Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Римлянам | 15 глава

Толкование Мэтью Генри


В этой главе, вплоть до заключительной части своего послания, апостол Павел продолжает беседу о взаимном снисхождении во второстепенных вопросах, не касающихся сути христианского учения. Желая довести дело до конца, апостол продолжает наступление; он не хочет оставлять этот вопрос, пока не убедится, что достиг победы. С этой целью он приводит самые убедительные аргументы. Мы можем отметить в этой главе следующее:

I. Наставления апостола римлянам.

II. Его молитвы за них.

III. Причины, которые он приводит в оправдание своего вмешательства в их церковные дела.

IV. Его отчет о своей деятельности.

V. Сообщение о своем намерении прийти к ним.

VI. Просьба принять участие в его молитвах.

Стихи 1−4. В этом отрывке апостол Павел дает наставление сильным, обязывая их снисходить к немощным.

I. Мы, сильные, должны сносить немо щи бессильных.., ст. 1. Каждый из нас имеет свои немощи, но бессильные более подвержены им, чем другие. Бессильные — это слабые в познании или в благодати, подобные надломленной трости и курящемуся льну. Мы должны уважать таковых, не попирать их, но ободрять, снисходить к их немощам. Если они по своей немощи осуждают и критикуют нас, мы должны терпеливо сносить это, сострадая им, а не отвращаясь от них. Христос терпеливо переносил слабости Своих учеников и защищал их. Больше того, мы должны нести немощи своих братьев, сочувствуя им, заботясь о них и служа им своей силой. Это и называется носить бремена друг друга.

II. Мы должны угождать не себе, но своему ближнему, ст. 1−2. Мы должны отказываться от собственных наклонностей, учитывая слабости и немощи наших братьев.

1. Христиане не должны угождать себе. Мы не должны ставить своей целью удовлетворение всех малейших прихотей и требований своего сердца. Иногда полезно действовать наперекор себе, чтобы было легче перенести, когда другие будут действовать наперекор нам. Если нас всегда будут ублажать, то мы испортимся. Самый первый урок, который мы должны усвоить, — это научиться отвергать себя, Мф 16:24.

2. Христиане должны угождать своим братьям, стремиться послужить им. Какой дружной и мирной семьей была бы церковь Христова, если бы ее члены старались угождать друг другу. Однако каждый из нас должен угождать ближнему не во всем, а только в том, что служит ему во благо, к назиданию, особенно во благо его души. К назиданию, то есть не только для его пользы, но и для пользы других, чтобы созидалось тело Христово. Чем плотнее укладываются камни и чем лучше они подогнаны друг к другу, тем прочнее будет здание. Ибо и Христос не Себе угождал... Самоотречение нашего Господа Иисуса — это самый веский аргумент против эгоизма христиан.

Заметьте:

(1) Христос угождал не Себе. Он не заботился о человеческой похвале, о Своем покое и безопасности, о Своих удовольствиях. Он не имел, где приклонить голову, жил на подаяния, не хотел, чтобы Его сделали царем, отверг с величайшим отвращением предложение Петра: ...будь милостив к Себе, Господи. Он не искал Своей воли (Ин 5:30), Он умывал ноги Своим ученикам, терпел поношения от грешников, скорбел духом (Ин 11:33), не искал Своей чести, одним словом, уничижил Себя Самого. И все это ради нас, ради нашего оправдания и ради того чтобы дать нам пример. Вся Его жизнь была жизнью самоотречения, жизнью угождения не себе. Он сострадал нам в немощах наших, Евр 4:15.

(2) В этом исполнилось Писание: ...как написано: «злословия злословящих Тебя пали на Меня». Это цитата из Пс 68:10, первая часть которого применяется к Христу в Ин 2:17, «Ревность по доме Твоем снедает Меня», а последняя часть — здесь. Давид был прообразом Христа, и его страдания — прообразом страданий Христовых. Павел цитирует это место с целью показать, что Христос был настолько далек от желания угождать Себе, что в высшей степени был немилостив к Себе. В Своем самоуничижении Он полностью отказался от всякого угождения природным наклонностям. Наше благо Он предпочел Своим собственным удобствам и удовольствиям. Апостол выражает эту мысль словами Священного Писания, ибо чем можно лучше выразить духовное, как не собственными словами Духа Божьего? Поэтому он приводит эти слова: ...злословия злословящих Тебя пали на Меня.

[1] Позор злословий, что падали на Христа. Всякое бесчестие, оказанное Богу, причиняло скорбь Господу Иисусу. Он скорбел о жесткости человеческих сердец, с печалью и слезами смотрел на грешный город. Также и Сам Христос вынес страшные оскорбления; это составляло большую долю Его страданий.

[2] Христос принял на Себя возмездие за грех злословий; так некоторые понимают эти слова. Каждый грех — это разновидность злословия Бога. И когда Христос сделался ради нас жертвой за грех, на Него пала и вина греха злословия. Ничто не было так противно божественной природе Христа, как сделаться грехом и проклятием за нас, принять на Себя злословия в адрес Бога, особенно если учесть, за кого Он это все переносил — за чуждых Богу, за врагов и предателей, Праведник за неправедных, 1Пет 3:18. Это и является основной причиной, почему мы должны сносить немощи бессильных. Мы не можем угождать себе, потому что Христос не Себе угождал. Мы должны сносить немощи бессильных, потому что Христос сносил злословия злословящих Бога. Он понес вину греха и проклятие за него, а мы призываемся понести лишь некоторые неудобства. Он перенес оскорбления грешников, а мы призываемся лишь сносить немощи бессильных. Ибо и Христос. Ибо Он угождал не Себе, Он понес наш грех. Не должны ли и мы быть смиренными, самоотверженными и снисходительными друг к другу?

(3) Поэтому и мы должны поступать так же: А все, что писано было прежде, написано нам в наставление...

[1] То, что написано о Христе, о Его самоотречении и страданиях, написано нам в наставление; Он оставил нам пример. Если Христос отрекся Себя, то и мы, конечно, должны отречься себя, из принципа искренности и благодарности но особенно из уподобления Его образу. Пример Христа, что Он говорил и что делал, описан для того, чтобы мы подражали Ему.

[2] То, что написано в книгах Ветхого Завета, написано нам в наставление. То, что Давид писал о себе, Павел применил к Христу. И чтобы это не показалось насилием над Священным Писанием, он дает нам это прекрасное общее правило, что все писания Ветхого Завета (тем более Нового Завета) были написаны для нашего наставления. Все, что случалось со святыми Ветхого завета, происходило с ними, как образы, и было описано с той целью, чтобы сохранить для нас, для нашей пользы и нашего блага.

