Великое учение Евангелия об оправдании верою, независимо от дел закона, было настолько противоположно понятиям, в которых воспитывались иудеи, что оно чрезвычайно трудно прививалось им. Поэтому Павел весьма подробно останавливается на нем, прилагая много усилий к тому, чтобы подтвердить и проиллюстрировать его. Он уже доказал его путем умозрительных рассуждений, теперь же, в этой главе, доказывает его посредством примера, используя его в одних местах для подтверждения, в других — для иллюстрации учения. В качестве примера апостол берет жизнь Авраама, потому что иудеи очень много хвалились своим родством с Авраамом, считали своим главным преимуществом то, что были семенем Авраама, и, действительно, Авраам был их отцом. Поэтому этот пример должен был убедить их более, чем все другие. Павел рассуждает следующим образом: «Все спасаемые оправдываются тем же путем, каким получил оправдание Авраам, он же оправдался верою, а не делами, поэтому и все спасенные оправдываются верою». Если Авраам, прославившийся своими делами, известный святостью и послушанием, был, тем не менее, оправдан только верою, а не делами, то как может кто-то другой, особенно из тех, кто происходит от семени его, но далек от его дел, основывать оправдание на своих собственных делах? Вся эта глава посвящена обсуждению этого примера.
I. Он доказывает, что Авраам оправдался не делами, но верою, ст. 1−8.
II. Затем показывает, когда и почему он получил оправдание, ст. 9−17.
III. Описывает веру Авраама и рекомендует подражать ей, ст. 17−27.
IV. Наконец, применяет все это к нам, ст. 22−25.
Стихи 1−8. В этих стихах апостол доказывает, что Авраам оправдался не делами, но верою. Он обращается к примеру Авраама, их отца, присоединяя и себя к числу его детей, так как он был еврей из евреев: Авраам, отец наш. Что же... он приобрел?.. Все в мире чего-то ищут, но никто не может считать, что достиг истинного приобретения, кроме тех, кто приобрел оправдание пред Богом. Авраам же, подобно мудрому купцу, ищущему хороших жемчужин, приобрел эту одну, самую драгоценную жемчужину. А что приобрел он по плоти, то есть путем обрезания и своих внешних привилегий и достижений? См. Флп 3:3. Оправдался ли он ими? Приобрел ли он благоволение Божие своими собственными заслугами? Нет, никоим образом, и апостол доказывает это посредством нескольких аргументов.
I. Если бы он оправдался делами, то оставалось бы место для похвалы, которая должна быть совершенно исключена. Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу (ст. 2), которая недопустима. «Но разве он не велик, и разве ему нечем похвалиться?» Да, есть чем, но не пред Богом; он может заслужить одобрение от людей, но ничего не может заслужить от Бога. Павел тоже имел чем похвалиться перед людьми, и мы встречаем иногда на страницах Писания, как он хвалится, хотя и со смирением, но перед Богом он ничем не хвалился, 1Кор 4:4; Флп 3:8−9. Никакой человек ничем не может похвалиться перед Богом, в том числе и Авраам.
II. Об Аврааме ясно сказано, что вера его вменилась ему в праведность. Ибо что говорит Писание? (ст. 3). Во всех рассуждениях на религиозные темы мы должны задавать себе такой вопрос. Мы должны интересоваться, что говорит Писание, а не какой-то великий или добрый человек. Итак, Писание говорит, что поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, Быт 15:6. Следовательно, ему нечем было хвалиться перед Богом, он получил оправдание исключительно по свободному дару благодати. Об этом говорится в Бытии в связи с замечательным про — явлением веры Авраама относительно обетованного семени, и это имело место после того, как Авраам пережил печальный конфликт с неверием. Его вера одержала победу в этом конфликте, он как бы вновь обрел ее в нем. Для оправдания требуется не совершенная, зрелая вера, но вера преодолевающая, вера одерживающая победу над неверием.
