В данной главе:
(I) Пророк жалуется Богу на насилие, которое совершается из-за злоупотребления мечом справедливости среди Его народа, и на трудности, которые из-за этого испытывают многие благочестивые люди (ст. 1−4).
(II) Бог через него предсказывает наказание за злоупотребление властью, которое совершит меч войны, и опустошение, которое нанесет им армия халдеев (ст. 5−11).
(III) Тогда пророк жалуется и на эту участь и скорбит о том, что халдеи так далеко зайдут (ст. 12−17); в результате он не знает. что следует оплакивать больше: грех или наказание за него, ибо в обоих случаях сильно страдают многие невинные благочестивые люди. Хорошо, что нас ожидает день суда и будущее состояние, где мы будем вечно и благополучно пребывать вместе С праведниками, и только с ними, а нечестивцы будут вместе с нечестивцами, и только с ними; и поэтому нынешние кажущиеся нелогичные проявления провидения будут упорядочены, и не останется никакого повода жаловаться.
Стихи 1−4. В заглавии данной книги, которое представлено в ст. 1, сообщается лишь то, что се сочинитель был пророком человеком, вдохновленным свыше, которому было дано поручение, и этого достаточно (если так, то не нужно было бы узнавать, из какого он колена или семьи или место его рождения); сообщается, что сама по себе книга — это пророческое видение, которое он видел: он так же уверен в ее истинности, как если бы видел своими телесными глазами описываемые в ней события исполнившимися. В данных стихах пророк печально оплакивает беззакония тех времен как человек, который глубоко скорбит, оплакивая угасание религии и праведности.
Он обращается к Богу с очень печальной жалобой о том, что (1) ни одни человек не может назвать своим то, что ему принадлежит; но, бросая вызов самым священным законам собственности и справедливости, имеющий на своей стороне силу завладевал тем, что ему нравилось, хотя не имел на это права. Наполнилась земля злодеяниями, как это было во дни древние (Быт 6:11). Пророк вопияет о насилии (ст. 2), о злодействе и бедствии, о грабительстве и насилии. В семьях и среди родственников, среди соседей и друзей, в торговле и на судебных разбирательствах все совершалось самовольно; никто не колеблясь причинял зло своему ближнему, если в результате мог получить выгоду. Из текста не следует, что в то время самому пророку было причинено значительное зло (во времена потерь лучшая участь ожидает тех, кому нечего терять), но он огорчался, видя, как другим причиняют зло, и не мог не плакать вместе с угнетаемыми. Отметьте: причинение зла невинным людям не только является преступлением по своей сути, но также вызывает глубокую скорбь всех, кто переживал о Божьем Иерусалиме, кто скорбел и воздыхал о всех мерзостях подобного рода. Он жалуется (ст. 4), что нечестивые окружили (в англ. пер.) праведного. Каждый честный человек и каждое справедливое дело будут сталкиваться с врагами, окружающими со всех сторон; много нечестивцев, сговорившись против него, будут вредить ему; более того, всякий нечестивец (ибо слово стоит в единственном числе) будет настолько искусен и разнообразен, причиняя зло праведнику, что совершенно окружит им его.
(2) Царство разделилось на партии и группировки, которые постоянно кусали и пожирали друг друга. Вот плач, обращенный ко всем сыновьям мира: восстает вражда и поднимается раздор (ст. 3) — те провоцирующие разделения, которые приводят к разрыву отношений и побуждают людей восставать друг на друга, которые сеют разногласия между братьями, совершая работу клеветника братьев наших. Они пробуждают и усердно вновь разжигают раздоры и соперничество, которые долгое время дремали и начали забываться, раздувая искры, спрятанные в горящих углях. И если блаженны миротворцы, то прокляты подобные разрушители мира, которые создают партии и тем самым распространяют зло еще дальше, чтобы оно длилось еще дольше. Печально видеть плохих людей, которые греют свои руки у огня, поглотившего все хорошее в народе, и еще больше разжигают его.
