Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Ефесянам | 2 глава

Толкование Мэтью Генри


Эта глава содержит описание:

I. Погибельного состояния ефесян, в каком они находились от природы, ст. 1−3,11−12.

II. Славной перемены, совершенной в них возрождающей благодатью, ст. 4−10,13.

III. Великих привилегий, получаемых от Христа обращенными иудеями и язычниками, ст. 14−22. Павел стремится пробудить в ефесянах сознание замечательной перемены, произведенной в них божественной благодатью; это можно отнести и к той великой перемене, которую та же самая благодать производит во всех, переживших переход в состояние благодати. Таким образом, мы имеем здесь живое представление бедственного положения невозрожденного человека и блаженного состояния обращенных душ, могущее пробудить и встревожить живущих в грехе и заставить их поторопиться выйти из этого состояния, а также утешить и ободрить тех, кого Бог оживотворил, размышлением о том, какими великими привилегиями они наделены.

Стихи 1−3. В этих стихах кратко описывается жалкое состояние ефесян до их обращения. Заметьте:

1. Невозрожденные души мертвы по преступлениям и грехам. Все, живущие в своих грехах, являются мертвыми по грехам, более того, по преступлениям и грехам; под грехами могут подразумеваться все виды грехов, как врожденные наклонности, так и действительные проступки, грехи сердца и практического поведения. Грех — смерть души. Везде, где господствует грех, отсутствует всякая духовная жизнь. Грешники мертвы по своему состоянию, так как они лишены принципа духовной жизни и ее силы; они отчуждены от Бога, источника жизни. Они мертвы также и по закону, как осужденные на смерть преступники.

2. Греховное состояние есть состояние сообразования с миром, ст. 2. В первом стихе Павел говорил об их внутреннем состоянии, а в этом — об их внешнем поведении: В которых, в грехах и преступлениях, вы некогда жили; вы жили и вели себя так, как принято у людей мира сего, по его обычаям.

3. По природе мы— рабы греха и сатаны. Кто живет в грехах и преступлениях, по обычаям мира сего, тот живет по воле князя, господствующего в воздухе. Так здесь описывается дьявол, или князь бесовский. См. Мф 12:24,26. Легионы падших ангелов представляют собой единую силу, объединенную под одной главой, поэтому о так называемой власти тьмы везде говорится в единственном числе. Воздух — это престол царства сатаны; как иудеи, так и язычники считали, что воздух полон духов, что именно в воздухе они действуют и проявляют себя. Сатана, вероятно, обладает определенной властью (по допущению Божьему) в нижних слоях воздуха, находясь вблизи людей, чтобы искушать их и причинять миру как можно больше вреда. Но для народа Божьего есть великое утешение и радость в том, что Тот, Кто поставлен выше всего, главою Церкви, победил сатану и держит его в Своих цепях. А нечестивые люди — рабы сатаны, ибо живут по его воле. Они сообразовывают свою жизнь и свое поведение с велениями и желаниями этого великого узурпатора. Все направление и образ их жизни согласуются с его внушениями, соблазнами, искушениями; они покоряются ему, так как он уловил их в свою волю, почему и называется князем мира сего и духом, действующим ныне в сынах противления. Сыны противления — это те, что избрали для себя противление Богу и служение сатане, и он действует в них сильно и эффективно. Как Дух добра производит в послушных душах добро, так этот злой дух производит в нечестивых зло. Он действует и поныне, не только до, но и после того как мир был озарен светом славного Евангелия. Апостол добавляет: Между которыми и мы все жили некогда... — относя эти слова к иудеям и подразумевая при этом, что они по природе своей находились в таком же печальном и погибшем состоянии, как и невозрожденные язычники, были такими же порочными и злыми, как и они. Далее он описывает их природное состояние.

4. Мы по природе своей — рабы плоти с ее порочными наклонностями, ст. 3. Исполняя желания плоти и помыслов, человек оскверняет себя сквернами плоти и духа, от чего апостол призывает христиан очищаться, 2Кор 7:1. Исполнение желаний плоти и помыслов включает в себя всякий грех и всякое нечестие, совершаемые как в низших, так и в высших, или благородных, сферах души. Мы жили, предаваясь всяким грехам, к каким нас склоняла наша испорченная природа. Плотские помыслы делают человека абсолютным рабом его порочных наклонностей. Исполняя веления плоти — так можно перевести эти слова, подразумевая действенность этих похотей и их власть над теми, кто предается им.