III. Если бы он оправдался делами, то награда ему была бы уже не по милости, но по долгу, ст. 4−5. Аргумент апостола Павла состоит в том, что наградой Авраама был Сам Бог, о чем ему было сказано еще прежде: «Я твоя великая награда» (англ. Быт 15:1. Прим. переводчика). Итак, если бы Авраам заслужил эту награду совершенством свое — го послушания, то это уже не было бы актом милости Божией, Авраам мог бы тогда потребовать награды с таким же правом, как работник в винограднике требует заслужен ной оплаты. Но этого не может быть, невозможно, чтобы Бог оказался должником человека, тем более виновного человека, Рим 11:35. Нет, Бог дает по милости, что бы вся слава принадлежала Ему. Он дает благодать на благодать, Ин 1:16. И поэтому тому, кто не делает, кто не может претендовать на свои заслуги, кто совершенно отказывается от всяких таких претензий и все — цело полагается на дар благодати Божией во Христе, принимая ее посредством живой, активной послушной веры, вера его вменяется в праведность. Кто оправдывает нечестивого, то есть того, кто прежде был нечестивым. Прошлое нечестие не является препятствием для его оправдания, после того как он уверует. Поэтому нет никакого места для отчаяния. Хотя Бог не прощает нераскаявшегося грешника, однако через Христа Он оправдывает нечестивого.
IV. Апостол иллюстрирует эту мысль еще одним отрывком из псалма, в котором Давид говорит о прощении грехов (первая ступень оправдания) как о блаженстве человека, называя блаженным не того, кто не имеет греха, но того, которому Господь не вменит греха. Это цитата из Пс 31:1−2, где Заметьте:
1. Сущность прощения. Прощение — это оставление долга, покрытие греха, как негодной вещи, как наготы и позора души. О Боге сказано, что Он бросает все грехи наши за хребет Свой (Ис 38:17), чтобы не видеть их; это означает, что основой нашего блаженства является не наша невиновность, но то, что Бог не вменяет нам нашей вины. Именно в этом невменении греха (ст. 8) и состоит акт милости Божией. Оправдание и награда не могут даваться по долгу (ст. 6), поэтому апостол Павел приходит к заключению, что праведность вменяется нам независимо от дел.
2. Блаженство прощения: Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Эти слова показывают, в чем состоит блаженство и что является его основой. Единственно блаженными людьми являются прощенные люди. О, как мы должны быть заинтересованы в том, чтобы иметь уверенность в прощении грехов! Ибо это есть источник всех других благословений.
Стихи 9−17. В этом отрывке апостол Павел рассматривает вопрос, когда и почему Авраам получил оправдание по вере, так как он хочет сделать в связи с этим ряд замечаний. Это имело место прежде, чем он был обрезан, и прежде, чем был дан закон, и для того и другого была причина.
I. Оправдание Авраама имело место до его обрезания, ст. 10. Его вера вменилась ему в праведность, когда он был еще в необрезании. Она уже была вменена ему (Быт 15:6), хотя его обрезание описывается в гл. 17. Этим самым апостол Павел отвечает на поставленный им вопрос в ст. 9: «Блаженство сие относится к обрезанию, или и к необрезанию?» Авраам получил прощение и оправдание в необрезании. Здесь отмечаются две причины, почему Аврааму вера его вменилась в праведность до обрезания.
1. Чтобы обрезание стало печатью праведности через веру, ст. 11. Для подтверждения веры Авраама Богу угодно было установить знак обрезания как печать праведности, и Авраам воспринял этот знак как знак особого благоволения Божиего. Здесь можно заметить следующее:
(1) О сущности святых таинств вообще: они являются знаками (представляющими что-то и наставляющими чему-то) и печатями (подтверждающими, закрепляющими что-то). Это знаки абсолютной милости и абсолютного благоволения и печати обусловленных обетовании. Более того, они являются взаимными печатями: Бог ставит печать в том, что Он является нашим Богом, а мы подтверждаем ею, что являемся Его народом.
(2) О сущности обрезания, в частности. Это был вступительный обряд в Ветхом завете и он являлся, как здесь сказано:
[1] Знаком испорченной ветхой природы, с которой мы рождаемся в мир и которая должна быть обрезана духовным обрезанием; знаком завета между Богом и Авраамом; отличительным знаком между иудеями и язычниками; знаком, дающим право на вступление в видимую церковь; знаком, прообразно представляющим крещение, заменяющее в евангельском веке ветхозаветное обрезание. Это был внешний физический знак, который выражал внутреннее духовное действие благодати.
[2] Печатью праведности через веру. В общем, это была печать завета благодати, в частности оправдания по вере, завета благодати, называемого праведностью от веры (Рим 10:6), к которому относится ветхозаветное обетование, Втор 30:12.
2. Чтобы он мог стать отцом всех верующих. Это не означает, что до Авраама никто не был оправдан по вере, но что до Авраама это были отдельные частные случаи, а с него эпоха завета благодати началась наиболее отчетливо и полно, чем с кого-либо, существовавшего прежде него. Он называется отцом всех верующих, потому что был выдающимся верующим, получившим оправдание по вере, подобно тому как Иавал был отцом живущих в шатрах со стадами и Иувал — отцом всех играющих на гуслях, Быт 4:20−21. Отцом всех верующих, то есть установленным образцом веры, подобно тому как родители являются примером для своих детей, и установленным прецедентом оправдания по вере, подобно тому как привилегии, права, имущество отцов передаются детям.
