В данной главе приводятся три проповеди, изложенные пророком Аггеем для ободрения тех, кто способствовал строительству храма. В первой проповеди он заверяет строителей, что слава храма, который они сейчас строят, в духовном плане, а не внешне превзойдет славу храма, построенного Соломоном; при этом он взирал на пришествие Христа (ст. 1−9). Во второй проповеди он заверяет их, что хотя их грех, когда они отложили постройку храма, задержал процветание и прогресс их мирских дел, но сейчас, когда они ревностно приступили к этому делу, Он благословит их и дарует успех (ст. 10−19). В третьей проповеди он заверяет Зоровавеля, что в качестве награды за свое благочестивое рвение и активность он будет любимцем небес и одним из прообразов Князя Мессии, Чье царство будет учреждено на руинах всех оппозиций (ст. 20−23).
Стихи 1−9. В данных стихах приводится:
I. Дата этого послания (ст. 1). Оно было послано в двадцать первый день седьмого месяца, когда строители уже почти в течение месяца трудились (с двадцать четвертого дня шестого месяца), прилагая старания. Отметьте: кто искренне служит Богу, тот получит от Него новые ободрения продолжать свое дело, как требовала их ситуация. Поддерживайте колеса вращающимися — и Бог смажет их маслом.
II. Наставление, содержащееся в этом послании (ст. 2). Ободрения, помещенные в данной главе, посланы тем же людям, которым предназначались обличения, изложенные в предыдущей главе, ибо те, кого поразило обличение слова, должны быть исцелены и перевязаны его утешениями. Скажи теперь Зоровавелю и Иисусу и остатку народа — тем же людям, которые послушались гласа Господа (Агг 1:12) и чей дух возбудил Бог производить работы (Агг 1:14), — им посланы эти слова утешения.
III. Само послание, в котором следует обратить внимание:
1. На огорчения, от которых страдали люди, занятые этой работой. То, что приводило к упадку духа и омрачало их радость, когда закладывалось основание храма, так и осталось бременем для них; они были огорчены тем, что сейчас не могли построить такой же храм, как построил Соломон: такой же большой, величественный и роскошный. От этой мысли на глазах у многих наворачивались слезы, когда закладывалось его основание (Езд 3:12); и это было причиной того, что работа двигалась так медленно, ибо слава этого храма, по сравнению с прежней сю славой, как бы ничто (ст. 3). Прошло почти семьдесят лет с того момента, когда храм Соломона был разрушен (ибо это случилось в девятнадцатый год пленения, а теперь пошел примерно девятнадцатый год после выхода из плена), поэтому могли еще быть в живых люди, которые видели и помнили его; и они могли обвинять себя и своих братьев в несоответствии между тем храмом и этим. Один мог помнить, что он был обложен золотом, другой — драгоценные камни, которыми он был отделан; один мог описать прекрасную отделку притвора, другой — отделку колонн, но где все это теперь? Это ослабляло руки строителей, и хотя милостивый Бог доволен, если, служа Ему, мы поступаем искренно, насколько это в наших силах, но наши гордые сердца вряд ли позволят нам быть удовлетворенными самими собой, если только мы не поступаем так, как другие, чьи возможности намного превосходят наши. Старые люди иногда совершают ошибку, не одобряя служение нынешнего века, воспевая чрезмерно действия и достижения прошлого века, ожидая, что другие начнут этому подражать, но не думая, что это вызовет презрение. Не говори: «Отчего это прежние дни были лучше нынешних?» (Еккл 7:10), а поблагодари Бога за то, что в нынешних днях есть что-то хорошее, какими бы плохими они ни были.
2. На данное им ободрение продолжать свою работу, несмотря ни на что (ст. 4): «Но ныне, хотя этот храм будет намного скромнее прежнего, ободрись. Но ободрись ныне, Зоровавель, ободрись, Иисус! Пусть лидеры государства прислушаются к этому предложению и не унывают, а делают все, что в их силах, раз не могут сделать так, как им хочется; пусть весь народ земли ободрится и производит работы; если лидеры государства имеют хорошее расположение к этому делу, то есть повод надеяться, что подданные последуют их примеру. Отметьте: кто трудится для Бога, тому следует проявлять свое рвение и ободрять себя надеждой, что все хорошо закончится.
3. На основания для этих ободрений. Сам Бог говорит им: «Не бойтесь!» (ст. 5) и приводит хорошие основания для этого.
