Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Михей | 2 глава

Толкование Мэтью Генри


В данной главе описываются:

(I) Грехи народа Израиля, в которых он обвиняется: это алчность, притеснение, мошенничество, насилие (ст. 1−2), варварское отношение к женщинам и детям, а также к другим безобидным людям (ст. 8−9), противостояние Божьим пророкам и попытки заставить их молчать (ст. 6−7), одобрение лжепророков (ст. 11).

(II) Суды, которыми им угрожают за эти грехи; их цель — смирить народ Израиля, довести до обнищания и изгнать.

(III) Милостивые обетования утешения, хранящиеся для благочестивых людей, находящихся среди них, а также обетования о Мессии (ст. 12−13). Такова суть и основная цель большинства глав данного и других пророчеств.

Стихи 1−5. В данных стихах:

I. Описывается несправедливость людей, замышляющих зло и грех (ст. 1−2). Бог выступает против этого народа, чтобы истребить его, и в данных стихах показывает, что послужило основанием для Его противостояния. Это грех притеснения, который часто упоминается как грех, ускоряющий приближение гибели народов и семей, как и всякий другой. Давайте посмотрим на стадии его развития.

1. Они ревностно желали владеть тем, что им не принадлежит, а это и есть горький корень, корень всех зол (ст. 2). Они желали полей и домов, как Ахав пожелал виноградник Навуфея. «О, если бы это поле или дом стали моими! Он очень удобно расположен для меня, и я управлял бы им лучше, чем его нынешний хозяин; он больше подходит для меня, чем для него».

2. Они придумывали способы, с помощью которых можно было бы осуществить их желания (ст. 4), и замышляли беззаконие, используя всевозможные хитрости и проклятое мастерство; они составляли план, как более эффективно осуществить свои замыслы и в то же время не подвергнуть себя опасности или не вызвать в свой адрес порицания. Это называется совершать злодеяния. Они замышляют его в своей голове, в своей семье и так сильно стремятся осуществить свой план, получая от того удовольствие, словно уже приступили к его осуществлению и уверены в успехе (полагая, что очень мудро продумали весь план), словно он осуществлен. Отметьте: плохо, когда человек совершает злодеяние, поддавшись внезапной мысли, но еще хуже, если он замышляет его и совершает преднамеренно и после размышления. Когда хитрость и коварство старого змея сопутствуют его яду и злобности, то это злодеяние в совершенстве. Они придумывали его на ложах своих, когда должны были спать; стремление осуществить задуманное беззаконие не давало им заснуть. На ложах своих, где они должны были вспоминать Бога и размышлять о Нем, где им следовало бы беседовать с сердцем своим и исследовать его, они замышляли беззаконие. Если мы правильно используем часы, отведенные для отдыха и уединения, то это имеет большие последствия.

3. Они использовали свою власть, чтобы осуществить задуманное; они совершали беззаконие, придуманное ими, потому что есть в руке их сила. Они увидели, что могут его осуществить с помощью своего богатства, власти и влияния, что никто не контролирует их и не призывает к отчету, и подумали, что это оправдает и поддержит в их действиях; Отметьте: многие ошибаются, полагая, что раз они могут это делать, то это позволительно, хотя никакая сила не дается для разрушения, а лишь для назидания.

4. Они старательны и очень проворны в осуществлении задуманного беззакония. Как только возникла мысль и придумано злодеяние на ложах их, они не теряют времени и совершают его утром на рассвете, они встают рано, чтобы исполнить задуманное, и осуществляют то зло, которое находит их рука, со всей их крепостью; а это в свою очередь должно постыдить нас за медлительность и нерасторопность при совершении добрых дел. Да не будет повода говорить, что, служа Богу и своему поколению, мы оставили на завтра то, что можно сделать сегодня.

5. Они ни перед чем не останавливаются, стремясь осуществить свои планы; чего они пожелают, то берут, если могут.

(1) Их не волнует, какое зло они тем самым причиняют, каким бы чудовищным и явным оно ни было; они силой отнимали у людей поля не только с помощью мошенничества и коварных уловок, но и со ссылкой на закон; все это делалось с уверенностью и применением силы.

(2) Их не беспокоило, кому они причиняют зло и как далеко простирается беззаконие, задуманное ими: «Они обирают человека и его дом, они грабили и лишали средств к существованию многочисленные семьи и не волновались, даже если тем самым посылали их жен и детей просить милостыню». Они обирали мужа и его наследие; они отнимали у людей то, на что те имели неоспоримое право, получив в качестве наследства от своих предков, и надеялись передать своему потомству. Но этих угнетателей не беспокоило, скольких людей они довели до обнищания только ради того, чтобы самим обогатиться. Отметьте: если алчность царствует в сердце, то, как правило, из него изгнано сострадание; а кто любит мир любовью Отчей, в том нет любви к своему ближнему.

