Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Малахия | 4 глава

Толкование Мэтью Генри


Здесь мы получаем актуальные наставления (весьма актуальные в заключение канона Ветхого Завета):

(I) Относительно предстоящего нам состояния возмездия и вознаграждения — мук нечестивцев и блаженства праведных в упомянутом состоянии (ст. 1−3). Данная информация сообщается в рамках пророчества об уничтожении Иерусалима вместе с неверующими иудеями и об утешении и триумфе тех из них, которые приняли Евангелие.

(II) Относительно состояния испытания и подготовки, в котором мы пребываем сейчас и в котором мы получаем указание обращать взор на Божье откровение и следовать ему. В то время людям надлежало соблюдать Моисеев закон (ст. 4) и ожидать дальнейшего откровения Божьей воли через пророка Илию, то есть через Иоанна Крестителя — предтечу Мессии (ст. 5−6). Последняя глава Нового Завета во многом совпадает по своей сути с данной, представляя нашему взору небеса и ад другого мира и обязывая нас твердо держаться Слова Божия в этом мире.

Стихи 1−3. Здесь звучит пророчество о великом и ужасном дне Господнем. Подобно столпу облачному и огненному, этот день будет иметь обращенную к боровшимся с израильтянами египтянам темную сторону и светлую сторону, обращенную к верным израильтянам, следующим за ним: придет день, то есть придет Господь, день Господень; и это имеет отношение как к первому, так и ко второму пришествию Иисуса Христа; день и того и другого определен и должен соответствовать приведенному здесь описанию.

I. В обоих случаях Христос является огнем, сжигающим восставших против Него. День Его пришествия — пылающий как печь; это будет день гнева, ярости огня. Именно такое предсказание звучит относительно Мессии: рука Твоя найдет всех врагов Твоих, и во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную (Пс 20:9−10). Это будет день ужаса и погибели, как бывает, когда горит город или, скорее, лес с высохшими деревьями, ибо, по-видимому, здесь есть связь с таким местом из Писания: свет Израиля будет огнем, и Святый его — пламенем, которое истребит славный лес его и сад его (Ис 10:17−18). Итак, здесь примите во внимание:

(1) Кто станет топливом для этого огня — все надменные сердцем, чьи слова против Бога были дерзостными, а шеи жесткими и неспособными преклониться под ярмо Его заповедей (все. кто в надмении своем пренебрегает Господа, не подчиняется благодати и правлению Иисуса Христа; все гордо заявляющие, что не хотят, чтобы Христос царствовал над ними), и все поступающие нечестиво в том, что касается чувств и общения; все, кто своевольно упорствует в грехе с презрением к Божьему закону и в противоречии с ним; речь идет о поступающих нечестиво против завета, как незадолго до этого сказал о таковых другой пророк (Дан 11:32). Бог, обладающий совершеным ведением о характере каждого человека, знает, кто надменен, и знает о действиях всех людей; знает, кто они — поступающие нечестиво, и таковые будут как солома для этого огня, который сожжет их, сожжет легко и полностью, причем исключительно по их же вине, ибо они сами превратили себя в солому, то есть в горючий материал для этого огня. Если бы они не были соломой, то огонь не сжег бы их; ибо в каждом отдельном случае огонь станет действовать соответственно тому, каким будет найден человек и его дела: если они из дерева, сена и соломы, то сгорят, а если из золота, серебра, драгоценных камней, то устоят в огне и очистятся им (см. 1Кор 3:13−15). Кто в своем неверии противостал Христу, тот таким образом превратил себя в волчцы и терны перед огнем пожирающим (Ис 27:4−5).

(2) Какова будет сила и результат огня: попалит их грядущий день, он приведет их в ужас и погубит, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей, ни сына, ни племянника (согласно халдейскому парафразу): не пощадит ни их самих, ни их потомков; они будут полностью искоренены и истреблены. Кто знает силу гнева Божия? И если надменные и поступающие нечестиво не желают бояться ее, то им придется испытать ее на себе. Где те, которые считали надменных счастливыми, когда их постигло такое несчастье, когда у них не осталось ни ветви блаженства для наслаждения в настоящем, ни корня, который мог бы пустить ростки в будущем? Итак, это исполнилось:

[1] Когда Христос в Своем учении говорил об ужасе и проклятии для надменных фарисеев и других иудеев, поступавших нечестиво, когда Он низвел на землю огонь, сжегший дотла предания старцев и тленный глянец, в который они облекли Божий закон.

