Павел предостерегает филиппийцев против иудействующих учителей (ст. 1−3) и предлагает себя самого в качестве примера для подражания: перечисляет свои преимущества как иудея, от каковых он отказался (ст. 4−8), описывает то, что он избрал (ст. 9−16), и в заключение призывает их остерегаться нечестивых и следовать его примеру, ст. 17−21.
Стихи 1−3. По-видимому, филиппийская церковь хотя и была верной и преуспевающей церковью, однако подвергалась возмущениям со стороны иудействующих учителей, которые настаивали на соблюдении Моисеева закона и смешивали его постановления с учением Христа и Его установлениями. Павел начинает эту главу с предостережения против этих обольстителей.
I. Он призывает их радоваться о Господе (ст. 1), покоиться в Нем, наслаждаясь своим уделом в Нем и теми благословениями, какие надеются иметь через Него. Искреннему христианину присуще радоваться о Христе Иисусе. Чем больше утешения мы имеем в нашей вере, тем более преданными будем ей; чем больше мы радуемся во Христе, тем с большей готовностью будем служить Ему и страдать за Него и тем меньше будем подвержены опасности отойти от Него. ...Радость пред Господом — подкрепление для вас, Неем 8:10.
II. Он предостерегает их беречься лжеучителей: ...писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно, то есть о том же самом, о чем я вам уже проповедовал. Он как бы хочет сказать: «То, что слышали ваши уши, теперь увидят ваши глаза; то, о чем я прежде говорил вам, теперь будет написано, чтобы вы знали, что я держусь того же мнения». Для меня не тягостно. Заметьте:
1. Служители не должны считать для себя тягостным то, что, по их убеждению, может послужить к назиданию и безопасности народа Божиего.
2. Нам полезно почаще слушать одни и те же истины, оживлять в памяти и глубже запечатлевать в сердце то, что особенно важно. Желать всегда слышать нечто новое — это всего лишь пустое любопытство. Павел предостерегает: Берегитесь псов... ст. 2. Пророк Исайя называет лжепророков немыми псами (Ис 56:10), на что апостол здесь и ссылается, вероятно. Они псы по своей злобе на верных исповедников Евангелия Христова, они лают на них и кусают их. Эти люди превозносили добрые дела, противопоставляя их вере во Христа, но Павел называет их злыми делателями; они хвалились обрезанием, но Павел называет это отрезанием (в англ. тексте. — Прим. переводчика): они разделяли и разрывали Христову Церковь, разрезали ее на куски, боролись за упраздненные обряды, за отрезание плоти, не имеющее никакого значения.
III. Он описывает истинных христиан, которые являются истинным обрезанием, духовным обрезанием, избранным народом Божиим, состоящим в завете с Богом, как некогда состояли ветхозаветные израильтяне: ...обрезание — мы, служащие Богу духом, и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся. Здесь представлены три характерных черты истинных христиан.
1. Они поклоняются Богу в духе, в противоположность плотским установлениям старого завета, которые сводились к пище, питию, различным омовениям и так далее. Христианство освобождает нас от этого и учит, чтобы во всех видах поклонения Богу мы были внутренне с Ним. Мы должны поклоняться Богу в духе, Ин 4:24. Религиозное служение лишено всякого смысла, если в нем не участвует сердце. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа. Мы должны также служить Богу в силе и благодати Святого Духа, в этом состоит отличительный признак евангельского служения, оно есть служение духа, 2Кор 3:8.
2. Они хвалятся Христом Иисусом, а не привилегиями иудейской Церкви или аналогичными привилегиями христианской Церкви, чисто внешними по своему характеру. Они хвалятся своим родством со Христом и своим уделом в Нем. Бог вменил израильтянам в обязанность радоваться перед Ним в дворах Его дома, но теперь, когда на смену теням пришла сама сущность, мы должны радоваться только во Христе Иисусе.
3. Они не надеются на плоть, на плотские установления и внешние действия. Мы должны избавиться от упования на самих себя, чтобы строить только на Иисусе Христе, вечном основании. Нам подобает как радоваться о Нем, так и уповать на Него.
Стихи 4−8. Апостол приводит в качестве примера свое полное упование исключительно на Христа, а не на свои привилегии как израильтянина.
I. Он показывает, что он имел чем хвалиться как иудей и фарисей. Пусть никто не думает, что апостол презирал эти преимущества (как многие поступают), потому что сам не обладал ими. Нет, если бы он хотел хвалиться своей плотью и надеяться на нее, то имел бы для этого столько же оснований, как любой другой: ...Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, ст. 4. У него было чем похвалиться не меньше, чем у любого иудея.
