Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Михей | 3 глава

Толкование Мэтью Генри


То, что апостол говорит о других пророках: «Илия был очень смел...» (Рим 10:20, англ. пер.), справедливо в адрес данного пророка, который был его современником. И в данной главе Михей поступает очень смело, обличая и угрожая начальникам народа, которые предводительствовали в грехе. Пророк приводит основание (ст. 8), почему он так смел: ибо он принял поручение и наставление от Бога говорить то, что он сказал, и был водим более высоким духом, чем его собственный. Гражданская власть и служение являются двумя великими постановлениями Бога, которые должны содействовать для блага Церкви, но они стали порочными и извратили свои цели. Пророк очень суров к тем, которые злоупотребляли своими правами и тем самым причиняли зло Церкви, и при этом вполне справедлив.

I. Он по отдельности преподает им свои уроки, обличая и угрожая князьям (ст. 1−4) и лживым пророкам, которые льстили народу (ст. 5−7).

II. Он одновременно преподает им урок, собрав их вместе, как людям, которые совместно трудятся ради гибели царства, и они увидят его гибель собственными глазами (ст. 9−12).

Стихи 1−7. Когда князья и пророки честно исполняют свой долг и служение, то их следует превозносить и почитать превыше других людей; но когда они не оправдывают оказанное им доверие и поступают вопреки своему долгу, то должны услышать о своих ошибках, равно как об ошибках других, и узнать, что есть Бог, Который выше их и Которому им придется дать отчет; и в данных стихах от Его имени пророк обвиняет их.

I. Пусть князья услышат свое обвинение и приговор. Главы Иакова и князья дома Израилева призваны послушать, что пророк должен сказать им (ст. 1). Слово Бога имеет обличения и для самых знатных людей, к которым служители слова должны обращаться, если для этого есть повод. Каков бы ни был результат, даже если его будут осуждать за это, но он получит утешение, так как честно оправдал возложенное на него доверие: «И я сказал: »Слушайте, князья!»» Его совесть свидетельствовала ему о том, что он не отказался исполнять свой долг из страха перед людьми. Он говорит им:

1. Чего Бог ожидал от них: «Не вам ли должно знать правду?» Он подразумевает: совершать правду, в противном случае знание правды не принесет пользы. «Разве не ваша задача — нелицеприятно вершить правосудие, не взирая на лица? (как утверждает высказывание иудеев в случае лицеприятия). Разве не вы должны знать правду и детали каждой ситуации?» Или можно считать доказанным, что князья и правители ознакомлены с принципами справедливости (как бы с другими ни обстояло дело), ибо у них есть средства познания, и нет оправдания, если они ссылаются на неведение, которое может быть присуще другим людям — бедным и глупым (Иер 5:4). Если так, то их преступления, когда они нарушали закон справедливости, особенно ненавистны Богу, ибо тем самым они грешили против Знания. «Не вам ли должно знать правду? — Конечно, вам; поэтому успокойтесь и выслушайте правду; сами судите, правильно ли вынесен вам приговор и можете ли вы против чего-нибудь возразить».

2. Что они бессовестно нарушили принципы справедливости, хотя хорошо знали их. Их расположение и побудительные принципы очень плохие: они ненавидели добро и любили зло; они ненавидели хорошие качества в других людях и не желали, чтобы те оказывали на них какое-то влияние; они ненавидели делать добро, ненавидели, когда кто-то делал добро, ненавидели людей благочестивых, совершавших добро. Они также любили зло и получали удовольствие, причиняя вред. Таковы были их принципы, и соответственно им они поступали; они были очень жестокими и суровыми по отношению к тем, кто был в их власти; каждый, кто был отдан им на милость, убеждался в том, что у них нет милости. Они грубо пожирали тех, кого должны были защищать, и, как неверные пастыри, стригли стадо, которое должны были питать; более того, они не питали их, а сами питались ими (Иез 34:2). Безусловно, кто пасет стадо, тот заслуживает, чтобы есть молоко от стада (1Кор 9:7), но этого им было недостаточно, и Бог говорит: «Они едят плоть народа Моего»; они заслуживали того, чтобы носить шерстяную одежду, но этого им было недостаточно: они сдирали с них кожу (ст. 3). Облагая народ непомерными налогами, которые люди не могли оплатить, вымогая их с применением строгих мер, штрафов и временных наказаний за вымышленную вину, они губили имущество и семьи своих подданных, отнимая у одних жизнь, а у других — средства к существованию, и таким образом были для них, скорее, хищниками, а не пастырями. Они ломали их кости, чтобы добраться до костного мозга, и дробили плоть как бы в горшок. Эти слова подразумевают, что они были (1) жадными и алчными, потакая своей любви к роскоши и чувственным наслаждениям.