[2] Когда римляне уничтожили Иерусалим и иудеев как народ, стерли их с лица земли, не оставив ни корня, ни ветвей. Похоже, что именно это подразумевается здесь главным образом. Наш Спаситель говорит, что это будут дни отмщении, когда исполнится все, что написано по этому поводу (Лк 21:22). Тогда неверующие иудеи будут как солома для пожирающего огня Божьих судов, которые набросятся на них, как орлы на труп.

[3] И, несомненно, это относится к судному дню, к суду над каждым после смерти (некоторые из иудейских богословов называют это наказанием, постигающим души нечестивых сразу после того, как они покидают тело), но в особенности — к общему суду в конце времен, когда Христос явится в пламени огня, чтобы вершить суд над всеми надменными и поступающими нечестиво. Тогда вся земля будет пылать, как печь, и все дети этого мира, которые привязались к нему всем сердцем и выбрали свой удел вместе с миром, будут уничтожены вместе с ним, и зажженный тогда огонь никогда не угаснет.

II. Христос будет светильником, свету которого порадуются как служащие Ему верно, так и боящиеся имени Его и воздающие ему должную славу (ст. 2), благоговеющие пред именем Его, которое попирают и хулят нечестивцы. Для всех боящихся Господа и чтящих имя Его припасена милость и утешение. Примите во внимание:

1. Откуда проистекают адресованные им милость и утешение: для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его. Тот день, который придет, станет днем, предвещающим бурю для нечестивцев, и днем, в который Бог дождем прольет на них огонь и серу и пошлет палящий ветер, как в свое время на Содом (Пс 10:6), это будет день облака и мглы (Соф 1:15; Ам 5:18,20). А для боящихся Бога этот день станет ясным и светлым, подобным восходящему солнцу, оживляющему землю. Достойно внимания упоминание о восходе солнца над Сигором, который был милостиво отделен от истребленных огнем городов равнины (см. Быт 19:23). Таким образом боящимся Бога передается утешение. Когда сердца других будут издыхать от страха, тогда пусть боящиеся Бога встанут и поднимут головы свои, потому что приближается избавление их (Лк 21:26,28). Здесь же под Солнцем правды, несомненно, подразумевается Христос, Который взялся защитить верующий остаток в день общей погибели иудеев, чтобы тот не пал вместе с остальными, и утешить его в день беды и смятения Своим утешением. Христос велел находящимся в Иудее бежать в горы (Мф 24:16); они поступили именно так, и все благополучно спаслись в Пелле. Тем не менее данные слова имеют более общее применение и относятся:

(1) К пришествию Христа во плоти, чтобы взыскать и спасти погибшее; именно тогда над этим мрачным миром взошло Солнце правды. Христос свет миру (Ин 8:12), истинный свет, великий свет, создающий день и управляющий им, подобно солнцу. Он — свет человеков (Ин 1:4), свет человеческим душам и солнце видимого мира, который без солнца был бы темницей; подобным же образом и все человечество само по себе было бы тьмой без света Божьей славы, сияющей в лице Иисуса Христа. Христос — это Солнце, которое имеет свет в себе и является источником света (Пс 18:5−7); Он — Солнце правды, ибо Сам Он — праведный Спаситель. Праведность является и светом, и теплом этого Солнца; таково же и слово Его правды: оно ведет, наставляет и животворит; такова же и правда вечная, которую привел Христос. В Нем мы сделались праведными пред Богом. Он — Господь оправдание наше, а посему достоин называться Солнцем правды. Через Него мы оправдываемся и освящаемся и таким образом обретаем способность видеть свет. В полноту времени Это Солнце правды взошло над миром, и вместе с ним свет пришел в мир (Ин 3:19), свет великий (Мф 4:16). В Нем посетил нас Восток свыше, чтобы просветить сидящих во тьме (Лк 1:78−79). Под праведностью порой подразумевается милость и доброта, и таковые были явлены в Христе, когда Он посетил нас по благоутробному милосердию Бога нашего.

(2) К благодатям и утешениям Святого Духа, принесенным в души людей. Гроций толкует это так: Христос дает Дух Своим, чтобы Он воссиял в их сердцах и стал для них утешителем, солнцем и щитом. Кто находится во власти и под руководством святого страха Божия и благоговеет перед величием Господа, тот обретет Его любовь, которая излилась в сердца наши Духом Святым; и тогда можно говорить о восходе солнца, несущего радостный день и весну с множеством плодов.