Во-первых, Для нашего наставления. Поэтому мы должны стараться не только понять буквальное значение Писания, но и извлечь из него полезное для себя. Практическое применение слова более важно, чем критическое толкование его.

Во-вторых, Чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. Имеется в виду надежда на вечную жизнь как цель изучения Писаний. Писание написано, для того чтобы мы знали, какую надежду дает нам Бог, на каких основаниях и каким путем она приобретается. Основанием нашей надежды является Священное Писание, что должно побуждать нас к изучению его. Достигается же эта надежда путем терпения и утешения из Писаний. Терпение и утешение предполагают наличие трудностей и скорбей. Такова участь всех святых в этом мире, в противном случае мы не имели бы повода для терпения и утешения. Но терпение и утешение поддерживают надежду, которая является жизнью для нашей души. От терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, Рим 5:3−5. Чем больше терпения мы обретем в скорбях, тем с большей надеждой будем переносить скорби. Ничто так не разрушает надежду, как нетерпение. Утешение из Писаний, то есть утешение, исходящее из слова Божьего, — это твердая опора для надежды, так как оно является залогом всего того, что мы надеемся иметь в будущем.

Стихи 5−6. Преподав два наставления, апостол, прежде чем продолжать дальше, останавливается, чтобы совершить молитву об осуществлении того, что он сказал. Верные служители поливают свои проповеди молитвами, ибо кто бы ни сеял слово, возрастить его может только Бог. Мы говорим для ушей, а к сердцу сказать может только Бог.

Заметьте здесь:

I. Титул, который Он дает Богу: Бог терпения и утешения. Бог является источником и основанием всякого терпения и утешения святых, от Него они происходят и на Нем основываются. Он дает нам благодать терпения, и Он же поддерживает и сохраняет ее Своими утешениями, будучи Богом утешения. Намереваясь призвать к проявлению духа любви и единства, Павел обращается к Самому Богу как Богу терпения и утешения, то есть:

1. Как Богу, Который терпит нас и утешает нас, Который не замечает каждый наш неверный шаг, но готов утешать того, кто споткнулся, чтобы научить и нас так же любить своих братьев и поддерживать единство, быть терпеливыми друг к другу и утешать друг друга. Или:

2. Как к Богу, дающему нам терпение и утешение. Павел выше говорил о терпении и утешении из Писаний (ст. 4), а здесь он обращается к Богу как Богу терпения и утешения. Они приходят к нам через Писания, как через канал, но источником их является Сам Бог. Чем больше мы получаем терпения и утешения через писания, тем больше расположены любить друг друга. Ничто так не разрушает мир, как нетерпеливый, раздражи — тельный, ворчливый характер.

II. Милость, о которой Павел молит Бога: ...да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса.

1. Основанием христианской любви и мира является единомыслие, то есть согласие в суждениях, насколько это достижимо, или, по крайней мере, в привязанностях.

2. Это единомыслие должно быть по учению Христа Иисуса, то есть в полном соответствии с Его заповедями, с главным законом любви и тем примером, который Он оставил нам для подражания, ст. 3. Или, «Пусть Иисус Христос будет центром вашего единства. Объединяйтесь вокруг истины, а не какого-то заблуждения». Единомыслие тех, которые передадут силу и власть свою зверю, — это проклятое единомыслие (Откр 17:13), единомыслие не согласно Христу, но против Христа, подобное единомыслию строителей Вавилона, объединившихся в мятеже против Бога, Быт 11:6. Мы должны сначала молиться об истине, а потом уже о мире, потому что мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста, а потом мирна. Это и есть единомыслие по учению Иисуса Христа.

3. Такое единомыслие среди христиан, по учению Христа Иисуса, есть дар Божий. И это драгоценный дар, мы должны усердно просить о нем Бога. Он есть Отец духов, Он создал сердца всех людей (Пс 32:15), открывает разумение, смягчает сердца, дает благодать любви и Духа любви просящим у Него. Мы призываемся молиться о том, чтобы воля Божия исполнялась на земле так же, как и на небе. На небе ангелы исполняют волю Отца единодушно, и мы здесь, на земле, должны стремиться к такому же единодушию.

III. Цель, которую он преследует в своей молитве: Чтобы был прославлен Бог, ст. 6. Каждая наша молитва должна быть направлена к прославлению Бога, поэтому наша первая просьба как основание всех остальных прошений должна быть: ...да святится имя Твое. Единомыслие среди христиан необходимо, для того чтобы они могли прославлять Бога:

1. Единодушно, едиными устами. Недостаточно иметь единые уста, необходимо наличие единого духа, ибо Бог смотрит на сердце. Более того, если нет единого духа, то вряд ли будут едины и уста, и вряд ли Бог может быть прославлен там, где нет этой сладостной гармонии сердец и уст.

2. Как Отца Господа нашего Иисуса Христа. Таков новозаветный порядок: Бога должно прославлять как открывшего Себя в Иисусе Христе, в Ком Он сделался нашим Отцом. Единство христиан прославляет Бога как Отца Господа нашего Иисуса Христа, потому что это единство их представляет, или является копией единства между Отцом и Сыном (Ин 17:21): Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе... И за этим следует: ...да уверует мир, что Ты послал Меня. Тогда Бог будет прославлен как Отец Господа Иисуса Христа.

Стихи 7−12. Теперь Павел возвращается к своим наставлениям. Он продолжает ту же тему (ст. 7), о которой говорил в начале главы. Это повторение обнаруживает, как сильно беспокоила сердце апостола эта проблема: «Принимайте друг друга в ваши сердца, в ваши общения, в ваши обычные беседы при всякой возможности». В первом стихе Павел увещевает сильных принимать немощных, здесь же он говорит: ...принимайте друг друга... Иногда предубеждения слабых христиан заставляют их избегать сильных, а гордость сильных — пренебрегать слабыми, а этого не должно быть. Христиане должны вмещать друг друга. Христос возлюбил нас всех, поэтому и мы должны принимать всех своих братьев: ...как и Христос принял вас в славу Божию. Существует ли еще более сильный аргумент? Если Христос так благ к нам, то неужели мы будем так немилосердны к тем, кого Он принял? Христос принял нас в самое близкое родство с Самим Собою: Он принял нас в Свое стадо, в Свою семью как сыновей, принял в завет дружбы, более того, в брачный союз с Самим Собой. Он принял нас (несмотря на то что мы были Ему чужими, и даже врагами, блудными сынами) в общение с Собою. Слова в славу Божию можно отнести как к Христу, Который принял нас, подавая этим пример для нас, так и к нам, принимающим друг друга и таким образом подражающим этому примеру.