(1) С ними Бог, Его Дух и Его особое присутствие: «Ободрись ныне, ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф» (ст. 4). Он говорил уже это раньше (Агг 1:13): «И с вами». Но нам необходимо, чтобы подобные заверения повторялись, и тогда мы имели бы сильные утешения. Присутствия с нами Бога как Господа Саваофа достаточно, чтобы заглушить все наши страхи и помочь нам преодолеть все огорчения, с которыми мы сталкиваемся на пути нашего долга. Против иудеев выступили воинства, но вместе с ними выступил Господь воинств, чтобы быть на их стороне и заступиться за их дело. Он с ними. Ибо:
[1] Он остается верен Своему обещанию, Его завет нерушим, Он всегда будет принадлежать им, Он явится и будет действовать на их стороне согласно завету, который Он заключил с ними при исшествии их из Египта. Хотя Он наказывал их за преступления жезлом, но не допустит, чтобы Его верность ослабела.
[2] Он пребывает среди них Своим Духом — Духом пророчества. Когда Он впервые образовал их в народ, то дал им Духа Своего благого, чтобы наставлять их (Неем 9:20), и этот Дух так и остался среди них, хотя они часто огорчали и побуждали Его удалиться. Именно Дух Божий побудил их дух выйти из Вавилона (Езд 1:5), и теперь — строить храм (Агг 1:14). Отметьте: у нас есть основание быть бодрыми, пока Дух Божий пребывает с нами и совершает в нас работу, ибо все это время Бог с нами и трудится для нас.
(2) Вскоре среди них будет Мессия — Тот, Который должен прийти. О Нем свидетельствовали все пророки, и здесь в частности данный пророк (ст. 6−7). Здесь упоминается время Его пришествия — Он придет скоро: «Еще раз, и это будет скоро, Он придет». Ветхозаветной Церкви осталось пройти лишь один этап (если можно так сказать); пять этапов были уже пройдены: от Адама — до Ноя, от Ноя — до Авраама, от Авраама — до Моисея, от Моисея — до Соломонова храма и от храма — до плена; и теперь остался еще один этап — шестой день путешествия, и затем настанет день субботний царства Мессии. Пусть Сын человеческий, придя на землю, найдет здесь веру, и пусть сыны обетования продолжают ожидать Его, ибо Он придет скоро, крепитесь, верьте и долготерпите, еще немного — Грядущий придет и не умедлит. То, что Он говорил о Своем первом пришествии, Он говорит теперь о втором: «Истинно Я приду скоро». Относительно Его пришествия здесь предсказано:
[1] Что оно будет сопровождаться всеобщими потрясениями (ст. 6): «Я потрясу небо и землю, море и сушу». Это сказано об учреждении царства Христа в мире и будет сделано для того, чтобы приготовить путь Тому, Кто совершит суд над народами (Пс 119:6). Бог еще раз совершит для Своей Церкви то, что однажды сделал, когда выводил их из Египта; Он потряс небеса и землю у горы Синай громом и молнией и землетрясением, Он потряс море и сушу, когда сделал проход через море и высек воду из скалы. И Он сделает это еще раз, когда во время страданий Христа солнце померкнет, земля потрясется и скалы расколятся. когда при рождении Христа Ирод и весь Иерусалим встревожится (Мф 2:3), а Он будет поставлен на падение и восстание многих в Израиле. Когда Его царство было учреждено, то это потрясло народы; пророки умолкли, идолы были уничтожены, а силы царств поколебались и изменились (Евр 12:27). Эти слова означают изменение колеблемого. Отметьте: потрясения народов часто происходят для того, чтобы учредить Церковь и постановить то, что не колеблется.
[2] Что в итоге все будут удовлетворены. Он придет как Желаемый всеми народами — желанный для всех народов, ибо в Нем благословятся все племена земные наилучшими благословениями: долго ожидаемыми благочестивыми людьми во всех народах, которые имели какое-то представление о Нем благодаря предсказаниям Ветхого Завета. Валаам из земли Моавитской говорил о звезде, которая восстанет от Иакова, а Иов в земле Уз — о своем живом Искупителе; собрание благоговейных людей со всех частей Иерусалима (Деян 2:5) приблизительно в это время ожидало учреждения царства Мессии. Все народы, приведенные ко Христу и наставленные во имя Его, призывали Его и будут призывать Его — все их спасение и все их хотение. Прославленное звание Христа, похоже, ссылается на пророчество Иакова (Быт 49:10), гласящее, что к Нему соберутся народы (англ. пер.).