(3) Поток насилия и раздоров был таким мощным и стремительным, что бросил вызов ограничениям и постановлениям законов. а также правосудию (ст. 4). Раз Бог не смог выступить против них, то никто не сможет: от этого закон потерял силу и молчит; он не дышит, его пульс не бьется (дословно); он приостановил свое действие, и суда правильного нет, как должно быть; никто не расследует преступления и не наказывает преступников; более того, и суд происходит превратный; если с иском обращаются в суд, то праведный будет осужден, а нечестивец — оправдан, и в результате лекарство лишь усугубит болезнь. Законодательная власть не заботится о том, чтобы восполнить отсутствие закона, чтобы остановить угрожающее возрастание зла; а исполнительная власть не старается соответствовать добрым намерениям учрежденных законов; поток справедливости высыхает из-за насилия и не имеет возможности свободно течь.
(4) Все это делалось открыто и на виду у всех, дерзко и общепризнанно, не скрываясь. Пророк жалуется, что это злодейство было показано ему; он видел его, куда бы ни обратились его глаза и как бы он ни старался отвести их прочь: грабительство и насилие предо мною. Отметьте: изобилие беззакония в народе является большой соринкой в глазу для благочестивых людей, и если бы они ни видели этого, то не поверили бы, что именно так плохо обстоят дела. Соломон часто жаловался на неприятности подобного рода, которые он видел под солнцем; и поэтому пророк с радостью стал бы отшельником, чтобы не видеть этого (Иер 9:2). Но тогда надлежало бы нам выйти из мира сего, и мы должны стремиться к этому, чтобы иметь возможность переместиться в тот мир, где вечно царствуют святость и любовь и никакое грабительство и насилие не будет перед нами.
(5) Он жаловался об этом Богу, но его скорби не были устранены. «Господь, — говорит пророк, — для чего даешь мне видеть злодейство? Почему мой жребий пал в такое время и место, где оно видно; почему я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских? Я вопию к Тебе об этом насилии; я возглашаю; я буду взывать, но Ты не слышишь и не спасаешь, Ты не мстишь угнетателям, не оправдываешь угнетенных, словно Твоя мышца укоротилась и ухо отяжелело». Когда кажется, что Бог сквозь пальцы смотрит на злодеяния нечестивцев, более того, одобряет их, позволяя им процветать в своей порочности, то это потрясает веру благочестивых людей и становится суровым искушением для тех, кто говорит: «...не напрасно ли я очищал сердце мое?» (Пс 72:13); это ожесточает в нечестивости тех, кто говорит: «Бог оставил землю». Мы не должны считать ненормальными положение вещей, когда порочности позволено преобладать и процветать длительное время. У Бога есть основания (и мы уверены, что это добрые основания) для того, чтобы дать отсрочку плохим людям и упрекнуть хороших людей; и поэтому, хотя мы дискутируем с Ним и смиренно увещеваем относительно Его судов, но должны сказать. «Он мудр, праведен и благ во всем». Мы также должны верить, что настанет день (даже если его будут длительное время откладывать), когда будет услышан вопль о грехе в адрес тех, кто причинял зло, и вопль молитвы о тех, кто страдал из-за него.
Стихи 5−11. В данных стихах приводится ответ на жалобу пророка, заверяющий в том, что хотя Бог долготерпит, но не будет терпеть вечно этот непокорный народ, ибо день мщения в Его сердце, и Он должен сказать, что своим покаянием и изменением они могут отвратить суды, которыми им угрожали.
I. Вступление к данному приговору звучит пугающе (ст. 5): «Посмотрите между народами и внимательно вглядитесь». Раз они не желают каяться из-за долготерпения Бога, то Он будет обращаться с ними по-другому. Ни одно чувство обиды не является таким острым и глубоким, как обида оскорбленного терпения.