I. Христос принял нас в славу Божию. Он принял нас, с тем чтобы мы могли прославить Бога в этом мире и быть прославленными вместе с Ним в мире грядущем. Мы призваны Иисусом Христом к вечной славе, Ин 17:24.

II. Мы должны принимать друг друга в славу Божию. Целью всех наших деяний должна быть слава Божия, и ничто другое не при — водит нас ближе к этой цели, чем взаимная любовь и доброта к тем, кто исповедует Христа; ср. со ст. 6: Дабы вы единодушно, едины ми устами славили Бога... Павел иллюстрирует свою мысль на примере того, как Иисус Христос принял и язычников, и иудеев, так что они стали в Нем одно, один новый человек, Еф 2:14−16. Только единство во Христе делает верующих едиными между собой.

1. Христос принял иудеев, ст. 8. Поэтому пусть никто не относится жестко или презрительно к тем, кто раньше был иудеем и кто по немощи своей еще сохранял некоторую приверженность к старому иудаизму, ибо:

(1) Иисус Христос сделался служителем для обрезанных. Христос общался с иудеями, благословлял их и считал, что послан был, главным образом, к погибшим овцам дома Израилева, для того чтобы воспринять семя Авраамово (Евр 2:16) и через них принять весь род человеческий. Личное служение Христа совершалось среди иудеев, хотя апостолы Его расширили сферу своего служения.

(2) Он сделался служителем для иудеев ради истины Божией, то есть ради того чтобы исполнились данные патриархам обетования об особой милости Божией к Израилю: ...чтобы исполнить обещанное отцам. Самое лучшее подтверждение обещаний — это их исполнение. Эти обетования, казалось бы, ослаблялись некоторыми промежуточными действиями Божиего промысла, угрожавшими полным истреблением иудейского народа. Однако, когда пришла полнота времени и явился Мессия-Царь как служитель обрезанных, все обетования получили свое подтверждение и открылась истинность их, ибо во Христе Иисусе все обетования Божии, как Ветхого завета, так и Нового, да и аминь.

2. Христос также принял и язычников. Об этом Павел говорит в ст. 9−12.

(1) Заметьте благоволение Христа к язычникам, выразившееся в принятии их, чтобы они славили Бога. Славить Бога — это задача церкви на земле и награда ее в небе. Одним из намерений Христа было обратить и язычников, чтобы они вместе с иудеями составили одно мистическое тело Христа. Никто не должен думать плохо ни о каком христианине только потому, что он из бывших язычников, так как Христос его принял. Теперь обратите внимание на то, как здесь описывается обращение язычников: А для язычников — из милости, чтобы славили Бога...

[1] Да, им есть за что славить Бога — за милость Его. Учитывая то жалкое, презренное состояние, в котором находился языческий мир, можно сказать, что в принятии язычников проявилось большее милосердие, чем в принятии иудеев. Самой большой милостью Божией для любого человека является принятие его в завет с Богом; хорошо, когда мы сознаем милость Божию к себе в том, что Он принял нас.

[2] Язычники должны иметь благодарное сердце, они должны прославлять Бога за Его милость. Необращенные грешники ничего не делают для славы Божией, а обращающая благодать производит в душе желание говорить и делать все во славу Божию. Бог намерен собрать жатву славы от язычников, которые в прошлом в течение длительного времени превращали славу Его в позор.

(2) Исполнение Писаний. Божие благоволение к язычникам было не только проявлением Его милости к ним, но и утверждением истины. Несмотря на то что Бог не да вал язычникам прямых обетовании, как праотцам иудеев, однако существовало множество пророчеств об их будущем призвании, некоторые из которых Павел упоминает в своем послании. Обращаясь к Ветхому Завету, апостол стремится ослабить неприязнь иудеев к язычникам и примирить враждующие партии.

[1] Псалмопевец Давид предсказал, что язычники услышат проповедь Евангелия: «за то буду славить Тебя, (Господи), между язычниками... (ст. 9), то есть Твое имя будет известно и признано в языческом мире». Через Своих апостолов и служителей, которых Он послал учить все народы, Христос прославил имя Божие среди язычников. Возвещение имени Божьего братьям называется восхвалением Бога посреди собрания, Пс 21:23. Давид говорил эти слова, когда был уже стар и близок к смерти, и маловероятно, чтобы он мог еще возвещать имя Божие среди язычников, но когда язычники читают или поют Псалмы Давида, восхваляя и прославляя Бога, то можно сказать, что сам Давид славит Бога... между язычниками и поет имени Его. Тот, кто был псалмопевцем Израиля, стал псалмопевцем язычников. Возрождающая благодать произвела в сердцах язычников любовь к Псалмам Давида. Если кто-то среди язычников славит Бога и поет имени Его, то это делает не он, а Христос и Его благодать в нем.

[2] Что язычники возвеселятся с народом Его, ст. 10. Это цитата из песни Моисея, Втор 32:43. Некоторые иудеи хранят предубеждение против язычников и никак не хотят допускать их к своим радостным торжествам, ибо (говорят они) в радость его не вмешается чужой, Притч 14:10. Но стена разделения разрушена, язычники приглашаются возвеселиться с народом Божиим.

[3] Что они прославят Бога (ст. 11): «хвалите Господа, все язычники...» (Пс 116:1). Возрождающая благодать побуждает народ хвалить Бога. В течение многих веков язычники поклонялись своим идолам, сделанным из дерева и камня, но теперь они должны возносить хвалу живому Богу.

[4] Что они уверуют во Христа, ст. 12. Здесь Павел цитирует Ис 11:10, где говорится:

Во-первых, Об откровении Иисуса Христа как Царя язычников. Он назван корнем Иессеевым. Христос был Господом Давида и в то же время сыном его (Мф 22:45), ибо Он корень и потомок Давида, Откр 22:16. Как Бог Христос был корнем Давидовым, а как человек — потомком Давида. И восстанет владеть народами. Христос восстал из мертвых и вознесся на облаке, для того чтобы владеть народами.

