Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Римлянам | 16 глава

Толкование Мэтью Генри


Итак, Павел заканчивает свое длинное и превосходное послание к Римлянам и делает это с большой теплотой. Как в основной части послания он показал себя очень знающим человеком, так в этой заключительной части — очень любящим. Сочетание такого богатства познания и любви — редкое явление. Можно заметить, как часто он как будто намеревается закончить свою беседу, но вместо этого снова и снова продолжает ее. Казалось бы, послание должно было закончиться на торжественном благословении в конце предыдущей главы, однако он начинает новую главу и повторяет благословение (ст. 20): Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь. Потом он кое-что добавляет еще и опять повторяет благословение, ст. 24. Эти повторные благословения, означающие прощание автора со своими читателями, говорят о том, как не хотелось ему расставаться с ними. Итак, в этой заключительной главе Павел:

I. Представляет одного из своих друзей римским христианам и посылает личные приветствия отдельным верующим среди них, ст. 1−16.

II. Предостерегает их против производящих разделения, ст. 17−20.

III. Передает приветствия от своих сотрудников, ст. 21−23.

IV. Заканчивает торжественным славословием Бога, ст. 24−27.

Стихи 1−16. I. Павел представляет римлянам сестру Фиву, через кого (как считают некоторые) он передал это послание, ст. 1−2. Вероятно, эта женщина принадлежала к высшим классам общества, была состоятельной, и в Рим ее привели дела. Здесь она была чужестранкой, почему Павел и представляет ее христианам, жившим в Риме. Это был знак его искренней дружбы с ней. Истинное благочестие никогда не сделает человека невежливым. Павел вовсе не делает комплиментов в адрес Фивы, он вполне искренен в оценке ее.

1. Он удивительно хорошо характеризует ее:

(1) Как сестру: Представляю вам Фиву, сестру нашу... Она была ему сестрой не по плоти, но по духу, сестрой по вере во Христа Иисуса, между ними была чистая, целомудренная, духовная любовь, как между братом и сестрой, ибо во Христе Иисусе нет ни мужеского пола, ни женского, но все одно, Гал 3:28. Как Христос, так и Его апостолы имели среди своих лучших друзей благочестивых (и поэтому почитаемых ими) женщин.

(2) Как диакониссу церкви Кенхрейской, которая служила не проповедью слова (что было запрещено женщинам), а делами милосердия и странноприимства. Некоторые думают, что она была вдовой, служила больным и находилась на церковном попечении, 1Тим 5:9. В то время как другие вдовы были старше и беднее, Фива, кажется, была состоятельной, но тем не менее не считала унизительным для себя служить в церкви. Вероятно, в ее доме происходили собрания, и она проявляла заботу о служителях, особенно о странствующих. Каждый должен на своем месте подвизаться в церковном труде, ибо этим он служит Христу, и это зачтется ему в будущем. Кенхреи — это небольшой портовый город вблизи Коринфа. Некоторые думают, что там была своя церковь, отдельная от церкви в Коринфе, хотя вполне возможно, что церковь Коринфа называлась Кенхрейской, потому что там происходили их собрания в связи с большой оппозицией против верующих в самом Коринфе (Деян 18:12), так же как в Филиппах верующие собирались за городом на берегу реки, Деян 16:13.

(3) Как помощницу многим, и в частности самому Павлу, ст. 2. Она многим помогала в их страданиях и нуждах. Ее щедрость распространялась на многих, она была помощницей многим. Павел с благодарностью вспоминает о ее доброте к нему: ...и мне самому. Благодарность — это то наименьшее, чем мы можем воздать за доброе расположение к себе. Это было большой честью для Фивы, что Павел упомянул о ней в своем послании, ибо везде, где читалось это послание, говорилось о ее доброте к Павлу в память о ней.

2. Он поручает Фиву попечению римлян как достойную особого уважения.

(1) «Примите ее для Господа.., то есть ради Господа, как служителя и друга Христа». Как прилично принимать святым, которые любят Христа, а потому любят всех, кто принадлежит Ему, ради Его святого имени. Или, Как подобает принимать святых, то есть с любовью и уважением.