(2) Очень жестокими и бесчеловечными к тем, кто оказывался в их власти; их не волновали люди, которые из-за них стали нищими, лишь бы они сами могли обогащаться; корень этого зла — сребролюбие.

3. Не следует надеяться, что Бог будет к ним милостив, раз они сами были жестокими по отношению к своим подданным. Учрежденное правило гласит: «Кто не имеет милости, тот будет иметь суд без милости» (ст. 4): «И будут они взывать к Господу, но он не услышит их в день их бедствия; подобным образом нищие взывали к ним в день их процветания, но они не желали их слушать». Настанет время, когда самые гордые и презрительные грешники будут взывать к Господу и умолять о милости, которую раньше не ценили и не оказывали. Но тогда все это будет напрасно; тогда, когда они будут нуждаться в Его благоволении, Бог спрячет от них Свое лицо, и они увидят, что без нее их ожидает гибель. Раньше они поворачивались к Нему спиной, а теперь Он повернется к ним спиной, ибо они злодействовали. Отметьте: люди не должны надеяться, что их жизнь будет благополучной, если они поступают плохо; они должны быть готовы обнаружить, как Адони-Везек, что с ними будут поступать так, как они поступают с другими, ибо праведен мстящий. С лукавым Бог поступает по лукавству его и часто предает жестоких и немилосердных людей в руки людей таких же жестоких и немилосердных, какими были они к другим. Это согласуется с Притчей 21:13: «Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан»; но у милостивых есть основание надеяться, что они обретут милость.

II. Пусть пророки тоже услышат обвинения в свой адрес и свой приговор; они пророчествовали ложь, и с их помощью князья царствовали жестоко. Обратите внимание:

1. В чем заключался их грех.

(1) Они считали своим основным делом льстить и обманывать людей: «Они вводят Мой народ в заблуждение, заставляют их ошибаться относительно того, как они должны поступать и как Бог поступит с ними». Плохо обстоят дела у народа, если лидеры вводят их в заблуждение, уводят от пути, по которому должны вести и идти впереди их. «Они вводят людей в заблуждение, обещая им мир и говоря, что у них все будет хорошо, в то время как те идут путем греха и находятся в одном шаге от гибели. Они проповедуют мир, но сами грызут своими зубами». Возможно, здесь подразумевается, что они кусают собственные губы, как поступаем мы, когда хотим подавить слово, готовое сорваться с языка. Когда они проповедуют мир, то их собственные сердца лгут им и они готовы проглотить собственные слова, противореча себе, но лишь грызут своими зубами и хранят внутри. Они не были слепыми вождями слепых, ибо видели яму перед собой, но тем не менее туда вели следовавших за ними.

(2) Они сделали своей основной целью удовлетворение собственных потребностей и служение собственному чреву, как поступали развратители во времена св. Павла (Рим 16:18), ибо их богом было их чрево (Флп 3:1−9). Они грызут зубами своими и проповедают мир, то есть льстят и одобряют тех, кто не жалеет для них денег и дает им пищу; что же касается тех, кто ничего не кладет им в рот и не откармливает их постоянно, на тех они смотрят как на врагов. Таковым они не проповедуют мир, ибо не считают своими благодетелями, а против тех объявляют войну; таковым они возвещают суды Божьи и относятся к ним так, как лукавые священники Римской церкви: одним улыбаясь, а другим хмурясь, в зависимости от их приношений. В свое время справедливо настаивали на необходимости наличия определенных качеств у служителя (1Тим 3:3 и Тит 1:7): чтобы он не был корыстолюбив.