1. Преимущество происхождения. Он был не прозелитом, но чистокровным израильтянином: ...из рода Израилева... Он принадлежал к колену Вениаминову, среди которого находился храм и которое оставалось верным Иуде, в то время как все остальные колена восстали против него. Вениамин был отцовским любимцем, и все колено пользовалось особым благоволением. Еврей от Евреев, израильтянин как по отцовской, так и по материнской линии, и из поколения в поколение; ни один из его прародителей никогда не роднился с язычниками.
2. Он мог похвалиться и своей принадлежностью к Церкви и завету, ибо был обрезан в восьмый день; он имел знак Божиего завета на своем теле и был обрезан точно в тот день, в какой было повелено Богом.
3. По учению он был фарисеем, воспитанным у ног Гамалиила, известнейшего законоучителя; был обучен всей иудейской учености и наставлен в отеческом законе, Деян 22:3. Он был фарисеем и сыном фарисея (Деян 23:6), по строжайшему в нашем вероисповедании учению, Деян 26:5.
4. Он был непорочного поведения: ...по правде законной — непорочный. С точки зрения фарисейского толкования закона, что касается буквы закона и внешнего соблюдения его, Павел был безупречен, и никто ни в чем не мог бы обвинить его.
5. Он был активным в своей религии. Как фарисей по званию и по характеру, он был строг в исповедании своей веры и преследовал всех, кого считал ее врагами. По ревности гонитель Церкви (Божией).
6. Он ревновал о добром, хотя его ревности недоставало рассудительности, которая бы направляла его и руководила им: ...ревнитель по Боге, как и все вы ныне; я даже до смерти гнал последователей сего учения, Деян 22:3−4. Всего этого было вполне достаточно, чтобы сделать гордого иудея самоуверенным в своей праведности.
Но, II. Павел говорит, как мало ценил он все это по сравнению с тем, что приобрел во Христе и чего ожидал от Него: Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою (ст. 7), то есть то, что он считал преимуществом, когда был фарисеем, что прежде ценил как преимущество, теперь ради Христа он почел тщетою. «Я считал бы себя полным банкротом, если бы ради сохранения тех преимуществ лишился Христа». Он почел их тщетою, то есть считал, что они не только недостаточны, для того чтобы обогатить его, но способны ограбить и погубить его, если он станет уповать на них, а не на Христа. Заметьте: апостол убеждал филиппийцев делать только то, что делал сам, отказываться от того, от чего сам отказался, и рисковать ради того же, ради чего он сам рисковал своей бессмертной душой. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего... ст. 8. Здесь:
1. Он говорит нам, чего он стремился достичь — познания Иисуса Христа, познания Его как Господа на опыте, путем веры, не умозрительного и теоретического, а практического и действительного познания. Такое познание иногда отождествляется с уверованием: ...чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих... Ис 53:11. И это есть превосходное познание. Учение Христа безмерно превосходит все естественные знания и достижения человеческого разума, ибо оно отвечает нуждам падших грешников, обеспечивает их всем, в чем они нуждаются, всем, чего они могут желать и ожидать, всей спасительной мудростью и спасительной благодатью.
2. Павел говорит, что он отказался от всех своих преимуществ как иудея и фарисея: Да и все почитаю тщетою. В этих словах звучит святое торжество и духовная высота, ἀλλὰ μενοῦνγε καὶ. Выше он говорил о своих преимуществах как иудея, здесь же включает все, то есть все мирские преимущества и внешние привилегии, какими бы они ни были, все, что могло бы состязаться со Христом за престол в его сердце или претендовать на заслуги и достоинство. Слова Павла, что он все свои преимущества почел тщетою, могут вызвать вопрос: «Оставался ли он всегда при том же мнении, не сожалел ли он о сказанном?» Нет, ибо дальше он говорит в настоящем времени: Да и все почитаю тщетою. На это можно возразить: «Сказать легко, но как он поступил, когда пришли испытания?» Павел уверяет, что он поступает в соответствии со своими словами: Для Пего я от всего отказался. Он отказался от почестей и привилегий иудея и фарисея и принял бесчестие и страдания, сопутствующие исповеданию и проповеди Евангелия. Посвятив себя полностью христианской религии, Павел рисковал всем, что имел, и лишился всего ради привилегий христианина. Более того, он почитал все не просто тщетою, но сором, σκύβαλα — отбросами, которые бросают псам; считал все не просто значительно менее ценным, чем Христос, но в высшей степени презренным в сравнении с Ним. Примечание: в Новом Завете о спасительной благодати никогда не говорится в малозначительных выражениях, но, напротив, она представляется как плоды Святого Духа, как образ Божий в человеческой душе, как Божеское естество и как семя Божие; вера называется драгоценной верой, и о кротости сказано, что она драгоценна пред Богом, 1Пет 3:4; 2Пет 1:1.
