Сравнивая данную главу с заключительной частью предыдущей, равно как и утешительные обетования, приведенные здесь, с ужасными угрозами там, можно вместе с апостолом сказать: «Итак видишь благость и строгость Божию» (Рим 11:22): в адрес иудейской Церкви, которая так низко пала, — суровой приговор, что Сион будет распахан, как поле, а в адрес христианской Церкви, которая возникла на ее руинах, — благость, великую благость, ибо в данной главе обещано, что:
(I) Она распространится и умножится за счет прихода в нее языческих народов (ст. 1−2).
(II) Она будет хранима в мире и покое (ст. 3−4).
(III) Она будет постоянной, верной и держаться близко к Богу (ст. 5).
(IV) Под руководством Христа все ее скорби будут компенсированы (ст. 6−7).
(V) К ней вернется прежнее процветание, изобилие и владычество (ст. 8).
(VI) Ее беды в конце концов благополучно закончатся (ст. 9−10).
(VII) Ее враги будут обеспокоены, более того, они уничтожены за свои попытки выступить против нее (ст. 11−13).
Стихи 1−7. Данная глава начинается с весьма утешительного слова «но» (в англ. пер.); оно вселяет уверенность в тех, кто принимает близко к сердцу интересы Церкви Божьей и переживает за ее благополучие. Когда мы видим порочность Церкви, особенно церковных лидеров, князей, священников и пророков, ищущих собственной выгоды, а не истин Божьих, когда вскоре после этого видим опустошение Церкви и Сион, который из-за них распахан, как поле, то в нас зарождается опасение, что настанет время, когда он погибнет и имя Израиля больше не будет упоминаться; мы готовы считать, что все погибло, и делать вывод, что на земле не останется ни корня, ни ветви Церкви. Но пусть наша вера не угасает по этому поводу; из пепла Церкви возродится другой феникс. В последних словах предыдущей главы мы оставили гору дома опустошенной и разоренной, похожей на лесистый холм; так неужели возможно, чтобы такая пустыня когда-либо вновь стала плодородным полем? — Да, первые стихи данной главы приводят нас на гору Дома Господнего, которая раньше выделялась благодаря ее частому посещению, а сейчас опозорена тем, что ее оставили. Хотя Сион будет распахан, как поле, но Бог не откажется от Своего народа и благодаря падению иудеев спасение придет к язычникам и станет богатством мира (Рим 11:11−12). Это — тайна, которую нам здесь Бог показывает через пророка; в первых трех стихах данной главы он говорит те же слова, которые другой пророк сказал от имени Господа в то же самое время (Ис 2:2−4): чтобы из уст двух свидетелей эти обетования утвердились. Это очень ценные обетования, касающиеся евангельской Церкви, которые частично исполнились, но будут исполняться более и более, ибо верен Обещавший.
I. После разрушения иудейской Церкви в мире будет учреждена Церковь для Бога; это произойдет в последние дни, то есть, как признают некоторые раввины, во дни Мессии. Народ Божий обретет новый характер, будет учрежден новый духовный вид поклонения, а также новые постановления о служениях, в которых нужно участвовать. Так как у него будет новый характер, то ему будут даны новые привилегии и лучшие постановления, способствующие умножению и утверждению царства Божьего среди людей, по сравнению с постановлениями Ветхого Завета: гора дома Господнего вновь станет твердым основанием для верных подданных, поклоняющихся Богу, на котором они смогут стоять и строить, приступая к Нему (ст. 1). Для них она станет центром единства; в мире учредится Церковь, к которой Господь каждый день будет прилагать спасенных.
II. Эта Церковь будет иметь твердое основание и будет правильно построена: она поставлена будет во главу гор; Сам Христос построит ее на скале; это будет неприступная крепость на непоколебимом основании, так что врата ада не смогут ни разрушить одно, ни поколебать другое (Мф 16:18); ее основание все еще находится на святых горах (Пс 86:2), на вечных горах, которые не могут и никогда не поколеблются. Она будет учреждена не как храм, построенный на одной горе, а храм на многих горах, ибо основания Церкви не только непоколебимые, но и обширные.
III. Она значительно преуспеет, станет выдающейся и заметной: она возвысится над холмами; на нее будут смотреть с изумлением, так как, несмотря на свое незначительное начало, она станет величественной. Царство Христа будет сиять ярче любого земного царства, оно будет подобно городу, стоящему на верху горы, который не может укрыться (Мф 5:14). Слава этого последнего храма будет больше славы предыдущего (Агг 2:9; см. 2Кор 3:7−8 и далее).