5. Мы были по природе чадами гнева, как и прочие. Иудеи были такими же, как и язычники, и любой человек, как один, так и другой, является таковым по своей природе, не только по обычаю мира или из подражания ему, но с самого своего рождения, в силу своих природных наклонностей и влечений. Все люди, будучи по природе сынами противления, являются также и чадами гнева: Бог гневается на нечестивых каждый день. Наше состояние и поведение вполне заслуживают гнева Божьего и завершились бы Его вечным гневом, если бы не вмешательство божественной благодати. Как же грешники должны стремиться обрести эту благодать, могущую превратить их из чад гнева в чад Божиих и наследников славы! На этом апостол заканчивает в данных стихах описание нашего жалкого природного состояния, несколько ниже он снова обращается к нему.

Стихи 4−10. Здесь апостол начинает свое описание той славной перемены, которую произвела в ефесянах возрождающая благодать. Заметим следующее:

I. Через кого и каким образом это совершилось.

1. Негативная сторона: ...сие не от вас... ст. 8. Наша вера, наше обращение и наше вечное спасение не являются продуктом наших природных способностей или каких-либо заслуг с нашей стороны: Не от дел, чтобы никто не хвалился, ст. 9. Это не может быть совершено никакими нашими усилиями, и поэтому исключается всякая похвальба хвалящийся должен хвалиться не собой, но Господом. Ни один человек не может хвалиться своими способностями и силой, или тем, что он своими делами заслужил безмерное благоволение Божие.

2. Позитивная сторона: Бог, богатый милостью, и далее, ст. 4. Сам Бог является автором этой великой счастливой перемены, Его великая любовь есть источник и первопричина ее, — Он решил проявить Свою милость. Любовь — это Его склонность делать нам добро как Своим творениям, милость же Он проявляет к нам как к отступникам, как к погибшим творениям. Заметьте: вечная Божия любовь, или благоволение к Своим творениям, является источником всех Его милостей, которыми Он удостаивает нас; любовь Божия есть великая любовь, и милость Его — богатая милость, безмерно великая и неистощимо богатая. Поэтому благодатию вы спасены (ст. 5), благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар, ст. 8. Примечание: Каждый обращенный грешник есть спасенный грешник. Он избавлен от греха и гнева; он спасен, и благодать дает ему право на вечное блаженство. Благодать, спасающая грешников, — это незаслуженные благость и благоволение Бога, Он спасает их не по делам закона, но через веру во Христа Иисуса, в Ком они имеют доступ к великим евангельским благословениям; и как вера, так и спасение, основанное на ней, являются дарами Божиими. Великие объекты веры стали известны нам через божественное откровение, и мы удостоверились в них благодаря свидетельствам и доказательствам, какие Бог дал нам; и тем, что мы уверовали ко спасению и получили спасение через веру, мы всецело обязаны Божией помощи и Его благодати; Бог все устроил так, чтобы все было от Его благодати. Заметим:

II. В чем состоит эта перемена: в ряде конкретных изменений, отвечающих нуждам нашего погибельного природного состояния; некоторые из них упоминаются в этом разделе, а другие — в нижеследующем.

1. Мы, бывшие мертвыми, оживотворены (ст. 5), спасены от смерти по грехам, внутрь нас насажден принцип духовной жизни. Благодать в душе — это новая жизнь души. Как смерть блокирует все ощущения, накладывает печать на все силы и способности, так делает и грех по отношению ко всему доброму. Благодать же снимает все печати и освобождает душу. Заметьте: возрожденный грешник становится живой душой; будучи рожденным от Бога, он живет жизнью освящения; он оживает и по отношению к закону, так как прощающая и оправдывающая благодать освобождает его от вины греха. Он оживотворил нас со Христом. Наша духовная жизнь проистекает из нашего союза со Христом, только в Нем мы живем: Ибо живу Я и вы будете жить.

