Приближаясь к концу своего второго послания, апостол начинает последнюю главу с напоминания о том, с какой целью он пишет им второй раз, ст. 1−2.
II. Он указывает на одно обстоятельство, побудившее его написать им вторично, а именно: появление наглых ругателей, которых он здесь описывает, ст. 3−7.
III. Он наставляет и утверждает их относительно пришествия нашего Господа Иисуса Христа для суда над миром, ст. 8−10.
IV. Показывает, какую пользу и какое применение должны извлекать для себя христиане из факта второго пришествия Христа, и описывает разрушение и обновление Вселенной, какие будут сопровождать это событие, ст. 11−18.
Стихи 1−2. Чтобы лучше достичь своей цели в написании этого послания, состоящей в том, чтобы сделать христиан уверенными в евангельском учении и твердо держащимися его в практической жизни, апостол:
1. Выражает свою особую нежную любовь к ним, называя их возлюбленными. Этим он доказывает, что в его благочестии было братолюбие, к чему он призывал их, 2Пет 1:7. Служители должны быть примером как в жизни и поведении, так и в любви.
2. Доказывает свою искреннюю любовь к ним и сердечную заботу о них тем, что вторично пишет им о том же самом, хотя и другими словами. Поскольку это служит к их безопасности, то для него необременительно писать им об одном и том же и с одной и той же целью, используя для этого наиболее успешные методы.
3. Чтобы лучше расположить их к тому, о чем он пишет им, апостол говорит, что это то, о чем им следует помнить, а именно:
(1) Слова, прежде реченные святыми пророками, которых вдохновлял, просвещал и освящал Святой Дух; сознание того, что умы этих людей были очищены освящающим действием того же Духа, должно было располагать их к принятию и хранению возвещенного Богом через святых пророков.
(2) Заповедь Апостолов Господа и Спасителя; ученики и слуги Христа должны быть внимательны к тому, что Его посланники возвещают как волю своего Господа. Сказанное Богом через пророков Ветхого Завета и заповеданное Христом через апостолов Нового требует и заслуживает того, чтобы об этом часто вспоминать; кто размышляет об этих вещах, тот почувствует их животворную силу. Именно они должны возбуждать чистый смысл христиан, чтобы им быть энергичными и деятельными в деле святости и ревностными и неутомимыми на пути к небу.
Стихи 3−7. Для того чтобы побудить нас к серьезному размышлению об откровениях Божиих, данных нам через пророков и апостолов, и к твердой преданности им, Петр говорит, что явятся наглые ругатели, люди, которые будут смеяться над грехом и над спасением от него. Божий путь спасения грешников через Иисуса Христа — вот над чем они будут глумиться, и произойдет это в последние дни, в евангельские времена. Это может показаться очень странным, что новозаветное домостроительство благодати, являющееся духовным и поэтому более соответствующим Божией природе, чем ветхозаветное, подвергнется насмешкам и поруганию; но духовность и простота новозаветного богослужения прямо противоположны плотскому уму человека, и этим объясняется то, на что, вероятно, намекает здесь апостол, а именно: в последние дни ругатели будут более многочисленны и наглы, чем когда-либо прежде. Хотя во все времена рожденный и поступающий по плоти преследовал и поносил рожденного и поступающего по духу, тем не менее в последние дни насмешки над серьезным благочестием, над теми, кто твердо держится пути самоотречения и поступает осторожно, как предписывает Евангелие, будут наиболее изощренными и наглыми. Чтобы предотвратить поражение истинных христиан через нападки этих наглых ругателей, далее говорится о том:
I. Что представляют собой эти люди. Они поступают по собственным своим похотям, следуют помыслам и желаниям своих сердец, своим плотским наклонностям, а не велениям и указаниям здравого смысла и просвещенного суждения. Образ их жизни таков: они живут, как им заблагорассудится, и говорят, что им вздумается; они не просто поступают по помыслам сердца своего, которые зла и враждебны Богу, как у всякого невозрожденного грешника (Рим 8:7), отчужденного от Бога, не знающего Его и нерасположенного к Нему, но достигли такой степени нечестия, что открыто провозглашают то, что у других плотских людей только на уме; они говорят: «Наши языки, наша сила и наша жизнь — все это принадлежит нам самим, и кто есть господин над нами? Кто будет опровергать нас или господствовать над нами, кто призовет нас к отчету за наши слова и дела?» И как они насмехаются над всеми законами Божиими, ограничивающими их поведение, так не могут допустить того, чтобы откровения Божии указывали и предписывали им, во что они должны верить; как они желают ходить своими собственными путями и говорить своим собственным языком, так и думать они хотят своим собственным умом и придумывают принципы, во всем согласные с их собственными; они принимают во внимание только собственные свои похоти. Никто, кроме таких законченных вольнодумцев, какие описаны здесь, не может быть наглым ругателем. «По этому признаку вы должны узнавать этих людей, что бы остерегаться их».