IV. Будет наблюдаться великое стечение новообращенных в нее. Потекут к ней народы, как постоянно текут воды реки; со всех частей земли верующие будут стекаться в нее, как иудеи стекались в свой храм, пока он стоял, чтобы там поклониться. В те времена многие колена приходили на гору дома, чтобы спросить о храме Божьем, а в евангельское время многие народы потекут в Церковь как облака, и как голуби — к голубятням своим. Будут посланы служители, чтобы научить народы, и они не напрасно будут трудиться, ибо толпы, наученные ими, уверуют в Евангелие и примут христианскую религию; они будут побуждать и ободрять друг друга и скажут: «Придите и взойдем на гору Господню, воздвигнутую среди нас, в дом Бога Иаковлева — в духовный храм, к которому теперь нам не нужно далеко путешествовать, ибо он находится у наших дверей и учрежден среди нас». Так народ будет готов в день силы Его (Пс 119:3) и делать все возможное, чтобы другие тоже пришли ко Христу: так Андрей пригласил Петра, Филипп — Нафанаила. Они будут созывать народ на гору (Втор 33:19), ибо там Христа достаточно для всех и для каждого. Теперь обратите внимание:
(1) Что эти новообращенные надеялись найти в доме Бога Иаковлева. Они пришли туда за наставлением: «Он научит нас путям Своим — пути, по которому Он хочет, чтобы мы шли вместе с Ним, и на котором Он (мы можем быть уверены) милостиво встретит нас». Отметьте: всякий раз, когда мы приходим поклониться Богу, мы приходим научиться и узнать о Нем.
(2) Чем они займутся после того, как будут наставлены о Боге: «Мы будем ходить по стезям Его». Отметьте: кто твердо решил благодаря благодати Божьей поступать так, как научен, тот может с утешением надеяться, что Бог научит его.
V. А для этого миру будет возвещено новое откровение, на котором будет основана Церковь и благодаря которому множество людей придет в нее: «От Сиона выйдет закон и слово Господне — из Иерусалима». Евангелие здесь названо словом Господним, ибо «Господь даст слово: провозвестниц великое множество» (Пс 67:12). Оно имело божественное происхождение и божественную власть; сам Господь Христос вначале проповедовал его (Евр 2:3). Это закон, закон веры; мы находимся под законом Христа. Оно выйдет из Иерусалима и от Сиона — главного города ветхозаветной диспенсации, где находились храм, жертвенник и пророчества, куда со всех частей страны приходили иудеи поклониться. Именно оттуда должно было выйти Евангелие, чтобы показать связь между Ветхим и Новым Заветом и подтвердить, что Евангелие не противоречит закону, а является его пояснением и иллюстрацией — ветвью, произрастающей от корня. Именно в Иерусалиме Христос проповедовал и совершал чудеса; там он умер, воскрес и вознесся; там произошло излияние Духа; и те, которым было велено проповедовать всем народам о покаянии и прощении грехов, должны были начать с Иерусалима, поэтому именно оттуда текли потоки, которые должны были напоить мир, ставший пустыней.
VI. Евангелие Христа будет сопровождаться обличительной силой, которая будет действовать повсюду, где проповедано Евангелие (ст. 3): «И будет Он судить многие народы». Мессия, законодатель (ст. 2), здесь назван судьей, ибо Ему Отец вверил весь суд и на суд Он пришел в мир сей; Его слово, слово Его Евангелия, которое должно было выйти из Иерусалима, являлось золотым скипетром, с помощью которого Он должен будет царствовать и судить, когда сядет как Царь на святой горе Сион (Пс 2:6). С его помощью Он обличит многие племена в отдаленных странах, ибо Дух, работающий вместе со словом, обличает мир (Ин 16:8). Сыну Давидову обещано, что Он совершит суд над народами (Пс 119:6), и Он совершит его, когда колесница Его вечного Евангелия отправится в путь и будет победоносно шествовать, чтобы победить.