Господь поразит их (1) публичным наказанием, которое увидят и отметят язычники; соседние народы обратят на это внимание и будут изумлены (см. Втор 29:24−25). То, что они станут зрелищем для всего мира, усугубит скорбь Израиля.
(2) Ошеломляющим наказанием: таким странным и удивительным, которое будет так сильно отличаться от обычного хода провидения, что язычники не смогут найти ему соответствие, ибо оно будет более суровым и тяжелым, чем наказания, которыми Бог обычно поражал народы, не знавшие Его. Более того, рассказам о нем не поверят даже те, которые имели предсказание о нем от Бога до того, как оно обрушилось, или рассказам тех, кто будет его свидетелем, когда оно придет: «Вы не поверили бы, если бы вам рассказывали»; считается невозможным, чтобы так много судов объединилось в один и каждое обстоятельство непонятным образом усиливало и усугубляло его, чтобы такой великий и могучий народ был покорен и сокрушен, чтобы Бог так сурово поступил с народом, с которым заключил завет и для которого так много сделал. Наказание народа, исповедующего Бога, не может не изумлять всех окружающих.
(3) Скорым наказанием: «Я сделаю во дни ваши такое дело, сейчас и скоро; это поколение не уйдет, пока не совершатся суды, которыми ему грозили. За грехи прошлых дней будет взыскано в ваши дни, ибо сейчас мера беззаконий наполнилась (Мф 23:36).
(4) Наказанием, в котором будет явно видна рука Божья; это будет Его дело, и поэтому все увидевшие его скажут: «Это от Господа»; увидят, как страшно впасть в Его руки; горе тем, кого Он наказывает!
(5) Наказанием, которое будет прообразом истребления тех, кто презирает Христа и Его Евангелие, ибо именно к таковым обращены эти слова (Деян 13:41): «Смотрите, презрители, подивитесь и исчезните». Гибель Иерусалима от рук халдеев за его идолопоклонство было прообразом их гибели от рук римлян за то, что они отказались от Христа и Его Евангелия; это событие чудесное и практически невозможное. Не для делающего ли зло напасть?
II. Сам по себе приговор очень четкий и пугающий (ст. 6): «Вот, Я подниму халдеев». Среди них было много таких, которые зарождали между ними раздор и соперничество; и в этом заключался их грех; и теперь Бог поднял халдеев против них, которые будут бороться и соперничать с ними. И это будет их наказанием. Отметьте: когда исповедующий Бога народ ссорится между собой, когда они ворчат и пожирают друг друга, то Бог поступает справедливо, посылая им общего врага, который заставит их заключить между собой мир, нанеся всеобщее опустошение. Соперничающие партии в Иерусалиме были нетерпимы друг к другу, когда пришли римляне и овладели их местом и народом. Халдеи будут орудием уничтожения, которым им грозят; и хотя они будут действовать несправедливо, но исполнят правду Господню и накажут неправедность Израиля. В данных стихах:
1 Описывается народ, который будет воздвигнут против Израиля, чтобы стать его бичом.
(1) Это народ жестокий и необузданный, яростный и беспощадный; все, что они делают, совершают яростно и с применением насилия; они безрассудны в своих планах, неистовы в своих страстях, стремительны и решительны в своих предприятиях; они немилостивы и не щадят сил. В бедственном положении оказываются те, кто попадает в руки этих жестоких людей.
(2) Это народ сильный и поэтому представляет собой грозную опасность, перед которой невозможно устоять и от которой невозможно скрыться (ст. 7): «Страшен и грозен он; этот народ прославился доблестными войсками, которые выходили на поле боя (ст. 8); быстрее барсов кони его, которые атакуют и преследуют, они прытче вечерних волков», замечено, что волки становятся особенно голодными к вечеру, после того, как голодали весь день в ожидании тьмы, под покровом которой бродят все лесные звери (Пс 113:20). Они будут иметь много кавалерийских отрядов: «Скачет в разные стороны конница его, в различные части собственной страны; она рассеется по всей стране, которая подвергнется их атаке с целью грабежа и обогащения добычей». Торопясь ограбить, они будут спешить за добычей (написано на полях), ибо прилетят на землю, как орел, бросающийся на добычу и нападающий на жертву, которая попалась ему на глаза».