2. Мы, погребенные, теперь воскрешены, ст. 6. О том, что еще должно исполниться в будущем, говорится как о свершившемся факте, хотя мы поистине воскресли благодаря нашему единству с Тем, Кого Бог воскресил из мертвых. Воскресив Христа, Бог вместе с Ним воскресил и всех верующих в Него, и посадив Его одесную Себя на небесах, Он возвысил и прославил и их вместе с Ним и в Нем, так как Он есть их вознесенный и прославленный Глава и Предтеча. И посадил на небесах во Христе Иисусе. Эти слова можно понимать и в другом смысле. Грешники пресмыкаются в пыли, а освященные души восседают на небе, высоко над этим миром; мир стал для них ничто, по сравнению с тем, чем он был для них раньше, и по сравнению с горним миром. Святые являются не только свободными во Христе людьми, но и Его помощниками: Его благодатью они возносятся вместе с Ним над этим миром и общаются с другим миром, живя в постоянном ожидании его. Они не только слуги самого лучшего господина, исполняющие самый лучший труд, но призваны царствовать с Ним; они вознесены во Христе и сидят на престоле вместе с Ним, как и Он сел с Отцом на престоле Его.

III. Заметим, что было великим намерением и целью Бога в осуществлении этой перемены:

1. По отношению к другим: Дабы явить в грядущих веках, и далее (ст. 7), — чтобы показать и доказать Свою великую благость и милость для ободрения грешников будущих времен. Заметим: благость Божия, явленная в обращении и спасении грешников в прошлые времена, является ободрением для других грешников во все последующие века, чтобы они могли уповать на Его благодать и милость и применить их к себе. Поскольку Бог имел такое намерение, бедные грешники должны извлечь из этого великое ободрение для себя. И может ли быть что-нибудь такое, чего мы не можем ожидать от этой благости и благодати, от богатства благодати, произведшей в нас такую перемену? Во Христе Иисусе — Им и через Него Бог изливает на нас все Свое благоволение и ниспосылает все Свои благословения.

2. По отношению к возрожденным грешникам: Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, и далее, ст. 10. Это означает, что все исходит от благодати, потому что все наши духовные благословения от Бога. Мы — Его творение. Апостол подразумевает под этим новое творение: мы являемся Его творением не только как люди вообще, но и как святые. Новый человек — это новая тварь, и Бог — ее Творец. Это означает новое рождение, происходящее от Его хотения. Во Христе Иисусе, то есть благодаря тому, что Он сделал и претерпел ради нас, и через влияние и воздействие Его благословенного Духа. На добрые дела, и далее. Выше апостол приписывал перемену в душе человека исключительно благодати Божией, совершенно исключающей наши дела; чтобы не могло показаться, будто он против добрых дел, апостол отмечает здесь, что хотя эту перемену нельзя приписать ничему, исходящему от нашей природы (ибо мы — Его творение), однако Бог предназначил и приготовил нас как Свое новое творение для добрых дел: Созданы... на добрые дела, с той целью, чтобы приносить плод добрых дел. Если Бог насаждает в нас Свои добрые принципы, то для того, чтобы иметь от них добрые плоды. Которые Бог предназначил, то есть предписал, постановил. Эти слова можно истолковать и так: На которые Бог приготовил нас, благословляя нас познанием Своей воли и помощью Духа Святого, производя в нас перемену. Которые Он предназначил нам исполнять, или прославлять Бога добрым поведением и пребыванием в святости.

Стихи 11−13. В этих стихах апостол возвращается к описанию жалкого положения ефесян, какое они имели по своей природе. Итак помните... ст. 11. Он как бы хотел им сказать: «Вы должны помнить, кем вы были, и сравнить с тем, кем вы являетесь теперь, чтобы со смирением благодарить Бога и любить Его». Заметьте: обращенным грешникам следует почаще размышлять о своем природном греховном состоянии, состоянии погибели. Язычники по плоти, то есть живущие по своей ветхой природе и лишенные обрезания, внешнего знака принадлежности к завету благодати. Которых называли необрезанными, и далее; то есть: «Вас позорили за это и укоряли формальные иудеи, которые внешне исповедовали веру в Бога и ничего не видели дальше внешних обрядов». Примечание: лицемерные верующие склонны гордиться, главным образом, своими внешними привилегиями и презирать тех, кто лишен их. Апостол описывает печальное положение ефесян в прошлом несколькими конкретными штрихами, ст. 12. «В то время, когда вы были язычниками, необращенными:

1. Вы были без Христа, без познания Мессии, не имеющими части в Нем, спасительной связи с ним». Это справедливо в отношении всех необращенных грешников, лишенных веры: они не имеют части во Христе, не имеют спасения в Нем; печально и ужасно положение души без Христа. Будучи вне Христа:

2. Они были отчуждены от общества Израильского, то есть не принадлежали к Христовой церкви и не имели общения с ней, так как она включала только израильский народ. Это не малая привилегия — быть в Христовой церкви и разделять вместе с другими ее преимущества.