Стихи 9−14. Мы знаем, от чего отказался апостол, теперь посмотрим, за что он ухватился и чего решил держаться. Сердце его прилепилось к двум великим сокровищам — к Христу и к небу.
I. Апостол прилепился всем сердцем к Христу как своей праведности. Это показано на нескольких примерах.
1. Он желал приобресть Христа, он считал, что если обретет часть во Христе и в Его праведности, если Он станет его Господом и Спасителем, то это будет великим приобретением для него: ...чтобы приобресть Христа, подобно бегуну, выигрывающему приз, и моряку, достигающему гавани, в которую он направлялся. Это означает, что нам необходимо бороться за Христа и стремиться к Нему, что все, чем мы обладаем, недостаточно для приобретения Его.
2. И найтись в Нем... (ст. 9), подобно убийце, находившему город-убежище, где он был в полной безопасности от мстителя за кровь, Чис 35:25. Здесь также может быть намек на предстояние перед судом; мы должны явиться пред нашим Судией в мире, 2Пет 3:14. Мы погибнем, если явимся пред Богом без праведности, ибо мы виновны. Праведность обеспечена нам во Христе Иисусе, и эта праведность вполне достаточная, совершенная. Никто не может иметь части в ней или пользы от нее, если не откажется от упования на самого себя и искренно не уверует во Христа. «Не со своею праведностью, которая от закона... Я не думаю, что мое внешнее соблюдение закона и мои добрые дела способны искупить мои злые дела или что я смогу противопоставить одно другому и таким образом сбалансировать свой отчет перед Богом. Нет, я уповаю только на праведность, которая чрез веру во Христа, не на праведность от закона, но на евангельскую: ...с праведностью от Бога по вере, то есть предназначенной и установленной Богом». Господь Иисус Христос есть «Господь — оправдание наше» (Ис 45:24; Иер 23:6). Если бы Он не был Богом, то не мог бы быть и нашей праведностью; превосходство Его божественной природы придало такую ценность и такую силу Его страданиям, что они оказались вполне достаточными для искупления грехов всего мира и для оправдания всех верующих в Него. Вера же есть средство, установленное для того, чтобы мы могли действительно иметь свою долю и пользу от всего, что приобретено кровью Христа. В Крови Его чрез веру... Рим 3:25.
3. Чтобы он мог познать Христа: Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его... ст. 10. Вера названа познанием в Ис 53:11. Здесь под познанием Христа подразумевается уверование в Него: познание на опыте силы воскресения Его и участия в страданиях Его, то есть познание их преобразующей силы. Заметьте: апостол стремился быть не только оправданным, но и освященным. Он желал получить не только пользу от смерти и воскресения Христа для своего оправдания, но стремился познать силу смерти и воскресения Его, умерщвляющую в нем грех и воскрешающую его к новой жизни.
4. Сообразуясь смерти Его; это тоже есть средство освящения. Мы тогда сообразуемся смерти Христа, когда умираем для греха, как Христос умер за грех, когда сораспинаемся Христу, умерщвляем плоть с ее похотями, когда мир распят для нас к мы для мира силою креста Христова. Вот в чем состоит наше сообразование смерти Христа.
II. Апостол прилепился сердцем своим к небу как к своему блаженству: Чтобы достигнуть воскресения мертвых, ст. 11.
1. Блаженство неба здесь названо воскресением мертвых, потому что хотя души верных после своего отшествия с земли немедленно оказываются у Христа, однако они не имеют полного блаженства, до тех пор пока не воскреснут все мертвые в последний день, когда душа и тело будут вместе прославлены. Вот к чему стремился апостол, и вот чего он хотел достичь. Будет и воскресение неправедных, которые восстанут для вечного осуждения, и мы должны постараться избежать его; но радостное и славное воскресение святых называется воскресением Христовым (англ. the resurrection. — Прим. переводчика), так как оно будет, в сущности, воскресением Христа как их Главы и Первенца, в то время как нечестивые восстанут си-лою Христа как их Судии. Для святых оно действительно будет воскресением, возвращением к блаженству, жизни и славе, в то время как неправедные восстанут из могил лишь для того, чтобы перейти во вторую смерть. Оно называется воскресением праведных и воскресением жизни (Ин 5:29), праведные сподобятся достигнуть того века и воскресения из мертвых... Лк 20:35.