(1) Отцом верующих язычников, хотя они были необрезанные. Авраам сам был еще не обрезан, когда получил оправдание по вере, необрезание не было для него помехой в этом. Таким образом, были предусмотрены сомнения и страхи бедных язычников и не было оставлено никакого места для сомнений в том, что они также могут получить оправдание по вере, Гал 5:6.
(2) Отцом верующих иудеев, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры Авраама, то есть не только принадлежащих к семье Авраама, но и следующих примеру его веры. Обратите внимание, что истинными детьми и законными последователями тех, кто были отцами церкви, являются не те, кто занимает их место и носит их имена, но те, кто следует по их стопам. Это линия преемственности, которая сохраняется, несмотря на разрывы. Те имеют наибольшее основание называть Христа своим Отцом, кто не только носит Его имя, исповедуя себя христианином, но и следует по Его стопам.
II. Оправдание Авраама по вере имело место прежде, чем был дан закон, ст. 13−16. Первое замечание апостола было направлено против тех, кто ограничивал праведность от веры как относящуюся только к обрезанным, а это направляется против тех, кто надеялся достичь праведности от закона. Итак, обетование было дано Аврааму задолго до закона. См. Гал 3:17.
Заметьте:
1. Что это было за обетование — что он будет наследником мира, то есть земли Ханаанской, или отцом многих народов мира, что произойдут от него, помимо израильтян. О кротких сказано, что они наследуют землю и что им принадлежит мир. Хотя Авраам имел очень мало владений в этом мире, тем не менее он был наследником всего. Или, скорее всего, в этом следует видеть указание на Христа, так как семя, упоминаемое здесь, есть Христос. Ср. с Гал 3:16: ...И семени твоему, которое есть Христос. Христос есть наследник мира, все концы земли принадлежат Ему, и именно в Нем Авраам был наследником. Это относится к обетованию (Быт 12:3): ...И благословятся в тебе все племена земные.
2. Как Авраам получил это обетование: ...Не законом,.. но праведностью веры. Не законом, потому что он еще не был дан, но на основании той веры, которая была вменена ему в праведность; на основании того доверия Богу, которое он проявил, оставляя свою страну по Его повелению, Евр 11:8. Итак, то, что по вере, не может быть по закону, так как между верой и законом, доказывает Павел, существует противоречие (ст. 14−15): Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование. Ибо, если бы непременным условием для получения обетования было совершенное исполнение всего закона, тогда оно никогда бы не исполнилось, так как путь к жизни через совершенное послушание закону и непорочную безгрешную невинность совершенно закрыт, и закон сам по себе не может открыть другого пути. Это апостол Павел доказывает в ст. 15. Закон производит гнев — гнев внутри нас против Бога, как преграждающая поток плотина заставляет его подниматься выше; — гнев Бога против нас. Наше нарушение закона Божьего производит гнев Его против нас. Итак, совершенно очевидно, что мы не можем ожидать наследства путем закона, производящего гнев. Каким образом закон производит гнев, показано в последней части стиха: ...Потому что, где нет закона, нет и преступления (общепризнанная истина).
3. Почему обетование дано было Аврааму по вере; приводятся три причины, ст. 16.
(1) Чтоб было по милости,.. а не... по закону; по милости, а не по долгу, не по заслугам; чтобы вся слава принадлежала милости Божией. Вера предполагает наличие даруемой милости, так же как милость — наличие получающей веры. По благодати — это значит по вере, Еф 2:8. Ибо Бог хочет, чтобы все венцы были сложены у престола благодати, незаслуженной милости, чтобы все песни в небе звучали в унисон с: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу.
(2) Дабы обетование было непреложно. Первый завет, будучи заветом дел, не был непреложным, человек лишился через свою несостоятельность всех назначенных ему этим заветом благ. Поэтому, чтобы обеспечить более надежное осуществление нового завета, был утвержден другой путь, путь не дел, но веры, которая все получает от Христа и действует в постоянной зависимости от Него как великого Поручителя нашего спасения, в Котором оно надежно сохраняется.
