Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


2-е Фессалоникийцам | 3 глава

Толкование Мэтью Генри


В заключение предыдущей главы апостол искренно молился о фессалоникийцах, а теперь просит их, чтобы они молились о нем; ободряет их, чтобы они уповали на Бога, и добавляет еще некоторые прошения за них, ст. 1−5. Затем он дает повеления и указания с целью исправления имевшихся среди них беспорядков, о которых он был извещен (ст. 6−15), и заканчивает послание благословением и молитвой, ст. 16−18.

Стихи 1−5. В этих словах заметьте:

I. Апостол желает, чтобы его друзья молились о нем: Итак молитесь за нас, братия... ст. 1. Он всегда вспоминал их в своих молитвах и хочет, чтобы и они не забывали о нем и его сотрудниках, чтобы приносили их в своих сердцах к престолу благодати.

1. Это единственный способ, посредством которого общение святых поддерживается и тогда, когда они разлучены друг с другом и не могут молиться вместе. Будучи разделены большими расстояниями, они все-таки могут встречаться у престола благодати и, не имея других возможностей, могут таким путем получать сами и оказывать другим самую реальную и очень большую помощь.

2. Народ Божий обязан молиться за служителей, и не только за своих пасторов, но и за всех верных служителей.

3. Служители нуждаются в молитвах народа Божьего, поэтому должны просить их об этом. Как замечательно смирение этого великого апостола, и как оно обязывает к подражанию: он был таким сильным в своих молитвах, и тем не менее не пренебрегает молитвами самых слабых христиан, но желает их. Заметьте, далее, о чем апостол желает и указывает фессалоникийцам молиться:

(1) О6 успехе евангельского служения: ...чтобы слово Господне распространялось и прославлялось... ст. 1. Апостол заботился более всего о великих вещах. Он больше ревновал о том, чтобы имя Божие святилось, чтобы Царство Его прогрессировало, чтобы воля Его творилась, чем о своем насущном хлебе. Он хотел, чтобы слово Господне распространялось, имело успех, чтобы дело Божие в мире двигалось вперед, а не назад, и не только вперед, но и вширь. Все силы ада поднимались тогда и поднимаются теперь, чтобы воспрепятствовать слову Господню, его распространению и успеху. Поэтому мы должны молиться, чтобы это сопротивление было сломлено, чтобы Евангелие могло иметь свободный доступ к ушам, сердцам и совести людей, чтобы оно прославилось в обращении грешников, в поражении злословящих его и в святом поведении святых. Бог, прославивший и возвеличивший Свой закон, прославит и возвеличит Евангелие и через это прославит Свое собственное имя. Что же касается добрых служителей и добрых христиан, то они должны довольствоваться быть малыми, самыми наименьшими, быть ничем, лишь бы возвеличился Христос и прославилось Его Евангелие. Павел находился в то время в Афинах, или, как думают некоторые, в Коринфе, и желал, чтобы фессалоникийцы молились о нем, чтобы он имел такой же успех там, какой был у него в Фессалонике, чтобы и другим было так же хорошо, как и им.

(2) О безопасности евангельских служителей. Он просит, чтобы они молились не о возвышении, а о сохранности их: ...чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей... ст. 2. Те, что являются врагами проповеди Евангелия и гонителями проповедующих его, суть люди безрассудные и лукавые. Они действуют против всех правил и законов разума и религии, они виновны как в самом большом безрассудстве, так и в нечестии. Величайшее безрассудство мира, равно как и нечестие его проявляется не только в принципах атеизма и неверия, но также в порочной и безнравственной практике жизни, и особенно в преследованиях. Благочестивые и верные служители нуждаются в духовной защите и поддержке, ибо они подобны знаменосцам, принимающим на себя самый большой удар. Поэтому все, кто желает успеха делу Христову в этом мире, должны молиться о служителях. Ибо не во всех вера. Многие не верят Евангелию, не принимают его, и поэтому неудивительно, что они так неотступно и с такой злобой стараются противодействовать ему, порицать служение и бесчестить служителей слова. Многие лишены элементарной честности, и нет уверенности, что можно быть в безопасности среди них. Поэтому мы должны молиться, чтобы Бог избавил нас от людей, не имеющих ни совести, ни чести и не думающих о том, что они говорят или делают. Мы можем быть иногда в большей или меньшей опасности от ложных и притворных друзей, как и от открытых и заклятых врагов.