(2) Помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас. Какими бы ни были ее дела, торговые или иные, приведшие ее в Рим, она нуждалась в помощи как женщина, как чужестранка, наконец, как христианка, поэтому Павел просит римлян помочь ей. Христиане должны помогать друг другу в их делах, особенно странникам, ибо мы члены друг другу и не знаем, в какой помощи мы, возможно, будем нуждаться когда-то и сами.

Заметьте, Павел просит оказать помощь той, которая многим помогала.

II. В этом послании, более чем в каком-либо другом послании апостола Павла, содержатся рекомендации, каковые он дает некоторым из своих друзей, находящихся среди тех, кому пишет. Несмотря на многочисленные заботы обо всех церквах, которые могли бы совершенно поглотить другого человека, Павел очень многих помнил лично. Сердце его было настолько исполнено любви к ним, что каждому он передает привет, отмечая при этом их характерные особенности и выражая свою заботу о них. «Приветствуйте их. Пусть они знают, что я помню их, люблю и желаю им добра». В этих приветствиях можно заметить следующее.

1. Относительно Акилы и Прискиллы, этой знаменитой четы, к которой Павел был особенно расположен. Они были родом из Рима, но по указу Клавдия были выселены оттуда, Деян 18:2. Павел познакомился с ними в Коринфе, где они вместе занимались изготовлением палаток. Через некоторое время, когда этот указ был отменен, Акила и Прискилла возвратились в Рим, и вот Павел теперь посылает туда свои рекомендации о них. Он называет их своими сотрудниками во Христе Иисусе. Они не только много трудились, но и многим рисковали ради Павла: ... голову свою полагали за мою душу... Ради безопасности Павла они рисковали собственной жизнью: во время своего пребывания в Коринфе Павел находился в большой опасности, и они укрывали его, хотя это сделало их ненавистными для разъяренных толп народа, Деян 18:12,17. С тех пор прошло уже много лет, но Павел говорит об этом с таким чувством, как будто это произошло вчера. Которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников. Все они были признательны этим добрым людям, за то что они сделали для спасения жизни апостола язычников. Павел приветствует также и домашнюю их церковь, ст. 4. Если в семье господствует вера, то дом превращается в церковь. Этому содействовала особенно Прискилла, жена, которая была на редкость усердной и выдающейся христианкой, почему имя ее часто упоминается впереди имени мужа. Когда Прискилла и Акила жили в Ефесе, то и там, несмотря на временное пребывание в этом городе, они имели домашнюю церковь, 1Кор 16:19. Истинно благочестивый человек, куда бы он ни пошел, позаботится о том, чтобы взять с собой свою святыню. Всякий раз, как Авраам передвигал свой шатер, он строил новый жертвенник Богу, Быт 13:18.

2. Относительно Епенета, ст. 5. Павел называет его возлюбленным. Когда в сердце царствует любовь, тогда будет приятность на устах. Христиане должны говорить на языке любезности, которая выражает любовь и вызывает ее. Так же он называет и Амплия — возлюбленный мне в Господе, — и Стахия — возлюбленный мне. О Епенете говорится, что он есть начаток Ахаии для Христа. Павел принес его Богу как первый плод своего служения в этой стране, как залог великой жатвы, ибо в Коринфе, столице Ахаии, у Бога было много людей, Деян 18:10. Кто рано обращается к Богу, в первом часу приходит трудиться в виноградник Божий, по первому призыву, тот заслуживает особенного уважения. То же самое говорится о семействе Стефановом в 1Кор 16:15. Возможно, Епенет был из этого семейства или, по крайней мере, один из первых трех, не самый первый, но один из первых христиан Ахаии.

3. Относительно Мариами и некоторых других, что подвизались в добрых делах, были ревностными христианами: ...Мариамь, которая много трудилась для нас. Истинная любовь никогда не тяготится трудом, но, наоборот, получает наслаждение в нем. Там, где много любви, много и труда. Павел говорит также о Трифене и Трифосе, трудящихся о Господе, и о возлюбленной Персиде, которая много потрудилась о Господе ст. 12.

4. Относительно Андроника и Юнии (ст. 7), мужа и жены, как считают некоторые.

(1) Они, а также Иродион (ст. 11), были родственниками Павла. Религия не разрушает родственные отношения, но освящает и совершенствует их, побуждая нас полагать души свои за родных. Когда же они, уверовав во Христа, становятся и нашими родственниками по вере, то мы получаем еще больше радости в них.