(3) Их желание — закон для них; когда они яростно преследуют жертв, то не руководствуются законами гуманности, справедливости или чести: «От него самого происходит суд его и власть его». Ими руководит желание и страсть, а не разум и совесть. Их принцип: «Quicquid libet, licet — Моя воля — мой закон; Sic volo, sic jubeo; stat pro ratione voluntas — Таково мое желание, таково мое повеление, будет именно так, ибо я так решил». Какой милости можно ожидать от такого врага? Отметьте: кто был несправедлив и немилостив, у кого закон потерял силу, и суда правильного нет, тому справедливо придется платить той же монетой: он попадет в руки врага, который будет несправедлив и немилостив к нему.
2. Приводится пророчество об ужасной казни, которая будет совершена руками этого ужасного народа: «Они пройдут маршем через всю землю» (можно и так прочитать), ибо за короткий промежуток времени халдейская армия подчинила все народы, проживающие в той части земли, и поэтому казалось, что она завоевала весь мир; они покорили Азию и часть Африки. Или подразумевалось, что они пройдут маршем через всю землю Израильскую, которая была полностью опустошена ими.
В данных стихах предсказано:
(1) Что они завладеют всем, до чего дотянется их рука. Они завладеют не принадлежащими им селениями, на которые у них нет никаких прав, но которое дает им меч.
(2) Они будут вести военные действия с максимальной энергией: «Весь он идет для грабежа» (ст. 9); они не будут с помощью меча разрешать споры, а пытаться любым способом обогатиться. Их лица устремлены в направлении восточного ветра (англ. пер., ст. 9); выражение их лиц будет таким злобным и пугаюшим, что одного их вида будет достаточно, чтобы они стали хозяевами всего, что они желают; поэтому они поглотят все, как восточный ветер сметает и срывает бутоны и цветы. «Они устремляют лицо свое вперед, на восток», — читают некоторые; они будут смотреть в сторону своей страны, которая располагалась восточнее Иудеи, и всю захваченную добычу будут отсылать туда.
(3) Они захватят огромное количество узников и отошлют их в Вавилон: «Они будут забирать пленников, как песок — так много их будет»; они никогда не будут считать, что имеют достаточно, до тех пор, пока у них будет возможность иметь больше.
(4) Они уничтожат всякую оппозицию, которая окажет им сопротивление (ст. 10). Удрученные иудеи полагались на своих великих мужей и верили, что те окажут сопротивление, полагались на их мудрость и смелость, веря, что те остановят победоносную армию халдеев? — Увы! Захватчики превратят их в ничто. Они будут издеваться (в англ. пер.), он будет издеваться (написано в оригинале и в русском переводе, подразумевая Навуходоносора, который гордился своим успехом) над царями и военачальниками, которые думали оказать ему сопротивление; и князья служат ему посмешищем — такими неравными противниками для него они окажутся. Они полагаются на свои гарнизоны и укрепленные города? — Над всякой крепостью он смеется, ибо она окажется для него слишком слабой; он насыплет осадный вал и возьмет ее; небольшое количество земли, уложенной в виде вала, даст ему необходимое преимущество в сражении с ними; он будет смеяться и развлекаться, побеждая их.