2. К этому-то радостному воскресению и стремился апостол. Он готов был все сделать и все претерпеть ради достижения его. Надежда на воскресение и ожидание его придавали ему много мужества и твердости во всех затруднениях, встречавшихся на его пути. Он говорит так, как если бы филиппийцы находились в опасности лишиться воскресения, не достигнуть его. Святой страх перед неудачей есть прекрасное средство для настойчивости. Заметьте: Павел стремился найтись во Христе, для того чтобы достичь воскресения мертвых. Он не надеется достичь его своими заслугами и праведностью, но только заслугами и праведностью Иисуса Христа. «Чтобы достигнуть воскресения мертвых, мне надо найтись во Христе, найтись верующим в Него и причастником Его чрез веру». Обратите внимание:
(1) Павел считает, что его состояние несовершенно, что он находится еще в стадии испытания: ...не потому, чтобы я уже достиг, или у совершился... ст. 12. Заметьте: самые лучшие в мире люди охотно признают свое несовершенство. Мы еще не достигли, мы еще не усовершились, существует еще много недостатков в нашем служении, в наших добродетелях и утешениях. И если Павел не достиг совершенства, то тем более мы. И опять: Братия, я не почитаю себя достигшим... (ст. 13), οὐ λογίζομαι. «Таково мое мнение по этому вопросу, так я понимаю о себе». Заметьте: те, кто думает о себе, что имеет достаточно благодати, тем самым доказывают, что имеют ее недостаточно или, скорее всего, вовсе ее не имеют; потому что истинная благодать вызывает желание иметь ее еще больше и стремление к совершенству в благодати.
(2) Как действовал апостол, имея такое убеждение. Не считая себя достигшим, он стремится вперед: «Стремлюсь к цели... (ст. 12), διώκω — стремлюсь с усердием, подобно охотнику, преследующему дичь. Стараюсь приобрести больше благодати и делать больше добра, и не полагаю, что уже достаточно сделал: ...не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус». Заметьте:
[1] Почему мы получили благодать — потому что Христос достиг нас. Не мы достигли Христа, а Он достиг нас, и в этом наше счастье и спасение. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас, 1Ин 4:19. Мы в безопасности не потому, что держимся за Христа, а потому, что Он держит нас. Мы силою Божиею чрез веру соблюдаемся ко спасению... 1Пет 1:5.
[2] Каким блаженством является небо: небо — это то, что мы должны достигнуть, то, ради чего достиг нас Христос, ст. 12. Когда Христос взял нас за руку, то сделал это, для того чтобы привести нас к небу, чтобы мы достигли того, ради чего Он достиг нас — совершенного блаженства. Далее апостол добавляет (ст. 13): ...а только, забывая заднее и простираясь вперед. Существует греховная забывчивость, когда человек забывает прошлые грехи и прошлые милости, которые необходимо помнить, чтобы постоянно упражняться в покаянии и благодарении Бога. Но Павел забывал заднее в том смысле, что не довольствовался достигнутой мерой благодати, а стремился больше и больше обладать ею. Он простирался вперед, стремился к своей цели, что означает страстное желание.
(3) Какую цель преследовал при этом апостол: Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе, ст. 14. Он стремился к цели. Как бегущий на ристалище никогда не настраивает себя на неудачу, но продвигается вперед со всей скоростью, на какую способен, так и стремящийся к небу должен настойчиво продвигаться к нему путем святых желаний и надежд, постоянных стараний и приготовлений. Чем более мы созрели для неба, тем быстрее должны стремиться к нему. Небо названо здесь целью, потому что именно к нему обращены глаза каждого истинного христианина, подобно стрелку, фиксирующему свой глаз на цели, в которую он намерен попасть. К почести вышнего звания. Звание христианина — это высшее звание, оно с неба по своему происхождению и направлено к небу. Небо это почесть вышнего звания, награда, за которую мы боремся, подвизаемся, к которой стремимся во всем, что бы мы ни делали, и которая будет нам наградой за все наши страдания. Совершая свое христианское поприще, нам очень полезно поднимать глаза к небу. Это поможет нам правильно оценивать каждое свое служение и будет оживлять нас на каждом шагу; и эту почесть мы должны ожидать от Бога. Вечная жизнь есть дар Божий (Рим 6:23), но она во Христе Иисусе; Его руками она будет дана нам, так как Он приобрел ее для нас. Мы достигнем неба как своего дома только через Христа, так как Он есть единственный путь к небу.