2. Какой приговор им выносится за этот грех (ст. 6−7). Им грозят, (1) что их постигнут беды и несчастья вместе с теми, кому они проповедовали мир: «Ночь будет вам — мрачная и холодная ночь бедствий, в которую они своей ложью вели людей, обещая, что она никогда не настанет. Настанет тьма, которая для вас будет темнее, чем для других»; найдет солнце над пророками и скроется в полдень; утешения покинут их, и они лишатся всех надежд когда-либо обрести их. И потемнеет день над ними, в который они надеялись иметь свет. Они будут не только внешне объяты бедствиями, но их разум придет в замешательство, и они не будут знать, что делать; их разум помутится, и собственные мысли будут беспокоить их, а это уже само по себе достаточное бедствие. Они держали во тьме других, а теперь Бог приведет их во тьму.

(2) Что из-за этого они будут вынуждены молчать и их притязания на звание пророков будут опозорены. Они никогда не имели истинного видения, и теперь, когда события доказали ложность их предсказаний о мире, окажется, что они никогда не имели видений, никогда Бог не отвечал им, все это было фальсификацией, а они сами — мошенниками и самозванцами. Раз их репутация была уничтожена, то они лишились и доверия людей; а так как их дух был обеспокоен и смущен, то их изобретательность оказалась несостоятельной; по причине тьмы и снаружи и внутри они не смогут предвещать, у них не будет даже ложных видений, о которых они могли бы рассказать; они стыдятся и посрамлены будут и закроют уста свои, как люди, находящиеся в недоумении, которым нечего сказать. Отметьте: обманывающие других тем самым готовят стыд для своих лиц.

Стихи 8−12. В данных стихах:

I. Пророк ощущает, что в этом служении ему сопутствует божественная сила; он торжественно заявляет и утверждает это как факт, который оправдывает и подтверждает его полномочия при открытом обращении к князьям и правителям. Он не решился бы так смело обращаться к великим людям, если бы не делал это под воздействием божественного порыва. Не он говорил эти слова, а Бог через него, и поэтому он не мог не говорить того, что Бог вложил в его уста. Эти мысли также излагаются в виде противостояния лжепророкам, которые чувствовали себя опозоренными, увидев, что оказались лжецами, ибо никогда не имели смелости честно разговаривать с народом, а только льстили и потакали его грехам; они были душевными, не имеющими Духа, в то время как Михей воистину сказал: «А я исполнен силы Духа Господня» (ст. 8). Он сказал это твердо, имея уверенность в истинности своих слов. Сравните его слова со словами лжепророков и вы скажете: «Между ними нет схожести». Что общего у мякины с чистым зерном? (Иер 23:28). Разве можно сравнивать нарисованный огонь с настоящим? Здесь обратите внимание:

(1) Какими особенными качествами был обеспечен пророк: он был исполнен силы, правоты и твердости; он страстно любил Бога и человеческие души; он сильно заботился о Его славе и об их спасении и испытывал пылающую ревность против греха. Он также имел смелость обличать и свидетельствовать против него, не боясь гнева правителей и многочисленной толпы; с какими бы трудностями и огорчениями ему ни приходилось сталкиваться, они не препятствовали ему и не побуждали оставить свое служение; ничто не могло поколебать его. Во всех своих действиях он руководствовался правотой и проницательностью; он был не только смелым, но и мудрым человеком; во всех его проповедях присутствовал не только пыл, но и свет, не только дух ревности, но и дух мудрости. Так этот муж Божий был основательно обеспечен всем к необходимым, чтобы проповедовать всякое доброе слово и совершать всякое доброе дело, определенное для него. Те, кому ОН проповедовал, не могли не осознать, что он был исполнен силы и правоты, ибо увидели, что ум их открыт к уразумению и сердце их горит в них — с такой убедительностью и силой исходило из него слово.

(2) Откуда у него у эти качества. Они не были присущи ему, но он был исполнен силы Духа Господня. Зная с уверенностью, что в нем Дух Господень, Который говорил через него, и что он передает божественное откровение, пророк провозглашал его смело, как власть имеющий; он держал лицо свое, как кремень, зная, что будет оправдан и получит подкрепление своим словам (Ис 50:7−8). Отметьте: кто поступает честно, тот может действовать смело; а кто уверен в том, что имеет поручение от Бога, тому не следует бояться противостояния людей. Более того, он обладал не только Духом пророчества, который был основанием для его смелости, но и Духом святости, который обеспечивал необходимой для него смелостью и мудростью. Он был силен не за счет какой-либо присущей ему силы, ибо кто способен к сему? Он был силен Господом и могуществом силы Его, ибо от Него все наши способности. Мы исполнены силы, чтобы совершить добро? Это благодаря Духу Господнему, ибо сами по себе мы слабы, как вода; именно Бог Израиля дает силу и влияние Своему народу и Своим служителям.