II. Описывается справедливость Бога, замыслившего наказать их за этот грех (ст. 3): «Посему так говорит Господь, праведный Бог, Который судит людей и мстит тем, кто причиняет зло. Я помышляю навестъ на этот род бедствие, то есть на все царство, на дом Израилев, и в частности на те его семьи, которые были жестокими и притесняли других». Они несправедливо замышляли зло против своих братьев, и сейчас Бог справедливо замышляет зло против них. Безграничная Мудрость таким образом замышляет наказание за их грех, что оно непременно исполнится и его нельзя будет избежать; оно будет очень суровым и его? невозможно будет вынести, оно будет весьма знаменательным и поразительным, и все люди повсеместно обратят внимание, что оно соответствует их греху. Чем больше нечестивого коварства присутствует в грехе, тем больше святой мудрости и соответствия будет в его наказании, ибо Господь был познан по суду, который Он совершил, они признают Его.

1. Он обнаружил, что они весьма самонадеянны и уверены в том, что тем или иным образом им удастся избежать суда; или даже если он коснется их, то очень скоро они справятся с ситуацией и избавятся от него. Поэтому Бог говорит им: «Это такое бедствие, которого вы не свергнете с шеи вашей». Они были людьми негодными, которые не желали склониться под легкое ярмо праведных Божьих заповедей, расторгли эти узы и свергли с себя их оковы. Поэтому Бог возложит на них тяжелое ярмо Своих праведных судов, и они не смогут избавить от него свои шеи; те, которые отказываются подчиняться, будут побеждены.

2. Он увидел, что они очень гордые и заносчивые, и поэтому говорит им, что не должны ходить высокомерно, подняв шею и обольщая взорами, выступая величавою поступью, как они это делают (Ис 3:16), ибо это время злое и свершившиеся события очень смиряют и умерщвляют; они легко свергнут самый надменный дух.

3. Он увидел, что они очень веселые и радостные, и поэтому говорит, что их настроение изменится: смех обратится в плач, а радость — в горе (ст. 4): «В тот день, когда Бог придет наказать вас за ваше притеснение, произнесут о вас притчу и будут плакать горьким плачем — плачем плачей (дословно), самым плачевным плачем; подобным образом песнь песней является самой приятной песней. Враги будут оскорблять их, смеяться над их горем, ибо произнесут на них притчу. Их друзья будут скорбеть о них и близко к сердцу примут их беды, а их всеобщий вопль будет таким: «Мы совершенно разорены! Мы погибли!» Отметьте: те, которые были самыми надменными и уверенными в своем процветании, больше всех остальных приходят в уныние и готовы впасть в отчаяние, попав в беду.

4. Он увидел, что они очень богаты, имеют дома и земли, добытые с помощью притеснения, и поэтому говорит, что очень скоро они лишатся всего этого.

(1) В отчаянии они все это бросят и скажут: «Мы совершенно разорены; удел народа моего отдан другим; и поэтому теперь он не принадлежит нам, а отдан во владение нашим врагам. Как Он был отнят у меня (англ. пер.)! Как это было внезапно и неотвратимо!» Добытое нечестным путем недолго будет пребывать у нас — праведный Бог отнимет. Отвернувшись от нас во гневе, он разделил наши земли (в англ. пер.) и отдал их в руки иноплеменников. Горе тем, от кого Бог отворачивается. На полях написано: «Вместо того чтобы вернуть, Он разделил наши поля; вместо того чтобы вернуть нам наше имущество, Он подтвердил владение ими тех, кто отнял их у нас». Отметьте: Бог справедлив, когда позволяет, чтобы с теми, кто мошенничает и притесняет других, поступали так же.

(2) Бог утвердит то, что ими было сказано в отчаянии (ст. 5): «Не будет у тебя никого, кто бросил бы жребий в собрании пред Господом, — никого, кто делил бы наследие, ибо не будет наследства, чтобы его делить; не будет судов, которые исследовали права на обладание землей или разрешали спорные вопросы по этому поводу; некому будет бросать жребий, чтобы определить право на владение землей (как было во времена Иисуса), ибо все будет в руках врагов. Они не только имели неоспоримое право на владение этой землей, которая будет отнята у них, но и радовались этому, ибо она принадлежала собранию Господа, или, скорее, это было место собрания Господа; эта земля принадлежал Господу, это была святая земля, и поэтому они особенно оплакивали ее утрату. Отметьте: самыми суровыми бедствиями следует считать те, которые лишают нас собрания Господа и не позволяют наслаждаться его привилегиями.