(3) Храм, который они теперь строят, наполнится славой в такой степени, что она превзойдет славу храма, построенного Соломоном. Враги иудеев преследовали их упреками и высказывали свое презрение к храму, который они в то время строили, но они вполне могли справиться с этим, раз Бог решил наполнить его славой. Только Бог обладает исключительным правом наполнять славой; слава, которая исходит от Него, доставляет удовлетворение и не является суетной. Скиния Моисея и храм Соломона наполнились славой, когда Бог в облаке завладел ими, но данный храм наполнится славой другим образом.
[1] Пусть не переживают из-за того, что этот храм не имеет так много серебра и золота, как храм Соломона (ст. 8). Бог не нуждается в золоте и серебре для украшения Своего храма, ибо (говорит Он) Мое серебро и Мое золото. Все серебро и золото мира принадлежит Ему; все, что сокрыто в недрах земли (ибо Господня земля и что наполняет ее), все, что хранится в казначействах, банках и сокровищницах сынов человеческих, все, что находится в обращении для поддержки торговли и коммерции, — все принадлежит Господу. Каждое пенни носит Его образ, как и образ Цезаря, и поэтому когда серебро и золото посвящаются Его славе и употребляются для служения Ему, то при этом не добавляются к Его богатствам, ибо и раньше они принадлежали Ему. Когда Давид и его князья принесли огромные суммы денег для служения в доме Божьем, то признали: «От Тебя все, и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе» (1Пар 29:14,16). Богу не нужны жертвы, ибо Его все звери в лесу (Пс 49:10). Отметьте: если у нас есть серебро и золото, то оно должно использоваться для служения Богу, ибо все это принадлежит Ему, а мы лишь пользуемся им, в то время как право собственности остается за Ним. Но если у нас нет серебра и золота, чтобы почтить Его, то мы должны почитать Его тем, что имеем, и тогда Он примет нас, ибо Ему не нужны богатства; все серебро и золото в мире уже принадлежат Ему. Земля полна произведений Его; это — море великое и пространное.
[2] Пусть утешаются тем, что хотя этот храм имеет меньше золота, но его слава превзойдет славу храма Соломона (ст. 9): «Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего». Это никогда не касалось внешней славы. Безусловно, в последний период своего существования этот храм был значительно украшен и обогащен Иродом, и мы читаем о том, что ученики восхищались его камнями и зданиями — такими красивыми они были (Мк 13:1), но все они были ничто по сравнению с храмом Соломона, и иудеи признавали, что данному храму не хватало некой божественной славы первого храма: ковчега, урима и туммима, огня с небес и божественной славы; поэтому мы не можем постигнуть, каким образом слава этого последнего храма хоть в чем-то может превзойти славу предыдущего; разве только в том, что, безусловно, превосходит всю славу первого храма — присутствием в нем Мессии, Сына Божьего. Его присутствие там представляет славу Его народа Израиля: Его посещение храма в двенадцатилетнем возрасте и впоследствии Его проповедь в нем, осуществление там чудес и изгнание из него покупающих и продающих. Было необходимо, чтобы Мессия пришел, когда еще стоял второй храм, но так как он долгое время оставался разрушенным, то мы должны сделать вывод, что наш Господь Иисус и есть Христос — Тот, Который должен прийти, и нам не нужно ожидать другого. Слава этого последнего храма, во-первых, заключалась в том, что до прихода Христа в нем не было ни идолов, ни идолопоклонников и он никогда не был осквернен этими мерзостями, как это часто бывало с первым храмом (4Цар 23:11−12); и в этом его слава превзошла славу храма Соломона. Отметьте: чистота Церкви и строгое исполнение божественных постановлений содержат в себе больше славы, чем внешняя помпезность и великолепие. Во-вторых, заключалась в том, что после Христа апостолы в нем проповедовали Евангелие и говорили все сии слова жизни (Деян 5:20). В храме ежедневно проповедовали Иисуса Христа (Деян 5:42). Теперь служение праведности и жизнь по Евангелию стали неизреченно более прославленными, чем закон, который был служением смерти и осуждения (2Кор З:9−10). Отметьте: самая ценная та слава, которая исходит от нашего отношения к Христу и нашей части в Нем. Где Христос, там больше Соломона, а то сердце, в котором Он обитает и делает его живым храмом, более прославленное, чем храм Соломона; и оно таковым останется до самой вечности.