(2) Они были его товарищами по узам. Совместные страдания объединяют души и связывают их взаимной любовью.

(3) Они прославились между Апостолами своими познаниями, дарами и добродетелями.

(4) Они уверовали во Христа раньше Павла, опередив его по времени, хотя он был обращен на следующий год после вознесения Христа. Как готов был Павел признавать за другими всякое превосходство!

5. Относительно Апеллеса сказано, что он испытан во Христе, ст. 10. Это невероятно высокая оценка! Он был испытан в непорочности и искренности своей веры, его испытали и друзья, и враги, и он вышел из этих испытаний, как золото, стал человеком, на которого можно положиться, которому можно доверять.

6. Относительно Аристовула и Наркисса. Упоминаются их домашние (ст. 10−11), те, кто в Господе, то есть кто был христианином. Павел старался не забыть в своем приветствии никого: ни личных, ни заочных знакомых. Некоторые думают, что Аристовул и Наркисс отсутствовали в то время в Риме или уже умерли. Другие же полагают, что они были неверующими, не принявшими христианства. Нередко случается, что даже в домах нечестивых людей находятся добрые слуги или другие домочадцы, 1Тим 6:1. Бедный раб может быть призванным, избранным, верным, в то время как его богатый господин оказывается обойденным, оставленным погибать в неверии. Ей, Отче, ибо таково Твое благоволение.

7. Относительно Руфа, избранного в Господе, ст. 13. Он был избранным христианином, о чем доказывали его дары и добродетели. И матерь его и мою, его — по природе, а Павла — по Христовой любви. Эта добрая женщина была для апостола, в некоторых обстоятельствах, как мать, она заботилась о нем и утешала его, и он с благодарностью признает это, называя ее матерью.

8. Относительно остальных Павел говорит: Приветствуйте... и других с ними братьев (ст. 14), и ...всех с ними святых, ст. 15. Святым присуще находить наслаждение в общении друг с другом. Своим приветствием Павел объединяет их, чтобы содействовать их сближению друг с другом. Чтобы никто не огорчился, думая, будто Павел забыл о них, он упоминает в заключение о всех остальных как о братьях и святых, хотя и не называет их поименно. В христианских общинах всегда бывают небольшие группы верующих, объединенных взаимной любовью и имеющих возможность чаще встречаться друг с другом. Среди тех, кому апостол посылает приветствия, ни одного слова не сказано о Петре, что дает основание для предположения, что он вовсе не был епископом Рима, как это утверждают паписты. В противном случае как бы мог Павел, написав такое длинное послание римлянам, ни разу не упомянуть его имени?

Наконец, Павел призывает римлян приветствовать друг друга: Приветствуйте друг друга с целованием святым. Взаимные приветствия являются выражением любви, и они же ее умножают и укрепляют, сближают христиан друг с другом. Поэтому Павел поощряет приветствия, оговаривая при этом, что они должны быть святыми — целованием святым, то есть целомудренным, в противоположность сладострастным, похотливым поцелуям; искренним, в противоположность лукавому поцелую Иуды, каковым он предал Христа. Павел также приветствует всех от имени церквей Христовых (ст. 16): «Приветствуют вас все церкви Христовы.., то есть церкви, в которых я нахожусь, которые лично посещаю, и я должен засвидетельствовать вам об их любви и добром расположении к вам». Таким способом Павел поддерживал общение святых.

Стихи 17−20. За сердечными приветствиями, какими Павел старался объединить римлян друг с другом, следует вполне уместное предупреждение о том, чтобы они остерегались пагубного влияния тех, чьи принципы и поведение разрушают основы христианской любви.

I. Предостережение, выраженное в самой убедительной форме: Умоляю вас, братия... Павел не требует и не приказывает, как желающий господствовать над наследием Божиим, но умоляет ради любви. Он призывает их:

1. Видеть опасность, замечать тех, кто производит разделения и соблазны. Наш Учитель предсказывал, что надобно прийти соблазнам и разделениям, и предвещал горе тем, через кого они придут, Мф 18:7. И вот теперь Павел предупреждает нас против них. Вносящие в церковь разделения и соблазны поступают вопреки учению, которому мы научились. Любые отклонения от здравого учения, данного нам в Священном Писании, открывают дверь для разделений и соблазнов. Если мы отступим от истины, то не со храним единства и мира. Итак, остерегайтесь производящих разделения. Необходимы проницательность и бдительность, чтобы заметить опасность, что исходит от этих людей, ибо обычно самые пагубные замыслы скрываются под весьма благовидными предлогами. Обнаруженная опасность уже наполовину предотвращена.