II. Он побуждает их уповать на Бога. Мы должны не только просить у Бога благодати Его, но также уповать на нее, быть уверенными в ней, и смиренно ожидать того, о чем просим.

1. Блага, каких мы можем ожидать от благодати Божией, — утверждение и защита от лукавого. Самые лучшие христиане нуждаются в этих благах:

(1) В том, чтобы Бог утвердил их. Апостол уже молился об этой благодати для них (2:17), а теперь ободряет их, чтобы они ожидали ее. Мы можем стоять только до тех пор, пока Бог держит нас, если Он не охраняет нас на Его путях, то наши ноги спотыкаются, и мы падаем.

(2) В том, чтобы Бог сохранил их от лукавого (англ. от зла. — Прим. переводчика). Мы так же нуждаемся в том, чтобы благодать Божия хранила нас до конца, как нуждались в том, чтобы она начала в нас свое доброе дело. Зло, содержащееся в грехе, есть величайшее зло но существуют еще другие виды зла, от которых Бог также охраняет святых Своих для Своего небесного царства, — от зла, которое в мире, и от всякого зла.

2. Что ободряет нас уповать на Божию благодать: ...верен Господь. Он верен Своим обещаниям, Он есть Господь, Который не может солгать и не изменяет тому, что вышло некогда из Его уст. Если Он дал когда-то обещание, то оно обязательно исполнится. Он верен Своим отношениям с нами, Он верный Бог и верный друг, и мы можем уповать на Него, что Он будет верен всем отношениям, какие заключил со Своим народом. Будем же заботиться о том, чтобы и нам быть истинными и верными в своих обещаниях и в отношениях, какие мы имеем с этим верным Богом. Он добавляет:

3. Другое основание для надежды, что Бог утвердит и сохранит их, а именно: что они исполняли и будут исполнять повеленное им, ст. 4. Апостол имел эту уверенность в них, и она основывалась на его уверенности в Боге ибо иначе в человеке нельзя быть уверенным. Послушание их описывается как исполнение того, что им повелевали он и его сотрудники, а это было не что иное, как заповеди Господа; ибо апостолы не имели никакого иного поручения, кроме того, чтобы учить людей соблюдать все, что Господь повелел, Мф 28:20. На опыте их послушания в прошлом апостол обосновывает свою уверенность в том, что они будут исполнять повеленное им и в будущем, так как есть только одно основание для надежды: И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним, 1Ин 3:22.

III. Павел возносит краткую молитву за них, ст. 5. Это молитва о духовном благословении. Апостол молится о двух вещах величайшей важности:

1. Чтобы сердца их были управлены в любовь Божию, то есть в любовь к Богу как к самому совершенному и прекрасному Существу, превосходящему все другие существа. Любить Бога — это не только самое разумное и необходимое условие нашего счастья, но это само счастье. Это составляет главную часть блаженства неба, где наша любовь достигнет совершенства. Мы никогда не сможем достичь этой любви, если Бог Своей благодатью не управит наши сердца, ибо наша любовь склонна прилепляться к другим вещам. Заметьте: мы причиняем сами себе большой вред, когда любим недостойных любви; это наш грех и наше несчастье, что мы склонны любить дурных людей. Когда Бог управляет наше сердце в любовь к Себе, тогда от других привязанностей надо очиститься.

2. Чтобы любовь к Богу была соединена с терпением Христовым. Без веры в Иисуса Христа не существует истинной любви к Богу. Мы должны ожидать Христа, а это возможно лишь при наличии веры в Него, в то, что Он приходил некогда во плоти и придет опять в славе. Мы должны ожидать второго пришествия Христа и стараться быть готовыми к нему. Ожидать надо с терпением, мужественно и стойко перенося все, что встречается нам на земном пути. Мы нуждаемся в терпении, и нуждаемся в божественной благодати, чтобы иметь христианское терпение, терпение Христово, то есть терпение ради Христа и по примеру Христа.