(4) Они увидят благоприятный конец своих нынешних бед, порадуются и насладятся своим счастливым поселением: «И на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф». Отметьте: Божье присутствие со Своим народом обеспечивает их всеми благами. Если Бог с нами, то и мир с нами. Но иудеи в период этого последнего храма имели много бедствий, и поэтому нам следует сделать вывод, что данное обетование полностью исполнится в том духовном мире, который Иисус Христос приобрел нам Своей Кровью, а в Своей последней воле и завете завещал всем верующим (Ин 14:27); это тот мир, который проповедовал сам Христос как пророк мира и который Он дает как князь мира. На месте сем Бог даст мир, Он отдал Своего Сына, чтобы был мир (Еф 2:14).
Стихи 10−19. Эта проповедь прозвучала два месяца спустя после проповеди, изложенной в первой части данной главы. Священники и левиты проповедовали постоянно, а пророки — время от времени; и то и другое было необходимо и имело хорошие последствия. Нас необходимо учить исполнять свой долг во время и не во время. Теперь народ энергично приступил к строительству храма, надеясь, что скоро он будет готов для использования и отправления богослужений; и теперь Бог шлет им послание через этого пророка, которое было бы весьма полезно для них.
I. Оно представляет собой обличения и предостережения. Теперь они были заняты очень хорошим делом, но также должны были заботиться, чтобы храм не только был красивым сам по себе, но и построен правильным образом, ибо в противном случае он не будет принят Богом. Бог видел, что среди них находилось много таких, кто портил эту хорошую работу, ибо, совершая ее, их сердца и руки оставались неосвященными, и вряд ли они могли с ее помощью сделать для себя что-то полезное. И данные стихи обличают таковых и предостерегают всех очистить руки, участвующие в этой работе, ибо только для чистых все чисто, и только от чистых выходит все чистое. Этот вопрос здесь проиллюстрирован с помощью учрежденных правил церемониального закона, чтобы отличать нечистое от чистого, ибо многие постановления закона касались его. Тем самым показано, что церемониальный закон можно использовать в духовном смысле и что он был предназначен не только в качестве божественного ритуала для иудеев, но и для наставления в праведности всех, даже нас, достигших концов мира, дабы раскрыть нам грех и Христа — нашу болезнь и средство исцеления. Теперь обратите внимание:
1. В чем заключался принцип этого закона. Пророку велено об этом спросить у священников (ст. 11), ибо их уста должны хранить ведение и люди должны искать закона от уст их (Мал 2:7). Хотя сам Аггей был пророком, но должен был спросить священников о законе. Его задача как особого посланника заключалась в том, чтобы истолковывать провидения Божьи и давать наставления, касающиеся отдельных обязанностей, что он и делал (Агг 1:8−9). Но он не должен был брать на себя труд священников из рук тех, которые были обычными служителями и чье служение заключалось в том, чтобы истолковывать постановления Бога, учить народ понимать их значение и давать основные правила для правильного их соблюдения. В вопросах подобной природы Аггей сам должен был консультироваться у них. Отметьте: Бог дал Своим служителям различные дары, призвал их совершать различные служения, чтобы они нуждались друг в друге, обращались и помогали друг другу. Хотя пророк и был вдохновлен божественным образом, но не мог сказать священнику: «Ты мне не надобен», равно как и священник не мог сказать этого пророку. Возможно, Аггею было велено обратиться к священникам на том основании, что от их уст он мог судить и священников и вверенный им народ, чтобы обличить их в большем грехе, чем церемониальное осквернение (см. Лев 10:10). Правила же закона в предлагаемых случаях таковы:
(1) Имеющий освященное мясо в поле одежды своей не мог прикосновением этой одежды передать святость (ст. 12): «Если бы кто нес освященное мясо в поле одежды своей, то хотя сама одежда становилась посвященной и не могла использоваться как обычно, пока вначале не будет омыта в святом месте (Лев 6:27), но она ни в коем случае не передавала святость пище или питью, то есть не делала их лучше для тех, кто употреблял их.