II. Нам дается также предостережение о том, как далеко зайдут эти люди: они будут пытаться поколебать и смутить нас, нашу веру во второе пришествие Христа. Они будут насмехаться: ...Где обетование пришествия Его?.. (ст. 4). Без учения о втором пришествии Христа все другие догмы христианской веры значат очень мало, это то, что дополняет и кладет последний штрих на все остальное. Обетованный Мессия пришел, Он стал плотью и обитал с нами; Он был именно таким, как о Нем было предсказано, и сделал для нас все то, о чем прежде было возвещено. Враги христианства во все времена пытались подорвать эти основы, но поскольку все они утверждены на достоверных фактах, уже совершившихся, и все апостолы дали нам о них самые вернейшие доказательства, то, вероятно, в конце концов им надоест опровергать их. Но пока одна принципиально важная догма нашей веры относится к тому, что еще не совершилось и составляет только предмет обетования, на которое надо уповать, они будут нападать на нас до самого конца времен. До тех пор пока наш Господь не придет, они не поверят в Его пришествие, более того, они будут смеяться при всяком упоминании о нем и стараться смутить тех, кто серьезно верит в него и ожидает его. Поэтому рассмотрим, как этот вопрос выглядит с точки зрения верующего и с точки зрения этих обольстителей: верующие не только желают, чтобы Христос пришел, но, имея обетование о Его пришествии, данное и много раз повторенное Им Самим полученное и переданное верными свидетелями, твердо и абсолютно верят в то, что Он придет; эти же обманщики, не желающие пришествия Христа, делают все, что могут, чтобы внушить себе и другим, будто Он никогда не придет. Если они не могут отрицать существование этого обетования, то будут смеяться над самим обетованием, обнаруживая этим высшую степень неверия и пренебрежения: Где обетование пришествия Его?
III. Дается также предупреждение об их методах убеждения, ибо, насмехаясь над вторым пришествием Христа, они будут стараться аргументировать свои взгляды. С этой целью они добавляют, что «...с тех пор, как стали умирать отцы от начала творения, все остается так же» (ст. 4). Этот хитрый, хотя и не основательный способ аргументации, может произвести впечатление на слабые умы и, особенно, на нечестивые сердца. Не скоро совершается суд над худыми делами.., поэтому они утешают себя мыслью, будто он никогда не совершится, и не страшится сердце сынов человеческих делать зло, Еккл 8:11. Они сами так поступают и других убеждают поступать так. Они заявляют здесь: «Отцы наши умерли, все, кому было дано обетование, мертвы, оно не исполнилось в их время и маловероятно, что когда-нибудь исполнится; зачем же нам тревожить себя этим? Если бы в этом обетовании, о котором говорите вы, была хоть какая-нибудь доля истины или определенность, то мы уже должны были бы увидеть что-то прежде этого времени, какие-нибудь признаки Его пришествия, подготовительные шаги к нему, тогда как вплоть до настоящего времени все остается так же, без каких-либо изменений, причем от начала творения. С тех пор как стоит мир, в течение многих тысячелетий не происходит никаких изменений, почему же мы должны пугать себя, как будто ему придет конец?» Таковы аргументы этих насмешников. ...Потому что нет в них перемены; они не боятся Бога, Пс 54:20. Они не боятся ни Его, ни Его судов; того, что Бог никогда прежде не совершал, Он никогда не сможет или не захочет совершить, так заключают они.
IV. Разоблачается лживость их аргументов. В то время как они самоуверенно заявляют, что от начала творения не произошло никаких изменений, апостол напоминает об изменении, имевшем место в далеком прошлом и, в некотором смысле, похожем на то, которое он призывает нас ожидать, — о всемирном потопе в дни Ноя. Это событие они упустили из виду, они не принимают его во внимание. Хотя они могли и должны были бы знать об этом событии, но они не желают знать (ст. 5 — англ.), они предпочитают обходить его молчанием, как если бы никогда не слышали и ничего не знали о нем; если они и знали об этом событии, то не хотели сохранять его в своей памяти, они не приняли эту истину с любовью и не позаботились усвоить ее. Отметим: Трудно убедить людей поверить в то, в чем они не желают видеть истину, они остаются невежественными, во многих случаях потому, что хотят быть невежественными, и не знают потому, что не стремятся узнать. Но пусть грешники не думают, что такое неведение, как это, будет принято как извинение за грех, к которому оно может привести их. Распявшие Христа не знали, кем Он был, ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы (1Кор 2:8), но это неведение не сделало их невиновными в Его крови, само их неведение был грехом, как добровольное и умышленное, а один грех не может оправдать другого. Так обстоит и в данном случае: если бы они знали об ужасном возмездии Божием, уничтожившем некогда весь мир нечестивых грешников, то они, конечно, не насмехались бы над Его угрозами о будущем, таком же страшном суде. Но они были добровольными невеждами, они не знали, что сделал Бог, потому что не заботились узнать об этом. Перейдем теперь к рассмотрению того, что говорит апостол об уничтожении древнего мира водою и об окончательном огне, ожидающем наш современный мир. О первом он упоминает как о свершенном уже Богом, чтобы убедить нас больше верить в то, что и другое может быть и будет совершено.
