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую, то есть всякую чувственность и скверну плоти, алчность и тщеславие, искание славы человеческой более, чем славы Божией; отложите все это». Мирской, плотской образ жизни не совместим с небесным призванием. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Они осуществили это при вступлении в завет с Господом, обещав служить Ему и сделав с самого начала решительный практический шаг в этом направлении; они продолжают идти этим путем, все более и более очищая себя от всякой скверны плоти и духа. Итак, благодать Божия прежде всего отучает нас от того, что есть зло, и потом:

(2) Научает тому, что есть добро: Целомудренно, праведно и благочестиво жить в нынешнем веке. Религия не состоит из одних отрицаний, делать добро столь же необходимо, как и удаляться от зла; и то и другое вместе доказывает искренность и служит украшением Евангелию. По отношению к самим себе мы должны поступать целомудренно, управляя своими вожделениями и страстями соблюдая умеренность и воздержание, избегая всяких излишеств; по отношению к людям мы должны поступать праведно, каждому воздавая должное и никого не обижая, но, наоборот, стараясь всем делать добро по мере наших сил и в соответствии с нуждами людей. Это справедливо и праведно, ибо мы рождены не только для самих себя, и поэтому не можем жить только для себя. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого, 1Кор 10:24; 12:25. Общественные интересы, особенно включающие интересы всех, должны всеми уважаться. Эгоизм есть неправедность, он лишает других того участия с нашей стороны, на которое они имеют законное право. Как прекрасно справедливое и праведное поведение! Оно защищает не только частные интересы, но и общие, содействуя всеобщему миру и благоденствию. Поэтому живите и целомудренно, и праведно. По отношению к Богу, в вопросе поклонения и служения Ему, живите благочестиво. Почитание Бога должно пронизывать все наше поведение: Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте во славу Божию, 1Кор 10:31. Наш долг в отношении самих себя, а также и в отношении наших ближних должен выполняться из послушания Его заповедям, с целью угодить Ему и почтить Его, из побуждений святой любви к Нему и благоговения перед Ним. Но существуют и обязанности, непосредственно и прямо относящиеся к Богу: вера в Него, признание Его существования и Его совершенств, поклонение Ему, внутреннее и внешнее, оказание Ему почестей; любовь к Нему, страх перед Ним, упование на Него; зависимость от Него и посвящение самого себя Ему; соблюдение всех церковных обязанностей и установлений, какие Он назначил; молитвы к Нему, прославление Его и размышление о Его слове и о Его делах. Благочестие состоит в том, чтобы обращаться к Богу и приходить к Нему, не непосредственно, но как явившему Себя во Христе, чему учит и чего требует Евангелие. Приходить к Богу каким-то другим путем, например через посредство святых или ангелов, не только не соответствует указаниям Евангелия, но и прямо противоречит им. Мы все получаем от Бога через Сына Его, и все должны воздавать Ему также через Него. Мы должны обращаться к Богу во Христе как предмету наших надежд и нашего поклонения. Итак, мы должны упражняться в благочестии, иначе мы не сможем быть украшением того Евангелия, что учит благочестию и требует его от нас. Жить по Евангелию — это значит жить благочестиво, проявляя любовь к Богу, страх и благоговение перед Ним, уповая на Него, доверяя Ему и живя в зависимости от Него, явившего Себя в Своем Сыне. Обрезание — мы (поистине имеющие то, что знаменовал собой этот обряд), служащие Богу духом, и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся. Смотрите, как мало включает в себя наш долг, он выражается всего лишь несколькими словами: отвергнуть нечестие и мирские похоти и целомудренно, праведно и благочестиво жить в нынешнем веке. Евангелие учит нас не только тому, как правильно верить и надеяться, но и как правильно жить, как подобает имеющим эту веру и надежду в нынешнем веке и ожидающим блаженного упования в другом, лучшем мире. Существуют нынешний мир и мир грядущий; нынешний век — это время и место нашего испытания, и Евангелие учит нас правильно жить в нем однако не как в нашем окончательном состоянии, а взирая, главным образом, на будущее, ибо оно призывает нас во всем:

(3) Искать славы иного мира, приготовлением к которому является целомудренная, праведная и благочестивая жизнь в этом мире: Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Упование — это то, на что мы уповаем (метонимический оборот), то есть небо и его блаженство. Оно называется блаженным упованием, потому что, достигнув его, мы будем совершенно и вечно счастливы. И явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Это означает как время осуществления нашего упования, так и несомненность и величие этого события: это будет второе явление Христа, когда Он придет во славе Своей и Отца и святых Ангелов, Лк 9:26. В Его собственной славе, какую Он имел прежде создания мира, и в славе Отца Своего, будучи образом Его, и как Богочеловек, уполномоченный Им Царь и Судья; и святых ангелов как Его служителей и Его славной свиты. Его первое пришествие было в уничижении, Он приходил, чтобы удовлетворить справедливость Божию и приобрести нам блаженство; Его второе пришествие будет в величии, Он придет, чтобы явить славу Свою и ввести в нее Своих детей. Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение, Евр 9:28. Великий Бог и Спаситель наш Иисус Христос. Имеются в виду не два лица, но одно, как показывает наличие только одного артикля (в англ. тексте. — Прим. переводчика). Христос есть великий Бог, не в символическом смысле, как иногда называются богами судьи, или как действующий от имени Бога и представляющий Его, но в истинном и абсолютном смысле истинный Бог (1Ин 5:20), Бог крепкий (Ис 9:6), Кто, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, Флп 2:6. При Своем втором пришествии Он вознаградит Своих рабов и примет их в Свою славу. Заметьте:

[1] Для всех истинных христиан существует общее блаженное упование в ином мире. Если они только в этой жизни надеются на Христа, то они несчастнее всех человеков, 1Кор 15:19. Под упованием подразумевается предмет упования, то есть сам Христос, называемый нашим упованием, и дарованное в Нем и через Него богатство славного наследия Его для святых (Еф 1:18), откуда оно и получило соответствующее название — блаженное упование.

[2] Цель Евангелия — побудить нас посредством этого блаженного упования к доброй жизни. Препоясавши чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа, 1Пет 1:13. То же самое здесь выражается словами: ...чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования... Не как наемники, а как благодарные и послушные долгу христиане. Какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия! 2Пет 3:11−12. Ожидающим и желающим — это значит усердно готовящимся к нему.

[3] Это блаженное упование христиан осуществится при славном явлении Христа. Слава великого Бога и Спасителя нашего воссияет тогда, как солнце. Хотя при исполнении Своих судейских полномочий Он явится как Сын Человеческий, но в то же время могущественно откроется и как Сын Божий. Его божественная природа, которая была скрыта во время Его земной жизни, воссияет тогда, как солнце, во всей силе своей. Поэтому задача Евангелия состоит в том, чтобы пробудить сердца к ожиданию этого второго явления Христа. Мы возрождены... из мертвых к упованию живому (1Пет 1:3), мы обратились... чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его... 1Фес 1:9−10. Признаком христиан является то, что они ожидают возвращения своего Господина (Лк 12:36), они возлюбили явление Его, 2Тим 4:8. Итак, будем ожидать этого блаженного упования; пусть чресла наши будут препоясаны, и светильники горящи, и сами будем подобны тем, кто ожидает своего Господа; мы не знаем ни дня, ни часа, когда Он придет, но знаем, что Грядущий придет и не умедлит, Евр 10:37.

[4] Огромным утешением и радостью для христиан является то, что их Спаситель — великий Бог и что Он явится во славе при Своем втором пришествии. Сила и любовь, величие и милость явятся тогда вместе во всем своем великолепии, к ужасу и смущению нечестивых и к вечному торжеству и радости благочестивых. Если бы Он был не великим Богом, а простым творением, то не мог бы быть ни их Спасителем, ни их упованием. Таковы доводы, взятые из сущности и назначении Евангелия и приведенные с целью усиления наставлений, относящихся к различным взаимным обязанностям христиан.

II. Цель смерти Христа: Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам, ст. 14. Привести нас к святости и блаженству — вот в чем заключалась цель смерти Христа, а также и Его учения.