(2) Кто стал церемониально нечистым, прикоснувшись к мертвому телу, тот своим прикосновением передает нечистоту. По этому поводу закон четко говорит (Чис 19:22): «Все, к чему прикоснется нечистый, будет нечисто», но все это Аггей должен был услышать из уст священников, ибо, что касается вопросов, которые кажутся очень доступно изложенными в Библии, нам тоже следовало бы получить совет наших служителей. Итог этих двух правил гласит, что осквернение передается легче, чем освящение, то есть (говорит Гроций) есть много порочных путей, но только один путь добродетели, и он довольно труден. Добро подразумевает совершенство, а зло начинается с малейшего недостатка. Пусть люди не думают, что проживание среди благочестивых людей с положительной стороны представит их Богу, если сами по себе они нечестивы, но пусть опасаются, чтобы прикосновение к нечистой вещи не осквернило их, и поэтому пусть держится от нее на расстоянии.
2. Как этот принцип здесь применяется (ст. 14): «Таков этот народ, таково это племя предо Мною». Он не называет его Своим народом и Своим племенем, ибо он недостоин Его признания, а говорит: «Этот народ и это племя». Такими они были в глазах Бога; они думали, что жертвоприношения освящают их и оправдают их нежелание строить храм, что они сотрут проклятие, которое навлекли этим пренебрежением на свои общие радости. «Нет, — говорит Бог, — ваше освященное мясо и ваш жертвенник не освятят вашу пищу и питье, ваше вино и елей; более того, ваше презрение, оказанное Божьему храму, осквернит не только ваши обычные наслаждения, но и ваши жертвы; поэтому, пока вы остаетесь в прежнем положении и пренебрегаете храмом, все для вас будет нечистым; таков этот народ остался и таким он будет. Наши отношения будут хорошими только при определенных условиях, но если вы будете оставаться мирскими, любителями чувственных наслаждений и нравственно нечистыми, если ваши сердца будут оставаться нечистыми и вы будете вести нечестивый образ жизни, при этом много работая на строительстве храма и принося много дорогих жертв, то все это не освятит вашу пищу и питье, и они не послужат вам во благо. Более того, нечистота ваших сердец и образа жизни сделает даже этот труд ваших рук и все ваши приношения нечистыми и мерзостью для Меня». То же самое можно сказать о нас. Чье поклонение является благовидным, а образ жизни — нечестивым, тот увидит, что его религиозные обряды не освящают его удовольствия, а нечестие преобладает и оскверняет их. Отметьте: когда мы заняты добрым делом, то должны быть требовательными к себе, чтобы оно не оказалось нечистым из-за наших пороков и неправильного поведения.
II. Оно представляет собой утешения и ободрения. Если их сердца правы перед Богом, а их глаз настроен на служение Ему, то они получат выгоду от своего служения. Бог уберет голод — суд, которым они были наказаны за свою недобросовестность, — и восстановит их изобилие. Их призывают задуматься и проследить, не будет ли Бог в такой же степени благ, как и Его слово, не окажет ли Он Своим провидением моральную поддержку и не вознаградит ли их за реформацию в этом вопросе. Чтобы сделать это событие более знаменательным, пусть установят день, когда приступят к строительству храма и начнут возводить здание на основании, заложенном несколько ранее. В двадцать четвертый день шестого месяца они начали заготавливать материалы (Агг 1:15), и теперь, в двадцать четвертый день девятого месяца, был положен камень на камень в храме Господнем. Пусть отметят этот день и обратят внимание:
(1) В каком состоянии было их имущество до сего дня. Пусть вспомнят время, когда во всем, что они имели, наблюдалось значительное опустошение и угасание (ст. 16). Человек отправлялся в свой амбар, надеясь найти там двадцать мер зерна (именно столько он получал раньше с участка земли, или именно столько оставалось в данное время года, или именно столько оставалось в амбаре, когда он в последний раз набирал там зерно), но нашел значительно меньшее количество, и когда решил измерить его, то оказалось только десять мер; в процессе хранения оно спрессовалось и высохло, или вредители съели его значительное количество, или оно было украдено. Подобным образом он отправлялся к подточилию, собираясь начерпать пятьдесят мер вина, ибо раньше именно столько он получал с определенного количества винограда, но теперь плоды не дали такого же урожая, ибо он смог получить только