(5) В результате он возгордится и станет невыносим, что приведет его к гибели (ст. 11): «Тогда надмевается дух его и становится еще хуже». Дух народа и царя станет еще более высокомерным и заносчивым. Кто не удовлетворен своими правами, тот не будет доволен даже в том случае, если завладеет правами другого народа; по мере возрастания возможностей возрастают и желания. Этот победоносный царь перейдет все границы разума, справедливости и скромности и разрушит все их узы; так он будет буйствовать, сделает Бога своим врагом и подготовит для себя гибель, полагая, что сила его — бог его, в то время как он получил ее от Бога Израиля. Вил и Нево были богами халдеев, и им этот народ возносил славу за свой успех; они ожесточались в своем идолопоклонстве и богохульно заявляли, что раз они победили Израиль, то их боги являются слишком могущественными для Бога Израиля. Отметьте: великое оскорбление (и чаще всего это присуще гордым людям) брать себе или отдавать богам собственного изобретения ту славу, которая должна принадлежать только живому и истинному Богу. Заключительные слова данной фразы дают мимолетное yтeшение страдающему народу Божьему: они могу г надеяться, что их образ мышления изменится и станет лучше и они созреют для избавления; гак и произошло. Как бы ни было, их враги изменят свой образ мышления, станут хуже и созреют для гибели; это неизбежно случится во время, преопределенное Богом, ибо надменный дух, вознесшийся против Бога, предшествует падению.
Стихи 12−17. Пророк получил от Господа то, что должен был передать народу, и теперь поворачивается к Богу и вновь обращается к Нему, чтобы облегчить свою душу, скорбевшую из-за того, что он увидел. Он все еще имеет много жалоб. Посмотрев вокруг себя, везде он видит насилие, совершаемое Израилем; посмотрев вперед, он видит лишь насилие, направленное против Израиля; и трудно сказать, какая картина представляет собой более печальное зрелище. И все свои мысли он изливает перед Богом. Мы должны переживать и страдать, видя беззакония и бедствия Церкви Божьей, которые совершаются в то время и в том месте, где мы живем; но мы также должны остерегаться, чтобы не стать раздражительными в своем негодовании, и стараться отодвинуть свое раздражение подальше, не должны позволять в нас укорениться ни одной плохой мысли о Боге, чтобы не потерять утешение от общения с Ним. Мир плох, он всегда был таков и будет таков; не в наших силах изменить его; но мы уверены, что Бог управляет миром и от него создаст себе славу; поэтому мы должны принять решение извлекать из него наилучшее, должны сами становиться лучше и стремиться к лучшему миру. Видение о господстве халдеев побудило пророка стать на колени, и он позволяет себе обратиться к Богу с просьбой по этому вопросу. В его просьбе мы можем обратить внимание:
I. На истины, которые он излагает и согласно которым решает жить. Этими истинами он старается утешить себя и своих друзей, находящихся под возрастающей властью халдеев; они вооружат нас приятными размышлениями для нашей поддержки, если мы окажемся в подобной ситуации.
1. Как бы ни было, но Господь — наш Бог, наш Святый. Победоносная армия халдеев полагала, что имела силу от своих идолов, но мы наставлены говорить им, что Бог Израиля — истинный и живой Бог (Иер 10:10−11, англ. пер.).
(1) Он — Иегова, источник всего сущего силы и совершенства. Он Скала моя, а не их.
(2) Он — Бог мой. Здесь пророк говорит от имени народа; каждый израильтянин может сказать: «Он мой». Хотя мы сильно сокрушены и все Это пришло на нас, но мы не забыли имя Бога нашего, это не лишило нас родства с Ним, мы не лишились Его и Он не отказался от нас (Пс 43:18). Мы народ, оскорбивший Его, а Он — оскорбленный Бог, тем не менее Он наш Бог, и поэтому мы не будем позволять в нас укореняться плохим мыслям о Нем и о служении Ему.
(3) Он — мой Святый. Эти слова подразумевают, что пророк любил Бога как святого Бога, любил Его за Его святость. «Он мой, потому что он Святой; так как Он — мой Святый, то Он будет меня освящать и станет моим Спасителем. Люди не святы, а мой Бог — свят».
