Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


1-е Коринфянам | 2 глава

Толкование Мэтью Генри


Апостол продолжает свои аргументы в этой главе и I. Напоминает коринфянам о той простоте, в которой он возвещал им Евангелие, ст. 1−5.

II. И в то же время показывает, что передал им сокровище такой чистейшей и высочайшей мудрости, превосходящей все достижения образованных умов, что она никогда бы не смогла прийти на сердце человеку, если бы не была открыта ему свыше, никогда бы не могла быть воспринята и усвоена человеком для спасения своей души без просвещения и воздействия Духа Божиего, открывающего ее, ст. 6−16.

Стихи 1−5. Апостол напоминает коринфянам, как он вел себя среди них, когда впервые проповедовал им Евангелие.

I. Он рассказывает нам о содержании, или предмете, своей проповеди (ст. 2): Ибо я рас судил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого. Христос, Его личность и Его служение составляют сущность Евангелия и должны быть главным предметом проповеди евангельского служителя. Его задача развернуть знамя креста и пригласить людей встать под него. Всякий, кто слышал проповедь Павла, находил его постоянно толкующим только об этом и мог бы сказать, что он не знает ничего, кроме Христа, притом распятого.

II. Здесь также отмечается, каким образом он проповедовал Христа.

1. С негатив ной стороны. Он приходил к ним возвещать свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ст. 1. Его слово и проповедь были не в убедительных словах человеческой мудрости.., ст. 4. Он не хотел ни пленять их слух пышными оборотами и красноречивыми выражениями, ни поражать их воображение высокими полетами мысли. Божественная премудрость не нуждается в человеческих украшениях.

2. С позитивной стороны. Он приходил к ним возвещать свидетельство Божие.., ст. 1. Он провозглашал божественные откровения. Красноречие, философское искусство и аргументация не могли бы прибавить веса тому, что было зарекомендовано таким авторитетом. Павел был в немощи и в страхе и в великом трепете, и тем не менее его слово и проповедь были явлением духа и силы, ст. 3−4. Его враги в коринфской церкви отзывались о нем более чем пренебрежительно: ...«в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна» (2Кор 10:10). Возможно, Павел был мал ростом и имел слабый голос, но, хотя он и не был так красноречив, как другие, совершенно очевидно, что он не был посредственным проповедником. Жители Листры приняли его за языческого бога Меркурия, сошедшего с небес в образе человека, потому что он начальствовал в слове, Деян 14:12. Павел не испытывал недостатка ни в мужестве, ни в твердости, и ни в чем не страшился своих противников. Но он не был и хвастуном. Он не превозносился, как это делали его противники. Он совершал свое служение с большой скромностью, заботливостью и усердием.

Заметьте: Никто не может понять страха и трепета, испытываемого верными служителями, ревнующими о душах с благочестивой ревностью; причиной их страха и трепета является глубокое сознание ими собственной слабости. Они знают, как они несостоятельны, и поэтому трепещут за себя. Однако хотя Павел держался скромно, проповедовал он со властью, в явлении духа и силы. Павел проповедовал истины Христа в их чистом виде, простыми, ясными словами. Он излагал учение так, как ему открывал Дух Святой, и предоставлял Духу доказывать истинность его внешними средствами знамений и чудес и содействовать принятию его внутренним воздействием на сердца людей.

III. Здесь также говорится, с какой целью он проповедовал Христа распятого таким образом: Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией (ст. 5), то есть чтобы они не были привлечены человеческими мотивами или побеждены человеческими аргументами, чтобы кто-нибудь не сказал, что риторика или логика сделала его христианином. Когда проповедуется только распятый Христос, то успех приписывается не мудрости человеческой, но силе Божией и Его свидетельству. Евангелие должно проповедоваться так, чтобы явить Бога и прославить Его во всем.

Стихи 6−16. В этой части главы апостол показывает, что хотя он приходил возвещать им свидетельство Божие не в превосходстве человеческой мудрости, однако передал им сокровище самой истинной и высочайшей мудрости: Мудрость же мы проповедуем между совершенными... (ст. 6), то есть среди тех, кто хорошо наставлен в христианской вере и достиг некоторой духовной зрелости. Тот, кто принимает учение как божественное и при просвещении от Духа Святого, тщательно вникает в него, открывает в нем истинную мудрость. Хотя проповедуемое нами учение представляется безумием для мира, однако для верующих оно является мудростью. Только тот, кто сам мудр, может правильно судить о том, что такое мудрость. Это мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но премудрость Божия, тайная, сокровенная.., ст. 6−7; не мирская мудрость, но божественная, такая, что ее не может постичь и вместить человек мира сего, лишенный Духа Божиего. Как отличны суждения Бога от суждений этого мира! Мудрость, которой Он нас учит, не имеет ничего общего с тем, что подразумевается под этим словом в мире. Это не мудрость политиков, философов или раввинов (см. ст. 6), но премудрость Божия, тайная, сокровенная. Он долгое время таил ее в Самом Себе и скрывал от мира; глубину ее, теперь открытую, никто, кроме Его Самого, постичь не мог. Это тайна, сокрытая от веков и родов, ныне же открыта святым Его (Кол 1:26): она была совершенно сокрыта от языческого мира, а для иудее была покрыта тайной, будучи облечена в темные прообразы и пророчества, относившиеся к отдаленному будущему; теперь же она открыта нам Духом Его. Обратите внимание на привилегии обладающих откровением Евангелия: покровы с прообразов сняты, таинства стали понятными, пророчества истолкованы, и тайные планы Божий возвещены и открыты. Тайная мудрость Божия открылась для святых Его. Относительно этой мудрости можно заметить следующее:

I. Ее происхождение и истоки: Она была предназначена Богом прежде веков к славе нашей, cт. 7. Она была предназначена Богом; Он задолго предопределил открыть ее, издревле, от начала мира, более того, от вечности, прежде веков. Он предопределил открыть ее к славе нашей, к славе либо апостолов, либо нас, простых христиан. Это было великой честью для апостолов, что Бог доверил им открыть эту мудрость, и великой привилегией всех христиан является то, что эта славная мудрость открывается им. И эта Божия мудрость, открытая в Евангелии, преподаваемая нам через Евангелие, подготавливает нас для непреходящей славы и блаженства в грядущем мире. Какую честь Бог оказывает святым Своим!

II. Неведение великих мира сего о ней: Которой никто из властей века сего не познал... (ст. 8), то есть из имеющих власть и авторитет или выделяющихся мудростью и образованием. Главным образом, здесь подразумевается, вероятно, римский правитель с вождями иудейской церкви и правителями иудейского народа. Это были власти века сего, которые если бы познали истинную, небесную мудрость, то не распяли бы Господа славы.

Заметьте: Иисус Христос есть Господь славы — титул, слишком высокий, для того чтобы его мог носить кто-либо из смертных, и возненавидели Его только потому, что Он не был познан. Если бы распявшие Его познали Его, кто Он и что Он, то удержали бы свои нечестивые руки, не взяли и не убили бы Его. Поэтому Христос и умолял Своего Отца: Отче! прости им, ибо не знают, что делают.., Лк 23:34.

III. Эта мудрость не может быть познана без откровения свыше, как сказал пророк Исайя (Ис 64:4): ...«не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» — для надеющихся на Него, для надеющихся на Его милость, как сказано в переводе Септуагинта. Упование на Бога свидетельствует о любви к Нему.

Заметьте: Существует нечто, что Бог приготовил для любящих Его и уповающих на Него. Существует то, что Он приготовил для них в будущей жизни, что недоступно для чувственного восприятия, о чем никакими средствами обычной информации нельзя сообщить нашему уху, во что не может проникнуть наше сердце. Однако в данном случае апостол имеет в виду откровения Божии в век Евангелия. Они таковы, что их не видел глаз и не слышало ухо.

Заметьте: Великие истины Евангелия находятся вне сферы человеческого познания не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку. Если бы они были объектами чувственного восприятия и могли быть познаны глазом разума и переданы уму посредством уха, как предметы обычного человеческого познания, то не было бы нужды в откровении. Но поскольку они находятся вне сферы природных способностей человека, то мы можем познать их только в свете откровения.

IV. Посредством кого открывается нам эта мудрость: А нам Бог открыл это Духом Своим.., ст. 10. Священное Писание написано по вдохновению Божиему, 2Пет 1:21. И апостолы говорили по вдохновению того же самого Духа, как Он учил их и как давал им провещевать. В этом заключается доказательство божественного авторитета Священных писаний: Павел писал о том, чему был научен, а научен он был Богом через откровение Его Духа, того Духа, Который все проницает, и глубины Божии, и знает Божие так, как дух человеческий, живущий в нем, знает, что в человеке, cт. 10−11. Из этих слов можно извлечь два аргумента для доказательства божественности Духа Святого:

1. Из приписываемого Ему всеведения: ...Дух все проницает, и глубины Божии. Он проникает в самые глубины Божии и в самые сокровенные Его планы. Кто может иметь такое полное познание о Боге, кроме Самого Бога?

2. Из намека, означающего, по-видимому, что Дух Святой находится в Боге так же, как дух человеческий находится в чело веке. Как человек неотделим от своего духа, так и Бог от Своего. Дух Божий составляет такое же тесное, близкое единство с Богом, как дух человеческий с человеком. Дух Святой знает Божие, потому что Он един с Богом. И как человек не может знать того, что в другом человеке, если тот не сообщит и не откроет ему, так и мы не можем познать сокровенные планы и намерения Бога, если Его Дух Святой не откроет их нам. Именно через Духа Святого апостолы получили откровение тайной премудрости Божией, о которой они возвещали. «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, cт. 12. То, что мы имеем, мы приняли от Бога во имя Его, по вдохновению от Него. По благодати Его, просветившей нас, мы знаем дарованное нам от Бога к спасению — то есть великие привилегии Евангелия, являющиеся свободным даром Божиим, даром Его обильной благодати». Хотя эти дары благодати даны нам, мы имеем откровение о них, однако познать их спасающую силу на опыте мы тоже не можем, если не имеем Духа Святого.