Во-вторых, Об обращении язычников к Христу: ...на Него язычники надеяться будут. Вера есть доверие Христу и зависимость от Него. Пророк говорит: К корню Иессееву... обратятся язычники. Путь веры состоит в том, чтобы искать Христа как Спасителя наших душ, а найдя Его, убедившись в том, что Он может и хочет спасти нас, — возложить на Него свое упование. Каждый, познавший Христа, будет надеяться на Него. Или, Искание Христа — это результат упования на Него. Мы не будем искать Христа, пока не доверимся Ему. Надежда рождает усердие в использовании средств к достижению цели. Итак, будучи объединенными в Христовой любви, почему бы им, иудеям и язычникам, не объединиться во взаимной любви друг к другу?

Стих 13. В этом стихе содержится вторая молитва апостола Павла к Богу, обращенная к Нему как к Богу надежды. Как и предыдущая молитва, она имеет своей целью духовные благословения, являющиеся наилучшими благословениями, поэтому о них надо молиться в первую очередь и главным образом.

I. Бог есть Бог надежды. Он есть основание, на котором строится наша надежда, и Он же есть Строитель, Который воздвигает ее. Он и цель, и источник нашей надежды. Надежда, не связанная с Богом и не произведенная в нас самим Богом, — это всего лишь мечта, плод воображения.

II. О чем Павел просит Бога, не для себя, но для них.

1. Чтобы они исполнились всякой радости и мира в вере. Радость и мир — это две составляющие Царства Божьего, Рим 14:17. Радость в Боге и мир совести возникают из сознания нашего оправдания перед Богом, Рим 5:1−2. Радость и мир в нашем собственном сердце производят радостное единство с нашими братьями.

Заметьте:

(1) Мир и радость Царства Божиего безмерно желанны, потому что они насыщают душу. Плотские радости «раздувают» душу, но насытить ее не могут, поэтому и при смехе душа бывает печальна. Только истинная, небесная, духовная радость способна насытить душу, удовлетворить все ее разнообразные и справедливые желания. Душа, познавшая такую радость, ничего другого не желает, кроме как обладать ею в еще большей степени, то есть совершенной радостью неба.

(2) Каким образом можно достичь этой радости?

[1] Молитвой. Мы должны обращаться к Богу за радостью, Он хочет, чтобы мы искали ее у Него. Молитва приносит духовную радость и мир.

[2] Верой. Истинная, реальная радость — это плод веры. Веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, 1Пет 1:8. По причине слабости нашей веры мы испытываем большой недостаток радости и мира. Только веруйте; веруйте в благость Христа, в любовь Христа, и результатом этого обязательно будут радость и мир.

Заметьте, всякая радость и мир, то есть все виды истинной радости и мира. Приходя к Богу с молитвой, мы должны открывать свои желания; Бог не ограничивает нас, зачем же нам ограничивать самих себя? Просите о всякой радости, откройте уста свои, и Он наполнит их.

2. Чтобы они силою Духа Святого, обогатились надеждою. Источником радости и мира верующих является, главным образом, их надежда. То, что уже дано им, ничтожно мало в сравнении с тем, что имеется в запасе для них; поэтому чем больше их надежда, тем больше будут их радость и мир. Мы тогда изобилуем надеждой, когда надеемся получить великое от Господа и утверждаемся в этой надежде. Христиане должны желать обогащения надеждой и прилагать усилия к достижению ее, такой надежды, которая не постыжает. Это возможно исключительно силой Духа Святого, нашими собственными силами мы никогда не достигнем ее. Поэтому если надежда есть и изобилует, то вся слава за это должна быть приписываема благословенному Духу Святому.

Стихи 14−16. В этом отрывке:

I. Павел дает самую высокую характеристику, какая только возможна, для христиан Рима. Послание к ним апостол начал с похвалы (Рим 1:8) — Вера ваша возвещается во всем мире — и заканчивает его тоже похвалой, чтобы расстаться с ними друзьями, несмотря на все строгие порицания, сделанные им в их адрес. Это не лесть, а должное признание их достоинств, проявлений Божией благодати в них. Мы должны замечать и хвалить в других то, что заслуживает похвалы. Павел не был лично знаком с этими христианами, однако был убежден в их высоких качествах, хотя мог судить о них только по слухам. Мы не должны быть, с одной стороны, настолько наивными, чтобы верить каждому слову, а с другой стороны, такими недоверчивыми, чтобы вообще ничему не верить. Но особенно мы должны охотно верить доброй молве о других (любовь всему верит и всего надеется), ибо лучше ошибиться, поверив хорошему, чем ошибиться, поверив плохому. Итак, отметим, за что же апостол хвалит их.

1. За то что они исполнены благости. Это дает апостолу основание надеяться, что они примут то доброе, что он написал им, как проявление его доброжелательности к ним. И не только примут его назидания, но и будут следовать им в своей практической жизни, особенно тем, которые направлены на удаление разногласий между ними. Взаимопонимание и доброе расположение друг к другу положат конец всяким раздорам.

2. За то что они исполнены всякого познания. Благость и познание! Очень редкое, прекрасное сочетание: это сердце и разум нового человека. Всякое познание, всякое необходимое познание того, что служит к их вечному миру.

3. За то что они могут наставлять друг друга. Это дар, дополнительный к дару познания, — способность говорить. Те, кто имеет благость и познания, должны делиться ими с другими, для их пользы и блага. «Вы, кто так богат добрыми дарами, можете подумать, что не имеете нужды в моих наставлениях». Это является великим утешением для верных служителей, когда они видят, что их труды делаются излишними по причине изобилия даров среди членов их общины. С какой радостью служители прекратили бы свои увещевания, если бы мы сами могли и хотели наставлять друг друга! Дал бы Бог, чтобы все в народе Господнем стали пророками.

II. Павел оправдывает себя от обвинений во вмешательстве в то, что его не касалось, ст. 15. Обратите внимание на то, как он нежно обращается к ним: Братия мои (ст. 14), и снова: Братия, cт. 15. Павел умел сам и учил других быть любезными в обращении с людьми. Он называет их всех братиями, чтобы научить их братолюбию. Он признает, что писал с некоторою смелостью, но потом объясняет:

1. Он писал только для того, чтобы напомнить им — в напоминание. Хотя Павел имел большие познания, но так скромно думал о себе — не претендовал на то, что преподает им нечто новое, чего они не знали до него. Он считает, что только напомнил им то, в чем они были уже наставлены другими. Так поступал и Петр, 2Пет 1:12; 2Пет 3:1. Обычно люди оправдывают свое нежелание слушать слово тем, что служитель не может им сказать ничего нового. Даже если и так, то разве они не нуждаются в углублении своих знаний и в напоминании того, что они уже знают?