(3) Дабы обетование было непреложно для всех потомков. Если бы обетование было по закону, то оно ограничилось бы лишь иудеями. Только верою язычники могут наследовать обетование наравне с иудеями, духовные потомки верного Авраама вместе с его потомками по плоти. Обетование Божие было задумано таким образом, чтобы оно могло охватить всех истинно верующих, и ради этого (ст. 17) Он, имея в виду нас (Быт 17:5), производит перемену имени Аврам на Авраам, которое означает: Отец многих народов. «Я поставил тебя отцом многих народов», то есть все верующие, как до, так и после прихода Христа во плоти, должны следовать примеру Авраама и называть его отцом.
Стихи 17−22. Рассмотрев, когда и почему Авраам получил оправдание по вере, в этих стихах апостол описывает и восхваляет его веру, к чести Авраама и в пример нам, отмечая следующее:
I. Кому поверил Авраам: Богу,.. животворящему мертвых. Вера его утверждалась на Самом Боге. Обратите внимание, на каких именно свойствах Бога была сосредоточена вера Авраама:
1. На Боге,.. животворящем мертвых. Авраам получил обетование, что будет отцом многих народов, в то время, когда он сам и его жена были уже почти как мертвые (Евр 11:11−12), поэтому он смотрел на Бога как на могущего вдохнуть жизнь в сухие кости. Тот, Кто животворит мертвых, может сделать все, может дать сына Аврааму, когда он уже стар, может пробудить язычников, мертвых по преступлениям и грехам, к божественной, духовной жизни, Еф 2:1.
2. На Боге,.. называющем несуществующее, как существующее, то есть творящем все словом силы Своей, как в начале, Быт 1:3; 2Кор 4:6. Оправдание и спасение грешников, принятие язычников, которые не были народом Божиим, — это наименование того, что не существовало, призывание к существованию того, чего еще не было. В этом проявляются суверенитет Бога, Его абсолютная власть и господство, представляющие собой мощную опору для веры, когда все остальные подпорки колеблются и рушатся. В этом и состоит истинная вера, когда мы утверждаемся на всемогуществе Божием в выполнении того, что не под силу никаким другим средствам, кроме Его всемогущества. Таким образом Авраам стал отцом многих народов пред Богом, Которому он поверил. Только верою в Бога мы можем стать угодными Ему.
II. Как веровал Авраам. Апостол восхваляет силу веры Авраама, употребляя при этом ряд выражений для описания ее.
1. Он, сверх надежды, поверил с надеждою.., ст. 18. Эта надежда была выше его, выше естественной надежды. Все доводы разума, чувств и опыта, которые обычно питают и поддерживают надежду, были против него. Но, несмотря на все эти доводы против, он поверил, потому что имел надежду на Бога: Он поверил с надеждою, которая, как и его вера, имела источник во всемогуществе Божием. Чрез что сделался отцом многих народов. Следовательно, Бог Своей всемогущей благодатью сделал его способным поверить сверх надежды. Тому, кто должен был стать отцом верных, следовало самому иметь более чем обычную веру. Именно то, что он поверил, вменилось ему в праведность.
2. И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело... его уже омертвело.., ст. 19. Его собственное тело было уже мертвым, то есть не способным к деторождению. Когда Бог намеревается дать особое благословение Своим детям, то обычно ставит приговор к смерти на само благословение и на все пути, ведущие к нему. Но Авраам не смотрел на это, он не помышлял об этом. Его вера не помышляла ни о чем, кроме как о верности обетования, и это оберегало его веру. Хотя с точки зрения плотского разума может казаться благоразумием, когда мы учитываем все трудности, восстающие против обетования, однако, в действительности, это есть слабость веры.
3. Он не поколебался в обетовании Божием неверием.., ст. 20. Он не спорил; он не советовался с плотью и кровью по этому вопросу, не тратил времени на рассуждения, соглашаться ли ему на это или нет, но решительным актом воли, со святым дерзновением всецело положился на обетование. Он принял его не для того, чтобы позволять себе рассуждать или спорить по поводу его. Он не поколебался неверием. Причиной всех наших колебаний относительно обетовании Божиих является неверие. Когда мы колеблемся, то не обетование Божие разрушается под нами, но наша вера.
4. Авраам пребыл тверд в вере, воздав славу Богу, — он укрепился в вере, его вера стала твердой благодаря опыту. Хотя слабая вера тоже не отвергается, однако похвалы и одобрения удостаивается только сильная вера. Сила веры Авраама обнаружилась в победе, одержанной им над своими страхами. Ею он прославил Бога, ибо как неверие бесчестит Бога, делая Его лжецом (1Ин 5:10), так вера чтит Его, ставя свою печать на том, что Бог истинен, Ин 3:33. Уповая на слово, которое ему сказал Бог, Авраам воздал славу Его мудрости, силе, святости, благости и особенно Его верности. Ничто так не вызывало похвалы у нашего Господа Иисуса, как большая вера (Мф 8:10 и Мф 15:28): Бог потому оказывает честь вере, великой вере, что она оказывает честь Богу.
