I. Апостол призывает нас прилепляться своими сердцами к небу и удаляться от мира, ст. 1−4.
II. Призывает умерщвлять грех в различных его проявлениях, ст. 5−11.
III. Усиленно побуждает к взаимной любви и состраданию, ст. 12−17. Заканчивает наставлениями о взаимных обязанностях жен и мужей, детей и родителей, рабов и господ, ст. 18−25.
Стихи 1−4. В предыдущей части послания апостол говорил о наших привилегиях во Христе Иисусе и о нашем освобождении от ига обрядового закона; теперь же он призывает нас к обязанностям, вытекающим из этих привилегий. Хотя мы и освобождены от соблюдения обрядового закона, однако из этого вовсе не следует, что мы можем жить, как нам вздумается. Мы должны ходить в более тесном общении с Богом, в полном послушании Евангелию. Он начинает с призыва прилепиться своими сердцами к небу и оторваться от мира: Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего... Это наша привилегия, что мы воскресли со Христом, то есть имеем пользу от Его воскресения — посредством нашего союза и общения с Ним получаем оправдание, освящение и некогда будем прославлены. Отсюда Павел делает вывод, что мы должны искать горнего. Мы должны помышлять более о горнем мире, чем о земном. Небеса должны стать целью и предметом наших стремлений; прежде всего мы должны искать благоволения Божьего, поддерживать общение с горним миром посредством веры, надежды и любви и постоянно заботиться о том, чтобы хранить себя достойными будущего небесного блаженства. Основанием для этого является то, что Христос сидит одесную Бога. Наш лучший Друг и Глава достиг высшего достоинства и чести на небесах, Он ушел туда прежде нас, чтобы приготовить нам небесное блаженство, поэтому нам следует искать и достигать того, что Он приобрел для нас такой дорогой ценой и о чем прилагает столько попечения. Мы должны жить жизнью, какой Он жил здесь, на земле, и теперь живет на небе, в соответствии с нашими способностями.
I. Павел разъясняет, в чем состоит этот долг (ст. 2): О горнем помышляйте, а не о земном (англ. привязывайтесь к горнему, а не к земному. Прим. переводчика). Заметьте: Искать горнего — это значит быть привязанным к нему, любить его и устремлять свои желания к нему. На крыльях любви сердце парит вверх, уносясь к духовным, божественным предметам. Мы должны постигать их, ценить выше всего другого и готовить себя к наслаждению ими. Давид доказал свою любовь к дому Божию тем, что усердно искал его и делал приготовления для него, Пс 26:4. Искать горнего — это значит помышлять о духовном (Рим 8:6) и стремиться к лучшему, то есть к небесному, Евр 11:14,16. Земное здесь представлено как противостоящее горнему. Мы не должны сосредоточивать свое внимание на земных вещах, не должны ожидать слишком многого от них, чтобы сохранять свою привязанность к небесному, ибо небо и земля противоположны друг другу, и приверженность к одному несовместима с приверженностью к другому; преобладание любви к одному пропорционально ослаблению и угашению любви к другому.
II. Он приводит три причины, почему мы должны так поступать, ст. 3−4.
1. Потому что мы умерли, то есть умерли для настоящего века, наш удел не в этой жизни. Так мы исповедуем и такое приняли обязательство, ибо мы погребены со Христом, соединены с Ним подобием смерти Его. Каждый христианин распят для мира, и мир распят для него, Гал 6:14. Если же мы умерли для земного и отказались от земного счастья, то как абсурдно привязываться и стремиться к нему. Мы должны быть как мертвые для него, не реагировать на него, быть равнодушными, нечувствительными к нему.