2. Он писал им как апостол язычников, чтобы исполнить свое служение: ...по данной мне от Бога благодати быть служителем Иисуса Христа у язычников.., ст. 15−16. Павел рассматривал это как великое благоволение Божие и как великую честь, оказанную ему, что он был поставлен на это служение, Рим 1:13. Поэтому, получив эту благодать, он так ревностно трудился среди язычников, чтобы показать, что благодать Божия не тщетно была принята им. Христос получил для того, чтобы давать, так же и Павел поступал. И мы не должны закапывать свои таланты. Служителям надо почаще вспоминать о той благодати, которую они получили от Бога. Павел был служителем.

Заметьте:

(1) Чьим он был служителем? Служителем Иисуса Христа. Христос является нашим Господином, мы принадлежим Ему и служим Ему.

(2) Для кого служил Павел? Для язычников. Так было назначено ему Богом, Деян 22:21. Римляне были язычниками. «Итак, — говорит он, — я не сам осмелился на это, я не хочу господствовать над вами. Я назначен на это служение. Если вы считаете меня дерзким смельчаком, то я могу оправдаться тем, что получил на это поручение».

(3) Какой труд он совершал? Священнодействие благовествования Божия.

(4) С какой целью? Дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу, — чтобы содействовать прославлению Бога через обращение язычников. Павел старался принести нечто благоприятное для Бога. Обратите внимание, в каких выражениях описывается обращение язычников. Это есть приношение язычников, жертвоприношение язычников. При этом язычники могут рассматриваться:

[1] Как священники, приносящие жертву прошения и хвалы. Долгое время только иудеи были святым народом, царством священников, но теперь и язычники стали священниками Богу. Или:

[2] Как жертва, которую Павел приносит Богу во имя Иисуса Христа как жертву живую, святую, благоугодную Богу, Рим 12:1. Освященная душа есть жертва, принесенная Богу в огне любви на жертвеннике, коим является Христос. Павел приобретал души про-поведью Евангелия не для себя, но для Бога, и, таким образом, они становились благоприятной Богу жертвой, освященной Духом Святым. Именно освящение сделало их приемлемой для Бога жертвой, и это было не дело Павла, а дело Духа Святого. Только освященная жертва благоприятна Богу, несвятое не может быть угодным для святого Бога.

Стихи 17−21. В этих стихах Павел говорит о себе и о своих делах. Упомянув выше о своем служении и апостольстве, теперь он возвеличивает успех своего служения, прославляет Бога за большой успех его и за чудеса, совершаемые Им через него. Он делает это для ободрения христиан Рима, чтобы они знали, что являются не единственными верующими во Христа, что хотя они и представляют собой малое стадо среди огромного количества идолопоклонников, однако имеют много «соучастников» в Царстве и терпении Иисуса Христа. Этот необыкновенный успех был прекрасным подтверждением истинности учения Христа. Поэтому Павел дает римлянам отчет о своем служении, в котором он хвалится собой, но это не тщеславная похвальба, а святая похвала в Иисусе Христе. Всю свою славу он полагает к ногам Иисуса Христа и нас учит поступать так же, 1Кор 1:31. Он хвалится только тем, что относится к Богу. Обращение душ — это дело, относящееся к Богу и никакого отношения не имеющее к плоти, поэтому Павел может смело хвалиться им: Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу. Павел хочет, чтобы и они вместе с ним порадовались успехам его служения, о которых он рассказывал им не только с глубоким благоговением перед властью Христа и работой Духа Святого, совершающего все во всем, но и с заверением, что все сказанное им истинно: Ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня... Он не хочет хвалиться чужим трудом, он никогда не осмелился бы на это. В отчете Павла о своей работе мы можем отметить следующее:

I. Неутомимое усердие Павла в его служении.

1. Он проповедовал во многих местах, от Иерусалима и его окрестности до Иллирика, удаленного на многие сотни миль от Иерусалима. В книге Деяний Апостолов описываются путешествия Павла. Там мы читаем о том, как после призвания проповедовать язычникам (Деян 13 гл., он благословенно трудится в Селевкии, на Кипре, в Памфилии, в Писидии и Ликаонии (Деян 13 и 14), затем в Сирии и Киликии, Фригии, Галатии, Мисии, Троаде. Оттуда он был призван в Македонию и таким образом оказался в Европе, Деян 15:16. Потом мы находим его, необычайно деятельного, в Фессалониках, Верни, Афинах, Коринфе, Ефесе и в смежных с ними областях. Иллирик — это страна, которая теперь называется Словакия, граничащая с Венгрией. Некоторые отождествляют ее с Болгарией. Это было очень далеко от Иерусалима. Могло возникнуть предположение, что, предприняв такой большой труд, Павел все делал наполовину, не до конца. «Нет, — говорит он, — я проповедовал все Евангелие Христа полностью, не упускал возвещать им всю волю Божию (Деян 20:27), не скрывал ничего, что необходимо было им знать».

2. Павел проповедовал в местах, где прежде никогда не слышали о Евангелии, ст. 20−21. Он возделывал целину и насаждал христианство в местах, где в течение многих веков господствовали идолопоклонство и колдовство. Павел разбивал лед неверия, и поэтому обязательно должен был столкнуться с большими трудностями. Он был призван к самому тяжелому труду. Это был мужественный человек, который осуществил первую атаку на дом «сильного, охраняющего с оружием дом свой» в языческом мире, за что много пострадал. Он упоминает о своем служении среди язычников как о доказательстве своего апостольства, ибо апостольское служение, главным образом, заключается в том, чтобы привести к Богу находящихся вне Царства Божьего. Жизнь Павла, в основном, была посвящена просвещению сидящих во тьме. Павел старался не созидать на чужом основании. Здесь он цитирует из Исайи 52:15: «не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают». Переход от тьмы к свету более ощутим, чем постепенное возрастание света. Обычно наибольшего успеха проповедь Евангелия достигает в самом начале, потом большинство людей становятся невосприимчивыми к ней.

II. Огромный, замечательный успех Павла в его труде: он покорял язычников вере. Назначение Евангелия — привести людей к послушанию; оно есть не только истина, в которую надо поверить, но и закон, которому надо подчиниться. Эту цель Павел и преследовал во всех своих путешествиях. Каким образом он выполнял этот великий труд?