1. Начнем с рассказа апостола о разрушении, однажды уже постигшем мир (ст. 5−6):
...Словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. Первоначально наш мир был устроен несколько иначе: воды были разделены во время творения, что было в высшей степени мудро и благотворно для нас; часть воды была собрана над твердью, названной здесь небом (как и в Быт 1:8), другая часть — под твердью, собранная в одно место, так что было море и суша, удобная для обитания сынов человеческих. Но во время всемирного потопа произошло удивительное изменение: воды, что прежде Бог разделил, определив каждой части их определенное место, теперь Он во гневе Своем снова смешал. ...Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные (то есть облака) отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей (Быт 7:11), пока вся земля не покрылась водой и пока не исчезли бесследно самые высокие горы, над которыми вода поднялась на пятнадцать локтей, Быт 7:20. Таким образом Бог явил одновременно Свое страшное могущество и ярость гнева Своего, положив конец всему миру: ...Тогдашний мир погиб, быв потоплен водой, ст. 6. Разве это не изменение, причем ужаснейшее! Следует заметить также то, что все это было сделано словом Божиим, тем самым могущественным словом, каким был сотворен мир, так удобно и прекрасно устроенный, Евр 11:3, катртавш. И сказал Бог: да будет твердь, и далее, Быт 1:6−7. Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и далее, Быт 1:9−10. Ибо Он сказал — и сделалось Пс 32:9. Таким образом, говорит апостол, словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою. Здесь говорится, что не только первоначальное устройство мира и его порядок были учреждены словом Божиим, но также катастрофа и уничтожение этого мира, вместе с полным истреблением его обитателей произошли по этому слову; никто, кроме Бога, Который распростер небеса и основал землю, не мог сразу уничтожить и низвергнуть такое грандиозное сооружение. Это уничтожение было осуществлено словом Его могущества и по слову Его обетования, ибо Он сказал, что истребит человека и всякую плоть и что сделает это посредством потопа, Быт 6:7,13,17. Таковым было изменение мира, которое произвел Бог в прошлом и которого ругатели не хотели замечать; теперь рассмотрим:
2. Что говорит апостол о разрушительных изменениях, грядущих на наш мир: А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков, ст. 7. Такое потрясающее описание дается здесь об окончательном уничтожении мира, имеющем более близкое отношение к нам. Когда мы читаем, слышим и размышляем о потопе, уничтожившем древний мир и его обитателей, это тоже печалит нас, хотя мы никогда не знали тех, кого он истребил; но суд, описываемый здесь апостолом, еще придет, и придет обязательно, хотя мы и не знаем когда, в какую конкретную эпоху или в какое поколение людей. Поэтому мы не можем быть уверены в том, что это не случится в наше время; можно допустить, что эти два суда во многом схожи, однако между ними существует значительная разница, и ее нельзя упускать из виду, ибо во время потопа некоторые, хотя и немногие, избежали всеобщей погибели, но во время уничтожения мира огнем не спасется ни один человек. Кроме того, нас не постигло первое бедствие, но нет никакой уверенности, что мы избежим второго. Этот мир, к которому принадлежим мы, будет уничтожен сразу, не только какой-то один человек, или одна семья, или даже нация, но весь мир будет мгновенно уничтожен, и не будет никакого ковчега, никакой возможности ни для кого избежать всеобщего бедствия; в этом заключается существенное отличие опустошения, которое было, от того, что ожидает нас.
Первое прошло и никогда более не повторится (ибо Бог ясно сказал, что не будет уже потопа на опустошение земли, Быт 9:11−17); другое еще предстоит и произойдет так же определенно, как определенно то, что истина и сила Божий могут совершить его; первое бедствие надвигалось на мир постепенно и изливалось на его обитателей в течение сорока дней, прежде чем истребило их, Быт 7:12,17; второе произойдет быстро и одновременно по всей земле, 2Пет 2:1; кроме того, тогда несколько человек избежали гибели, но то опустошение, которое ожидает наш мир, когда бы оно ни пришло, будет абсолютным и всеобщим: все будет охвачено пожирающим огнем, не будет ни одного убежища, куда могли бы убежать обитатели земли, ни единого уголка во всем мире, где можно было бы укрыться. Итак, все эти различия между прошлым уничтожением мира и тем, что описывается здесь, свидетельствуют о приближении ужаснейшего суда; то, что мир был уничтожен некогда всемирным потопом, делает более вероятным тот факт, что он снова будет истреблен, но уже всемирным пожаром. Поэтому пусть эти ругатели, насмехающиеся над пришествием Христа для суда над миром, подумают, наконец, что это может быть.