3. Чужды заветов обетования... Завет благодати всегда был, в сущности, один и тот же, хотя и претерпевал различные дополнения и усовершенствования на протяжении истории церкви, и поэтому называется заветами, заветами обетования, поскольку состоит из обетовании, в частности содержит великое обетование о Мессии и о вечной жизни в Нем. Ефесяне, как язычники, были чужды этого завета, так как не имели никакого знания о нем, никакого откровения; и все невозрожденные грешники чужды заветов обетования, не имеют в них своей доли. Все, кто вне Христа, не имеют никакой части в Нем как в Посреднике завета и никакой доли в обетованиях завета.

4. Они не имели надежды, простирающейся за пределы этой жизни, — ни хорошо обоснованной надежды на Бога, ни надежды на духовные и вечные благословения. Тот, кто живет без Христа и чужд завета, не может иметь никакой доброй надежды, ибо основанием всякой христианской надежды является Христос и завет. Они были отчуждены от Бога: ...были без Бога в мире (рус. безбожники. — Прим. переводчика); они имели некоторое представление о божестве, ибо поклонялись идолам, но не чтили истинного Бога, жили независимо от Него и не интересовались Им. Слова «без Бога в мире» означают: безбожники в мире, ибо, поклоняясь многим богам, они оставались без истинного Бога.

Апостол продолжает дальше иллюстрировать счастливую перемену, происшедшую в их положении (ст. 13): А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Они были далеко от Христа и Его церкви, от обетовании, от христианской надежды и от Самого Бога, а следовательно, и от всего доброго, подобно блудному сыну, находившемуся в далекой стране; это было показано в предыдущих стихах. Необращенные грешники сами удаляются от Бога, и Бог держится на расстоянии от них: Он смотрит на гордого издали. «А теперь во Христе Иисусе, после своего обращения, соединившись верою со Христом, вы стали близки». Они были возвращены домой к Богу, приняты в церковь, вступили в завет и стали обладателями всех других привилегий. Примечание: святые — это народ, близкий к Богу. Спасение далеко от нечестивого, а для Своего народа Бог — скорый помощник, и это достигается Кровию Христовою. Каждый уверовавший грешник обязан своей близостью с Богом и Его благоволением к себе смерти и жертве Христа.

Стихи 14−22. Мы подошли теперь к последней части этой главы, содержащей описание тех великих привилегий, какие получают от Христа как обращенные иудеи, так и обращенные язычники. Апостол здесь показывает, что находившиеся прежде в состоянии вражды теперь примирились. Между иудеями и язычниками была непримиримая вражда, и такие же отношения были между Богом и всяким невозрожденным человеком. Иисус Христос есть наш мир, ст. 14. Он заключил мир, принеся Себя в жертву, и пришел, чтобы примирить:

1. Иудеев с язычниками. Он соделал из обоих одно, примирив между собой прежде живших в злобе, ненависти и поносивших друг друга. Он разрушил стоявшую посреди преграду. Так Павел называет здесь обрядовый закон, что производил непримиримую вражду и был символом иудейской исключительности, и намекая этим на перегородку в храме, отделявшую двор язычников от храма, через которую могли свободно проходить только иудеи. Он упразднил вражду Плотию Своею, ст. 15. Своими страданиями во плоти Он лишил силы обрядовый закон, названный здесь законом заповедей, так как он содержал в себе множество внешних обрядов и ритуалов и состоял из множества постановлений и заповедей, касавшихся внешней стороны богослужения. Все эти обряды были упразднены Христом, так как они нашли в Нем свое исполнение. Устранив их, Христос создал единую церковь из верующих, как иудеев, так и язычников. Итак, Христос из двух создал в Себе Самом одного нового человека. Из этих двух враждующих лагерей Он составил одно новое общество, один Божий народ, объединив их в Самом Себе как общей главе; будучи обновлены Духом Святым, теперь они вместе поклоняются Богу новым путем, как учит Евангелие, и таким образом Он устрояет мир между этими двумя партиями, жившими некогда во вражде.