Стихи 6−11. В данных стихах народ Израиля обвиняется в двух грехах: в преследовании Божьих пророков и притеснении бедных; за каждый из них ему возвещены суды, которые будут точно соответствовать греху.

I. Они преследовали Божьих пророков, притесняли их и заставляли молчать. Этот грех более всех других вызывал недовольство Бога, так как он не только выражал презрение к Его власти над нами, но и с презрением отвергал Его милость к нам; ибо тот факт, что Он посылал к ним пророка, являлся неопровержимым и ценным доказательством Его доброжелательности к нам. Давайте обратим внимание:

1. Каким образом этот народ препятствовал и противился пророкам Бога: они говорили пророкам: «Не пророчествуйте» (Ис 30:10). Они говорили провидящим. «Перестаньте провидеть; не беспокойте нас описанием того, что вы видели, и не приносите нам такие пугающие послания». Они не должны были пророчествовать вообще или пророчествовать только то, что было угодно народу. В данном месте слово «пророчествовать» означает «источать», ибо слова пророков сходили с небес, как роса. Отметьте: кто не желает изменяться, тот ненавидит обличение и делает все возможное, чтобы заставить молчать верных служителей. Амосу было запрещено проповедовать (Ам 7:10 и далее). Преследователи перекрывали им дыхание, так как у них не было другого способа затворить им уста, ибо, пока они живы, они будут проповедовать и мучить живущих на земле, как описанные в Книге Откровение два свидетеля (Откр 11:10). Некоторые читают так: «Не пророчествуйте, пусть другие пророчествуют». Пусть не пророчествуют те, которые говорят нам об ошибках и угрожают, а пусть пророчествуют другие, которые потакают нашим грехам и обещают нам мир. Они не говорят, что вообще не хотят иметь служителей, а что хотят иметь таких, которые будут говорить то, что им нравится, и не препятствовать им. И в данных стихах (ст. 11) таковые обвиняются в том, что когда они заставляли молчать и проявляли недовольство истинными пророками, то тем самым одобряли и ободряли притворщиков. Они выбирали их и оказывали им предпочтение, противясь верным Божьим пророкам: «Если бы какой-либо ветреник выдумал ложь и сказал, что имеет Дух Божий, хотя на самом деле это дух ошибок и заблуждений и он сам знает, что не имеет ни поручения, ни наставления от Бога, тем не менее, если он скажет: «Я буду проповедовать тебе о вине и сикере», если будет заверять их в том, что они будут иметь достаточно вина и крепких напитков, что им не следует бояться судов, войны и голода, которыми им угрожают другие пророки, что они всегда будут иметь изобилие чувственных наслаждений и никогда не будут нуждаться в них; если скажет, что они могут пить столько вина и крепких напитков, сколько им хочется, и не стоит бояться напиться допьяна, что будут счастливы, если будут пить беспробудно, то такой пророк, который говорит, что нет ни греха, ни опасности в том нечестивом образе жизни, который они ведут, будет человеком по их сердцу». Такой человек был бы угодным проповедником для этого народа — таким, какого они хотели бы иметь своим пророком: который не только участвовал бы вместе с ними в их попойках и разгулах, нош делал вид, что своими пророчествами освящает их похотливость, тем самым ожесточая их в самоуверенности и любви к чувственным удовольствиям. Отметьте: неудивительно, если порочный и развращенный народ жаждет иметь служителей таких же, как они сами, ибо они хотят верить, что и Бог такой же (Пс 49:21). Но как оскверняются святыни, когда их подобным образом неверно используют для таких низменных целей, когда даже пророчество заставляют служить таким распутным и мирским людям! Так раб, сказавший под воздействием духа лжи: «Не скоро придет господин мой», начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться.