В Слове Божием не говорится об этом ничего, что было бы не в Его власти, и, хотя они по-прежнему смеются, им не удастся смутить нас, мы твердо уверены, что пришествие Христа будет, потому что Бог сказал об этом, а Его обетованию мы можем доверять. Они заблуждаются, не зная Писания, ни силы Божией (по крайней мере, не веря им); но мы знаем и доверяем, или должны доверять, и Писанию, и силе Божией. Бог сказал и обязательно исполнит сказанное, а именно: что нынешние небеса и земля (с которыми мы связаны сейчас, которые до сих пор существуют во всей своей красоте и порядке, созерцаемых нами, и которые мы находим такими приятными и полезными для себя) сберегаются не как сокровище для нас, чего желали бы плотские умы, но как то, что Бог желает иметь в Своей сокровищнице надежно охраняемым и сберегаемым для Его целей. Они сберегаются огню.
Отметим: Каждый последующий суд Божий страшнее предыдущего, старый мир был уничтожен водой, этот же сберегается огню, что в последний день сожжет всех нечестивых. Хотя и кажется, что он задерживается, тем не менее как этот нечестивый мир содержится словом Божиим, так и он сберегается лишь для отмщения Того, Кому оно принадлежит, Кто в день суда поступит с нечестивым миром по его заслугам, ибо день суда — это день погибели нечестивых человеков. Для тех, кто сейчас насмехается над грядущим судом, он будет днем отмщения и полного уничтожения. «Поэтому остерегайтесь оказаться в числе ругателей, никогда не сомневайтесь в том, что день Господень придет, и потщитесь быть найденными во Христе, чтобы тот день, который для нечестивого мира будет днем гнева, для вас стал днем обновления и искупления».
Стих 8. В этом стихе апостол переходит к наставлению и утверждению христиан в истине второго пришествия Христа; в том, как он обращается к ним, называя их возлюбленными, мы ясно видим проявление его нежности и привязанности к ним; он испытывал сострадание и доброжелательность и к нечестивцам, отказывающимся верить божественным откровениям, но к истинным верующим у него было особое отношение; сознание того, что они еще оставались невежественными и слабыми, возбуждает в нем ревность и заставляет его сделать им предостережение. Здесь мы можем заметить:
I. Истина, утверждаемая апостолом, со стоит в том, что у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день. С человеческой точки зрения, между годом и одним днем существует громадная разница, и тем более между одним днем и тысячею лет, но с точки зрения Бога, обитающего в вечности, в которой нет течения времени, между ними нет никакой разницы, ибо все прошлое, настоящее и будущее всегда находится перед Ним, и задержка на тысячу лет для Него не значит так много, как для человека отсрочка на один час или день.
II. Важность этой истины: это есть одно то, относительно чего апостол не хотел бы, чтобы они оставались в неведении. В наших богослужениях и прославлении Бога необходимы святой страх и благоговение перед Ним; сознание непостижимой дистанции между нами и Богом порождает и сохраняет этот благочестивый страх перед Господом, являющийся началом мудрости. Это та истина, что служит к нашему миру, поэтому апостол не хочет, чтобы она была сокрыта от нас: Одно то не должно быть сокрыто от вас... Если у людей нет знания о вечном Боге или веры в Него как такового, то они будут очень склонны представлять Его таким же, как они сами. Однако как трудно постичь вечность! Поэтому-то так нелегко достичь такого познания о Боге, которое абсолютно необходимо.
Стихи 9−10. Здесь сказано, что не медлит Господь — Он не задерживается сверх определенного времени. Как Бог соблюл время, назначенное Им для исхода Израиля из Египта, с точностью до одного дня (Быт 15:13), так Он соблюдет время Своего прихода для суда над миром. Какая разница между отсчетами времени, производимыми Богом и людьми! Добрые люди склонны думать, что Бог отодвигает предопределенное время, то есть то время, которое установили они для своего собственного избавления и избавления всей церкви; но они устанавливают одно время, а Бог — другое, и Он не нарушит установленный Им срок. Нечестивые люди осмеливаются обвинять Бога в преступной медлительности, как будто Он проспал и отказался от Своего замысла. Но апостол уверяет нас:
I. Что кажущееся человеку промедлением в действительности является долготерпением и что оно относится к нам; это означает, что Бог дает время людям Своим, избранным Им прежде основания мира, многие из которых до сих пор еще не обращены; а также тем, кто познал благодать и благоволение Божий и должен совершенствоваться в познании и святости, в упражнении веры и терпения, изобиловать добрыми делами, трудиться и страдать, к чему они призваны, чтобы прославить Бога и приготовить себя к небу; ибо Бог не хочет, чтобы кто-нибудь погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Заметьте:
1. Покаяние абсолютно необходимо для спасения. ...Если не покаетесь, все так же погибнете, Лк 13:3,5.