1. Главной действующей силой его служения был Христос. Павел не говорит: «Что совершил я», — но: «Что Христос совершил через меня» (ст. 18). Какое бы доброе дело мы ни сделали, сделано оно не нами, но Христом через нас. Павел всегда подчеркивает эту мысль.

2. Павел был очень активным, он трудился и словом и делом, то есть проповедью и чудесами, которые совершал, или проповедью и собственной жизнью. Только те служители, что проповедуют и словом, и делом, способны приобретать души. Такой же пример нам дает и Иисус Христос, Который делал и учил, Деян 1:1. Силою знамений и чудес. Знамения и чудеса делали проповедь Евангелия удивительно эффективной.

3. Силою Духа Божия.., ст. 19.

(1) Силою Духа Святого, действовавшего через Павла, как и через других апостолов, для совершения чудес. Чудеса совершались силою Духа Святого, Деян 1:8.

(2) Силою Духа Святого, действовавшего в сердцах тех, кто видел эти чудеса. Без содействия Духа Святого Павел не привел бы к послушанию вере ни одной души. Это хорошее ободрение тем служителям, которые трудятся, сознавая собственное бессилие и немощь. Тот же всемогущий Дух, действовавший через Павла, нередко «совершает силу в немощи» и устраивает хвалу из уст младенцев и грудных детей. Обращенные народы были радостью апостола, венцами его радости, и он приглашает римлян разделить с ним эту радость.

Стихи 22−29. В этих стихах Павел заявляет о своем намерении посетить христиан Рима. Это было самое обычное дело — назначение встречи со своими друзьями, однако апостол выражается в любезной и назидательной манере, чтобы и мы подражали ему в этом. Даже в наших обычных беседах должен присутствовать дух благодати, и по этому признаку люди узнают, что мы принадлежим к иному миру. Думаю, что Павел был бы очень желанным гостем в Риме. Разве мог апостол язычников быть чужим человеком в столице языческого мира? Он обещает вскоре прийти к ним и объясняет, почему не может сделать этого сейчас же.

I. Павел извиняется, за то что до сих пор не смог посетить Римскую церковь.

1. Он уверяет, что испытывает огромное желание видеть их, не Рим, конечно, а бедных и презираемых святых Рима, ст. 23. Именно с ними хотел познакомиться Павел. Это желание Павла усиливалось еще и тем обстоятельством, что слух о вере и святости римских христиан распространялся по всем церквам. В течение многих лет он хотел посетить Римскую церковь, но до сих пор не смог сделать этого. Самые возлюбленные Божии слуги не всегда вознаграждаются осуществлением своих намерений.

2. Причина, препятствовавшая Павлу посетить Рим, заключалась в том, что у него было много труда в других местах: Сие-то много раз и препятствовало мне придти к вам, ст. 22. Бог широко открывал перед ним двери для благовестия в различных областях языческого мира и таким образом отводил его от Рима. Здесь можно заметить следующее:

(1) Бог определяет судьбу Своих служителей в соответствии с собственными планами, а не с их намерениями. Павел неоднократно встречал препятствия своим намерениям; иногда они были от сатаны (1Фес 2:18), иногда — от Духа (Деян 16:7), в данном случае ему препятствовала работа. Человек предполагает, а Бог располагает, Притч 16:9. Звезды находятся в деснице Христа и светят там, где Он поставит их. Евангелие никуда не приходит случайно, оно приходит только по воле и плану Божиим.

(2) Павел благоразумно направлял свои усилия и тратил свое время на то, что было самым важным. Если бы Павел искал своего (богатства, славы), то большие размеры Римской империи не помешали бы ему посетить Рим, но, напротив, влекли бы его туда, где было больше преимуществ и меньше неудобств. Но Павел искал не своего, но того, что угодно Христу, поэтому он не хотел оставлять своей работы по насаждению церквей, даже на время, ради посещения Рима. Тогда было время благоприятное, нивы побелели и поспели к жатве, и если бы он упустил эти возможности, они могли никогда уже не представиться. Мы тоже должны заботиться о том, чтобы в первую очередь сделать самое важное. Истинная благодать учит нас предпочитать более важное менее важному, Лк 10:41−42. Павел приводит эту причину как достаточно убедительную. Мы не должны обижаться на своих друзей, если они необязательным визитам предпочитают исполнение необходимого труда во славу Божию.

II. Он обещает вскоре прийти к ним, ст. 23−24,29. Не имея такого места в сих странах.., то есть в Греции, где он находился в то время. Евангелие было уже распространено по всей этой стране, в большей или меньшей степени, церкви были насаждены в большинстве городов, и служители были поставлены в них, чтобы продолжать начатое Павлом, так что ему не оставалось там больше труда. Распространив Евангелие до морского побережья, покорив Грецию, Павел готов был покорить еще одну Грецию.

1. Как он планировал свой визит в Рим. Он намеревался посетить их по пути в Испанию. Из этого можно заключить, что Павел планировал путешествие в Испанию, чтобы насадить и там христианство. Но точно неизвестно, осуществил ли он это намерение и был ли он в Испании. Многие из наиболее известных толкователей предполагают, что он не был там. Он действительно посетил Рим, но в качестве узника, и содержался там под стражей в течение двух лет. И куда он ходил по прошествии их, неизвестно, но его послания, написанные во время заключения в Риме дают основание предполагать, что он собирался посетить восток, а не Испанию. Однако хорошо, Павел, что это на сердце у тебя — нести свет Евангелия в Испанию, как некогда сказал Господь Давиду, 2Пар 6:8. Благодать Божия может благосклонно допускать искренние намерения, но в то же время провидение Божие в премудрости Своей может препятствовать их осуществлению. Итак, по пути в Испанию Павел предполагает посетить христиан в Риме. Надеюсь, что, проходя, увижусь с вами...

Заметьте благоразумие Павла. Он не говорит: «Я решил увидеться с вами», — но: «Я надеюсь». Мы тоже должны строить все свои планы и давать обещания, подчиняясь промысл, Божиему. Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день Притч 27:1; Иак 4:13−15.

2. Чего ожидал Павел от своего визита в Рим.

(1) Чего он ожидал от римлян. Он надеялся, что римские христиане проводят его в Испанию. При этом он рассчитывал не на торжественные проводы, какие устраивают князьям, а на такие, какие делают обычно любящие друзья. Испания в то время была частью Римской империи, хорошо известной римлянам, они поддерживали с ней связи и поэтому могли быть очень полезны ему во время его путешествия туда. Павел рассчитывал, что они будут сопровождать его не только часть пути, но и дальше, не только из уважения к Павлу, но и из уважения к тем душам в Испании, которым он хотел проповедовать Евангелие.