2. Между Богом и грешниками, будь то иудеи или язычники, тоже существует вражда, и Христос пришел, чтобы убить вражду и примирить обоих с Богом, ст. 16. Грех порождает вражду между Богом и человеком. Христос пришел, чтобы положить ей конец, примирив и иудеев и язычников с оскорбленным и разгневанным Богом посредством креста, убив вражду на нем. Апостол продолжает иллюстрировать великие преимущества, приобретенные обеими сторонами через посредничество нашего Господа Иисуса Христа, ст. 17. Христос, приобретший мир на кресте, пришел к иудеям (о которых выше сказано, что они были близки к Богу) Сам лично, а к язычникам, бывшим далекими от Бога, — в лице апостолов, повелев им благовествовать среди них. И, пришед, благовествовал мир вам, то есть объявил условия примирения с Богом и обретения вечной жизни.

Когда посланцы Христа передают Его истины, то, в действительности, это то же самое, как если бы говорил Сам Христос. Он проповедует через них, и кто принимает их, тот принимает Христа, а кто отвергает их тот отвергает Самого Христа. Следствием этого примирения является свободный доступ к Богу как для иудеев, так и для язычников (ст. 18): ...чрез Него, то есть во имя Его и через Его посредничество, и те и другие имеем доступ в присутствие Бога, Который стал общим Отцом тех и других; для нас воздвигнут престол благодати, чтобы мы приходили к нему, нам разрешен свободный доступ к этому престолу. Мы приближаемся к нему посредством Святого Духа. Христос приобрел для нас право приходить к Богу, а Святой Дух дает нам дерзновение и силу для этого, а также благодать для служения Богу. Итак, мы приближаемся к Богу через Христа и с помощью Святого Духа. Поскольку ефесяне после своего обращения получили такой же доступ к Богу, как и иудеи, и через того же самого Духа, как и они, то Павел говорит им: Итак, вы уже не чужие и не пришельцы...

. 19. Он противопоставляет это тому, что прежде говорил об их положении как язычников; теперь они уже не отчуждены от общества Израильского и не пришельцы (какими иудеи считали все народы, приходящие к Богу, исключая самих себя), но стали согражданами святым и своими Богу, то есть членами Христовой церкви, имеющими право на все ее привилегии. Заметьте здесь: церковь сравнивается с городом, и каждый обращенный грешник — его гражданин. Она сравнивается также с домом, и каждый обращенный грешник — один из домочадцев в доме Божием, член семьи, слуга и дитя.

В ст. 20 церковь сравнивается с зданием. Апостолы и пророки представляют собой основание этого здания. Они могут быть так названы только в смысле вторичного основания, поскольку первичным основанием является Сам Христос; однако мы более склонны считать, что здесь имеется в виду учение, преподанное пророками Ветхого завета и апостолами Нового. Далее следует: ...имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем. В Нем встречаются иудеи и язычники, составляя одну церковь; Христос Своей силой держит все здание:

На котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, cт. 21. Все верующие, составляющие это здание, соединяясь верою со Христом и христианской любовью — друг с другом, возрастают в святой храм, становятся святым обществом, где осуществляется тесное общение между Богом и Его народом, где они поклоняются и служат Богу, а Бог является им; они возносят Ему духовные жертвы, а Он простирает к ним Свое благоволение и дарует Свои благословения. Таким образом это строение по природе своей является храмом, святым храмом, ибо церковь — это место, избранное Богом, чтобы положить на ней Свое имя, и она становится таким храмом посредством Его благодати и силы, получаемых в Нем Самом — в Господе. Вселенская церковь, будучи построена на Христе как на основании и объединена Им как краеугольным камнем, возрастает, чтобы прославиться в Нем как в камне, венчающем все строение.

На котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом, ст. 22. Заметьте: не только вселенская церковь называется храмом Божиим, но и все поместные церкви, и даже каждый истинный верующий это живой храм, жилище Божие Духом. Ныне Бог обитает во всех верующих, они стали храмом Божиим посредством действия Духа Святого. Его пребывание в них в настоящее время является залогом их обитания с Богом в вечности.

толкование Мэтью Генри на послание к Ефесянам, 2 глава

СТАНЬТЕ ЧАСТЬЮ КОМАНДЫ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.