2. Бог не желает смерти грешников; так как наказание за грех мучительно для Его творений, то милостивый Бог не находит в нем удовольствия; и хотя главная цель Божиего долготерпения есть блаженство тех, кого Он через освящение Духа и веру истине избрал ко спасению, однако Его доброта и долготерпение сами по себе побуждают и призывают к покаянию всех, кто испытал их; и если человек не раскаивается, когда Бог дает ему время для покаяния, то Он поступит с ним более сурово; однако главная причина, почему Бог не торопится со Своим пришествием, это то, что не наполнилось число Его избранных. «Поэтому не злоупотребляйте долготерпением Божиим, предаваясь нечестию, не позволяйте себе дерзко следовать по пути грешников, спокойно пребывать в нераскаянном состоянии, подобно тому, кто сказал (Мф 24:48): ...Не скоро придет господин мой, чтобы Его приход не был неожиданным для вас», — ибо:
II. Придет же день Господень, как тать ночью.., ст. 10. Здесь можно заметить следующее:
1. Определенность прихода дня Господня; хотя со времени написания этого послания прошло уже более шестнадцати столетий, а день этот так еще и не пришел, тем не менее он придет обязательно. Бог определил день, в который будет судить мир по правде, и Он соблюдет Свое определение. Человекам положено однажды умереть, а потом суд, Евр 9:27. «Поэтому вложите в сердца ваши, что этот день Господень обязательно придет и вы обязательно дадите отчет за все, что делали в теле, доброе или злое; и пусть ваше верное хождение перед Богом, осуждение вами самих себя докажет вашу твердую веру в грядущий суд, несмотря на то что многие живут так, как будто им никогда не придется давать отчет».
2. Внезапность наступления этого дня: он придет, как тать ночью, в то время, когда люди спят и благодушествуют, не предчувствуя и не ожидая дня Господня, подобно человеку, крепко спящему в ночной тишине и не ожидающему прихода вора. В полночь раздался крик: «вот, жених идет...» (Мф 25:6), и в это время не только неразумные, но и разумные девы задремали и уснули. Придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает. Пришествие Господа будет в такое время, какое для людей покажется самым невероятным и неподходящим, и они будут наиболее спокойны. Поэтому будем остерегаться в своих мыслях и воображении отдалять этот день от себя, лучше предполагать, что в действительности он настолько ближе к нам, насколько дальше он отстоит по мнению нечестивого мира.
3. Торжественность этого пришествия.
(1) Небеса с шумом прейдут. Видимые небеса, неспособные вынести явления Господа во славе, прейдут, они подвергнутся чрезвычайным изменениям, и все это произойдет внезапно и с таким шумом, какой неизбежен при разрушении и низвержении такого грандиозного сооружения.
(2) Стихии же, разгоревшись, разрушатся. Во время этого пришествия Господа будет не только сильная буря вокруг Него, сметающая небеса подобно сильнейшему урагану, но и огонь будет идти пред Ним, так что стихии, разгоревшись, разрушатся, то есть распадутся элементы, из которых составлены творения.
(3) Земля и все дела на ней сгорят. Земля, ее обитатели и все дела на земле сгорят. Все будет разрушено: земля с живущими на ней и все дела, как природного, так и искусственного происхождения. Величественные дворцы и парки, все, в чем мирской человек находил свое счастье, будет сожжено; всякое творение Божие, всякое дело рук человеческих должно покориться огню, все должно пройти через огонь; он будет поедающим огнем для всего, что грех принес в мир, и в то же время очищающим для всего созданного Божиими руками, чтобы святые могли яснее увидеть славу Господню в очищенном зеркале Его творения.
И кто может не заметить разницу между первым и вторым пришествием Христа! То пришествие Христа было названо днем Господним, великим и страшным, Мал 4:5. Насколько же страшнее будет день, когда Он придет судить мир! Будем же мудры, чтобы нам приготовиться к этому дню, чтобы он не стал для нас днем мщения и гибели. О, что будет с нами, если мы полюбим этот мир, сделаем его своим уделом, когда увидим, что все горит? Поэтому будем бодрствовать и обеспечивать себе блаженство вне видимого мира, который будет разрушен.