(2) Чего он ожидал от пребывания у них: насладиться общением с ними. Общение со святыми доставляет большое наслаждение и поэтому безмерно желанно. Павел был человеком больших достижений в благодати и познаниях, на голову выше всех остальных христиан. Однако как радовала его одна только мысль о добром общении, ибо как железо острит железо, так человек изощряет взгляд друга своего. Он намекает, что намерен задержаться у них на некоторое время, чтобы не только увидеть их мимоходом, но насладиться общением с ними. И в то же время он думает, что общение с ними будет таким сладостным, что лишь отчасти сможет удовлетворить его, что он покинет их с желанием новой встречи с ними. Христианская община, хорошо устроенная, представляет собой небо на земле, утешительный залог нашего будущего общего собрания к Христу. В этом мире мы можем иметь лишь частичное удовлетворение от общения со святыми. Оно частично по сравнению с нашим общением со Христом, которое только одно может совершенно насытить душу; оно частично по сравнению с тем общением, каковое мы надеемся иметь со святыми в небе. Когда мы возляжем с Авраамом, Исааком и Иаковом, со всеми святыми, и только со святыми, причем достигшими совершенства, тогда мы вполне насладимся общением со святыми.

(3) Чего он ожидал от Бога для них. Он ожидал, что придет с полным благословением благовествования Христова, ст. 29. Относительно того, что Павел ожидал от римлян, он говорил неопределенно: ...надеюсь, что, проходя, увижусь с вами, и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами... Павел научился не быть излишне уверенным в лучшем исходе событий. Эти самые люди впоследствии отошли от него, когда он особенно нуждался в них: При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили, — то есть никого из римлян, 2Тим 4:16. Но относительно того, что он ожидал от Бога, Павел говорил с уверенностью. Он был не уверен, придет он или не придет, но был уверен, что когда придет к ним, то придет с полным благословением. Мы никогда не ошибемся, если будем ожидать от человека очень мало, а от Бога — очень много. Итак, Павел надеялся, что Бог приведет его в Рим исполненным благословения, так что он будет орудием свершения великих дел среди них, обогатит их благословениями Евангелия. Ср. с Рим 1:11: ...чтобы преподать вам некое дарование духовное... Благословение благовествования Христова — это самое лучшее и самое желанное благословение. Тогда только встреча служителя с детьми Божиими будет блаженной, когда она сопровождается духовными благословениями. Благословения Евангелия — это сокровище, которое мы носим в глиняных сосудах. Когда служители готовы отдавать, а дети Божии готовы принимать благословения Евангелия, тогда те и другие блаженны.

III. Павел объясняет, почему он сейчас не может посетить их. Сначала он должен идти в Иерусалим (ст. 25−28) как посланник милосердия от церквей Македонии и Ахаии.

Заметьте, что он говорит:

1. Относительно самого милосердия. Возможно, он говорит об этом римлянам с тем, чтобы и их побудить к подобной благотворительности. Добрые примеры обычно трогают людей, а Павел был на удивление изобретателен, когда надо было просить не за себя, но за других.

(1) Для кого была предназначена помощь — для бедных между святыми в Иерусалиме, ст. 26. Бедность святых — это явление не странное. Земное богатство — это не самое лучшее, а бедность — вовсе не проклятие. Видимо, святые в Иерусалиме были беднее остальных из-за того, что голод, который во времена Клавдия Цезаря был во всем мире, особенно поразил Иудею, так как она была засушливой страной. Это послужило поводом для пожертвования, о чем говорится в Деян 11:28−30. Или же потому, что святые Иерусалима больше пострадали от преследований, чем другие. В Евр 10:34 также отмечается, что еврейские христиане претерпели особенно большой вред от гонений. Хотя святые Иерусалима жили очень далеко от святых Македонии и Ахаии, но щедрость последних преодолела это расстояние. Этот пример милосердия учит и нас протягивать руку помощи всем своим собратьям по вере, даже если мы и разделены с ними большими расстояниями. Мы должны дарить милосердие так же, как солнце дарит свои лучи.

(2) Кем было собрано это подаяние. Оно было собрано верующими Македонии (главными из которых были филиппийцы) к Ахаии (главными из них были коринфяне). Это были две процветающие церкви, хотя и состояли из новообращенных. Бог в премудрости Своей предусмотрел так, что святые в Македонии и Ахаии были богатыми, а в Иерусалиме бедными, для того чтобы одни имели то, в чем нуждались другие, и чтобы, таким образом, сохранилась зависимость христиан друг от друга. Усердствуют. Это говорит об их готовности помочь нуждающимся и о радости, с которой они делали это. Некоторым подаянием, в знак своего общения со святыми и единства с ними, подобно членам физического тела, которые при необходимости поддерживают друг друга. Было время, когда святые Иерусалима оказывали помощь, отдавая апостолам свои имения для употребления их на дело милосердия и проявляли особую заботу о греческих вдовах, чтобы они не были пренебрегаемы в ежедневном раздаянии потребностей, Деян 6:1. И теперь, когда по провидению Божиему положение изменилось, святые Иерусалима стали нуждающимися, то греки проявили доброту к ним, ибо милостивый помилован будет.

(3) Что было мотивом для этой благотворительности (ст. 27): ...должники они перед ними. Язычники очень многим были обязаны иудеям и в знак благодарности должны были проявить к ним милосердие. От иудеев произошел Христос по плоти как свет к просвещению язычников, от них же произошли пророки, апостолы и первые проповедники Евангелия. Иудеям было вверено живое слово Божие, и они были хранителями христианской библиотеки. Их церковь-государство была разрушена, они были отвергнуты, чтобы язычники могли быть приняты. Таким образом, язычники сделались участниками в духовном наследии иудеев и приняли Евангелие спасения как бы из вторых рук, от них, и поэтому должны и им послужить в телесном. Это то малое, что они в состоянии сделать.