двадцать. Это согласуется с тем, что мы читали ранее (Агг 1:9): «Вы ожидаете многого, а выходит мало». Отметьте: наше безрассудство заключается в том, что мы возлагаем свои ожидания на творения и думаем, что завтрашний день будет такой же, как сегодняшний, и даже более изобильным, но чаще всего разочаровываемся; и чем больше мы ожидаем, тем больше наше разочарование. Но нам не стоит бояться огорчений, когда верой приступаем к хранилищам и сокровищницам нового завета, чтобы почерпнуть из них. Но это еще не все. Бог видимым образом боролся с ними с помощью погоды (ст. 17): «Поражал Я вас ржавчиною, ветрами и морозами (из-за чего все живое высыхало), и блеклостью; все это душило хлеб, когда он завязывался; поражал я вас градом, который прибивал колосья к земле и ломал их, когда они созревали; так они разочаровывались во всех трудах рук своих, когда пренебрегали работой Божьей и не прикладывали к ней свои руки. Отметьте: пока мы не заботимся о Божьих интересах, нам не стоит надеяться, что Он будет заботиться о наших. А когда Он подобным образом противится нам, то ожидает, что мы вернемся к Нему и своему долгу. Но эти люди либо не видели во всем этом руку Божью (считая все это случайностью), или не видели собственного греха, послужившего поводом для этих событий, и поэтому не обращались к Нему. В течение долгого времени они оставались неисправимыми, несмирившимися, несмотря на эти упреки; и так как народ не обращался к Биющему его, то Бог простер Свою руку (Ис 9:12−13). Они могли легко заметить, что, пока пренебрегали постройкой храма, все их дела шли к худшему.
(2) Что с этого дня Бог будет благословлять их (ст. 18−19): «Обратите внимание: разве с того момента, как вы изменили свои пути и вернулись к Богу, Бог не изменил Свое отношение к вам? От сего дня, когда вы начали работу по строительству храма, подумайте об этом, и вы найдете поразительные перемены к лучшему в ваших делах». Есть ли еще в житницах семена? В Да, есть, еще осталось, что бросать в землю. Ни виноградная лоза, ни смоковница, ни маслина не давали плода, и поэтому ничто не предвещало хороший урожай в следующем году. Природа не обещала этого; но теперь, когда вы начали ревностно исполнять свой долг, Бог природы обещает вам это. Он сказал: «От сего дня Я благословлю их. Это наилучшая работа, которую вы делали в своей жизни, ибо этот день вы можете считать датой возвращения вашего процветания». Он не говорит, какими они будут, а лишь: «Я благословлю вас»; и те, которые знают, что из себя представляют плоды, вытекающие из Божьих благословений, знают, что больше им нечего желать, чтобы быть счастливыми: «Я благословлю вас, и все ваши потери будут скоро возмещены; вы будете благоденствовать так же сильно, как раньше угасали, ибо благословение Господне обогащает и кого Ты благословишь, тот благословен». Отметьте: когда мы начинаем добросовестно исполнять свой долг перед Богом, то можем ожидать благословений; это дерево жизни познается по его плодам, и каждый может проследить и определить день, когда провидение стало благоволить к тем, кто вернулся к своему долгу, и поэтому они сами и другие могут сказать, что от сего дня они благословлены (см. Мал 3:10). Кто мудр, тот заметит сие и уразумеет милость Господа.
Стихи 20−23. После проповеди Аггея, обращенной к народу, далее следует еще одна. Она была произнесена в тот же день и предназначалась для властей; в частности это слово было адресовано Зоровавелю — правителю Иудеи, который был активным мужем и предводительствовал в этом хорошем деле, к которому теперь приступил народ, поэтому он был отмечен некими особенными знамениями (ст. 21): «Скажи Зоровавелю, правителю Иудеи, обратись к нему». У него было много мыслей, превосходивших мысли обычных людей (обычно это присуще людям, вращающимся в более высоких и обширных сферах по сравнению с другими). Люди, которые трудятся на земле, чаще всего заботятся о своих полях хлеба и виноградниках; Бог заверил их, что они будут процветать, и мы надеемся, что это успокоит их. Но Зоровавель заботился о государстве и его интересах, он думал о соседних народах и смене их правительств, о том, каким образом эти изменения и потрясения повлияют на слабых и немногочисленных иудеев, и как такой бедный правитель, как он сам, сможет устоять и послужить своей стране. «Иди к нему, — говорит Бог, — и скажи, что все будет хорошо у него и его остатка, пусть эти слова успокоят его».