VII. Результатом учреждения этого блаженного царства Мессии будет взаимный мир и любовь: перекуют они мечи свои на орала, то есть раздражительные и несдержанные люди, которые были агрессивными и неистовыми, чудесным образом станут добрыми, милосердными и кроткими (Тит 3:2−3). Те, которые до обращения причиняли другим зло и не выносили ничьих недостатков, после обращения будут мириться с недостатками других и не будут приносить вреда. Там, где Евангелие победит, оно сделает людей миролюбивыми, ибо это мудрость, сходящая свыше, которая мирна, скромна, послушлива если народы окажутся под ее воздействием, то настанет всеобщий мир. Когда родился Христос, то в Римской империи повсеместно царил мир; те, которые впервые пришли в евангельскую Церковь, имели одно сердце и одну душу (Деян 4:32); наблюдая за первыми христианами, отметили, что они любили друг друга. На небе это полностью осуществится. Обещано, (1) что там не будет вздорных людей. Вместо того чтобы усовершенствовать искусство ведения войны (которое некоторые считали славой царства), о нем забудут и отложат в сторону как бесполезное. Они не будут более учиться воевать, как раньше, ибо теперь им не нужно будет защищать себя и у них не будет склонности обижать своих соседей. Не поднимет народ на народ меча; это не значит, что Евангелие сделает людей трусами, — оно сделает людей мирными.
(2) Что они успокоятся, не будут причинять зла и бояться его (ст. 4): «Каждый будет сидеть спокойно, и ничто не будет его беспокоить; они будут сидеть в сохранности и не будут сами беспокоить себя, каждый под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, наслаждаясь их плодами, не нуждаясь ни в каком другом укрытии, кроме их листьев». Никто не будет устрашать их; не только ничто не будет устрашать их, но они не будут склонны к страху, находясь под владычеством Христа, как это было во времена Соломона; там будет обилие мира. Хотя Его последователи будут сталкиваться с трудностями в этом мире, но во Христе они будут иметь великое спокойствие. И хотя в это с трудом верится, но мы можем быть уверены, ибо уста Господа Саваофа изрекли это, и ни одно из Его слов не останется неисполненным; Своим провидением и благодатью Он сделает то, что сказал в Своем слове. Тот, Кто является Господом воинств, будет Богом мира; а кого Господь воинств, всех воинств, решил защищать, те могут быть беспечны.
VIII. Что церкви будут постоянно исполнять свои обязанности; они правильно используют свое спокойствие и не будут своим поведением побуждать Господа оставить их (ст. 5). Когда церкви обретут покой, то получат наставление, утверждение и утешение; они примут решение быть такими же верными своему Богу, как другие народы — своим богам, хотя те не являются богами. Везде, где мы находим упомянутые выше обетования (Ис 2:2 и далее), следует (Ис 2:5): «О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем»; так и в данном месте: «Мы будем ходить во имя Господа Бога нашего». Отметьте: мир безусловно является благословением, если он укрепляет нас в решении прилепиться к Господу. Обратите внимание:
(1) Как постоянны другие народы в верности своим богам: все народы ходят, каждый — во имя своего бога; они признают его богом, прилепляются к нему, поклоняются и служат ему, уповают на него и уверены в нем. Все, что люди делают своим богом, они используют наряду с его именем, которое присутствует во всех их поступках и делах. Моряки во время бури взывали каждый к своему богу (Иона 1:5). Невозможно найти примера, когда народ менял своего бога (Иер 2:11). Если войско небесное было их богом, то они любили его, служили ему и в след ему ходили (Иер 8:2).
(2) Как постоянен теперь стал народ Божий, приняв решение принадлежать Ему: «Мы будем ходить во имя Господа Бога нашего, признаем Его руку во всех наших путях, постоянно будем внимательны к Нему и делать только то, что угодно Ему, открыто исповедуя свои взаимоотношения с Ним». Обратите внимание: их решение безоговорочно; этот вопрос не подлежит обсуждению: «Мы будем ходить во имя Господа Бога нашего». Это справедливо и благоразумно: Он — Бог наш. Они приняли решение быть постоянными в этом: «Мы будем делать это во веки веков и никогда не оставим Его. Он будет нашим Богом вовеки, и поэтому мы вовеки будем принадлежать Ему и никогда не раскаемся в этом выборе».
IX. Что, несмотря на рассеяние, бедствия и слабости Церкви, она образуется и утвердится и станет весьма значительной (ст. 6−7).