2. Наш Бог вечен. Вот как пророк обращается к Нему: «Не Ты ли издревле Господь Бог мой?» Тот факт, что их Бог от вечности, является поводом для великого и постоянного утешения народа Божьего.
Эти слова подразумевают:
(1) Вечность Его природы; если Он издревле, то будет жить вечно, и прежде всего мы должны прибегать к этому принципу, когда обстоятельства этой жизни выглядят удручающе: помнить, что у нас есть надежда и достаточная помощь в Боге, Который невидим, но вечен. «Не Ты ли издревле? Тогда почему Ты не обнажишь Свою вечную мышцу, чтобы исполнить Свои вечные советы и воздать себе вечную славу?»
(2) Древнее происхождение Его завета: «Не Ты ли издревле, Бог, заключивший завет со Своим народом (так понимают некоторые); разве Ты не совершал для него великие дела во дни древние, о которых мы слышали своими ушами от отцов наших; разве Ты не тот Бог, Который всегда был? Ты — Бог и не меняешься».
3. Пока мир стоит, Бог будет иметь в нем Церковь. Ты — издревле, и поэтому мы не умрем. Израиль Божий не будет истреблен, и имя Израиля не изгладится, хотя иногда кажется, что он очень близок к этому; подобным образом апостолы (2Кор 6:9) были наказаны, но не умерли, строго наказаны, но не преданы смерти (Пс 117:18). Посмотрите, как пророк делает вывод о вечности Церкви, исходя из вечности Бога; Христос сказал: «Я живу, а раз Я живу, то и вы будете жить» (Ин 14:19). Он — Скала, на которой Церковь построена и стоит так крепко, что врата ада не одолеют ее. Мы не умрем.
4. Что бы враги Церкви ни делали ей во вред, все это совершается согласно намерению Бога и определено для мудрых и святых целей: «Ты попустил его; Ты назначил его». Именно Бог дал халдеям силу, сделал их грозным народом и Своим советом определил, что им делать; в борьбе с Израилем им была дана лишь та сила, которая свыше. Он дал им повеление ограбить грабежом и добыть добычу (Ис 10:6). В этих событиях Бог предстал как могущественный Бог, от Которого сильные люди получают силу; они зависят от Него и контролируются Им. По этому вопросу Он говорит: «Доселе дойдешь и не перейдешь». Получившие повеление от Бога будут делать не больше того, что им велено, а это является великим утешением для страдающего народа Божьего. Люди — это Божья рука, жезл в Его руке (Пс 16:14). Он попустил это только для суда и для наказания. Народ Божий нуждается в наказании; он заслуживает и поэтому должен ожидать его; они будут наказаны; когда нечестивцам было позволено выступить против них, то не для их уничтожения, чтобы они погибли, а для наказания, чтобы они изменились; они не были предопределены для меча, чтобы тот истребил их, а для жезла, чтобы тот изгнал глупость, обнаруженную в их сердцах, но он не так подумает и не так помыслит сердце его (Ис 10:7). Отметьте: когда дело касается бедствий и страданий Церкви, то для нас великим утешением является тот факт, что какое бы зло люди ни замышляли против нас, Бог стремится, чтобы это было нам во благо; и мы уверены, что Его Совет стоит вовек.