Стихи 15−16. Поставив себя в пример филиппийцам, апостол призывает их подражать ему. Да будет и в нас тот же самый дух, какой был в благословенном Павле. Мы видели, о чем он помышлял, будем и сами помышлять о том же, будем всем сердцем стремиться к Христу и к небу, как он стремился. Он показывает:
1. Что все истинные христиане единодушны в одном — что Христос есть все во всем и что наши сердца должны быть устремлены к иному миру. Это то, чего мы все уже достигли. Хотя в других вопросах христиане могут иметь разное понимание, но они все единодушны в том, что Христос для христиан — все во всем, что достичь Христа и найтись в нем — это наше блаженство на земле и на небе. Поэтому будем так мыслить и по этому правилу жить. Если Христос станет нашим всем во всем, то жизнью для нас будет Христос. Все единодушно будем стремиться к одной цели, и пусть этой целью будет небо.
2. Что именно в этом заключается причина, почему христиане, имеющие различные мнения в несущественном, должны снисходить друг к другу, ибо они единодушны в главном: «Если же вы о чем иначе мыслите... — если вы в чем-то отличаетесь друг от друга, имеете разные понятия относительно пищи и дней и других вопросов иудейского закона, то не судите друг друга, ибо все вы соединены во Христе как в вашем центре и надеетесь вскоре соединиться на небе как в своем доме. Что касается различий по другим вопросам, то не придавайте им большого значения, и это Бог вам откроет. В чем бы ни были у вас разногласия, вы должны ожидать, когда Бог даст вам более ясное понимание что Он и сделает в свое время. А пока, до чего вы достигли, так и идите вместе путями Божиими, объединяясь во всех великих истинах, в коих у вас полное согласие, и ожидая дальнейшего света по тем второстепенным вопросам, в которых вы расходитесь».
Стихи 17−21. Апостол заканчивает эту главу предостережениями и призывами.
I. Он предостерегает филиппийцев, чтобы они не следовали примеру обольстителей и злых учителей (ст. 18−19): ...многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Заметьте:
1. Многие, называющие себя христианами, являются врагами креста Христова, его целей и его назначения. Их поведение лучше, чем их исповедание, доказывает, кем они являются в действительности. По плодам их узнаете их, Мф 7:20. Апостол предостерегал против таковых (1) Очень часто: ...я часто говорил вам... Мы так мало обращаем внимания на предостережения, что их приходится повторять. Писать вам о том же... назидательно, ст. 1.
(2) С чувством и болью в сердце: ...а теперь даже со слезами говорю... При определенных обстоятельствах Павел был плачущим проповедником, как Иеремия — плачущим пророком. Заметьте: старая проповедь может быть сказана с новым чувством; мы можем повторить то, о чем уже много раз говорили, если делаем это от сердца и сами находимся под влиянием того, о чем проповедуем.
2. Апостол дает характеристику врагам креста Христова.
(1) Их Бог чрево. Они не думают ни о чем, кроме как о своих чувственных удовольствиях. Это гнусный и позорный идол для любого человека, но особенно для христианина, когда он приносит в жертву ему Божие благоволение, мир совести и вечное блаженство. Обжоры и пьяницы сделали богом свое чрево, и вся их забота — угодить ему и обеспечить его. Подобно тому как добрые люди чтут Бога, эпикурейцы чтут свои похоти. О таковых апостол говорит: они служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву... Рим 16:18.
(2) Слава их — в сраме. Они не только грешат, но хвалятся и гордятся тем, чего следовало бы стыдиться. Грех — это срам грешника, особенно, если он гордится им. «Они гордятся тем, что составляет их позор и срам».
(3) Они мыслят о земном. Христос пришел, чтобы Своим крестом распять мир для нас и нас для мира, и кто мыслит о земном, тот поступает как враг креста Христова, прямо противоположно его великой цели. Они находят удовольствие в земном, а духовное и небесное их не привлекает. Их сердца привязаны к земным вещам, они их любят, даже до безумия, они полагаются на них и черпают в них свое утешение. Апостол характеризует этих людей с той целью, чтобы показать, как безрассудно для христианина следовать их примеру или поддаваться их влиянию, и чтобы удержать нас от этого, он выносит им приговор:
(4) Конец их — погибель. Их путь кажется приятным, но конец его — смерть и ад. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть, Рим 6:21. Следовать за таковыми опасно, хотя это означает плыть вниз по течению ибо если мы выбираем их путь, то у нас есть все основания опасаться их конца.