1. Приобретший для нас спасение есть Иисус Христос, великий Бог и Спаситель наш, спасший нас не только как Бог, еще менее как человек, но как Богочеловек, имеющий две природы в одной личности: человеческую, чтобы подчиниться, пострадать и умереть за человека, чтобы иметь дело с человеком и вместо человека; и божественную, чтобы она могла быть опорой для человеческой природы, чтобы сделать действительным и эффективным Его дело, чтобы были должным образом приняты в расчет как права и честь Божества, так и благо Его творения, чтобы привести последнее к участию в Его славе.

2. Цена нашего искупления: Он дал себя за нас. Отец отдал Его, но и Он Сам отдал Себя; добровольность жертвы Христа, а также ее величие сделали ее благоугодной Богу и достойной. Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее; никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее, Ин 10:17−18. Также Ин 17:19: «И за них Я посвящаю Себя, то есть отдаю Себя на это дело, чтобы быть как священником, так и жертвой Богу за грехи людей». Человеческая природа была жертвой, а божественная — жертвенником, освящающим дар, а все вместе действием личности. Он предал Себя для искупления всех, 1Тим 2:6. Он был священником и жертвой одновременно. Мы искуплены не серебром или золотом, но драгоценною Кровию Христа (1Пет 1:18−19), названной Кровию... Господа и Бога (Деян 20:28), то есть Того, Кто есть Бог.

3. За кого Христос умер: за нас, бедных погибших грешников, ушедших от Бога и восставших против Него. Он отдал Себя за нас, не только ради нашего блага, но и вместо нас. Мессия был распят не за Себя, но за нас. Он пострадал за грехи наши, праведник за неправедных... чтобы привести нас к Богу, 1Пет 3:18. Ибо не знавшего греха Он сделал жертвою за нас, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом, 2Кор 5:21. Какая удивительная милость и благодать! Он возлюбил нас и отдал Себя за нас; мы не можем воздать за это ничем меньшим, как любовью к Нему и отдачей себя Ему. Особенно учитывая при этом:

4. С какой целью Христос отдал Себя за нас.

(1) Чтобы избавить нас от всякого беззакония. Эта цель относится к первой части наставления — отвергнувши нечестие и мирские похоти. Христос отдал Себя, чтобы избавить нас от них, поэтому отвергнем их. Любить грех и жить в грехе — это значит попирать ногами искупительную кровь, пренебрегать и отвергать один из величайших плодов ее и действовать вопреки ее назначению. Но как могла одна жертва Христа искупить нас от всякого беззакония? Отвечаю: благодаря безграничному достоинству Его личности. Тот, Кто был Богом, страдал, хотя и не как Бог. Действия и свойства любой природы приписываются личности. Бог искупил Свою церковь Своею собственной Кровью, Деян 20:28. Выкуп был сделан однажды и навсегда и нет необходимости еще страдать. Простое творение не могло бы сделать этого в силу ограниченности своей природы, а Богочеловек мог. Великий Бог и Спаситель наш Иисус Христос дал Себя за нас; этого достаточно. Одним приношением Он навсегда сделал совершенными освящаемых, Евр 9:25−26; 10:14. Ему не нужно было многократно приносить Себя в жертву, смерть не могла удержать Его после того, как Он однажды победил ее. Как блаженны цель и плод смерти Христа — избавление от всякого беззакония! Христос умер ради этого, а также ради того:

(2) Чтобы очистить Себе народ особенный. Это соответствует второй части наставления — целомудренно, праведно и благочестиво жить в нынешнем веке. Христос умер, чтобы не только простить, но и очистить — чтобы мы получили благодать, не только освобождающую нас от вины и осуждения, но и исцеляющую нашу природу. Он отдал Себя за Свою церковь, чтобы очистить ее. Таким образом, посредством очищения Он готовит Себе народ особенный. Таким образом они отделяются от мира, что лежит во зле; они рождены от Бога, они уподобляются Ему, отражают Его образ, они святы, как свят их небесный Отец. Заметьте: искупление от греха и освящение человеческой природы идут параллельно и вместе создают особенный народ для Бога: освобожденный от вины и осуждения, освобожденный от господства похотей, освященный посредством Духа Святого. Это род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел.