5. Хотя порочность нечестивых какое-то время может процветать, тем не менее Бог остается святым Богом и не одобряет это нечестие (ст. 13): «Чистым очам твоим не свойственно глядеть на злодеяние». Пророк, увидев, насколько злобными и нечестивыми являются халдеи и в то же время какого большого успеха они добиваются в борьбе против Божьего Израиля, обнаруживает, что это является поводом для искушения сказать, что напрасно служить Богу и что Ему безразлично, какими являются люди. Но он быстро подавляет эту мысль, обратившись к первому принципу, который гласит, что Бог не может быть и не является творцом и покровителем греха; Он сам не может совершить злодеяние, и Его чистым глазам не свойственно глядеть на него с одобрением или согласием; что мерзкое дело, которое Господь ненавидит, Он видит все грехи, совершаемые в мире, и это оскорбляет Его; грех отвратителен для Его глаз, и поэтому совершающие его отвратительны для Его справедливости. Природе Бога присуща антипатия ко всякому расположению и поступкам, которые противоречат Его святому закону; и хотя найдено счастливое средство для Его примирения с грешниками, но Он никогда не сможет примириться с грехом. Мы должны принять решение жить согласно этому принципу, хотя действия Его провидения иногда в некоторых случаях, похоже, не согласуются с ним. Отметьте: мы никогда не должны полагать, что, смотря на грех сквозь пальцы, Бог одобряет его, ибо Он Бог, не любящий беззакония (Пс 5:4−5). Под злодеянием, которого видеть не может Бог, возможно, подразумевается зло, причиняемое народу Божьему его угнетателями; хотя Бог видит основание, чтобы допустить это, но не одобряет его; это согласуется с ситуацией Валаама (Чил 23:21): «Не видно бедствия в Иакове, и не заметно несчастья в Израиле», что является великим утешением для народа Божьего, когда он страдает от ярости врагов, ибо они не должны делать из этого вывод, что Бог ненавидит их; если орудия их бедствия ненавидят их, то из этого не следует, что и Бог ненавидит их; более того, Бог любит их и из любви наказывает.
II. На скорби, о которых он жалуется и которые трудно согласовать с этими истинами: «Хотя мы уверены, что Ты — святой Бог, но почему атеисты подвергают искушениям сомневаться в том, что Ты таков? Почему же ты смотришь на злодеев, которые с Твоим народом поступают вероломно (в англ. пер.), и даруешь им успех в сражениях с нами? Почему Ты позволяешь, чтобы злейшие враги, которые хулят Твое имя, поступали жестоко и вероломно с Твоими верными слугами, желающими бояться Твоего имени? Что нам сказать на это?» Подобное искушение было у Иова (Иов 21:7; Иов 24:1), у Давида (Пс 72:2−3) и у Иеремии (Иер 12:1−2): им казалось, (1) что Бог позволяет грешить и терпим к грешникам. Он смотрит на них; Он видел все их нечестивые дела и замыслы, но не помешал и не наказал их, а позволил, чтобы успех сопутствовал их намерениям, чтобы они продолжали идти тем же путем, процветали и побеждали всех, кто стоит у них на пути. Более того, тот факт, что Он смотрит на них, подразумевает, что Он не только не ограничил и не упрекнул их, но ободрил и оказал помощь, словно Ему все это нравится и Он благоволит к ним. Он безмолвствовал, когда они шли своими нечестивыми путями, ничего не говорил и не давал повелений остановить их. Ты это делал, и Я молчал.
(2) Что Он злоупотреблял Своим терпением; и раз не скоро совершается суд над худыми делами, то от иного а не страшится сердце сынов человеческих делать зло:
[1] Они были лживыми и коварными; им нельзя было доверять или полагаться на них. Они поступили вероломно. притворяясь мирными и дружелюбными, они изобретали и приводили в исполнение самые злобные планы, не переживая из-за того, что говорили раньше.
[2] Они ненавидели и преследовали людей, потому что те были лучше их; гак Каин ненавидел Авеля, ибо дела его были злы, а дела брата его праведны. Нечестивец поглощает того, кто праведнее его, на том лишь основании, что тот позорит его; они недоброжелательно относятся к Богу и поэтому поглощают благочестивых людей, ибо те носят Его образ. Хотя многие иудеи были такими же плохими, как халдеи, и даже хуже, но среди них находилось также много праведников, и те поглощали их.