2. Потому что наша истинная жизнь находится в ином мире: Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге, ст. 3. Оттуда получает новый человек свои средства к существованию. Он родился свыше и свыше питается; совершенство его жизни будет достигнуто только там. Она сокрыта со Христом, сокрыта не от нас, в смысле таинственности ее, но сокрыта для нас, в смысле ее сохранности. Жизнь христианина сокрыта со Христом. Ибо Я живу, и вы будете жить, Ин 14:19. Христос в настоящее время является сокровенным, мы Его не видим, но мы имеем утешение в том, что наша жизнь сокрыта с Ним и поэтому находится в безопасности. Как мы можем любить Того, Которого не видим, (1Пет 1:8), так можем и радоваться о невидимом наследстве, хранящемся на небесах для нас.
3. Потому что мы надеемся, что при втором пришествии Христа будем иметь совершенное блаженство. Если мы живем в этом мире жизнью христианской чистоты и полного посвящения Богу, то когда явится Христос, жизнь наша, тогда и мы явимся с Ним во славе, ст. 4. Заметьте:
(1) Христос есть жизнь верующего человека. И уже не я живу, но живет во мне Христос, Гал 2:20. Он — источник жизни христианина и ее цель. Он живет в нас Духом Святым и мы живем для Него во всем, что делаем: Для меня жизнь — Христос... Флп 1:21.
(2) Христос явится еще раз. Сейчас Он сокрыт, и небеса должны содержать Его; но Он явится во всем великолепии горнего мира, со Своими святыми ангелами, и в Своей славе и во славе Своего Отца, Мк 8:38; Лк 9:26.
(3) Тогда и мы явимся с Ним во славе. Для Него будет славой иметь рядом с Собой Своих искупленных; Он придет прославиться в святых Своих (2Фес 1:10), а для них будет славой явиться вместе с Ним и пребывать с Ним навеки. При втором пришествии Христа будет великое собрание всех святых; те, жизнь которых сейчас сокрыта со Христом, явятся тогда с Ним в той самой славе, какую Он Сам будет иметь, Ин 17:24. Ожидаем ли мы этого блаженства? Не должны ли мы стремиться к тому миру и жить выше этого мира? Чего там недостает, что могло бы привязать наши сердца к нему? Там наша Глава, там наш дом и там наше сокровище, и мы тоже надеемся быть там вечно.
Стихи 5−7. Апостол призывает колоссян умерщвлять грех, потому что он является большим препятствием для искания горнего. Так как наш долг состоит в том, чтобы помышлять о небесном, то это налагает на нас и другой долг — умерщвлять земные члены наши, которые, естественно, склоняют нас к мирскому: «Умерщвляйте их, то есть подавляйте порочные наклонности, господствовавшие в вашем прежнем языческом состоянии. Уничтожайте, подавляйте их, как вы делаете с сорняками или вредителями, которые распространяются и губят все вокруг себя, или как вы убиваете врага, сражающегося против вас и наносящего вам раны». Земные члены ваши: либо члены тела, которые, составляя земную часть нашего существа, были образованы во глубине утробы (англ. в глубинах земли. — Прим. переводчика), Пс 118:15; либо порочные наклонности души, влекущие нас к земному, члены тела смерти, Рим 7:24. Апостол перечисляет:
I. Похоти плоти, какими так славились колоссяне в прошлом: блуд, нечистота, страсть, злая похоть — различные проявления низменных страстей и скверн плоти, которым они предавались в своей прежней жизни, но которые совершенно несовместимы с положением христианина и его надеждами на небо.
II. Любовь к этому миру: любостяжание, которое есть идолослужение, то есть неумеренная любовь к земным благам и временным наслаждениям, которая проистекает из чрезмерно высокой оценки их и побуждает слишком усердно искать их, препятствует правильно пользоваться и наслаждаться ими и вызывает много волнений, страхов и неумеренной печали о потере их. Заметьте: любостяжание — это духовное идолослужение, когда благам этого мира оказываются та любовь и то уважение, каких достоин только один Бог; оно несет в себе гораздо больше опасности и гораздо более раздражает Бога, чем мы обычно представляем себе это. Очень примечателен тот факт, что среди всех описанных в Священном Писании случаев согрешения добродетельных мужей нет ни одного случая во всем Писании, чтобы кто-нибудь из них был повинен в любостяжании (и едва ли кто-нибудь из них впадал в этот грех в тот или иной период своей жизни). Апостол показывает, почему так необходимо умерщвлять грехи, ст. 6−7.