Стихи 11−18. После наставления в учении о втором пришествии Христа, апостол:
I. Пользуется случаем, чтобы призвать их быть святыми и благочестивыми во всех поступках; все истины, открываемые в Писании, должны использоваться для нашего продвижения в практическом благочестии, именно такое действие должно производить знание, а иначе оно никогда не сделает нас лучше. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете. Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, имеющим уверенность в этом, отделяющимся от мира и умирающим для греха, который развратил и осквернил все видимое творение до такой степени, что оно должно быть полностью уничтожено! Все, что было сотворено для блага человека, через человеческий грех поработилось суете; и если через него видимые небеса, стихии и земля подверглись проклятию, от чего они не могут освободиться, пока не будут уничтожены, то какое же отвратительное зло есть грех и как мы должны ненавидеть его! И поскольку это уничтожение имеет целью последующее восстановление всего в первозданной красоте и великолепии, то какими чистыми и святыми должны быть мы, чтобы удостоиться нового неба и новой земли, на которых обитает правда! Апостол призывает нас достигать святости строгой и полной, не останавливаясь на какой-то низшей мере или степени ее, но стремясь превзойти обычный уровень святости, а именно: быть святыми как в доме Божием, так и в своем собственном доме, как в поклонении Богу, так и в общении с людьми. Все наше поведение, будь то со знатными или простолюдинами, с богатыми или бедными, с добрыми или дурными, с друзьями или врагами, должно быть святым. Соприкасаясь с миром, мы должны хранить себя неоскверненными от мира. Мы должны совершать святыню в страхе Божием, а также в любви к Нему. Мы должны упражняться в благочестии, во всех его проявлениях: уповать только на Бога и находить наслаждение только в Боге, Кто останется Тем же, когда все видимое творение будет уничтожено; посвятить себя на служение Богу, хвалиться Богом и искать утешения в Боге, пребывающем вовек, в то время как мирские люди ищут наслаждения в том, что подлежит уничтожению. То, что мы видим вокруг себя, скоро прейдет и уже не будет таким, как сейчас, поэтому будем взирать на то, что пребывает вечно; хотя его еще и нет, но оно определенно будет в недалеком будущем. Ожидать дня Божия — это одно из указаний апостола, данное нам для того, чтобы мы были святыми и благочестивыми во всех поступках. «Ожидайте дня Божиего как дня, в пришествии которого вы уверены и искренно желаете его». Каждый христианин должен надеяться на пришествие дня Божия и ревностно ожидать его, ибо это день, когда Христос явится во славе Отца и докажет Свою божественность и Свое Божество даже тем, кто считал Его простым человеком. Дети Божии ревностно ожидали и чаяли первого пришествия нашего Господа Иисуса Христа, когда Он явился в образе раба, оно было утешением Израиля, Лк 2:25. Насколько же больше должны они ожидать, с надеждой и ревностью, Его второго пришествия, которое будет днем их полного избавления и самого славного явления Его! Он придет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших. В то время как нечестивые не смогут без страха и ужаса смотреть на то, как видимые небеса воспламеняются и разгоревшиеся стихии расплавляются, верующие, для кого вера есть уверенность в невидимом, смогут радоваться в надежде на более славные небеса, после того как нынешние будут расплавлены и очищены ужасным огнем, сжигающим все скверны видимого творения. Здесь мы должны заметить:
1. Чего ожидают истинные христиане — нового неба и новой земли, где мудрость, могущество и благость Бога и Спасителя Иисуса Христа будут явлены нам намного яснее, чем мы можем обнаружить их в том, что видим сейчас, ибо новая земля и новое небо будут свободны от суеты, которой были порабощены прежние небо и земля, и от греха, каким они были осквернены; на них будет обитать только правда, их будут населять праведные люди, творящие правду и свободные от власти и скверны греха; все нечестивые будут повержены в ад; только тем, кто облечен в праведность Христа и освящен Святым Духом, будет позволено пребывать в этом святом месте.
2. На чем основаны их ожидания и надежды — на обетовании Божием. Ожидать того, что Бог не обещал, — это самонадеянность, но если наши ожидания соответствуют Божиим обетованиям, как относительно предмета ожидания, так и относительно времени и пути его осуществления, то мы никогда не разочаруемся, ибо верен Обещавший. «Поэтому наблюдайте, чтобы ваши ожидания всех этих великих грядущих событий строились и направлялись в согласии со Словом Божиим; что касается нового неба и новой земли, ваши ожидания должны основываться на указаниях Божиих, данных в рассматриваемом нами отрывке Священного Писания, а также в пророчествах Исайи 65:17 и 66:22, на которые, вероятно, ссылается здесь апостол».
II. В ст. 11 апостол призывает нас к святости, мотивируя свой призыв тем, что небо и земля прейдут, а в ст. 14 он повторяет его, основываясь на том, что небо и земля будут обновлены. «Поскольку вы ожидаете дня Господня, когда Иисус Христос явится в Своем славном величии, когда небо и земля разрушатся и стихии растают, а после очищения они будут восстановлены, то готовьтесь встретить Его. Вам надо позаботиться о своем состоянии, в котором вы окажетесь, когда Судия всего мира придет для вынесения приговора людям и определения их вечной участи. Это верховный суд, не принимающий жалоб; каков бы ни был приговор великого Судии, он будет окончательным; поэтому приготовьтесь предстать пред судилище Христово и потщитесь (старайтесь, усердствуйте — прим. bible.by ).
1. Явиться пред Ним в мире — примиренными с Богом через Христа, в Ком одном Бог примирил с Собою мир. Все, кто вне Христа, находятся в состоянии вражды с Богом, они отвергают Бога, противятся Ему и Его Помазаннику, поэтому подвергнутся наказанию, вечной погибели от лица Господа и от славы могущества Его. Только те находятся в состоянии безопасности и блаженства, кто получил прощение грехов и мир с Богом, поэтому ищите мира, мира со всеми».
(1) Мира с Богом через нашего Господа Иисуса Христа.