(3) Ко второму пришествию Христа, которое станет славным и долгожданным рассветом для всех благоговеющих пред именем Его; это будет утро воскресения, когда праведники будут владычествовать (Пс 48:15). Тот день, который для нечестивцев будет пылающим как печь, для праведников станет ясным утром; именно его они ожидают более, нежели стражи — утра.

2. Что им дадут упомянутые милость и утешение: взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, или под Его крыльями крыльями солнца (англ. пер., ст. 2). Христос придет подобно солнцу, чтобы принести не только свет в этот мрачный мир. но и исцеление этому больному и неспокойному миру. У иудеев (по словам доктора Покока) есть поговорка: солнце всходит немощи убывают; поникшие и закрывшиеся на всю ночь цветы утром оживают. Христос пришел в этот мир, чтобы стать великим врачом, а также великим лекарством, в Нем одном мы обретаем и бальзам в Галааде, и врача. Когда Он был на земле, то ходил, как солнце по своему кругу, творя добро: Он исцелял всякую болезнь и всякую немощь в людях; Он исцелял массово, как это делает солнце. Он взойдет, и исцеление в полах Его одежды — так некоторые читают это место и прослеживают связь с историей о женщине, которая прикоснулась к краю одежды Его и таким образом стала здорова, а Иисус почувствовал, что вышла из Него сила (Мк 6:28−30). Но за исцелением болезней тела стояла великая цель Его пришествия в мир — лечение болезней человеческих душ, чтобы вернуть им хорошее здоровье, дабы они могли служить и радоваться Богу и самим себе.

3. Какому положительному воздействию они подвергнутся в результате.

(1) Они станут энергичными: «и вы выйдете, как выходят здоровые и возвращаются к своей работе». Души выйдут из тела смерти, а тела выйдут из могил во время воскресения, как узники из темницы, чтобы увидеть свет и стать свободными. «И вы выйдете, как всходят из земли растения, когда весной возвращается солнце». Существует мнение, что здесь идет речь о выходе христиан из Иерусалима, благодаря которому они спаслись от погибели. И таким же образом души, над которыми восходит Солнце правды, выходят из мира, выходят из Вавилона, став истинно свободными. «А кроме того, вы вырастете (англ. пер., ст. 2); восстановление здоровья и свободы будет способствовать росту знаний, благодати и духовной силы». Души, над которыми восходит Солнце правды, возрастают в человека совершенного; кого Божья благодать делает мудрым и хорошим, того та же благодать сделает еще мудрее и лучше; стезя таковых подобна стезе восходящего солнца, которое более и более светлеет до полного дня (Притч 4:18). Их рост сравнивается с ростом упитанных тельцов, то есть с полезным, быстрым и крепким ростом. «Вы вырастете не как цвет полевой нежный, немощный и бесполезный, увядающий вскоре после того, как вырастет, но как упитанные тельцы»; то есть, как объясняет один раввин, станете огромными, обрастете мясом и туком, обогащающим и Божьи жертвенники, и столы людей. Таким будет и рост святых, над которыми взойдет Солнце правды, принося честь Богу и людям Существует такое чтение, когда вместо слова «вырастете» — употребляют слово «передвинетесь» или «будете прыгать от радости», то есть станете игривыми, как выросшие в стойле телята, которых выпустили в открытое поле; это символизирует радость святых, которые радуются в Иисусе Христе; они даже будут прыгать от радости; у них всегда есть повод торжествовать.