5. Он был вполне уверен, что Бог силен и исполнить обещанное. Он шел вперед с величайшей уверенностью и смелостью; это сравнение с кораблем, который приходит в гавань на полных парусах. Авраам пережил бури сомнений, страхов, искушений, восстававших против обетования Божиего. Но, имея Бога своим капитаном и Его обетование — своей картой и компасом, он, подобно смелому мореплавателю, поднимает все свои паруса, невзирая на ветер и облака; полагаясь на верность и мудрость своего капитана, храбро отправляется он к пристани и прибывает домой с огромным приобретением. Такова была его полная уверенность, и она была основана на всемогуществе Бога: Он силен и исполнить обещанное. Наши колебания возникают, по большей части, из нашего недоверия Божией силе. Необходимо верить не только тому, что Бог верен, но и тому, что Он силен. Потому и вменилось ему в праведность, ст. 22. Так как он отважился совершенно положиться на Божие обетование, то Бог проявил к нему Свое благоволение и не только оправдал, но и превзошел его ожидания, вменив его веру в праведность. Это объясняет, почему именно веру избрал Бог как первое условие оправдания — потому что именно она более всего воздает славу Богу.
Стихи 23−25. В заключение этой главы апостол Павел применяет все сказанное в ней к нам. Он утверждает, что оправдание Авраама по вере является образцом или примером для нашего оправдания. Не в отношении к нему одному написано. Это предназначалось не только в качестве исторического памятника Аврааму, или повествования о его особых достоинствах. Повествования о жизни ветхозаветных святых даны нам не только как история, но и как поучительные примеры, как образы (1Кор 10:11) для нашего наставления, Рим 15:4. Это особенно касается истории Авраама, она была написана для нас, чтобы уверить нас, что праведность Авраама — это та самая праведность, которой Бог требует и от нас. Это написано для нас, достигших последних веков, как и для патриархов, ибо благодать Божия вчера, сегодня и вовеки та же.
I. Наша общая привилегия: вменится и нам, то есть праведность вменится. Евангельский путь оправдания есть путь вменения праведности вменится и нам. Апостол употребляет глагол в будущем времени, чтобы подчеркнуть непрерывность этой милости для церкви: как она действительна теперь, так будет до тех пор, пока Бог будет иметь церковь в этом мире. Источник открыт, и он не иссякает.
II. Наша общая обязанность как условие этой привилегии: верование. Предметом веры является божественное откровение. Откровение, данное Аврааму, относилось к Христу грядущему, а откровение, которое имеем мы, относится к Христу, Который уже пришел, но эта разница не меняет сущности дела. Авраам поверил в силу Божию, могущую воскресить Исаака из мертвого чрева Сарры, мы же верим в действие той же силы на более высоком уровне, в воскресении Христа из мертвых. Воскресение Исаака было в предзнаменование (Евр 11:19), а воскресение Христа было реальным. Итак, мы должны верить в Того, Кто воскресил Христа, не только верить в Его силу, что Он мог это сделать, но и уповать на Его благодать, что Он воскресил Христа ради нас. Апостол Павел объясняет это в ст. 25, где мы имеем краткое изложение значения смерти и воскресения Христа.
1. Он был предан за грехи наши. Бог Отец предал Его, и Он Сам предал Себя в жертву за грех. Он действительно умер, как злодей, потому что умер за грех, но не за Свой собственный грех. Он умер для искупления наших грехов, чтобы загладить нашу вину и удовлетворить справедливость Божию.
2. Он воскрес для оправдания нашего, для завершения нашего оправдания. Своею смертью Он уплатил наш долг, а Своим воскресением приобрел наше освобождение. Воскресение Христа было величайшим подтверждением того, что божественная справедливость была удовлетворена, долг уплачен, ибо иначе должник никогда не получил бы освобождения. Вот поэтому апостол Павел делает особое ударение на воскресении Христа; да, Христос умер, но Он и воскрес, Рим 8:34. Итак из всего этого совершенно очевидно, что мы не можем оправдаться собственными заслугами, делами, но зависим исключительно от Иисуса Христа и Его праведности. Именно эту истину апостол Павел осветил в этой и предыдущей главе как великий источник и основание нашего утешения.
толкование Мэтью Генри на послание к Римлянам, 4 глава