II. Апостол предлагает себя и своих братьев в пример для подражания, в противоположность этим злым примерам: Подражайте, братья, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас, ст. 17. Смотрите на них как на образец. Он основывается при этом на их отношении к Христу и небу (ст. 20): Наше же жительство — на небесах... Заметьте: истинные христиане, даже во время своей земной жизни, имеют жительство свое на небесах. Там их гражданство. Павел как бы хочет сказать: «Мы связаны с иным миром, мы граждане Нового Иерусалима. Наш дом не в этом мире, но там. Там находятся наши величайшие привилегии и интересы. И поскольку наше гражданство там, то там же и наше жительство; будучи в родстве с тем миром, мы поддерживаем связь с ним». Жизнь христианина на небе, где находятся его Глава и его дом, и где он надеется сам вскоре быть; он помышляет о горнем, и где его сердце, там и его жительство. Апостол убеждает их подражать ему и другим служителям Христовым: «Как, — могли бы они возразить, — вы бедные, презренные, гонимые; вы ничего не представляете собой и ничего не имеете в этом мире; кто захочет подражать вам?» «Нет, — говорит Павел, — мы имеем жительство на небе. Мы являемся близкими родственниками и обладаем большими преимуществами в мире ином, мы вовсе не такие ничтожные и презренные, как нас представляют». Хорошо иметь общение с теми, кто имеет общение со Христом, и жить с теми, кто имеет жительство на небесах.
1. Потому что мы ожидаем Спасителя с неба (ст. 20): ...откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа. Его здесь нет, Он вознесся, ради нас Он вошел за завесу, и оттуда мы ожидаем Его второго пришествия, когда Он соберет к Себе всех граждан Нового Иерусалима.
2. Потому что при втором пришествии Христа мы надеемся обрести блаженство и славу на небесах. Причина, почему мы должны иметь свое жительство на небесах, заключается не только в том, что Христос сейчас находится там, но и в том, что мы тоже надеемся быть там вскоре: Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его... ст. 21. Телам святых уготована слава, в которую они будут введены при своем воскресении. Сейчас наше тело, в самом лучшем случае, является уничиженным: оно имеет свое начало и происхождение из земли и питается от земли, оно подвержено многим болезням и в конце концов умрет. Кроме того, часто оно является причиной и орудием греха, почему и называется телом смерти, Рим 7:24. Возможно также, что здесь подразумевается уничиженное состояние тела, лежащего в могиле; при воскресении это обнаружится — оно окажется истлевшим, превратившимся в прах: И возвратится прах в землю, чем он и был... Еккл 12:7. Но оно станет славным телом, оно не только снова воскреснет к жизни но воскреснет к великим преимуществам. Заметьте:
(1) Что является образцом для этого преображения — славное тело Христа; когда Он преобразился на горе, просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет, Мф 17:2. Он ушел на небо облеченным в тело, чтобы в нашей человеческой природе овладеть небесным наследством и быть не только первенцем из умерших, но и первенцем из сынов воскресения. Мы будем подобны образу Сына, дабы Он был первородным между многими братиями, Рим 8:29.
(2) Какой силой совершится это преображение: ...силою, которой Он действует и покоряет Себе все. Оно осуществится согласно безмерному величию могущества Его... по действию державной силы Его, Еф 1:19. То, что Христос может покорить Себе все и рано или поздно все подчинит Своему влиянию, представляет большое утешение для нас. И воскресение будет совершено этой силой. ...Я воскрешу Его в последний день, Ин 6:44. Пусть наша вера в воскресение утверждается не только на том, что мы имеем свидетельство Священного Писания о будущем воскресении мертвых, но и на том, что мы знаем силу Божию, которая может осуществить его, Мф 22:29. Воскресение Христа было славным проявлением Божией силы, Он открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез воскресение из мертвых... Рим 1:4. Таким же будет и наше воскресение; Его воскресение является доказательством, а также и образцом нашего воскресения. Тогда все враги царства Искупителя будут полностью побеждены. Не только имеющий державу смерти, то есть диавол (Евр 2:14), но и последний враг истребится, то есть смерть, поглощена будет смерть победою, 1Кор 15:26,54.
толкование Мэтью Генри на послание к Филиппийцам, 3 глава