(3) Как он воспользовался этими качествами — правотой и силой? Он высказал Иакову преступление его и Израилю — грех его. Если преступление найдено у Иакова и в Израиле, то им об этом нужно сказать; и задача пророков Божьих — говорить им об этом, взывать громко и не удерживаться (Ис 58:1). Кто приходит послушать слово Бога, тот должен иметь желание, чтобы ему рассказали о его ошибках; он должен не только позволить служителям говорить с ним просто и честно, но с радостью принимать его слова и быть благодарным за это. Но так как лишь немногие с достаточной кротостью принимают обличение, то обличители должны обладать значительной смелостью, а также молиться о духе мудрости и могущества.

II. Пророк проявил свою силу, обращаясь к главам дома Иакова, к князьям и пророкам, предъявив им суровое обвинение в первой части Главы. Он вторично призывает их быть внимательными (ст. 9) и повторяет те же слова, что и в ст. 1, обращаясь к князьям дома Израилева, хотя при этом подразумевает, ибо оказывается (Иер 26:18−19, где цитируется ст. 12), что эти слова он говорил, находясь в царстве Езекии (дело в том, что десять колен были уведены в плен, и Иуда — это все, что осталось от Иакова и Израиля). Пророк обращается к ним уважительно («Слушайте, я прошу вас!» в англ. пер.) и называет их главами и князьями. Служители должны быть честными, имея дело с людьми знатными, когда обличают их в грехе, но не должны быть с ними грубыми и невежливыми. Здесь обратите внимание:

1. Главы дома Иакова — князья, священники и пророки — были виновны в великом нечестии. Вкратце, они были алчными и извращали свое служение из любви к деньгам.

(1) Князья гнушались правосудием; они не хотели руководствоваться его законами ни в собственных поступках, ни при вынесении приговоров в делах, с которыми к ним обращались; они искривляли все прямое, с презрением относились к наставлениям и принципам справедливости, если только их нельзя было изменить ради своих мирских интересов. Когда под видом отправления правосудия они совершали явное зло, то при этом извращали справедливость и заставляли ее служить целям, противоположным намерениям Того, Кто был основателем гражданской власти и источником силы. Им предъявляется обвинение в том (ст. 10), что они созидали Сион кровью. «Оправдывая свое вымогательство и притеснение, они делали вид, что строят Сион и Иерусалим; они добавляли новые улицы и площади к святому городу и украшали их; они утверждали и способствовали продвижению государственных интересов в Церкви и в царстве, думая, что тем самым совершают доброе дело для Бога и Израиля. Но это делалось кровью и неправдою, и поэтому их дело не могло процветать; их намерения послужить на благо города Божьего не оправдают нарушений ими закона Божьего». Кто думает, что пламенеющая ревность по святой Церкви и распространение веры оправдают грабежи и убийства, массовые кровопролития и мародерство, те глубоко ошибаются; стены Сиона не поблагодарят тех, кто строил их кровью и неправдою. Грех человека не влияет на праведность Бога. «Задача князей — судить дела, с которыми к ним обращаются, но они судят за подарки (ст. 11); принимая решение, они оказываются на стороне тех, кто дает взятку; самое справедливое дело не победит в суде без взятки, а за деньги самое бесчестное дело будет выиграно», В бедственном положении находится народ, чьи судьи в отношении предъявленного дела не спрашивают: «Что должно быть сделано в данной ситуации?», а: «Что благодаря этому я могу получить?»

(2) Задача священников — учить народ, и для этого закон обеспечил их весьма почетным и щедрым содержанием; но им этого было недостаточно, они учили за плату, за дополнительную плату, и за плату, как пророки Божьи, учили чему угодно, лишь бы это нравилось людям и содействовало их интересам.