1. Во времена Ветхого Завета положение Церкви было презренным, слабым и беспомощным частично из-за порочности иудейского народа, частично из-за преследований, от которых они стенали. Они были похожи на стадо овец заблудших, хромающих и разогнанных (Иез 34:16; Иер 50:6,17). Благочестивые люди, находящиеся среди них и в других местах, которые имели хорошие склонности, были рассеяны, немощны и в определенном смысле заблудшими и изгнанными.
2. Обещано, что все их скорби будут компенсированы, а их душевное расстройство — исцелено. Сам Христос придет (Мф 15:24) и пошлет Своих апостолов к заблудшим овцам дома Израилева (Мф 10:6), Среди иудеев, которые колебались или которым не хватало сил и они не могли ходить с поднятой головой, Бог выберет остаток (ст. 7) — остаток по избранию благодати (Рим 11:5), который примет Евангелие Христа. Из язычников, бывших некогда далеко (так язычников называет Писание, Еф 2:13; Деян 2:39), Он воздвиг сильный народ; их было приведено в Церковь больше, чем иудеев (Гал 4:27). Евангельская Церковь является таким сильным народом, что врата ада никогда ее не одолеют. Церковь Христа многочисленнее любого другого народа и сильна могуществом Его силы.
X. Что царем этого царства будет Мессия; Он будет руководить им и защищать его и устраивать все его дела наилучшим образом; и так будет до конца времен. Господь Иисус будет царствовать над ними на горе Сион в Своих постановлениях Своим словом и Духом; это будет отныне и до века, и умножению владычества Его и мира не будет предела.
Стихи 8−13. Эти стихи касаются Сиона и Иерусалима, здесь названых башней стада или башней Гадера, расположенной недалеко от Вифлеема, о которой мы читаем в Книге Бытие 35:21. Одни предполагают, что это — то же место, где пастухи держали свои стада, когда ангелы принесли им благую весть о рождении Христа, а другие думают, что здесь говорится о Вифлееме (как и в Мих 5:2). Третьи считают, что здесь речь идет о башне, расположенной у ворот Иерусалима, названных Овечьими воротами (Неем 3:32), и делают вывод, что через эти ворота Иисус торжественно въезжал в Иерусалим. Однако, похоже, здесь речь идет о самом Иерусалиме или Сионе — башне Давида. Все овцы Израилевы собирались там три раза в год; это была твердыня (Офел, как называлось место в Иерусалиме, Неем 3:27) или замок дочери Сионской.
I. В данных стихах представлено обетование о славе духовного Иерусалима, которой является евангельская Церковь, и о башне стада, в которой будут собраны все овцы Христовы как одно стадо под защитой одного Пастыря: «К тебе придет и возвратится то, чего ты долго жаждала и желала, — прежнее владычество, достоинство и сила, как у Давида и Соломона, благодаря которым был построен первый Иерусалим; это царство, которого они лишены из-за плена, вновь придет к дочерям Иерусалима. Он будет оказывать значительное влияние на народы, иметь такой же внешний вид и сиять среди народов так же ярко, как раньше; именно таким было первое или прежнее владычество». Но нельзя полагать, что это исполнилось во времена Зоровавеля; Израиль в те времена не имел прежнего владычества ни в плане величия и власти в собственной стране, ни в плане влияния на другие государства; следовательно, это, скорее всего, ссылка на царство Мессии (именно так понимает это место халдейский парафраз), и данное пророчество исполнилось, когда Бог отдал нашему Господу Иисусу престол отца Его, Давида (Лк 1:32), помазал Его царем на святой горе Сион и отдал Ему язычников в наследие (Пс 2:6), сделал его первенцем, превыше царей земли (Пс 88:28; Дан 7:14). Давид в духе назвал Его Господом, и (как обращает внимание д-р Покок) Он свидетельствует о себе, и Его свидетельство, что Он больше Соломона, истинно, ибо их владычества по протяженности и длительности не были похожи на Его владычество. Простые люди приветствовали Христа, когда Он въезжал в Иерусалим, восклицаниями «Осанна сыну Давидову!», чтобы показать, что дочери Сиона возвращено прежнее владычество; и евангелист применяет эти слова к обетованию о царе Сиона, Который придет к ней (Мф 21:5; Зах 9:9). Некоторые придают данным словам следующий смысл: в Сион и Иерусалим, названный башней стада, к народу Иудейскому придет прежнее владычество, то есть там вначале будет учреждено царство Христа и проповедано Евангелие царства (Лк 24:47), там Христос впервые был назван царем Иудейским.