2. Как их увещевают по этому поводу (ст. 7): «О, называющийся домом Иакова! Разве тебе приличествует так говорить и поступать? Неужели ты будешь заставлять молчать и запрещать пророчествовать говорящим во имя Божье?» Отметьте: великая честь и привилегия называться домом Иакова. Ты называешься Иудеем (Рим 2:17). Но когда те, которые называются этим достойным именем, деградируют, то очень часто оказываются наихудшими из людей и врагами Божьих пророков. Иудеи, названные домом Иакова, были самыми неистовыми преследователями первых проповедников Евангелия. В связи с этим в данных стихах пророк осуждает этих притеснителей слова Божьего и показывает им, (1) насколько сильно тем самым они оскорбили Бога этих святых пророков: «Разве умалился Дух Господень? Затворяя уста пророкам Господним, вы делаете все возможное, чтобы заставить молчать Его Дух. Но неужели вы думаете, что вам удастся это? Неужели вы сможете сделать Дух Божий своим пленником и рабом? Неужели вы сможете предписать Ему, что Он должен говорить, и запретить говорить то, что неприятно вам? Неужели вы думаете, что Дух Господень не сможет найти другой путь коснуться вашей совести, если вы заставите молчать пророков? Неужели вы думаете, что ваше неверие может расстроить божественные замыслы?»

(2) Каким позорным для иудеев было их исповедание: «Вы называетесь домом Иакова, и это ваша слава; но таковы ли действия его? Разве так поступал ваш отец Иаков? Разве вы идете по его стопам? — Нет, если бы вы были его детьми, то совершали бы его дела, но сейчас вы изыскиваете способы, чтобы заставить молчать мужа, говорящего вам истину во имя Бога. Авраам этого не делал (Ин 8:39−40); и Иаков не делал этого». Или можно понять так: «Таковы ли действия Бога? Разве такие дела могут быть угодны Ему? Разве так должен поступать Его народ? — Нет, вы знаете, что не так; так насколько слепы и фанатичны должны быть люди, убивающие Божьих служителей и полагающие, что тем самым они служат Богу» (Ин 16:2).

(3) Пусть задумаются, насколько безрассудно и нелепо их поведение: «Не благотворны ли слова Мои для того, кто поступает справедливо?» — Да, это так; это призыв к опыту рода правых: «Взывай, если есть отвечающий тебе. И к кому из святых обратишься ты?» Обратись к кому угодно — и ты увидишь, что все они согласны в том, что слово Бога благотворно для того, кто поступает справедливо; так неужели ты будешь противостоять тому, что совершает благо — так же много блага, как проповедь? Тем самым ты обижаешь Бога, признавшего, что слова пророка — Его слова (это — Мои слова), и стремившегося с их помощью сделать добро для человечества (Пс 118:68); и неужели ты хочешь воспрепятствовать великому благодетелю делать добро? Будешь ли ты ставить свет мира под сосуд? С таким же успехом ты можешь сказать солнцу: «Не свети», как говоришь провидящим: «Перестаньте провидеть». Тем самым вы причиняете зло душам человеческим и лишаете их преимуществ, определенных для них благодаря слову Божьему». Отметьте: кто заставляет молчать благочестивых служителей и препятствует средствам познания и благодати, тот является врагом не только Бога, но и мира, врагом для своей страны; ибо религию нужно поощрять ради общего блага государств и царств. Слова Бога благотворны для тех, кто поступает справедливо. Особенности характера благочестивого человека в том, что он ходит непорочно (Пс 14:2), а его утешение заключается в том, что слова Бога для него благотворны: в них он находит себе утешение. Слова Бога — благотворные слова для благочестивых людей и несут им утешение, а те, которые противятся словам Бога и заставляют молчать пророков, оправдывают себя тем, что слова Божьи бесполезны и неприятны для них, они не делают ничего хорошего и не пророчествуют им ничего хорошего, а только зло. Так, Ахав жаловался на Михея, в ответ на что пророк в данных стихах Отвечает, что они сами в этом виноваты. Они увидели, что эти слова благотворны для них, если бы были расположены с их помощью делать добро; если бы они ходили непорочно, как и должны, ш тем самым сделали себя достойными утешения, то для них слово Бога было бы утешительным. Делай добро, и получишь похвалу.

3. Что им грозит за этот грех; Бог тоже предпочтет их заблуждения, и (1) они будут лишены преимуществ честного служения. Раз они говорят: «Не пророчествуйте», то Бог поймает их на слове и они не будут пророчествовать им; их грех станет их наказанием. Если люди заставляют молчать Божьих служителей, то Бог поступает справедливо, повелевая им молчать, как Он повелел Иезекиилю, сказав: «Не будешь обличителем их». Пусть врач больше не посещает пациента, не желающего исцелиться, ибо его невозможно исправить. Они не будут пророчествовать им, и поэтому им не будет стыдно. Задача гражданских властей и служителей — стыдить людей, когда они совершают ошибки (Суд 18:7), чтобы те, устыдившись своего безрассудства, вновь не возвращались к нему. Но когда Бог позволяет людям быть дерзкими и бесстыдными в грехе, то говорит Своим пророкам: «Они привязались к своим идолам; оставьте их».