(2) Это даст им победу над врагами: и будете попирать нечестивых (ст. 3). Было время, когда нечестивые попирали их и говорили их душам: «пади ниц. чтобы нам пройти по тебе», но придет день, когда они сами будут попирать нечестивых. Нечестивые, став подножием ног Христа, будут также и в подножии их ног (Пс 119:1) и придут и поклонятся пред ногами Церкви (Откр 3:9). И больший будет служить меньшему. Когда верующие победят мир верою, когда они подавят свою собственную порочную алчность и страсти, когда Бог мира поразит сатану и бросит им под ноги, тогда они будут попирать нечестивых. Когда пришел черед христиан восторжествовать над оскорблявшими их иудеями, тогда и исполнилось это обетование: они будут прахом под стопами ног ваших; они будут не просто попираемы, но втоптаны в грязь. Когда придет тот день, который сожжет их. тогда нечестивые будут прахом под стопами ног праведных. А когда праведные пробудятся к вечной жизни, тогда нечестивые пробудятся к вечному посрамлению; хотя святые и не станут ликовать над ними, тем не менее они будут радоваться о Боге, правосудие Которого восторжествовало в уничтожении нечестивых. О святых в славе сказано, что им будет дана власть над язычниками, чтобы пасли тех жезлом железным (Откр 2:26−27). Это произойдет в тот день, который Я соделаю. Следует заметить: своим торжеством святые полностью обязаны Божьим победам; когда говорится: «подойдите, наступите ногами вашими на выи царей сих», то эти действия совершают не люди, а Бог за них. Существует и такое чтение: «...в тот день, который Я сделаю, или делаю, в день великий, который Я сделаю знаменательным, вы скажете с радостью: сей день сотворил Господь». День разрушения Иерусалима назван днем Господним, великим и славным (Деям 2:20), и наш Спаситель, предсказывая это разрушение, использовал такие слова, которые могут быть вполне применимы также и к кончине века и к последнему суду; ибо речь идет о таком страшном откровении гнева Божия с небес, которое привело землю в состояние ужаса, что оно могло бы послужить прообразом впечатляющего действа, знаменующего конец дней времени и начало дней вечности. Исполнение этих пророчеств в крахе иудейского народа должно укреплять нашу веру в утверждения Христа относительно конца всего сущего. «Я непременно скоро приду», — так говорит Христос, Господь Саваоф. Которому дана всякая власть на небе и на земле.

Стихи 4−6. Эти стихи, несомненно, задуманы в качестве торжественного заключения не только данного пророчества, но и канона Ветхого Завета и представляют собой явное сообщение о том. что никаких слов и записей по вдохновению свыше ожидать уже не следует и Дух пророчества не будет диктовать вплоть до начала Евангелия Мессии, а значит, апокрифы не являются частью Священного Писания, и поэтому иудеи никогда их не принимали.

Теперь, когда пророчество умолкнет и будет скреплено печатью, Божьему народу, жившему в то время, выдвигаются два требования:

I. Им надлежит хранить покорную почтительность к Моисееву закону: помните закон Моисея, раба Моего, и следите, чтобы поступать по нему, ведь речь идет о законе, который Я заповедал ему на Хориве, об огне закона, задуманного для всего Израиля, равно как и правила и уставы, то есть не только закон десяти заповедей, но и все другие определения — церемониальные и правовые, — данные тогда там (ст. 4). Здесь примите во внимание:

(1) Как почтительно говорится о первом писателе Ветхого Завета Моисее у его последнего писателя Малахии. Устами пророка Бог называет его Моисей, раб Мой; ибо в вечной памяти будет праведник. Смотрите, как писцы Библии, хотя они и жили в разные века на огромном расстоянии друг от друга (Малахию отделяет от Моисея более 1200 лет), высказывали одинаковое мнение и поддерживали друг друга, поскольку их побуждал и ими руководил один и тот же Дух.

(2) Как почтительно говорится о законе Моисея; его заповедал Сам Бог; Он признает этот закон Своим и заповедал его для всего Израиля как внутреннее право царства израильтян. Таким образом Богу угодно возвеличить и прославить закон. Следует заметить: соблюдение закона — в наших же интересах, потому что его заповедал Бог и заповедал для нас, ибо мы являемся духовным Израилем; и если мы рассчитываем на преимущества завета с Израилем (Евр 8:10), то должны соблюдать данные Израилю повеления — те из них, которые задуманы как постановления вечные.

(3) Краткое изложение нашего долга в отношении закона. Мы должны помнить его. В основе всех наших преступлений закона лежит забвение такового; если бы мы помнили его должным образом, то непременно подчинялись бы ему. Нам нужно помнить его, когда возникает необходимость прибегнуть к нему, помнить как сами заповеди, так и предусмотренные ими санкции. Наша совесть должна нам приказывать помнить закон. Но как повеление помнить закон Моисея вписывается в данный контекст? —

[1] Выше пророк Малахия обличал иудеев во многих тяжких пороках и нарушениях в поклонении и образе жизни, и теперь с целью исправления недостатков и преобразования он просто велит им помнить закон Моисея: «Придерживайтесь этого правила, и вы все будете делать правильно». Он не возложит на них иного бремени, но велит, чтобы держали то, что имеют (Откр 2:24−25). Следует заметить: порочные церкви надлежит исправлять при помощи записанного Слова и приводить в порядок, призывая к соблюдению норм закона и откровения (см. 1Кор 11:23).