(2) Мира с собственной совестью через Духа благодати, свидетельствующего духу нашему, что мы дети Божии.
(3) Мира с людьми посредством спокойного и миролюбивого нрава, подобного нраву нашего благословенного Господа.
2. Явиться пред Ним неоскверненными и непорочными. Достигайте не только мира, но и святости, святости непорочной и совершенной; мы не только должны остерегаться пороков, которых не должно быть у детей Божиих (таким образом мы будем безупречны лишь в глазах человека), но и стремиться к безупречной чистоте, абсолютному совершенству. Христиане должны совершенствоваться в святости, чтобы быть непорочными не только перед людьми, но и в глазах Божиих; все это заслуживает и требует величайших стараний, и тот, кто совершает это дело небрежно, никогда не достигнет успеха. «Не надейтесь, что в день Божий вы окажетесь в мире с Ним, если вы ленивы и праздны в ваши дни, когда должны совершить труд, предназначенный вам. Только усердный христианин будет блажен в день Господень. Наш Господь внезапно придет за нами или вскоре отзовет нас к Себе; неужели вы хотите, чтобы Он нашел вас праздными?» Помните о проклятии, провозглашенном на того, кто дело Господне делает небрежно, Иер 48:10. Небо будет прекрасным вознаграждениям за все наше усердие и старание, поэтому будем трудиться и прилагать все возможные усилия в деле Господнем; Он непременно вознаградит нас, если мы будем усердны в исполнении порученного Им; итак, чтобы вам быть усердными, долготерпение Господа нашего почитайте спасением. «Ваш Господь задерживается? Не думайте, что Он делает это, для того чтобы дать вам время для удовлетворения ваших похотей; Он дает людям время покаяться и потрудиться над своим спасением. Он медлит не потому, что недостаточно заботится о Своих страдающих слугах или не сочувствует им, и не для того, чтобы успокоить или ободрить нечестивых но чтобы люди успели приготовиться к вечности». Научитесь правильно использовать долготерпение нашего Господа, Который до сих пор медлит. Достигайте мира и святости, а иначе Его приход будет для вас страшным». Так как очень трудно предотвратить злоупотребление Божиим терпением и заставить человека правильно пользоваться им, то Петр цитирует апостола Павла, тоже дававшего наставления, как правильно использовать Божие долготерпение, чтобы устами двух апостолов подтвердить истину. Здесь можно заметить, с каким уважением и любовью он говорит о том, кто недавно публично противостоял ему и строго обличал его. Если праведник укоряет истинно верующего человека, то это воспринимается как доброе дело; пусть он обличает, это как елей, который смягчает и освежает доброго человека, обличаемого за совершенный проступок. С каким уважением этот апостол обрезания упоминает того самого человека, кто некогда открыто, пред всеми, укорял его за непоследовательное поведение, не по истине евангельской!
(1) Он называет его братом, подразумевая под этим не только то, что он его собрат-христианин (в каком смысле используется слово «брат» в 1Фес 5:27) или собрат-проповедник (как Павел называет Тимофея, Кол 1:1), но и собрат-апостол, получивший такие же, как и он, полномочия непосредственно от Христа: проповедовать Евангелие на всяком месте и учить все народы. Хотя многие лжеучители отрицали апостольство Павла, Петр признавал его как апостола.
(2) Он называет его возлюбленным; поскольку у них были одинаковые полномочия, их объединяло служение одному Господу, то было бы очень нехорошо, если бы они не были объединены любовью друг к другу, чтобы укреплять руки друг друга, желать друг другу успеха и радоваться ему.
(3) Петр говорит о Павле как о человеке, наделенном необыкновенной мудростью. Он имел выдающиеся познания тайн Евангелия и ни в чем не уступал никому из всех других апостолов. Как хотелось бы, чтобы проповедующие одно и то же Евангелие относились друг к другу по примеру, оставленному здесь для них Петром! Их долг — предотвращать, или удалять, с помощью правильных методов, всякие предубеждения, мешающие служителю приносить пользу, внушать людям, чтобы они ценили и уважали своих служителей, что содействует успеху их трудов. Заметим также следующее:
[1] О выдающейся мудрости Павла сказано, что она была дана ему. Разумение и познания, делающие человека способным к проповеди Евангелия, — это дар Божий. Мы должны искать знания и стараться достигать разумения в надежде, что они будут дарованы нам свыше, если мы усердно применим все надлежащие средства для этого.
[2] Апостол передает людям то, что сам получил от Бога. Он старается ввести других в познание тайн Евангелия настолько, насколько сам проник в них. Он не вторгается в то, чего сам не видел или в чем полностью не уверен, и в то же время не упускает возвещать им всю волю Божию, Деян 20:27.