(2) Они будут отданы слепым вождям и неверным служителям. Мы можем воспринимать ст. 11 как угрозу: «Если бы какой-либо ветреник выдумал ложь, имея такой же дух лжи, как в устах пророков Ахава, укреплявших руки друг друга на своих нечестивых путях, то он и был бы угодным проповедником для этого народа; то есть Бог предоставит их самим себе, чтобы они слушали таковых». Раз они желают быть обманутыми, то пусть будут обманутыми; раз они не приняли любви истины, то Бог пошлет им действие заблуждения, так что они будут верить лжи (2Фес 2:10−11). У них будут пророки, которые станут проповедовать им о вине и сикере (читают некоторые), рассказывать о своем служении за бутылкой вина или графином эля и успокаивать грешников, продолжающих грешить, если те будут удовлетворять свою похоть. Иметь таких проповедников и подчиняться их руководству — это скорбное наказание, которое может постичь любой народ, являясь плохим предисловием приближающейся гибели; его можно сравнить с влиянием развращенной совести.

II. Притеснение Божьих нищих является еще одним грехом, в котором они обвинялись раньше (ст. 1−2), ибо этот грех вдвойне ненавистен Богу и вызывает Его недовольство. Обратите внимание:

1. Как этот грех описан (ст. 8−9). Притеснив Божьих пророков и противостав им, они предались другим пророкам; да и какие узы могут удержать тех, в ком нет почтения к слову Божьему? Те, которые раньше выступали против врагов народа, защищали свою страну и вели себя смело, теперь восстали как его враги и, вместо того чтобы защищать, разоряют его, причиняя ему больше вреда (как обычно поступают вероломные люди, обладающие властью в государстве) — чем чужеземный враг. Они охотились за мужчинами, женщинами и детьми:

(1) За мужчинами, которые путешествовали по дороге, проходили мирно и отвращались от войны, не имея нечестивых намерений, а мирно шли, имея вполне законные основания. Они набрасывались на них, словно те были опасными и отвратительными людьми, и отнимали у них как верхнюю, так и нижнюю одежду, и плащ, и белье. Так жестоко они поступали с мирными земли, которые, являясь ни в чем не повинными, никого не боялись и поэтому становились легкой добычей.

(2) За женщинами, чей пол должен был служить им защитой (ст. 9): «Жен народа Моего вы изгоняете из приятных домов их». Они поедали дома вдов (Мф 23:14), лишая их права владения, ибо это были красивые дома, которые они хотели бы иметь. Они поступали бесчеловечно, обращаясь подобным образом с женщинами; особенно их грех усугублялся тем, что это были жены народа Божьего, которые (как они знали) находились под Его защитой.

(3) За детьми, чей возраст давал им право на нежное обращение со стороны других: «У детей их вы навсегда отнимали славу Мою» (англ. пер.). Слава израильских детей заключалась в том, что они были свободными, но эти люди делали их рабами; рожденных в доме Божьем и имевших право на его привилегии они продавали иноземцам, отсылали в страны, где поклонялись идолам, и там они лишались навсегда своей славы; по крайней мере, притеснители желали, чтобы их рабство было вечным. Отметьте: праведный Бог обязательно взыщет за зло, причиненное вдовам и сиротам — тем, которым неоткуда больше ожидать справедливости, ибо они были беспомощными и не имели друзей.

2. Какой приговор был им вынесен за этот грех (ст. 10): «Встаньте и уходите; приготовьтесь покинуть эту землю, ибо вы будете изгнаны из нее, как сами изгоняли жен и детей Моего народа из их владений. Эта страна не будет местом вашего покоя, каким должен был стать Ханаан (Пс 94:11). Вы не будете довольны ею и не останетесь здесь, ибо она осквернена вашим нечестием». Грех оскверняет землю, и грешникам не стоит надеяться иметь покой на земле, которую они осквернили; она извергнет их, как извергла хананеян во дни древние, когда они осквернили ее своими мерзостями (Лев 18:27−28). «Более того, вы не только будете вынуждены покинуть эту землю, но она разорит вас жестоким разорением (англ. пер.); она либо изгонит вас, либо (что равносильно) вы погибнете на ней». Мы можем применить это к нашему положению в нынешнем мире: он осквернен, в нем присутствует много растления похотью, и поэтому мы должны встать и уйти из него, держаться подальше от его растления и хранить себя неоскверненным от мира. Это не место нашего покоя; этот мир никогда не должен был стать им для нас; он предназначался для того, чтобы мы прошли через него, но не должен был стать нашей частью; он мог стать местом нашего обитания, но не нашим домом. Мы не имеем здесь постоянного града, поэтому давайте встанем и уйдем; давайте не привязываться к нему, а жить выше его, думать о том, чтобы оставить его и искать вечного города в вышних.