2. Избегать ее: «...уклоняйтесь от них. Избегайте ненужных общений и связей с ними, чтобы не подпасть под их влияние и не заразиться их духом. Слово их будет распространяться как рак». Некоторые считают, что Павел особенно предостерегал их против иудействующих учителей.

II. Доводы, усиливающие это предостережение.

1. Политика этих обольстителей весьма пагубна, ст. 18. Павел характеризует их следующим образом.

(1) Какому господину они служат: ...не Господу нашему Иисусу Христу... Хоть они и называют себя христианами, но Христу не служат: не ищут славы Ему, не ревнуют о Его интересах, не исполняют Его волю, как бы они на это ни притязали. Как много тех, которые называют Христа Учителем и Господом, но не служат Ему! Они служат своему чреву — своим плотским, чувственным, мирским интересам. Они угожда-ют низменным страстям гордости, тщесла-вию, алчности. Их бог — чрево.., Флп 3:19. Кто служит своему чреву, кто думает, что благочестие служит для прибытка, кто видит в удовлетворении своих чувственных прихотей весь смысл своей жизни, а все другие цели и задачи подчиняет им, тот служит низменному богу и является врагом Христа.

(2) Метод, каким они осуществляют свои замыслы: ...ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных. Их любезные слова и красноречие создают впечатление святости и ревности о Боге (как легко быть благочестивым на словах!), любви и доброжелательства к тем, кому они стараются исподволь внушить свое порочное учение. Так змей лестью и красноречием прельстил Еву. Поэтому нам необходимо со всяким усердием хранить свои сердца.

2. Опасность, грозящая нам: «Ваша покорность вере всем известна.., — вы известны всем церквам как старательные, послушные и исполнительные».

(1) Поэтому эти обманщики особенно будут нападать на вас. Диавол и ангелы его особенно ненавидят процветающие церкви и преуспевающие души, 2Ин 1:8. «Лжеучителя знают, что вы послушный народ и, вероятно, придут к вам, чтобы испытать, не будете ли вы послушны и им».

(2) Несмотря на их послушание, им грозила опасность со стороны обольстителей. Павел говорил об этом не потому, что не доверял им, но потому что заботился о них: «Ваша покорность всем известна, поэтому я радуюсь за вас». Так, начиная с похвалы, Павел незаметно переходит к предостережению. «Вы не должны успокаиваться. Желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло». Покорный характер хорош, если он находится под добрым влиянием, а в противном случае он может послужить причиной обольщения. Поэтому он дает им два основных правила:

[1] Быть мудрым на добро, то есть способным и разумным во всем, что касается истины и путей Божиих. «Будьте мудры, чтобы различать духов, все испытывать и держаться только хорошего». Необходима большая мудрость, чтобы не обмануться и не оказаться введенным кем-нибудь в заблуждение относительно тех истин и тех обязанностей, которые мы считаем правильными, или относительно людей, к кому мы привержены, считая их добрыми, Притч 14:8.

[2] Быть простым на зло, то есть, с одной стороны, мы должны быть мудрыми чтобы никто не мог нас обмануть, а с другой стороны — простыми, чтобы и самим никого не вводить в заблуждение. Христианину подобает мудрость змеи, но не хитрость древнего змея. Мудрая простота не способна сделать что-либо против истины. Павел особенно заботился о Римской церкви, потому что она была известна. Это был город на вершине горы, и глаза многих христиан были устремлены на него.

3. Божие обетование о том, что в конце концов мы победим, данное для оживления и ободрения нашего, а не для того чтобы подавить нашу осторожность и наши усилия (ст. 20): Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре.

(1) Как Павел называет Бога: Богом мира.., источником и подателем всех благ. Когда мы обращаемся к Богу, ища духовной победы, то должны смотреть на Него не толь ко как на Господа сил, Кому принадлежит вся власть, но и как на Бога мира, Бога, Который в мире с нами, Который говорит нам «мир», производит мир в нас и творит мир для нас. Он дает нам победу больше как Бог мира, нежели как Бог брани, ибо во всякой нашей борьбе мы должны сражаться за мир. Бог, являющийся Богом мира, ограничивает и устраняет тех, кто производит разделения и соблазны, кто нарушает и возмущает мир в церкви.