1. Потому что, если мы не убьем их, то они убьют нас: За которые гнев Божий грядет на сынов противления, ст. 6. Обратите внимание, кем являемся все мы, в той или иной степени, по своей природе: сынами противления, не просто непослушными детьми, но находящимися под властью греха и склонными к непокорности. С самого рождения отступили нечестивые; от утробы матери заблуждают, говоря ложь, Пс 57:4. Будучи сынами противления, мы являемся чадами гнева, Еф 2:3. Гнев Божий грядет на всех сынов противления. Тот, кто не исполняет предписаний закона, навлекает на себя его наказание. Грехи, упомянутые апостолом, были грехами колоссян в их прежнем состоянии язычества и идолопоклонства, когда они особенно были сынами противления, и тем не менее эти грехи принесли им осуждение и навлекли на них гнев Божий.
2. Нам следует умерщвлять эти грехи, потому что они жили в нас: В которых и вы некогда обращались, когда жили между ними, ст. 7. Заметьте: Мысль, что мы прежде жили в грехе, должна побуждать нас к тому, чтобы теперь отказаться от него. Раньше мы ходили окольными путями, поэтому не будем больше ходить ими. Если я сделал беззаконие, то больше не буду, Иов 34:32. Достаточно того, что в прошедшее время жизни мы поступали по воле языческой, предаваясь распутству, 1Пет 4:3. Когда вы жили среди совершающих такие дела (так понимают это место некоторые), тогда ходили их злыми путями. Очень трудно жить среди тех, кто творит дела тьмы, и не участвовать в них вместе с ними, так же как ходить среди грязи и не запачкаться. Будем держаться подальше от путей делающих зло.
Стихи 8−11. Мы должны умерщвлять не только неумеренные вожделения, но и неумеренные страсти (ст. 8): А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, ибо они также несовместимы с жизнью по Евангелию, как и более грубые скверны; хотя они представляют собой более духовные грехи, однако содержат в себе не меньшее зло. Евангелие приводит к перемене не только низшие сил души, но и более возвышенные, утверждает господство здравого разума и доброй совести над ее вожделениями и страстями. Гнев и ярость нехороши, но злоба еще хуже, потому что она является более укорененной и произвольной; это тяжелый, устойчивый гнев. Отложить надо как порочные принципы в сердце, так и их проявления на языке, такие как: злоречие, под которым здесь, по-видимому, подразумевается не столько злословие в адрес Бога, сколько злословие человека, распространение злых слухов о людях, причиняющих вред их доброму имени; сквернословие, то есть все непристойные и развратные разговоры, исходящие из оскверненного ума говорящего и оскверняющие слушателей; говорение лжи: Не говорите лжи друг другу (ст. 9), ибо это есть нарушение как закона истины, так и закона любви, ложь неправедна и недобра и естественно приводит к разрушению как доверия, так и дружбы между людьми. Ложь делает нас похожими на диавола (который есть отец лжи), это первая печать диавола на наших душах, поэтому предупреждение против этого греха основывается на общем доводе: совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, ст. 10. Сознание того, что мы исповедали отвержение греха и преданность делу и интересам Христа, что мы отложили всякий грех и обручились в верности Христу, должно укреплять нас против греха лжи. Совлекшиеся ветхого человека совлеклись и всех дел его; а облекшиеся в нового человека должны облечься и во все его дела, не только принять добрые принципы, но и действовать в соответствии с ними, проявлять их в добром поведении. О новом человеке говорится, что он обновляется в познании, потому что невежественная душа не может быть доброй душой. Не хорошо душе без знания, Пр 19:2. Благодать Божия воздействует на волю и чувства человека путем обновления разума. Свет — это первое, что появилось при сотворении мира, так же происходит и при создании нового творения: ...по образу Создавшего его. Человеку в его состоянии невинности была оказана высокая честь тем, что он был создан по образу Божьему, но этот образ был искажен и утрачен через грехопадение; теперь же он восстанавливается через освящающее действие благодати, так что обновленная душа похожа, в некотором смысле, на Адама в день его сотворения. В вопросе освящения, как в праве на него, так и в ответственности за него, нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, ст. 11. Не имеет значения никакая разница в происхождении или обстоятельствах и условиях жизни: быть святым — это долг как одних, как и других, так же как право на получение от Бога благодати для достижения святости принадлежит тем и другим. Христос пришел, чтобы разрушить все разделяющие стены, чтобы всех поставить на один уровень перед Богом, как в отношении их долга перед Ним, так и в отношении даруемых Им привилегий. И это потому, что Христос есть все во всем. Христос — это все для христианина, Его единственный Господь и Спаситель, все его упование и все его блаженство.