II. Это проиллюстрировано предсказанием о бедствиях, которые постигнут Иерусалим, тем не менее при этом ему будет даровано некоторое благоволение и оказана помощь, что послужило прообразом того, что Бог сделает для евангельского Иерусалима в последние дни, несмотря на его бедствия. Данные стихи описывают:
1. Иерусалим, страдающий от боли, причина которой — провидения Бога. Дочерь Сиона вопиет, чтобы все соседи обратили внимание на ее скорби; вопиет из-за того, что нет у нее царя, нет той славы и силы, которая была раньше. Вместо того чтобы владычествовать над народами, как это было, когда она была посажена царицей, они владычествовали над нею, и она стала пленницей. Не стало у нее советника; она не принадлежит себе больше, а отдана на милость врагов и управляется их советниками. Муки схватили ее.
(1) Ее уведут в плен, и там она испытает муки скорби. Она выйдет из города и будет вынуждена жить в поле, испытывая различные неудобства; она дойдет даже до Вавилона, и там в течение семидесяти утомительных лет, в презренном плену ее будут изнурять тяжким трудом; все это время она будет мучиться болями, как рождающая, ожидающая избавления и думающая, что время тянется слишком долго.
(2) Когда ее освободят от вавилонского плена и искупят от руки врагов ее, она будет продолжать мучиться болями от страха; конец одной беды будет началом следующей, ибо и теперь, когда Иерусалим начали отстраивать, многие народы собрались против него (ст. 11). Так было во времена Ездры и Неемии, когда они делали все возможное, чтобы воспрепятствовать строительству храма и стены. Так было во время Маккавеев; они сказали: «Да будет она осквернена; пусть на нее смотрят как на место, оскверненное грехом, оставленное Богом и человеком; пусть все ее святые места будут осквернены и вся ее слава, — повергнута во прах; да наглядится око наше на Сион и порадуется виду его руин; об Едоме говорили: «Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего» (Авд 1:12); пусть наши глаза увидят осуществление наших желаний в адрес Сиона — день, которого мы долго желали. Когда они услышат, что их враги объединяются против них и оскорбляют их, то неудивительно, что испытают боль и громко возопят. Отвне — нападения, внутри — страхи.
2. Иерусалим, успокоившийся благодаря обетованиям Бога: «Для чего же ты ныне так громко вопиешь? Пусть умолкнут твои скорби и страхи; не потакай им, ибо хотя дела твои обстоят плохо, но все закончится хорошо; твоя боль велика, но она похожа на муки рождающей (ст. 9), которая мучится, чтобы родить (ст. 10, англ. пер.), и ее муки закончатся благоприятно». Муки Иерусалима похожи не на агонию умирающего, а на сильные родовые муки, которые вскоре забываются из-за радости, что дитя родилось в мир. И поэтому пусть Иерусалим утешит себя тем, что какие бы муки ему ни пришлось перенести, они будут продолжаться только до времени пришествия Мессии, ибо Его царство должно быть там учреждено, и поэтому он не будет уничтожен, пока в нем благословение. Когда же наконец он будет распахан, как поле, и станет грудою развалин (как ему грозили Мих 3:12), то и тогда его привилегии будут переданы духовному Иерусалиму, и тогда исполнится данное ему обетование. Тогда пусть Иерусалим не тревожится, ибо (1) его плен в Вавилоне закончится благополучно (ст. 10): «Там будешь спасен, там искупит тебя Господь от руки врагов твоих». Это совершил Кир, который в данной ситуации действовал как слуга Бога; данное избавление также было прообразом нашего искупления, которое совершил Иисус Христос, и прообразом освобождения от духовных уз, о котором возвещает вечное Евангелие. Это будет лето Господне благоприятное, когда Сам Христос будет проповедовать пленным освобождение и отпустит измученных на свободу (Лк 4:18−19).
(2) Планы врагов, направленные против него, разрушатся, более того, они обрушатся на них (ст. 12−13). Они надеялись, что в определенный день их намерения сбудутся, но это будет день Господень. Они собирались против Сиона, чтобы разрушить его, но в результате сами будут уничтожены, а Израиль и Его Бог прославятся этим.