(2) Какого благословения от Бога ожидает Павел: победы над сатаной. Сатану, что искушает и вредит душам нашим, обманывает и губит их, Бог... сокрушит под ноги наши. Хотя под этим подразумеваются, прежде всего, те ложные учения и обольщающие духи, о которых говорилось выше, однако сюда относятся, несомненно, и все прочие козни сатаны, чем он старается осквернить души, возмутить и погубить их, все его по пытки удержать нас от небесной чистоты, лишить нас мира здесь, на земле, и воспрепятствовать обладанию будущими благословениями неба. Сатану, который искушает и смущает нас, который действует как обманщик и губитель, Бог мира сокрушит под ноги наши. «Хотя вы и не можете одолеть его своей силой и мудростью, но Бог мира сделает это за вас; через победу Того, Кто воз любил вас, мы будем более чем победителя ми».

[1] Победа будет полной: ...сокрушит сатану под ногами вашими — это прямой намек на первое обетование о Мессии, данное еще в раю (Быт 3:15), что семя жены сотрет главу змею. Это обетование исполняется каждый день и каждый раз, когда святые облекаются силой, чтобы противостоять искушениям сатаны и победить их, и оно исполнится окончательно, когда, несмотря на все власти тьмы, все избранные благодатью с триумфом войдут в небесную славу. Христос победил за нас, разоружил сильного, охраняющего с оружием дом свой, сокрушил его власть, и нам ничего не остается, как только войти в Его победу и разделить добычу. Пусть сознание того, что мы имеем дело с уже побежденным врагом, что вскоре будет достигнута совершенная победа, вдохновит нас на духовную борьбу, вдохновит подвизаться добрым подвигом веры.

[2] Победа будет вскоре. Еще немного, и Грядущий придет. Он сказал: Се, гряду скоро. Когда кажется, что сатана преодолевает, и мы готовы сдаться, тогда Бог мира скоро решает дело по правде. Когда воины знают, что война должна вскоре закончиться полной победой, это очень ободряет их. Скорее всего, это обетование относится к победе, каковую все святые одержат над сатаной, когда войдут в небо, а также к тем победам, которые они одерживают в настоящее время силой благодати как залог окончательной победы. Поэтому сохраним веру и терпение еще на малое время! Когда в один прекрасный день мы пройдем сквозь Чермное море и увидим наших духовных врагов мертвыми на берегу, то воспоем победную песнь Моисея и Агнца. Поэтому Павел добавляет к этому следующее благословение: Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, то есть да будет благоволение Христа к вам, да совершает Он в вас Свою благословенную работу. Если благодать Христа будет с нами, то кто сможет победить нас? Павел был не только их другом, но и служителем и апостолом, получившим благодать на благодать, поэтому со властью благословляет их и повторяет свое благословение еще в ст. 24.

Стихи 21−24. Передав свои личные приветы многим из членов римской церкви, а также общие приветы от всех церквей, окружавших его, теперь Павел добавляет несколько личных приветов от своих сотрудников, находившихся в то время вместе с ним. Таким образом он способствует лучшему знакомству и общению святых, разделенных большими расстояниями, и придает больше веса своему посланию подписями достойных людей, известных его читателям. Он упоминает имена:

1. Своих личных друзей, что, вероятно, были знакомы римлянам: Тимофея: Тимофей, сотрудник мой... Иногда Павел называет его своим сыном как младшего, но здесь представляет как своего сотрудника, то есть равного себе, оказывая тем самым большую честь ему. Луция. Вероятно, имеется в виду Луций Киринеянин, человек известный в церквах Антиохии, Деян 13:1, Иасона. Он был известен в Фессалонике, где ему пришлось пострадать, за то что он принял у себя Павла, Деян 17:5−6. И Сосипатра, относительно которого есть предположение что это Сосипатр Вериянин, упоминаемый в Деян 20:4. Павел называет их своими сродниками, не только в том смысле, что они были иудеями, но и родственниками по крови. Вероятно, Павел принадлежал к хорошей семье, если он встречал так много своих родственников в разных городах. Большим утешением является для нас иметь верующих родственников и видеть их полезными в церкви.