Стихи 6−15. Похвалив фессалоникийцев за их послушание в прошлом и выразив свою надежду на их послушание в будущем, апостол переходит теперь к наставлениям и указаниям относительно тех, кто поступал неправильно, чтобы устранить имевшиеся среди них беспорядки. Заметьте: даже в самой лучшей христианской общине могут быть плохие люди и могут случаться беспорядки, требующие исправления. По эту сторону неба совершенства не найти, однако плохие нравы приводят иногда к введению добрых законов. Существовавшие среди фессалоникийцев беспорядки, о которых стало известно апостолу, послужили поводом для добрых законов, которые мы находим в этих стихах; они остаются полезными и для нас, и для всех, кого они касаются.

I. Нарушения, имевшие место среди фессалоникийцев.

1. В общем, там были поступающие бесчинно, не по преданию, которое они приняли от апостола, ст. 6. Некоторые из братьев были виновны в бесчинном поведении: они жили беспорядочно, не по правилам христианства, не в соответствии со своим исповеданием христианской веры, не по предписаниям, переданным апостолом, которые они приняли и притязали на уважение их. Заметьте: кто принял Евангелие и исповедует свою покорность ему, должен и жить по Евангелию. Если же этого нет, то такого следует считать поступающим бесчинно.

2. В частности, среди них были такие, которые ничего не делали, а суетились, ст. 11. Апостол был так хорошо осведомлен об этом, что имел достаточно оснований, для того чтобы дать повеления и указания относительно таковых — как они должны себя вести и как следует церкви поступить с ними.

(1) Среди них были праздные люди, которые ничего не делали, не трудились. Это не означает, что они были пьяницами и чревоугодниками, но они были ленивыми, а потому бесчинными людьми. Никто не может оправдаться тем, что не делает никакого зла, каждый человек обязан делать добро в тех обстоятельствах и среди тех людей, где провидение поставило его. Возможно, эти люди придерживались неверных понятий относительно близости пришествия Христова (на основании неправильного понимания некоторых отрывков из первого послания), и это послужило для них поводом к тому, чтобы оставить свою работу и жить в праздности. Заметьте: использовать религию для прикрытия праздности или какого-либо другого греха означает оскорблять ее и впадать в грубое заблуждение. Если мы уверены, что день Господень близок, то должны невзирая на это исполнять свои повседневные обязанности, чтобы, когда Господь придет, Он мог найти нас трудящимися. Раб, ожидающий пришествия своего Господа, должен трудиться так, как Он повелел, чтобы быть готовым, когда Он придет. Или, может быть, эти бесчинные люди воображали, будто дарованная им во Христе свобода означала освобождение от трудовых обязанностей и занятий, связанных с их званием в этом мире, тогда как слово Божие призывает: Каждый оставайся в том звании, в котором призван, 1Кор 7:20. Быть усердным в нашем частном звании гражданина есть долг, требуемый от нас общим званием христианина. Или же, возможно, общая благотворительность бедным братьям, что существовала среди христиан в те времена, давала повод для некоторых жить в праздности, в расчете на материальную поддержку церкви. Какова бы ни была причина их праздности, но они заслуживали порицания.

(2) Были также среди них суетливые люди. Как следует из контекста, те же самые праздные люди были и суетливыми. Кажется, в этом есть некоторое противоречие, но в действительности так и бывает обычно: люди, не занимающиеся своим собственным делом или пренебрегающие им, склонны вмешиваться в чужие дела. Если мы праздны, то сатана и наше собственное развращенное сердце быстро найдут, чем нас занять. Человеческий ум необыкновенно деятелен, и если он не занят добрыми делами, то будет изобретать злые. Заметьте: суетливые люди — это люди, поступающие бесчинно, они склонны к пустому любопытству, любят вмешиваться в то, что их не касается, сами волнуются и возбуждают других волноваться по поводу чужих дел. Апостол предупреждал Тимофея (1Тим 5:13): При том же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.

II. Добрые законы, поводом для которых послужили эти плохие нравы. Заметим следующее:

1. Чьи это были законы: это были повеления апостолов нашего Господа, данные во имя их и нашего Господа, то есть были повелениями Самого Господа. Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа... ст. 6. И еще: Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом... ст. 12. Апостол говорит с властью и в то же время с мольбой: там, где надо устранить или предотвратить беспорядки, необходимо применять то и другое. Власть Христа внушает нам благоговение и послушание, а Его благодать и благость привлекает нас к Нему.