Стихи 12−17. Апостол дает наставления относительно взаимной любви и сострадания: Итак облекитесь... в милосердие, ст. 12. Мы должны не только совлечься гнева и ярости (ст. 8), но и облечься в милосердие и благость; не только перестать делать зло, но и научиться делать добро; не только не вредить никому, но всем делать добро, какое можем.
I. Аргумент, используемый Павлом для усиления этого увещания, очень трогателен: Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные. Заметьте:
1. Святые являются избранными Божиими, а избранные Божии суть святые и возлюбленные Его, возлюбленные Богом и должны быть возлюблены всеми людьми.
2. Избранные Богом, святые и возлюбленные Его должны во всем вести себя как подобает таковым, так, чтобы не потерять ни репутации святых, ни утешения избранных и возлюбленных. Тем, кто свят перед Богом, подобает быть смиренными и любящими всех людей. Заметьте, во что конкретно мы должны облечься:
(1) В милосердие, в сострадание к несчастным. Кто очень многим обязан милости Божией, тот должен быть милостивым ко всякому, достойному милости. Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд, Лк 6:36.
(2) В благость по отношению к друзьям и к тем, кто любит нас. Избранным Божиим подобает быть учтивыми, вежливыми, благосклонными к людям, ибо задача Евангелия состоит не только в том, чтобы смягчить сердца, но и сделать их нежными, содействовать дружбе между людьми, так же как и примирению их с Богом.
3. В смиренномудрие, то есть покорность тем, кто выше нас, и снисходительность к тем, кто ниже нас. Не только наше поведение, но и наше настроение должны быть смиренными. Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, Мф 11:29.
4. В кротость по отношению к раздражающим нас или причиняющим нам какой-либо вред. Мы не должны допускать ничего непристойного в своем поведении под давлением чувства негодования на унизительное, пренебрежительное отношение к нам, но благоразумно обуздывать свой гнев и терпеливо сносить гнев других.
5. В долготерпение по отношению к тем, кто продолжает раздражать нас. Любовь долготерпит, так же как и милосердствует, 1Кор 13:4. Многие способны некоторое время терпеть чьи-либо выходки, но быстро теряют терпение, если они продолжаются довольно долго. Но мы должны быть долготерпеливы как к провокациям со стороны людей, так и к наказаниям Божиим. Если Бог долготерпит нас, во всем, чем мы раздражаем Его, то и мы должны упражняться в долготерпении по отношению к раздражающим нас людям.
6. Во взаимную снисходительность, основанную на сознании того, что все мы обременены немощами и недостатками: Снисходя друг другу... У всех нас есть нечто, с чем вынуждены мириться другие, поэтому и мы должны снисходительно относиться к тем, в ком находим что-то неприятное для себя. Мы нуждаемся в таком же добром отношении к себе со стороны других, какое обязаны оказывать им.