2. Тертия, бывшего секретарем Павла: Тертий, писавший сие послание, ст. 22. Павел использовал труд секретаря, так как у него был плохой неразборчивый почерк, за который он извинялся, когда писал галатам собственной рукой, Гал 6:11. Некоторые понимают под Тертием Силу, так как Сила означает Третий по-еврейски и Тертий — по-латински. Тертий либо писал под диктовку Павла, либо переписывал более разборчивым почерком написанное Павлом. Самый незначительный труд для церкви не будет забыт и не останется без вознаграждения.

3. Некоторых из тех, что были известны среди христиан (ст. 23): Гаия: Гаий, странноприимец мой... Точно не известно, был ли это Гаий из Дервии (Деян 20:4), или Гаий из Македонии (Деян 19:29), или, что наиболее вероятно, Гаий из Коринфа (1Кор 1:14), и был ли он одним из тех, кому апостол Иоанн адресовал свое третье послание. Павел хвалит его за гостеприимство, которое он оказывал не только ему, но и всей церкви. Ераста, бывшего городским казнохранителем. Павел имеет в виду, что он был казнохранителем в Коринфе, откуда было отправлено это послание. Вероятно, это был человек уважаемый и значительный, состоящий на государственной службе, хранитель казны. Не много среди избранных сильных, не много благородных, но все-таки они есть. В Деян 19:22 он упоминается вместе с Тимофеем, имя его встречается также во 2Тим 4:20. Казначей большого города не считал для себя бесчестием проповедовать благовестие Христово. Также упоминается Кварт, кого Павел называет братом.

Стихи 25−27. * (В русском переводе эти стихи чаще помещены в конце гл. 14 (14:24−26). — прим. редактора.)

Павел заканчивает свое послание величественным славословием благословенного Бога как человек, имевший обыкновение все завершать к похвале и славе Божией и научившийся все возвращать Тому, из Которого и от Которого исходит все. Павел как бы хочет в своем славословии Бога, бывшем целью всей его жизни, вложить всю свою душу. Это славословие содержит в себе:

I. Описание сущности благовествования Божиего, данного в виде вставки: Утвердить вас по благовествованию моему... Павел называет его своим, потому что он проповедовал его и много содействовал его прославлению. Его разум и сердце были настолько поглощены этим благовествованием, что он не мог, упомянув его, не изложить его сущность и не подчеркнуть его превосходство.

1. Благовествование есть проповедь Иисуса Христа. Суть и содержание всего Евангелия — это Иисус Христос и Его крестные страдания. Мы проповедуем не себя, говорит Павел, но Господа Иисуса Христа. Именно простая проповедь об Иисусе Христе утверждает души.

2. Это есть откровение тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но которое ныне явлено, и чрез писания пророческие. Содержание Евангелия — тайна. Наше искупление и спасение чрез Иисуса Христа, без всякого прекословия, является великой тайной благочестия, 1Тим 3:16. И тем не менее, да будет благословен Бог, эта тайна открыта нам вполне достаточно, для того чтобы привести нас в небо, если только мы умышленно не пренебрегаем этим великим спасением.

(1) Эта тайна была сокрыта от начала мира: ...о которой от вечных времен было умолчано.., Рим 14:24. Прежде основания мира эта тайна была сокрыта в Боге, Еф 3:9. Или, как гласит наш перевод, от вечных времен. В ветхозаветные времена эта тайна была скрыта в прообразах и тенях обрядового закона, в туманных предсказаниях пророков, указывавших на нее, но так, что они не могли взирать на конец преходящего, 2Кор 3:13. Таким образом, она была сокрыта от веков и родов, даже от иудеев, тем более от язычников, которые сидели во тьме и совершенно ничего не знали о ней. Даже ученики Христа находились в неведении относительно тайны искупления, их понятия о ней были необычайно туманными и путаными, пока Христос не воскрес и не вознесся.