V. Каким образом эта мудрость преподается или возвещается: Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого.., ст. 13. Апостолы приняли мудрость, возвещаемую ими, не от мудрых людей мира сего, но от Духа Божиего. Равным образом они не облекали ее в человеческие одежды, но возвещали учение Христа простыми словами, тоже изученными от Духа Божиего. Он дал им не только познание дарованного от Бога, но и слова для возвещения о нем.

Заметьте: Истины Божии не нуждаются в человеческом красноречии, лучше всего их можно выразить словами изученными от Духа Святого. Дух Божий лучше знает, какими словами говорить о Божием, чем самые лучшие критики, ораторы или философы. Соображая духовное с духовным — сопоставляя одну часть откровения с другой. Духовные вопросы, рассматриваемые в совокупности, поясняют друг друга, но если исследование откровений Божиих осуществляется по принципам человеческой науки, то наши суждения о них, наверняка, будут неверными. Самый точный язык для выражения Божиих мыслей — это язык Духа Божиего.

VI. Как эта мудрость воспринимается.

1. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием.., ст. 14. Душевный человек. Это либо (1) Человек, находящийся под властью ветхой природы, никогда не имевший просвещения от Духа Божиего, такой, каких Иуда называет душевными, не имеющими духа, Иуд 1:19. Люди неосвященные не принимают Божиего. Божии истины являются безумием для таковых. Не потому, что они утратили природную способность рассуждать, но потому что злые наклонности и порочные принципы подавляют в человеке желание вникать в Божие, в духовные вопросы Его Царства и покоряться Его власти и силе. Только животворящие лучи Духа истины и святости могут помочь человеческому уму увидеть их превосходство и, убедившись в их истинности, принять и усвоить сердцем. Итак, душевный человек, человек, лишенный Духа Божиего, не может познать Божии истины, потому что о них следует судить духовно. Либо (2) Естественный человек, мудрый мира сего (1Кор 1:19−20), мудрый по плоти (1Кор 1:26), имеющий мудрость века сего, человеческую мудростью (ст. 46), человек, который, подобно древним мудрецам, все хочет познавать исключительно своим умом, ничего не хочет принимать верою и не признает никакой нужды в сверхъестественной помощи. Это было весьма характерно для людей того времени, притязавших на философию, греческое образование и мудрость. Такой человек не принимает того, что от Духа Божиего. Для него откровение не является источником познания, и он смотрит на него как на бред и безумие, как на сумасбродные идеи обольщенного мечтателя. По этой причине он не в состоянии познать сверхъестественного, так как о нем можно судить только духовно, то есть познавать путем откровения от Духа, таким путем, который он не допускает.

2. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может, ст. 15. Под этим следует понимать либо:

(1) Тот, кто освящен и помышляет о духовном (Рим 8:6), может судить о всем — способен рассуждать о вопросах, относящихся к человеческой мудрости, и находит также наслаждение в божественных истинах. Только освященный разум может оценить реальную красоту святости, не теряя при этом и способности судить об обычных, естественных вещах. Духовный человек может судить о всем — о естественном и сверхъестественном, о человеческом и божественном, о выводах человеческого разума и об откровениях свыше. Но о нем самом судить, или познать его, никто не может. Святые Божии — это сокровенные люди. Жизнь их сокрыта со Христом в Боге (Кол 3:3). Плотской человек знает о духовном человеке не больше, чем о других духовных вещах. Ему чужды принципы, радости и проявления духовной жизни. Духовный человек не открыт для его наблюдений. Либо (2) Духовный (тот, кто имеет божественные откровения, воспринимает их как таковые и основывает на них свою жизнь веры) может судить как об обычных вещах, так и о божественных; он может различать, что соответствует евангельскому учению о спасении и что не соответствует ему, является ли проповедуемое кем-либо истиной Божией или нет. Основывая свою жизнь веры на откровении, он не теряет при этом способности к рассуждению и не отвергает его принципов. Но о нем судить никто не может — никакой человек не может судить его, так чтобы опровергнуть его, изобличить в неправде. Недуховный человек не может судить о том, что говорит духовный, истинно оно или нет, от Бога он говорит или не от Бога. Короче говоря, кто получает все свои знания научным путем, в естественном свете своего разума, тот не может судить, истинно или ложно принимаемое путем откровения. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его (ст. 16), то есть духовного человека? Кто проник в разум Божий настолько, чтобы судить того, кто имеет Духа Божиего и находится под Его влиянием? Только духовному человеку Бог непосредственно дает познать Свою волю. И кто может наставлять в духовных вопросах человека, находящегося под водительством Его Духа? Природным умом крайне мало что можно узнать о Боге. Но, добавляет апостол, мы имеем ум Христов, а ум Христов это ум Божий. Он есть Бог, главный Посланник и Пророк Божий. Апостолы были облечены Духом Его, чтобы открыть нам мысли Божии, ум Его.

Заметьте: Иметь ум Христов — великая привилегия христиан.

толкование Мэтью Генри на 1-е послание Коринфянам, 2 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.