7. В готовность прощать обиды: ...и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу. Пока мы живем в этом мире, пока еще так много ветхого гнездится в наших сердцах, то иногда могут случаться ссоры даже среди избранных Божиих, святых и возлюбленных, как например, огорчение между Павлом и Варнавой, разлучившее их друг с другом (Деян 15:39), а также между Петром и Павлом, Гал 2:14. Но наш долг — простить друг друга в таких случаях, проглотить оскорбление, оставить его без внимания. И основанием этого является следующее: Как Христос простил вас, так и вы. Сознание того, как много преступлений нам прощено Христом, обязывает и нас прощать другим. То, что Христос имел власть на земле прощать грехи, является доказательством Его Божественности и одновременно примером для нас, которому мы должны следовать, если сами хотим быть прощенными. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, Мф 6:12.
II. Чтобы мы могли достичь всего этого, нам предлагается следующее:
1. Облечься в любовь (ст. 14): Более же всего облекитесь в любовь: ἐπὶ πᾶσιν δὲ τούτοις — поверх всего. Пусть она будет вашей верхней одеждой, мантией, как знак вашего достоинства и отличия. Или: пусть она будет главным принципом вашей жизни, как выражение сущности и совокупности заповедей второй скрижали. Покажите в вере вашей добродетель... и в добродетели любовь, 2Пет 1:5−7. В основание апостол Петр полагает веру, а наверху — любовь, которая есть совокупность совершенства, цемент и центр всякого счастливого общества. Христианское единство строится на единодушии и взаимной любви.
2. Подчиниться владычеству мира Божия (ст. 15): И да владычествует в сердцах ваших мир Божий... то есть мир Бога с вами, сладостное сознание Его благоволения к вам. Или: склонность к взаимному миру между вами, миролюбивый дух, который хранит мир и творит его. Он называется миром Божиим, потому что Сам Бог производит его во всех принадлежащих Ему. Царство Божие есть праведность и мир... Рим 14:17. «Пусть этот мир владычествует в ваших сердцах — господствует и правит в них, или как посредник пусть разрешает все спорные вопросы между вами». К которому вы и призваны в одном теле. Мы призваны к этому миру — к миру с Богом как нашей привилегии и к миру с братьями как нашему долгу. Объединенные в одно тело, мы призваны жить в мире друг с другом, подобно членам физического тела, ибо мы — тело Христово, а порознь — члены, 1Кор 12:27. Чтобы сохранить в себе это мирное настроение, мы должны быть дружелюбными.
3. Позволить слову Христову обильно вселяться в нас, ст. 16. Евангелие есть слово Христово, которое пришло к нам, но этого недостаточно, оно должно обитать в нас, или управлять домом, не как слуга, который находится под контролем хозяина, но как хозяин, который имеет право предписывать и давать указания всем живущим под его кровом. Мы должны своевременно получать от него наставления и указания, свою долю пищи и силы, благодати и утешения, как от хозяина дома. Оно должно обитать в нас, то есть всегда быть наготове, под рукой, чтобы всегда иметь свое влияние на нас и чтобы мы могли всегда употреблять его. Мы должны хорошо знать его и заметить для себя (англ. для своего блага. — Прим. переводчика), Иов 5:27. Оно должно вселяться в нас обильно, не только управлять домом нашего сердца, но хорошо управлять им. Во многих слово Христово хотя и обитает, но в очень скудной мере, не имеет сильного влияния на них. Душа тогда преуспевает, когда слово Божие вселяется в нас обильно, когда мы наполнены им и благодатью Божией. Причем, со всякою премудростью. Правильное назначение мудрости состоит в том, чтобы мы применяли свои знания к самим себе как руководство для своего поведения. Слово Божие должно вселяться в нас не со всякими умозрительными представлениями и понятиями, чтобы сделать нас учеными, а со всякой премудростью, чтобы сделать нас добрыми христианами, способными поступать во всем, как подобает чадам мудрости.