I. Пусть будет готов услышать о великих беспорядках, которые потрясут народы земли, и пусть это не удивляет его, ибо ему сказали об этом заранее (ст. 21−22): «Потрясу Я небо и землю». Он говорил эти слова и раньше (ст. 6−7), но теперь адресует их уже Зоровавелю; пусть будет готов ко временам, которые потрясут землю; это будет глобальное потрясение. Этот мир подобен морю, он похож на колесо, находящееся постоянно в движении, но иногда его сложно обуздать. Но благословен Бог, ибо если земля потрясется, то она стряхнет с себя нечестивых (Иов 38:13). В апокалипсических видениях землетрясения не причиняют никакого вреда Церкви. Здесь говорится о том, что небеса и земля потрясутся, что гордые угнетатели будут сокрушены и повержены: «Я ниспровергну престолы царств». Халдейская монархия, которая в течение длительного времени была престолом царств, уже была побеждена; и силы, господствовавшие в то время и грядущие, будут подобным образом побеждены; настанет день, когда они падут. 1. Какой бы силой они ни обладали, но сила их царств будет истреблена. Они уповали на колесниц и коней (Пс 19:8), но будут опрокинуты их колесницы и сидящие на них, и поэтому они не смогут атаковать народ Божий, который преследовали, и не смогут избежать судов Божьих, преследовавших их. 2. Хотя здесь не указаны инструменты их истребления, но Бог совершит его, ибо они низринуты будут один мечом другого. Это приговор, вынесенный всем врагам Церкви Бога, которые не раскаются и не воздадут Ему славу. Похоже, это также является обетованием о победе Христа над силами тьмы, о свержении престола сатаны — престола царств и престола бога этого мира; Он отнимет у него все оружие, на которое тот уповал и с помощью которого делил добычу. Все противящиеся начальства, власти и силы будут повержены, чтобы царства были преданы Богу и Отцу.
II. Пусть будет уверен в собственной безопасности, находясь под божественной защитой посреди всех этих потрясений (ст. 23). Зоровавель принимал активное участие в строительстве дома Божьего, и поэтому Бог дает ему такое же обещание, как дал Давиду в подобной ситуации — что Он дом его сделает твердым даже в тот день, когда небеса и земля потрясутся. Это обетование касается данного благочестивого человека и его семьи. Он почтил Бога, и Бог почтит его. Его преемники в руководстве Иудеи из всего этого могут принять для себя ободрение; хотя их власть, являясь властью человеческой, была очень ненадежной, но Бог утвердит ее, и это будет способствовать стабильности народа, над которым Бог поставил их. Но это обетование также особым образом касается Христа, Который по прямой линии происходил от Зоровавеля и является исключительным строителем евангельского храма.
1. Зоровавель здесь признан рабом Божьим; Бог с почетом называет его таковым, как Моисей и Давид были названы Им Его рабами. Когда Бог уничтожит Своих врагов, то почтит Своих рабов. Наш Господь Иисус является рабом Своего Отца в деле искупления, но при этом верен как Сын (Ис 42:1).
2. Он признан Божьим избранником: «Я избрал тебя для этого служения»; а кого Бог выбирает, того использует. Наш Господь Иисус — Божий избранный (Иер 2:4). Он является Главой избранного остатка; в Нем они избраны.
3. Обещано, что так как он избран, то Бог сделает его печатью. Иехония был подобен перстню на правой руке Бога, но и оттуда Бог сорвал его (Иер 22:24), и теперь Зоровавель заместил его. Он будет дорог и близок к Богу, драгоценен в Его глазах и почтен; его род пребудет, пока не придет Мессия, Который является перстнем на правой руке Бога. Эти слова подразумевают:
(1) Что Отец наслаждался Им. Он не один раз возвестит, что в Нем Его благоволение. Он будет как печать на сердце Его, как перстень на руку Его и будет подведен к Нему (Дан 7:13), Он покрыт тенью Его руки (Ис 49:2).
(2) Что Отец вверил Ему владычество. Правители заверяют свои указы, акты дарения и поручения своими перстнями (Есф 3:10). Наш Господь Иисус — это перстень на правой руке Бога, ибо Ему отдана вся власть и она исходит от Него. Им заверена и учреждена великая хартия Евангелия, и именно в Нем все обетования Божьи «Да» и «Аминь».
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Аггея, 2 глава