[3] Для них убивать людей было все равно что ловить рыбу. Пророк жалуется, что раз провидение определило слабого быть добычей сильного, то они фактически стали как рыбы в море (ст. 14). В своей среде они охотились друг за другом, как большая рыба охотится за маленькой (ст. 3), и поэтому все они стали для общего врага как рыбы в море. Они стали как пресмыкающиеся или водоплавающие (ибо то же слово обозначает рыбу в Быт 1:20) у которых нет властителя, который не давал бы им пожирать друг друга или защищал, чтобы их не поглотили враги. Они отданы в руки халдеев, как рыба — рыбаку. Эти гордые угнетатели, убивая людей, будут чувствовать то же самое, что ощущает человек, вытягивая рыбу из воды, — так мало для них значит человеческая жизнь. Им не будет трудно убить человека, они будут делать это легко, как люди ловят рыбу, которая не оказывает сопротивления, которую никто не направляет и не вооружает; для них это скорее развлечение, чем труд, требующий усилий. Они не проводят различия среди рыбы, попавшей в сеть, и считают своей собственностью все, до чего могут дотянуться их руки. У них есть различные способы грабить и уничтожать, как у людей много способов поймать рыбу. Одни таскают их удою (ст. 15), одну за другой, другие ловят рыбу на мелководье в большом количестве и забирают ее в неводы свои — сети, забрасываемые кругом. Так же много методов уничтожать имеют те, кто надеется обогатиться за этот счет.
[4] Они хвалились своей добычей и радовались ей, хотя она была добыта бесчестным способом: «Тучна часть его и роскошна пища его»; они процветали благодаря притеснению и мошенничеству; у них было много богатства, и наилучшею качества; они имели хорошую землю, и ее было много. Поэтому, во-первых, они были очень довольны собой и радовались этому; они жили весело (ст. 15): «Оттого они радуются и торжествуют, ибо их богатство велико, а их планы обогащения успешны (Иов 31:25)». Душа моя, покойся (Лк 12:19). Во-вторых, они были о себе очень высокого мнения, восхищались собственной изобретательностью и искусством управления: «Они приносят жертвы сети своей и кадят неводу своему; они восхваляют себя за то, что добыли много денег, хотя и нечестным путем». Отметьте: мы склонны воздавать самим себе славу за собственное процветание, говорить: «Моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие» (Втор 8:17). Мы делаем себя идолом, когда приносим жертву сети своей, так как она принадлежит нам, а это такой же нелепый пример идолопоклонства, как принесение жертвы Нептуну или Дагону. Они так сильно восхищаются своей сетью на том основании, что тучна часть их. Кто делает богом свои деньги, тот сделает богом и свой невод, если только с его помощью можно добыть денег.
III. В заключение пророк смиренно излагает свою надежду на то, что Бог не допустит, чтобы этим губителям человечества постоянно содействовал успех, благодаря которому они шли дальше, и обсуждает этот вопрос с Богом (ст. 17): «Неужели для этого они должны опорожнять свою сеть? Неужели они будут обогащаться и наполнять свои сосуды тем, что добыто и отнято у их соседей насилием и угнетением? Неужели они будут опорожнять свою сеть и доставать то, что поймано, чтобы вновь забросить ее в море и поймать еще больше? Неужели Ты позволишь им идти этим нечестивым путем? Неужели они будут непрестанно избивать народы без пощады? Неужели численность и богатство народов будут приноситься в жертву их сети? Неужели им было недостаточно грабить людей и лишать их имущества и поэтому они решили ограбить Бога и лишить Его славы? Разве Бог не является царем народов и разве Он не будет отстаивать их права, на которые посягали враги? Разве Он не ревнует о Своей чести и разве не будет поддерживать ее?» Пророк передает этот вопрос в Божьи руки и предоставляет Ему ответить на него, как делал псалмопевец (Пс 73:22): «Восстань, Боже, защити дело Твое».
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Аввакума, 1 глава