4. Научать и вразумлять друг друга. Это будет способствовать нашему собственному возрастанию в благодати, ибо мы оживаем сами, оживляя других, и совершенствуем свои познания, когда делимся ими с другими, назидаем их. Мы должны вразумлять друг друга псалмами и славословием. Заметьте: пение псалмов — это евангельское установление, пение псалмов Давида, гимнов и духовных песнопений, составленных на основе Священного Писания и приспособленных к конкретным случаям (вместо распутных и нечестивых песен, упртреблявшихся в языческом идолослужении). Эти выражения поощряют применение духовной поэзии как средства для назидания церкви. Однако наше пение псалмов не будет достигать цели, если мы поем, не имея благодати в своих сердцах, если не переживаем того, о чем поем, если поем без должного благоговения и разумения. Пение псалмов служит не только для прославления Бога, но и для научения церкви; мы должны не только оживлять и ободрять самих себя, но также научать и вразумлять друг друга, взаимно вдохновлять и наставлять.
5. Все должно делаться во имя Христа (ст. 17): И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, согласно Его повелению и в соответствии с Его авторитетом, в силе, получаемой от Него, и с целью Его прославления, с упованием на Его заслуги, чтобы все доброе могло быть принято Богом, а все сделанное неправильно — прощено. Благодаря через Него Бога и Отца. Заметьте:
(1) Мы должны благодарить Бога за все; что бы мы ни делали, мы должны еще и благодарить (Еф 5:20): Благодаря всегда за все.
(2) Господь Иисус Христос является Посредником не только в наших молитвах, но и в нашем благодарении. Мы благодарим Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа, Еф 5:20. У того, кто все делает во имя Христа, всегда найдется причина для благодарения Бога Отца.
Стихи 18−25. Апостол заканчивает эту главу наставлениями по вопросу взаимных обязанностей членов семьи, как это он делал и в послании Ефесянам. Послания, наиболее освещающие славу благодати Божией и возвеличивающие Господа Иисуса, в то же время наиболее подробно и конкретно подчеркивают обязанности между людьми, связанными семейными отношениями. Мы никогда не должны отделять привилегии христианина от его обязанностей.
I. Он начинает с обязанностей жен и мужей (ст. 18): Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Обязанность жены — повиновение. Это же слово применено для выражения нашего долга по отношению к гражданским властям (Рим 13:1, Всякая душа да будет покорна высшим властям) и означает покорность и почитание, Еф 5:24,33. Причина этого повиновения состоит в том, что прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление, 1Тим 2:13−14. Он был первым сотворен и последним согрешил. Жене глава — муж, и не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа, 1Кор 11:3,8−9. Повиновение жены мужу соответствует закону природы, логике вещей, а также определению и изволению Божьему. Однако это повиновение не суровому господину или абсолютному монарху, который все делает по своей воле и неограничен в своих правах, но мужу, ее собственному мужу, который находится в самых близких отношениях с ней и тоже связан определенными обязанностями по отношению к ней. Как прилично в Господе, то есть же нам подобает и они обязаны так поступать из послушания авторитету и закону Христа. С другой стороны: Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы, ст. 19. Они должны любить своих жен нежной и верной любовью, как Христос любит церковь, любить их, как свои тела, и даже, как самих себя (Еф 5:25,28,33), такой любовью, какая свойственна самым близким отношениям, составляющим самое большое утешение и благословение в жизни человека. Мужья не должны быть суровы к женам, немилосердны, не должны прибегать к грубым словам или жестокому обращению, но должны быть всегда добрыми и услужливыми во всем, ибо жена создана для мужа, впрочем ни муж без жены, и муж чрез жену, 1Кор 11:9,11−12.