[2] Церковь долгое время располагала таким благом, как пророки — чрезвычайные послы от Бога, и теперь у нее была целая книга их пророчеств, собранных воедино, причем данное произведение было завершенным; но это не дает повода думать, что пророчества превзошли закон Моисея, якобы тот теперь стал устаревшим альманахом, как будто бы сейчас люди достигли в своем развитии более высокой стадии и могут забыть его. Нет, пророки лишь подтверждают закон и объясняют его прикладное значение, призывая к соблюдению такового; а посему все равно помните закон. Следует заметить: даже добившись значительного прогресса в познании, мы все равно должны хранить в памяти первоисточники практической религии и твердо держаться их. Изучающим писания пророков и апокалипсис все равно надлежит помнить закон Моисея и четыре Евангелия.

[3] Теперь пророчеству в Церкви предстояло на несколько веков умолкнуть, причем Дух пророчества не вернется вплоть до начала Евангелия, и поэтому здесь звучит повеление помнить закон Моисея; пусть люди живут по его правилам, уповая на его обетования. Следует заметить: у нас нет повода для жалоб на недостаток видений и откровений, поскольку мы имеем записанное Слово; и Писание, канон которого завершен, должно быть нашим руководством: ибо речь идет о вернейшем пророческом слове и о пробном камне, по которому мы должны испытывать духов. Хотя у нас и нет пророков, но пока в нашем распоряжении находится Библия, мы можем поддерживать связь с Богом и держаться Его пути.

[4] Людям надлежало ждать пришествия Мессии, проповеди Его Евангелия и установления Его царства, и в своем ожидании они должны помнить закон Моисея, подчиняя ему свою жизнь, чтобы потом они могли рассчитывать на блага и утешения, которые Мессия принесет усердным и послушным. Пусть они соблюдают закон Моисея и живут согласно истинам, которые он несет, и тогда они смогут рассчитывать на преимущества Евангелия Христова, ибо, кто имеет и правильно использует то, что имеет, тому дано будет и приумножится.

II. Им надлежит с верою ожидать Евангелия Христова и определить его начало по появлению пророка Илии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка (ст. 5−6). Хотя Дух пророчества и прекратится на время, вы все равно не только сможете обращаться к закону, но и увидите возрождение пророчества в том, кто послан в духе и силе Илии (Лк 1:17). Закон и пророки были до Иоанна (Лк 16:16) и оставались для Церкви единственными светилами до появления этой утренней звезды. Следует заметить: Бог никогда не переставал свидетельствовать о Себе миру, это же верно и в отношении Церкви, более того, при всяком удобном случае Он нес свет Своего откровения все дальше и дальше — ко дню совершенному. До Евангелия были Моисей и пророки, которых можно было услышать, но Бог пойдет дальше — Он пошлет Илию. Примите во внимание:

1. Кто этот пророк, которого Он пошлет. Это — Илия. Иудейские богословы желают видеть в нем именно того Илию, который пророчествовал в Израиле в дни Ахава, чтобы он пришел снова и стал предтечей Мессии; хотя среди них есть и другие, которые утверждают, что речь идет не о том же человеке, а об ином с тем же духом. По-видимому, такие разные мнения бытовали среди них и тогда, когда они спросили у Иоанна: «что же? ты Илия? Или пророк, которому надлежит носить его имя?» (Ин 1:19−21). Но, как христиане, мы прекрасно знаем, что Иоанн Креститель был тем Илией, которому надлежало прийти (Мф 17:10−13), и более выразительно: он есть Илия, которому должно придти (Мф 11:14): он — тот, о котором написано: се. Я посылаю Ангела Моего (Мф 11:10; Мал 3:1). Илия был человеком великого смирения и воздержания, ревностным о Боге, дерзновенным в обличении греха и активным в обращении народа-отступника к Богу и к своему долгу. Иоанн Креститель действовал под влиянием того же духа и силы и проповедовал покаяние и исправление, как и Илия; и все почитали его пророком, как в свое время Илию, и знали, что его крещение было с небес, а не от человеков. Следует заметить: если Богу предстоят великие дела, подобные совершавшимся в прежние дни, то Он способен воздвигнуть таких же людей, каких воздвигал прежде, и может вложить в Иоанна Крестителя дух Илии.