(3) Похоже, что пророки получали плату в качестве благодарности (1Цар 9:7−8), но эти пророки в своих пророчествах руководствовались перспективой получить временную выгоду; это было основной целью, которую они преследовали: они предвещали за деньги. Их языки были корыстными: они могли пророчествовать или никого не тревожить своим пророчеством в зависимости от того, что им было выгодно; человек мог услышать от них такое пророчество, какое ему хотелось, если мог уплатить за него. Таким образом, они были последователями Валаама, который возлюбил мзду неправедную. Отметьте: хотя то, что добыто нечестно, никогда не может быть освящено ревностью по Церкви, тем не менее то, что свято, может потерять и часто теряет свою святость из-за любви к миру. Когда люди делают то, что само по себе хорошо, но ради грязной выгоды, то их дело теряет свое превосходство и становится мерзостью для Бога и человека.

2. На беспочвенную самоуверенность и плотское упование, которое, вопреки всему, присутствовало в них: «А между тем они опираются на Господа, так как по исповеданию являются Его народом и думают, что в их нечестивых делах нет ни вреда, ни опасности». Вера строится на Господе, покоится в Нем и полагается на Него, как на основание души, а самоуверенность лишь прислоняется к Господу (в англ. пер.), как к подпорке, используя Его при подходящем случае, в то время как мир является основанием, на котором она построена. Они говорят с большой уверенностью (1) о своих почестях: «Не среди ли нас Господь? Разве нет знаков Его присутствия с нами, Его храма, Его ковчега, Его энергичных пророчеств?» Они превозносятся из-за святой горы (Соф 3:11, англ. пер.) и ее достоинств, словно церковные привилегии служат оправданием их нечестивым поступкам или словно основная цель Божьего присутствия с ними — сделать священников и народ богатыми, благодаря исполняемым ими обрядам. Правда, что Бог был среди них в Своих постановлениях и это наполняло их гордостью, но если они воображали, что среди них пребывало Его благоволение и любовь, то глубоко ошибались. Сыны человеческие часто обманывают себя, думая, что Бог с ними, хотя в действительности своим грехом побудили Его удалиться от них.

(2) О собственной безопасности: «Не постигнет нас беда». Многие убаюканы и засыпают, поддавшись фатальной уверенности в своих церковных привилегиях, словно те могут защитить, если они будут грешить, и укрыть от наказания, но на самом деле они больше всего усугубляют их грехи и наказание. Если пребывание Господа среди них не препятствует им совершать зло, то оно не защитит их от страданий за совершение этого зла; грешники безрассудно полагают, что наглость избавит их от наказаний.

3. На вынесенный им приговор за злодеяния, несмотря на их воображаемую защиту (ст. 12): «Посему за вас Сион распахан будет как поле». Данный отрывок (Иер 26:18) процитирован как смелое высказывание, изреченное Михеем, хорошо воспринятое Езекией и его князьями, хотя во время правления другого царя это могло стоить ему головы; более того, они покаялись и изменились, и поэтому исполнение этой угрозы было предотвращено и не исполнилось в те дни.

(1) В этих стихах предсказывается опустошение этих святых мест, которые были почтены в высшей степени знаками Божьего присутствия и совершением богослужений; именно Сион будет распахан, как поле, его здания будут сожжены дотла и сравняются с землей. Некоторые обращают внимание, что это буквально исполнилось, когда Иерусалим был разрушен римлянами, а основание, на котором стоял город, было распахано в знак его полного опустошения и запрета строить город на этом основании без позволения императора. Иерусалим, святой город, сделается грудою развалин, и гора дома сего, на которой построен храм, порастет волчцами и терниями и будет лесистым холмом. Если святые места осквернены грехом, то они должны быть готовы к тому, что будут опустошены и разрушены судами Божьими.

(2) Именно нечестие их руководителей привело их к гибели: «За вас Сион распахан будет, как поле; вы делали вид, что строите Сион, но так как делали это кровью и неправдою, то он будет уничтожен». Отметьте: грех священников и князей часто становится причиной гибели государств и церквей. Delirant reges, plectuntur Achivi — Цари поступают безрассудно, а народ страдает из-за этого.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Михея, 3 глава

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.