II. Обязанности детей и родителей: Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу, ст. 20. Они должны с готовностью исполнять их законные требования, находиться в их распоряжения и под их руководством, поскольку родители имеют на это естественное право и лучше могут руководить ими, чем они сами. Апостол требует (Еф 6:2) от детей как послушания, так и почтения к своим родителям. Они должны уважать их и думать о них с почтением, так как их послушание должно исходить из внутреннего уважения. Это благоугодно Господу, ибо это есть первая заповедь с обетованием (Еф 6:2), ясным обетованием, примыкающим непосредственно к ней, а именно: И хорошо тебе будет, и будешь долголетен на земле. Послушные дети, наиболее вероятно, будут преуспевающими в жизни и насладятся долгой жизнью. Как долг детей быть послушными, так обязанность родителей — быть нежными к ним (ст. 21): «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали. Проявляйте свою власть над ними не с суровостью и жесткостью, а с нежностью и добротой, чтобы не возбуждать в них гнева, чтобы они не с унынием исполняли свои обязанности; не держите вожжи слишком туго, чтобы не выводить детей из себя». Плохой характер и недобрый пример неблагоразумных родителей часто оказываются большим препятствием для их детей, камнем преткновения на их пути, Еф 6:4. Через нежных родителей и послушных детей Бог обеспечивает Свою церковь служителями и распространяет веру из поколения в поколение.
III. Рабы и господа: Рабы, во всем повинуйтесь господам (вашим) по плоти... ст. 22. Рабы должны исполнять обязанности, соответствующие их положению, и повиноваться своим господам во всем, всем повелениям господ, которые совместимы с долгом перед Богом, их небесным Господином. Не в глазах (только) служа им, как человекоугодники — не только тогда, когда господа наблюдают за вами, но и в их отсутствие. Рабы должны быть честными и усердными. В простоте сердца, боясь Бога, — без эгоистических соображений или лицемерия и притворства, но из благоговейного страха перед Богом. Заметьте: Страх Божий, господствующий в сердце, делает людей добрыми во всех взаимоотношениях с другими. Рабы, боящиеся Бога, будут добросовестными и верными, даже если их господа не видят их, потому что они помнят, что око Божие всегда над ними. См. Быт 2:11: Я подумал, что нет на месте сем страха Божия. Неем 5:15: Я же не делал так, по страху Божию. «И все, что делаете, делайте от души... (ст. 23), с усердием, не небрежно и не с ленью». Или: «Делайте с радостью, не сетуя на провидение Божие, поставившее вас в такое положение». Как для Господа, а не для человеков. Труд раба освящается, когда он исполняет его как для Господа, для Его славы и ради исполнения Его заповеди, а не просто для человеков, или из уважения только к ним. Заметьте: Мы, в сущности, исполняем свой долг перед Богом, когда верны в своем долге перед людьми. И пусть раба ободряет сознание того, что, если он добрый и верный, то рабское положение не отделит его от неба: «Зная, что в воздаяние от Господа вы получите наследие; ибо вы служите Господу Христу, ст. 24. Служа своим господам в соответствии с заповедью Христа, вы служите Христу, и Он будет вознаграждать вас за труд: вы будете иметь славную награду в конечном счете. Хотя теперь вы рабы, но получите наследие сыновей. Но, с другой стороны, кто неправо поступит, тот получит по своей неправде» (ст. 25). Праведный Бог сосчитается с рабами, делавшими зло своим господам, хотя они и скрыли это от них. Он вознаградит верных рабов и накажет неверных, а также и господ, причинявших зло своим рабам. У Него нет лицеприятия. Праведный Судья земли будет беспристрастен, Он будет действовать по справедливости как с господином, так и с рабом; Он не будет руководствоваться внешними обстоятельствами или условиями жизни человека. И тот и другой будут на равных стоять перед Его судом.
Вероятно, рассматривая все эти обязанности, апостол имел в виду упомянутый в 1Кор 7 гл. случай, касавшийся различных религиозных взаимоотношений, таких как отношения между христианами и язычниками, между обращенными иудеями и необрезанными язычниками, когда могло возникнуть сомнение, обязаны ли они исполнять соответствующие обязанности по отношению к таковым личностям. И если это распространялось на такие случаи, то тем более на ввзаимоотношения христиан между собою, исповедующих одну и ту же веру. И каким счастливым могло бы сделать Евангелие мир, если бы оно повсюду господствовало, какое сильное влияние оно оказывало бы на все положение вещей и на все взаимоотношения в жизни!
толкование Мэтью Генри на послание к Колоссянам, 3 глава