2. Когда он будет послан. — Перед явлением Мессии, которое названо наступлением дня Господня, великого и страшного, потому что речь шла о суде над этим миром и о предварении краха иудейской Церкви и народа. Иоанн Креститель честно предупреждал их об этом, когда говорил о будущем гневе (о том гневе до конца, который приближается на них) и наставлял их на путь, который помог бы избежать такового; и когда говорил им о лопате в руке Христа, при помощи которой Он очистит гумно Свое (см. Мф 3:7,10,12). Тот день Христов, когда Мессия пришел в первый раз, подобен дню повторного пришествия: несмотря на то что для принявших Его это — великий и радостный день, для противящихся Ему он станет днем великим и страшным. Перед наступлением этого дня был послан Иоанн Креститель, чтобы сообщить о нем людям, дабы они были готовы к нему и вышли навстречу.

3. С каким поручением он будет послан: он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их; то есть: «Он будет задействован в этом деле; он попытается это сделать; это — непосредственная цель его учения и крещения; и в отношении многих оно станет успешным; он будет орудием в Божьих руках в деле обращения многих к правде и к Господу Богу их, дабы таким образом представить Господу народ приготовленный (Лк 1:16−17). Следует заметить: обращение душ к Богу и к своему долгу является для них наилучшей подготовкой к дню Господню, великому и страшному. В отношении Иоанна обещается, что:

(1) Он сдвинет дело с мертвой точки, смело выступит против сметающего все на своем пути стремительного потока греха и нечестия, которое в полную силу процветало тогда среди детей его народа. Поэтому говорится, что он должен придти прежде и устроить всё (Мф 17:11), навести порядок, чтобы дела снова могли войти в нужное русло.

2) Он будет проповедовать учение, которое коснется людских сердец, повлияет на них и произведет перемены. Божье слово в его устах — живо и действенно и судит помышления и намерения сердечные. Благодаря его служению у многих, которые раньше не поддавались воздействию, пробудилась совесть — такой был в нем дух и сила.

(3) Он обратит сердца отцов вместе с детьми и сердца детей вместе с отцами (ибо существует и такое чтение) к Богу и к своему долгу. Он призовет к покаянию старых и молодых, и труд его не будет тщетным, ибо многие из отцов, отживающих свой век, и многие из детей, которые только взрослеют, изменятся под влиянием его учения.

(4) Таким образом, он станет орудием возрождения и утверждения любви и единства между родственниками, будет способствовать их сближению и укреплению взаимных уз, приведя их всех к Богу и связав узами с Ним. Он приготовит путь царству небесному, у всех верных подданных которого будет одно сердце и одна душа (Деян 4:32), которое станет царством любви, а всякая вражда уничтожится.

4. Какова перспектива того, что он будет послан с данным поручением: чтобы Я, придя, не поразил земли, то есть земли Израилевой и иудейский народ (который был из земли перстный) проклятием. Чтобы своим нечестием и нежеланием покаяться иудеи не подвергли себя Божьему проклятию, ибо такова участь всякого зла. Господь был готов поразить их этим проклятием, навести на них полный крах, нанести сокрушительный удар, убить этим проклятием наповал; но Ему угодно еще раз испытать их — не покаются ли, не обратятся ли они, предотвратив таким образом проклятие. И поэтому Он посылает Иоанна Крестителя проповедовать им покаяние, чтобы их обращение помогло устранить смятение. Богу так не хочется, чтобы кто-нибудь погиб, что Он готов отвратить Свой гнев. Стоило им всем покаяться и исправиться, тогда покаяние возымело бы желаемое действие; но в общей массе своей они отвергли Божью волю в Иоанновом крещении и обратили это во вред себе (Лк 7:30), поэтому их земля была поражена проклятием, которое и по сей день довлеет и над этой землей, и над этим народом. Следует заметить: кто не обращается к Биющему его (Ис 9:13) жезлом и испытаниями, тот будет поражен мечом и проклятием. А теперь уже и секира при корне дерев лежит, — говорит Иоанн Креститель, — и скоро они будут срублены, поражены проклятием; а посему сотворите же достойный плод покаяния. Существует наблюдение, что последнее слово Ветхого Завета — проклятие, которое к тому же грозит всей земле (см. 3ах 5:3), и нас нужно вразумить, что мы его заслужили, чтобы мы стали умолять Христа прийти, а Он приходит с благословением; Новый же Завет заканчивается благословением самым наилучшим из всех благословений, которым мы можем вооружиться или, вернее, которым вооружает нас Бог против упомянутого проклятия: благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Малахии, 4 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.