[3] Послания, написанные апостолом язычников и адресованные язычникам, уверовавшим во Христа, предназначались и для наставления принявших Его иудеев, как видно из того, что в данном стихе, согласно общему мнению, содержится намек на слова из послания Римлянам 2:4; да и все послания Павла касаются тех или иных вопросов, рассматриваемых в этой и предыдущей главах. И нет ничего странного в том, что апостолы, преследующие одну и ту же цель, говорят в своих посланиях об одном и том же. Однако далее Петр пишет, что в посланиях Павла встречается нечто неудобовразумительное. Среди разнообразных предметов, обсуждаемых в Священном Писании, некоторые представляют трудности для понимания вследствие их неясности, например пророчества; другие нелегко уразуметь по причине их возвышенности и величественности, как например, тайны Евангелия; третьи понимаются с трудом из-за слабости человеческого разума, не способного принимать то, что от Духа Божиего, как сказано в 1Кор 2:14. Невежды и неутвержденные души в таких случаях делают негодное дело — извращают Писания, приписывая им то, чего не намеревался говорить Дух Святой. Люди, недостаточно хорошо наставленные и утвержденные в истине, находятся в серьезной опасности исказить Слово Божие. Те, что слышали и научились от Отца, лучше всего застрахованы от неправильного понимания и применения любой части Слова Божиего; тем, что утверждаются и наставляются в божественной истине силой Божией, не грозит опасность впасть в заблуждение. Какое великое благословение, что мы можем познавать путем наблюдения, как страшны последствия заблуждений, в какие впадают невежды и неутвержденные, — их ожидает погибель. В частности, очень многих приводит к гибели заблуждение относительно святости и справедливости Божией. Поэтому будем горячо молить Духа Святого наставить нас в истине, чтобы мы познали истину, которая в Иисусе чтобы наши сердца были утверждены благодатью, чтобы мы могли стоять твердо и непоколебимо даже в самые смутные времена, когда другие колеблются и увлекаются всяким ветром учения.
III. Предостережение, данное апостолом, ст. 17−18.
1. Он подразумевает, что полученное нами о сем знание должно сделать нас крайне осторожными и бдительными, поскольку существует двойная опасность, ст. 17.
(1) Мы находимся в опасности быть обманутыми и отвращенными от истины. Несведущие и неутвержденные, а таковых очень много, обычно искажают Писание. Многие, имеющие Писание и читающие его, не разумеют того, что читают; и слишком многие из тех, кто правильно понимает смысл и значение слова, не утверждены в вере истине; и все они склонны к заблуждениям. Немногие достигают понимания христианских доктрин и признания их истинности, и еще меньше тех, что находят путь практического благочестия и держатся его, того узкого пути, единственного, ведущего в жизнь вечную. Прежде чем мы сможем искренно принять все истины Евангелия, необходима большая доля самоотречения и недоверия к себе и покорность авторитету Христа Иисуса, нашего великого Пророка; поэтому мы находимся в большой опасности отвержения истины.
(2) Нам угрожает опасность, связанная с нахождением в состоянии обмана ибо [1] Насколько далеко мы удаляемся от истины, настолько же уклоняемся от пути к истинному блаженству на путь, ведущий в погибель. Если люди искажают Слово Божие, это кончается их собственной погибелью.
[2] Извращая Слово Божие, люди увлекаются заблуждением беззаконников, людей, живущих без закона, не соблюдающих никаких правил, не знающих никаких границ, вольнодумцев, которых гнушался псалмопевец (Пс 118:113): Вымыслы человеческие ненавижу а закон Твой люблю. Какими бы ни были похожими на законы Божии понятия и измышления людей и как бы они ни оправдывались ими, добрый человек отвергает и гнушается их, все это вымыслы и советы нечестивых, оставивших Божий закон, и если мы усваиваем их понятия, то очень скоро будем подражать их жизни.
[3] Увлекающиеся заблуждением отпадают от своего утверждения. Они оказываются совершенно выведенными из строя и равновесия, не знают, на что опереться, находятся в полной неопределенности, подобно морским волнам, носимым и разбиваемым ветром. Это касается и нас, поэтому мы должны бодрствовать, сознавая, как велика опасность.
2. Апостол указывает нам, что мы должны делать, для того чтобы избежать отпадения, ст. 18.
(1) Мы должны возрастать в благодати. В начале своего послания апостол призывал нас дополнять одну благодать другой, здесь же он советует нам возрастать во всякой благодати, в вере, в добродетельности и в рассудительности. Чем сильнее в нас благодать, тем более утвержденными мы будем в истине.
(2) Мы должны возрастать в познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. «Стремитесь познавать Господа. Старайтесь познавать Его более ясно и более полно, больше узнавать о Христе и с более высокой целью, чтобы больше уподобиться Ему и больше любить Его». Именно такого познания Христа стремился и желал достичь апостол Павел, Флп 3:10. Такое познание Христа содействует нашему уподоблению Ему и делает Его более дорогим для нас, поэтому оно сохранит нас от падения во времена всеобщего отступления; пережившие на опыте такое познание Господа и Спасителя Иисуса Христа будут благодарить и славить Его за полученную благодать и присоединятся к словам апостола — Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.
толкование Мэтью Генри на 2-е послание Петра, 3 глава