Стихи 12−13. После угроз о гневе данная глава заканчивается, как это обычно бывает у пророков, обетованиями милости, которые частично исполнились, когда иудеи возвращались из Вавилона, и полностью исполнятся в царстве Мессии. Их скорби будут компенсированы.

1. Хотя в то время они были рассеяны, но позже вновь будут собраны вместе и совместно примут знаки Божьего благоволения в свой адрес; они будут иметь общение друг с другом и утешать друг друга (ст. 12): «Непременно соберу всего тебя, Иаков, — всех, кто принадлежит тебе, всех, называющихся домом Иакова (ст. 7), которые сейчас изгнаны из своей страны (ст. 10). Я вновь соберу вас вместе, и ни один из вас не затеряется и не будет пропущен. Непременно соединю остатки Израиля — тот остаток, который предназначен и сохранен для спасения; они будут соединены в один народ. Я совокуплю их воедино, как овец в Восоре». Овцы — это безобидные и общительные твари; и остатки Израиля будут похожи на стадо в овечьем загоне, где они будут в безопасности под присмотром и заботой пастуха; зашумят они (как шумят стада и отары, когда животные блеют и мычат) от многолюдства (ибо овцы — это человеки, как поясняет данное сравнение пророк, Иез 34:31), но не из-за того, что будут соперничать и спорить, а потому что их будет много. Это исполнилось, когда Христос Своим Евангелием собрал воедино рае± сеянных чад Божиих и объединил иудеев и язычников в одну паству, когда жаловались только на то, что земля слишком тесна для них и было шумно от их многолюдства (Ис 49:19−20), когда к Церкви добавились люди со всех концов земли и все тянулись ко Христу, привлеченные силой Его креста. Это обетование будет исполняться больше и больше и полностью исполнится, когда Он пошлет Своих ангелов и соберет избранных Своих от четырех ветров.

2. Хотя в то время казалось, что Бог оставил и изгнал их, но теперь Он вновь признает и возглавит их и поможет преодолеть все трудности, которые встретятся им на пути их возвращения и освобождения (ст. 13): пред ними пойдет стенорушитель, чтобы сокрушить всякую оппозицию и очистить перед ними путь. Под Его водительством они сокрушат преграды, войдут сквозь ворота — дверь, через которую можно спастись из плена, — и выйдут ими смело и решительно, имея в авангарде Всемогущего Бога. Царь их пойдет пред ними и возглавит их в пути; Иегова (в англ. пер.), Господь, — во главе их, как Он был во главе армий Израиля, когда тот следовал за столпом облачным и огненным, проходя через пустыню, и когда Он явился Иисусу Навину как вождь воинства Господня. Христос — Царь Церкви; Он — Иегова; Он возглавляет их, идет пред ними, выводит их из страны, где они были в плену, и вводит в землю, где они обретут покой. Он — стенорушитель, Который сокрушит их разорвет завесу и откроет царство небесное для всех верующих. Образованный епископ Пирсон (Pearson) применяет эти слова к воскрешению Христа, благодаря которому Он обрел силу и стал примером нашего воскресения. Перед нами пойдет стенорушитель, Который выведет нас из преисподней и унесет прочь ее врата, как Самсон унес ворота и все запоры Газы, и мы выйдем через этот проход. Образованный д-р Покок считает, как и многие древние иудеи, что в данном месте стенорушитель — это Илия, их Царь и Мессия, Сын Давидов; он полагает, что мы можем применить эти слова ко Христу и Его предтече — Иоанну Крестителю. Иоанн был разрушителем; он сокрушил лед и приготовил путь Господу благодаря крещению покаяния; с него началось Евангелие; от дней же Иоанна Крестителя Царство Небесное силою берется, и поэтому во главе христианской Церкви выступает победоносный Мессия, Князь, чтобы победить.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Михея, 2 глава

ТВОЯ ЛЕПТА В СЛУЖЕНИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.