2. В чем состояли эти добрые законы и правила. Апостол дает указания всей церкви, повеления — бесчинным и наставления тем, кто хорошо себя вел.

(1) Его повеления и указания всей церкви.

[1] Как им следует обращаться с тем, кто поступает бесчинно (ст. 6): ...удаляться от такового, а затем иметь его на замечании и не сообщаться с ним, чтобы устыдить его, но не считать его за врага, а вразумлять, как брата. Мы должны тщательно соблюдать указания апостола относительно обращения с бесчинными братьями. При наложении церковных взысканий надо проявлять осторожность. Во-первых, того, кто подозревается или обвиняется в непослушании слову Божьему, поступающего вопреки ему, следует взять на замечание, то есть надо иметь достаточно доказательств его виновности, прежде чем предпринимать дальнейшие меры. Во-вторых, необходимо в дружеской форме увещевать его, указывая ему на его грех и напоминая о его христианском долге. Это должно быть сделано в частном порядке, Мф 18:15. Если же он не послушает, тогда, в-третьих, надо удалиться от него и не общаться с ним, то есть не поддерживать близких отношений и христианского общения с таковым. Это необходимо по двум причинам, а именно: чтобы нам не научиться его плохим путям, ибо кто поддерживает контакт с пустыми и праздными людьми, тот и сам рискует уподобиться им. Другая причина состоит том, чтобы устыдить и таким образом исправить согрешивших: чтобы праздные и суетливые люди, увидев, что их распущенное поведение вызывает отвращение у всех мудрых и добрых людей, могли устыдиться и начать вести себя более порядочно. Побудительным мотивом нашего удаления от согрешившего брата должна быть любовь к нему, хотя в то же время мы должны испытывать ненависть к его пороку; даже на того, кому церковь вынесла порицание, не следует смотреть как на врага (ст. 15), ибо если это порицание исправит его, то его честь и утешение могут быть восстановлены, а также его право на церковные привилегии как брата.

[2] Каким должно быть их общее поведение. Оно должно соответствовать примеру, какой оставили им апостол и бывшие с ним: Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам... ст. 7. Те, что насаждали веру среди них, оставили им добрый пример; служители и должны быть примером для стада. Долг же христиан состоит в том, чтобы поступать не только по преданиям апостолов и по учению, проповеданному ими, но также и по примеру, какой они оставили им, подражать им так, как они подражали Христу. В качестве конкретного доброго примера апостол приводит их трудолюбие, которое было так отлично от поведения бесчинных: «Мы не бесчинствовали у вас (ст. 7), мы не проводили свое время праздно, в праздных визитах, в праздных разговорах, в праздных занятиях». Они усердно трудились в своем служении, в проповеди Евангелия, а также и в добывании средств к существованию (ст. 8): ...ни у кого не ели хлеба даром... Павел справедливо мог бы потребовать материальной поддержки от церкви, так как проповедующий Евангелие имеет право жить от проповеди. Это справедливый долг народа Божьего перед своими служителями, и апостол имел власть, или авторитет потребовать его исполнения (ст. 9), но он отказался от своего права из любви к ним и ради Евангелия, чтобы быть примером для их подражания ему (ст. 9), чтобы они могли научиться, как заполнять свое время, как использовать его на то, что заслуживает одобрения.

(2) Тем, кто жил праздно, Павел повелевает исправить свое поведение и заниматься своим делом. Когда он был среди них, то дал им указания по этому вопросу, а также оставил добрый пример: Ибо, когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь, ст. 10. У иудеев была такая поговорка: Кто не трудится, тот не заслуживает еды. Трудящийся достоин пропитания, но чего достоин бездельник? Такова воля Божия, чтобы каждый человек имел какую-то профессию, был прилежным в ней и трудолюбивым; никто не должен жить, как бесполезные трутни. Таковые поступают из внутреннего стремления уничтожить приговор: В поте лица твоего будешь есть хлеб твой. Это не просто желание апостола, который сам был деятельным человеком и поэтому хотел, чтобы и другие были такими же; это была заповедь Господа Иисуса Христа, чтобы мы, работая в безмолвии, ели свой хлеб, ст. 12. Люди обязаны тем или иным образом зарабатывать себе на жизнь, иначе они едят не свой хлеб. Заметьте: труд противопоставляется праздности, и безмолвие — суетливости, то есть вмешательству в чужие дела. Мы должны стараться быть тихими и делать свое дело. Это превосходное, но редкое сочетание — быть деятельным и в то же время молчаливым, деятельным в своем собственном деле, но молчаливым в отношении чужих дел.