И (3) Ревностный к добрым делам. Этот особый народ, ставший таким в результате очищающего действия благодати, должен доказать свою особенность добрыми делами и ревностью в них. Заметьте: Евангелие не учит распущенности, но святой и добродетельной жизни. Мы избавлены от нашей суетной жизни, чтобы служить Богу в святости и правде во все дни жизни нашей. Поэтому будем заботиться о том, чтобы делать доброе и быть ревностными в этом; чтобы это усердие было рассудительным и вдохновлялось любовью, чтобы оно имело целью славу Божию и всякое благо. Таковы доводы в пользу указанных обязанностей, взятые из рассмотрения цели смерти Христа.

Стих 15. Апостол заканчивает эту главу (как и начинал ее) обращением к Титу, содержащим указания общего характера: относительно того, чему и как должен учить служитель, а также наставление, касающееся лично Тита.

I. Чему должен учить служитель: Сие говори, то есть то, о чем упоминалось выше, — не иудейские басни и предания, но истины Евангелия и его требования относительно отвержения зла и целомудренной, праведной и благочестивой жизни в нынешнем веке. Заметьте: служители в своей проповеди должны строго держаться слова Божьего. Говорит ли кто, говори как слова Божии... 1Пет 4:11, а не изобретения и вымыслы своего ума.

II. Как он должен учить: Говори, увещевай и обличай со всякою властью. 2Тим 3:16: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, то есть для преподавания здравого учения, для обличения в грехе и исправления ошибок, для обновления жизни, для достижения праведной и добродетельной жизни; да будет совершен Божий человек (христианин или служитель) и ко всякому доброму делу приготовлен, то есть к делу, какое он должен делать сам или какому должен научить других. «Сие говори, или учи; не упускай возвещать всю волю Божию». Говори о великих и важных истинах Евангелия и об обязанностях, какие оно возлагает, особенно об указанных выше; говори, увещевай и обличай, убеждай со всею ревностью. Служители не должны преподавать небесные истины и уставы с равнодушным и холодным сердцем, но должны увещевать людей со всей ревностью, подобающей природе и важности этих истин. Они должны призывать людей разуметь слово и усваивать его, быть не слушателями только забывчивыми, обманывающими самих себя, но исполнителями дела, блаженными в своем действовании. И обличай. Обличай и укоряй тех, которые противятся истине или пренебрегают ею, не принимают ее как должно или подавляют ее неправдой, которые слушают, но не принимают истину с должной верой и с должным послушанием, как умом, так и сердцем, которые живут не по истине, обнаруживая упорство и непокорность, и неспособны ни к какому доброму делу. Обличай со всякою властью как действующий от имени Бога и вооруженный Его полномочиями наказывать и угрожать, что всякий, кто легкомысленно отнесется к его обличениям, сделает это к своей погибели. Служители — это глашатаи у ворот.

III. Наставление, касающееся лично самого Тита: «Чтобы никто не пренебрегал тебя, то есть не давай никакого повода к этому, не оставляй этого без порицания, учитывая, что пренебрегающий тобою пренебрегает не человеком, но Богом». Или: «Сие говори и увещевай, доводи сие до сознания каждого, чтобы они были встревожены, смело и правдиво обличай грех, тщательно наблюдай за собой и своим поведением, и тогда никто не будет пренебрегать тобой». Самый верный путь избежать пренебрежения к себе это строго держаться учения Христа и подражать Его примеру, правильно проповедовать и жить и исполнять свой долг с благоразумием и мужеством. Это будет лучше всего оберегать как репутацию служителя, так и его собственное спокойствие.

Возможно также, что это предостережение предназначено для народа хотя Тит и молод и является лишь заместителем апостола, тем не менее они должны относиться к нему не с пренебрежением, но с уважением, как к верному служителю Христову, ободряя и поддерживая его в труде и служении. «Просим же вас, братья, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их... 1Фес 5:12−13. Внимайте их учению, уважайте их, поддерживайте их в исполнении ими своих функций, содействуйте, насколько в ваших силах, их стараниям во славу Божию и ради спасения душ».

толкование Мэтью Генри на послание к Титу, 2 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.