(2) Но теперь она явлена. Завеса разодралась, ночные тени исчезли, Евангелие принесло с собой свет жизни и бессмертия, над миром взошло Солнце правды. Павел не претендует на то, что эта тайна была явлена ему одному, что он имеет монополию на откровение ее, нет, она явилась многим. Но каким образом она была возвещена чрез писания пророческие? Когда пророчества исполнились, их предсказания стали фактом, то это было наилучшим толкованием пророчеств. Предсказания пророков, относящиеся к этой тайне, были в большинстве своем малопонятными в то время, когда они жили. Но оставленные ими Писания теперь стали не только понятными сами по себе, но через них эта тайна сделалась известной всем народам. Ветхий Завет не только заимствует свой свет из откровений Нового Завета, но и возвращает его ему. Новый Завет объясняет Ветхий, а Ветхий очень хорошо иллюстрирует Новый. Таким образом ветхозаветные пророки теперь, когда их предсказания исполнились, опять пророчествуют перед многими народами, и племенами, и языками, Откр 10:11. И Христос явился в мир, как сокровище, которое было до времени скрыто на поле Ветхого завета. О Нем несут свидетельство все пророки, Лк 24:27.

(3) Она явлена... по повелению вечного Бога. Чтобы кто-нибудь не возразил: «Почему так долго была скрыта эта тайна, и почему она явлена теперь?» — Павел ссылается на волю Божию, Который обладает абсолютным суверенитетом и Который не дает отчета ни в каких Своих делах. Вечный Бог. Хотя Он скрывал эту тайну от начала мира и лишь недавно открыл ее, тем не менее она была у Него в проекте от вечности, прежде сотворения мира. Мы не должны искать какого-то нового откровения, но пребывать в том, что нам дано, ибо оно соответствует заповедям вечного Бога. «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр 13:8).

(4) Она возвещена всем народам для покорения их вере. Павел часто отмечает, как широко распространилось это откровение. Если до сих пор Бог был известен только иудеям, теперь Христос есть спасение для всех концов земли и для всех народов. Цель такого широкого охвата очевидна — покорение народов вере. Евангелие открыто не для того, чтобы говорить и дискуссировать о нем, но чтобы подчиняться ему. Истинная вера — это вера, проявляющаяся в послушании; истинное послушание — это послушание, рожденное верой, и цель Евангелия — привести нас к вере и послушанию.

II. Прославление Бога, давшего нам Евангелие, воздаяние Ему вечной славы.

1. Содержание хвалы. Когда мы благодарим Бога, то приобретаем Его благоволение к себе, а когда восхваляем Его и поклоняемся Ему, то возвещаем о Его совершенствах. Здесь отмечены два главных атрибута Бога:

(1) Его могущество: Могущему же утвердить вас, Рим 14:24. Ничто не может утвердить святых, кроме божественной силы. Склонность святых к падению, усердие их духовных врагов, которые ищут низложить их, и потрясающее время, в которое им суждено жить, — все это подтверждает, что ничто, меньшее всемогущей силы Божией, не может утвердить их. Могущество Божие, утверждающее святых, должно быть предметом нашей хвалы Богу, как сказано у Иуд 1:24: Могущему же соблюсти вас от падения... Воздавая славу Богу за Его могущество, мы получаем, и должны получать, большое утешение: каковы бы ни были наши сомнения, трудности, страхи, Бог наш, Кому мы служим, силен утвердить нас. См. 1Пет 1:5; Ин 10:29.

(2) Его мудрость: Единому премудрому Богу.., ст. 26. Сила при отсутствии мудрости так же тщетна и бесплодна, как и мудрость без силы. Но то и другое вместе, особенно когда они бесконечны, творят совершенство. Он Один совершенно и безгранично премудр. Он — источник всякой мудрости для Своего творения. У Него сила и премудрость.

2. Посредник в этой хвале Иисус Христос: Единому премудрому Богу, чрез Иисуса Христа... Именно во Христе и через Христа Бог явился миру как единый премудрый Бог, ибо Он есть мудрость и сила Божия. Или, что наиболее вероятно: ...чрез Иисуса Христа слава вовеки. Вся слава, каковую падший человек возносит Богу, должна приноситься чрез нашего Господа Иисуса, чтобы быть угодной Богу, приемлемой для Него. Только в Нем одном как мы сами, так и наши дела могут быть угодными Богу. Мы всегда должны ссылаться на Его праведность как нашего Посредника не только в наших прошениях, но и в наших хвалениях. И я верю, что Он будет нашим вечным Посредником во всех наших прославлениях Бога.

толкование Мэтью Генри на послание к Римлянам, 16 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.