(3) Он увещевает тех, кто делает добро, не унывать, ст. 13. Он как бы хочет сказать им: «Продолжайте и преуспевайте. Господь с вами, когда вы с Ним. Смотрите, чтобы вам пребыть в том, что вы делаете, то есть в добрых делах. Держитесь своего пути, и держитесь его до конца. Никогда не следует оставлять своего дела, оно никогда не должно надоедать вам. Когда вы придете на небо, у вас будет достаточно времени для отдыха, ибо для народа Божия еще остается субботство».

Стихи 16−18. В заключении к посланию содержатся благословение и молитва апостола за фессалоникийцев. Пожелаем себе и своим друзьям тех же благословений. Апостол объявляет, или желает им три благословения:

I. Чтобы Бог даровал им мир. Заметим:

1. Мир — это такое благословение, которое можно объявить или пожелать. Под миром мы можем понимать всякое благоденствие. В данном случае под ним понимается мир с Богом, мир души и совести, мир между собой и со всеми людьми.

2. Этот мир Павел желает им иметь всегда, чтобы они всегда имели все блага.

3. Мир во всем (англ. всеми средствами. — Прим. переводчика), чтобы как они пользуются всеми средствами благодати, так могли бы с успехом употреблять все средства и методы мира. Ибо мир нередко достигается с трудом, хотя всегда является желанным.

4. Чтобы Сам Господь дал им этот мир, так как Он есть Господь мира. Если мы имеем какой-то мир, то его дал нам Бог, Творец мира и согласия. Мы никогда не сможем достичь мира ни внутри себя, ни мира со своими ближними, если Бог мира не даст нам того и другого.

II. Чтобы присутствие Божие было с ними: Господь со всеми вами! Ничего больше нам не нужно, для того чтобы быть счастливыми и спокойными, ничего лучшего мы не можем пожелать ни себе, ни своим друзьям, чем благословенного присутствия Господа с нами и с ними. Оно будет направлять и охранять нас на всех путях, какими мы пойдем, и будет нашим утешением во всех обстоятельствах, в каких мы окажемся. Именно присутствие Божие делает небо небом, а землю — подобием его. Если Бог с нами, то не важно, где мы находимся; не имеет значения, что кого-то нет с нами, если Он с нами пребывает.

III. Чтобы благодать Господа нашего Иисуса Христа была с ними. Так апостол закончил и свое первое послание к Фессалоникийцам. Только благодаря благодати нашего Господа Иисуса Христа мы можем надеяться иметь мир с Богом и наслаждаться Его присутствием, потому что именно Он сделал далеких от Бога близкими Ему. Именно эта благодать, которая есть все во всем, может сделать нас счастливыми. Этой благодатью апостол восхищается и прославляет ее по всякому поводу, в ней он находит свое наслаждение и упование. Закончив этим благословением, или приветствием, написанным его собственной рукой, что было знаком, отличающим все его послания (в то время как остальное было написано секретарем), он позаботился о том, чтобы церкви, которым он писал, не были обмануты поддельными посланиями, что могло привести, как он знал, к опасным последствиям.

Будем благодарны за то, что, благодаря замечательному, особому попечению Провидения, мы имеем канон Священного Писания сохраненным в чистом и неповрежденном виде по истечении ряда веков, и не дерзнем что-либо добавить к нему или отнять от него. Будем верить в божественное происхождение Священных Писаний и сообразовывать нашу веру и жизнь с ними, как единственным и достаточным правилом, так как они могут умудрить нас во спасение верою в Иисуса Христа.

толкование Мэтью Генри на 2-е послание Фессалоникийцам, 3 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.