2. Относительно участия Павла в этом деле. Сам Павел ничего не мог дать, так как не имел ни серебра, ни золота и жил на подаяния друзей, тем не менее он послужил святым (ст. 25) тем, что: побудил христиан Македонии и Ахаии оказать милосердие, принял то, что было собрано, и доставил это подаяние в Иерусалим. Часто добрые дела подобного рода не двигаются с места из-за отсутствия деятельного человека, который взял бы на себя инициативу и дал бы этому делу ход. Участие Павла в этом деле не следует рассматривать как пренебрежение проповедническим служением, он не оставил слово Божие, чтобы пещись о столах, ибо помимо этого дела у него во время его путешествия были и другие — посещать и утверждать церкви. Подобно своему Учителю, Павел старался свершать всякое доброе дело как для тела, так и для души. Взяв на себя этот труд, Павел решает довести его до конца, прежде чем приступить к другому (ст. 28): Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия... Он называет подаяние плодом усердия, ибо это один из плодов праведности. Он произрастает из корня благодати в том, кто дает, и способствует благу и утешению того, кто получает. Его решение верно доставить этот плод усердия свидетельствует о его озабоченности тем, чтобы сохранить доверенное ему в целости, ничего не растратить, но распределить согласно намерениям тех, кто пожертвовал его. Павел стремился показать себя в этом вопросе верным служителем.

Стихи 30−33. В этих стихах мы читаем о том, как:

I. Апостол Павел горячо просит римлян, чтобы они вместе с ним подвизались в молитвах за него, ст. 30−32. Хотя Павел был великим апостолом, однако он просит молиться о нем простых верующих не только в этом, но и в других посланиях. Он много молился за них и теперь желает, чтобы они в ответ на его доброту молились за него. Взаимная молитва — это знак взаимной любви. Мы должны быть исключительно осторожны, чтобы не сделать ничего такого, из-за чего можно было бы потерять свою часть в молитвах молящегося народа Божьего.

1. Почему они должны молиться за него. Он просит их об этом с большой настойчивостью: Я умоляю вас, братия.., (1) «Господом нашим Иисусом Христом... Он мой Господин, я пекусь о Его деле и об успехе его ради Его славы; если вы имеете какое-нибудь уважение к Иисусу Христу, к Его делу и Его Царству, то молитесь за меня. Вы любите Христа и принадлежите Ему, и ради Него вы должны сделать для меня это доброе дело».

(2) «Любовью Духа. Как доказательство любви, каковую Дух Святой производит в сердцах верующих друг к другу, молитесь за меня; как плод общения, которое мы в Духе имеем с вами, хотя и не виделись никогда. Если вы когда-то пережили любовь Духа к себе и хотели бы ответить Ему своей любовью, то проявите свою любовь в этом служении».

2. Как они должны молиться за него: ...подвизаться со мною в молитвах...

(1) Чтобы вы подвизались в молитвах. В исполнение этого долга мы должны вложить все свои внутренние силы, молиться с постоянством, верой и усердием: бороться с Богом, как это делал Иаков, молитвою молиться, как Илия (Иак 5:17), положить в сердце своем крепко держаться Бога, Ис 64:7. И не только когда молимся за себя, но и когда молимся за своих друзей. Истинная любовь к нашим братьям заставит нас так же переживать о них, как сознание наших собственных нужд заставляет нас переживать о самих себе.

(2) Чтобы вы подвизались вместе со мной. Прося их молиться за него, он вовсе не исключал при этом своих собственных молитв за себя. Нет, «Вместе со мною, ежедневно подвизающимся перед Богом, подвизайтесь за меня и моих друзей». Павел хотел, чтобы они вместе с ним налегали на одно весло. Павла и римлян разделяло большое расстояние, но это не мешало им объединяться в совместной молитве. Те, кого провидение Божие разделило друг с другом, могут, тем не менее, встречаться у престола благодати.

3. О чем они должны были просить Бога за него. Павел говорит о своих конкретных нуждах: это хорошо, когда, молясь о себе или о своих друзьях, мы бываем конкретными. Что ты хочешь, чтобы Я сделал тебе? Так говорит Христос, простирая к нам Свой золотой скипетр. Хотя Он совершенно знает о нашем состоянии и о наших нуждах, однако хочет услышать о них от нас самих. Павел, обращаясь к римлянам с просьбой о поддержке в молитве, упоминает о трех нуждах:

(1) Об опасности, которой он подвергался: Чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее... Неверующие иудеи были самыми яростными и опасными врагами Павла. Он ожидал столкновения с ними во время своего путешествия, поэтому римляне должны были просить Бога, чтобы Он избавил его от их рук. Мы можем и должны молить Бога об избавлении от преследователей. В ответ на эту молитву Павел пережил ряд замечательных избавлений, описанных в Деян 21; 22; 23; 24.

(2) О его служении: ...чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым. Почему он опасался, что его служение не будет благоприятно святым? Неужели деньги могли быть неблагоприятными для бедных? Да, для опасений Павла были некоторые основания. Павел был апостолом язычников, неверующие иудеи ненавидели его, что было их грехом, а верующие избегали его, в чем проявлялась их немощь. Он не говорит: «Если хотят, пусть принимают подаяние, а не хотят, и не надо, найдется лучшее применение для него». Нет, он просит: «Молитесь, чтобы мое служение святым было благоприятным». Мы должны просить Бога как о том, чтобы Он обуздал злую волю наших врагов, так и о том, чтобы Он сохранил и умножил расположение наших друзей, ибо в Его руках сердца тех и других.

(3) О его путешествии к ним. Чтобы побудить римлян подвизаться в молитве за него, Павел заинтересовывает их в этом (ст. 32): Дабы мне в радости, если Богу угодно, придти к вам... Если предстоящее ему путешествие в Иерусалим окажется неуспешным, то и намечаемое им путешествие в Рим не будет утешительным. Если первый его визит будет неудачным, то и второй не принесет ему радости: «Чтобы мне прийти к вам в радости, если Богу угодно». Вся наша радость зависит от воли Божией.

II. Затем следует молитва апостола за римлян (ст. 33): Бог же мира да будет со всеми вами. Аминь. Господь Саваоф, Бог брани, есть Бог мира. Он есть источник мира и любит мир. Павел упоминает здесь именно это имя Божие, в связи с тем что между римлянами были разделения, чтобы призвать их к миру: если наш Бог есть Бог мира, то и мы должны быть людьми мира. Ветхозаветное приветствие было: Мир вам. Теперь же: Бог мира да будет с вами. Кто имеет источник мира, тот не будет иметь недостатка в мире. Со всеми вами — как с немощными, так и с сильными. Те, кого объединяет благословение Божие, должны быть объединены и любовью друг к другу.

толкование Мэтью Генри на послание к Римлянам, 15 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.