[1] Их выступление против Сиона послужит поводом для их гибели. Они собирались и вооружались, чтобы сокрушить Иерусалим, но в результате сами будут сокрушены (Ис 8:9). Они не знают мыслей Господних. Когда они собираются вместе и провидение благоволит к ним, то они практически не задумываются о том, какую цель при этом преследует Бог, равно как не разумеют совета Его; они знают цель, которую сами преследуют, когда собираются вместе, но не знают, к чему стремится Бог, собрав их вместе. Они стремились разрушить Сион, а Бог стремился уничтожить их. Отметьте: когда люди используются в качестве орудия Божьего провидения, осуществляющего Его намерения, то очень часто при этом они имеют одни планы, а Он — абсолютно противоположные. Царь Ассирии был жезлом в руке Божьей для наказания Своего народа, для того чтобы изменить их — поэтому он не так подумал и не так помыслило сердце его (Ис 10:7). Так и здесь: народы собрались против Сиона, как солдаты на поле боя, но Бог собрал их как снопы на гумно, чтобы сокрушить их; невозможно было бы с такой легкостью и так эффективно уничтожить их, если бы они не собрались вместе против Сиона. Отметьте: планы врагов, замышляющих погубить Церковь, часто их самих приводят к гибели; тем самым они готовят себя для гибели и ставят на путь, ведущий к ней; они улавливаются делами рук своих.
[2] Сион прославится, одержав над ними победу (ст. 13). Когда они будут собраны, как снопы на гумно, чтобы по ним топтались, как по зерну топчутся волы» тогда услышат слова! «Встань и молоти, дочерь Сиона! Вместо того чтобы бояться и бежать от них, смело выступи против них и воспользуйся возможностью потоптаться по ним, которую предоставляет тебе провидение. Не ссылайся на собственную слабость, на то, что не являешься равным соперником для такого многочисленного войска объединившихся против тебя врагов. Бог сделай рог твой железным, чтобы ты могла придавить их, и копыта твои медными, чтобы ты могла топтаться по ним, когда они будут повержены. Так ты сокрушишь многие народы, которые долгое время сокрушали тебя». Если Богу угодно, то дочь Вавилона станет подобна гумну (наступит время жатвы ее, Иер 51:33), а червь Иаков — острым молотилом, с помощью которого Бог будет растирать горы, как мякину (Ис 41:14−15). Как странно, как поразительно положение дел изменилось, раз Иаков был гумном, а Вавилон — молотилом! (Ис 21:10). Отметьте: когда Бог собирается благословить Свой народ победой, то обеспечивает его силой и возможностью сделать это; Он делает рог железным и копыта медными. А когда Он это делает, то они должны проявить данную им силу и исполнить поручение. Тогда дочерь Сиона должна встать и молотить.
[3] Эта победа прославит Бога. Сион будет молотить эти снопы на гумне, Зерна, выбитые из них, будут хлебным приношением для Божьего жертвенника: «И посвятишь Господу стяжания их и богатства их Владыке всей земли». Добыча, полученная благодаря победе Сиона, будет принесена в святилище и посвящена Богу: то ли частично, как при победе над Мадианитянами (Чис 31:28), то ли во всем объеме, как при взятии Иерихона (Нав 6:17). Бог — Иегова, источник всего сущего; Он — Господь всей земли и источник силы; поэтому Ему не нужна наша добыча или имущество, но если Ему угодно, Он может бросить вызов и потребовать всю ее; а мы должны посвящать все, что имеем, Его славе и поступать так, как Он велит. На всем, что мы имеем, должно быть написано: «Святыня Господу», вся наша добыча и имущество должны быть посвящены Владыке всей земли (Ис 23:18). Поразительный успех требует необычной признательности, это может быть военная добыча или прибыль в торговле. Именно Бог дает нам силу приобретать богатство, каким бы честным способом оно ни добывалось, и поэтому Он должен быть почитаем тем, что мы добываем. Одни полагают, что здесь подразумевается поражение Сеннахирима, когда он осадил Иерусалим, Другие — разрушение Вавилона, а третьи — успех Маккавеев в войне. Но образованный д-р Покок и другие считаю, что это обетование полностью исполнилось, когда Евангелие Христа одержало духовную победу над силами тьмы, которые сражались против него. Народы хотели погубить христианство в Его зародыше, но оно победило их; упорствовавшие в своей враждебности были разбиты (Мф 21:44), в частности иудейский народ, но благодаря божественной благодати толпы людей пришли в Церковь, а они сами и их имущество были посвящены Господу Иисусу, Владыке всей земли.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Михея, 4 глава